Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
Оценка 5

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

Оценка 5
Лекции
docx
администрации
Взрослым
28.02.2018
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными перегрузками. Большинство времени в школе ученик проводит на уроке. Поэтому задача учителя - организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии. Данные технологии изучены учителями нашей школы неоднократно. Вы имеете определенный объем знаний по этой теме. Поэтому сейчас я предлагаю вам освежить имеющуюся информацию.
выступление.docx
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд учителя.   От   жизнерадостности,   бодрости   детей   зависит   их   духовная   жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Эти слова, сказанные    Василием Сухомлинским более пятидесяти лет назад актуальны и сегодня. Учебный   день   школьника   насыщен   значительными   умственными   и   эмоциональными перегрузками. Большинство времени в школе ученик проводит на уроке. Поэтому задача учителя   ­  организация   урока в   условиях   здоровьесберегающей   технологии.   Данные технологии   изучены   учителями   нашей   школы   неоднократно.   Вы   имеете   определенный объем   знаний   по   этой   теме.   Поэтому   сейчас   я   предлагаю   вам   освежить   имеющуюся информацию.  Инструкция:  Каждый из вас получает лист с тремя вопросами:  Какие факторы влияют на здоровье школьника?  Какие   виды   упражнений   вы   рекомендовали   бы   своим   коллегам   для   оптимизации физической и эмоциональной активности? На   каком   этапе   урока   наиболее   эффективно   использовать   упражнения   для восстановления работоспособности?   В течение двух минут опросите тех коллег, которые на ваш взгляд могут дать вам наиболее точный ответ. Время закончилось. Сейчас в течение одной минуты обсудите за столом и выберите наиболее удачные ответы.  Нам бы хотелось заслушать несколько вариантов. (3 стола) Данная структура была проведена именно тогда, когда ваша работоспособность пошла на   спад.   И   структура   «Спроси   того,   кто   знает»   позволила   активизировать   вашу работоспособность.   Использование   интерактивных   методов   обучения   очень   часто   дает положительный эффект.  Обобщая все выше сказанное, можно выделить несколько основных принципов  здоровьесбережения на уроке:  Обстановка и гигиенические условия  Количество видов учебной деятельности: Норма: 4­7 видов за урок. Однообразность  урока способствует утомлению школьников. Частая смена видов учебной деятельности  требует у учащихся дополнительных адаптационных усилий. Ориентировочная норма –  смена видов учебной деятельности через 7­10 минут. 1. 2. 3. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,  самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех. Чередование видов преподавания  через 10­15 минут. 4. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на  уроке: физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная  гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. Норма: на 20­25 минутах  урока продолжительностью не более 2 минут. 5.     Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический  комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом,  решается  задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется  дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. 6. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому  высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку  зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной  мыслительной деятельности, уместный юмор— вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка Учитель должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных  технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных  конкретных условиях успех конкретного учащегося. Когда мы упоминает здоровьесберегающие технологии, то чаще всего представляем  использование на уроке физминуток. Никто не собирается оспаривать их пользу. Но чем  старше становятся ученики, тем реже учителя начинают использовать на своих уроках  физминутки (жалко тратить драгоценное учебное время). Как альтернативу привычным  физминуткам мы хотим предложить вашему вниманию достаточно интересные варианты  сенсорных  упражнений с развивающим направлением. Упражнения , которые я использую на уроках.       1) Начало учебного дня в начальных классах начинаю организованной зарядкой.     2) Упражнения для улучшения осанки. 1) и.п.­ о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его; 2) ходьба с правильной осанкой; 3) ходьба с высоко поднятыми руками; 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.) 5) лёгкий бег на носках.    3). Упражнения для профилактики плоскостопия.             1) и.п.­ стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4­5раз). 2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п. (4­5 раз); 3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4­5 раз); 4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3­5раз).                                                                      4). Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ). 1) «Сотвори в себе солнце»; 2) «Волшебный цветок добра»; 3) «Путешествие на облаке»; 4) «У моря»; 5) «Золотая рыбка»; 6) «Янтарный замок»; 7) «Танец рыбки»; 8) «На лугу»; 9) «Водопад»; 10) «Сила улыбки» и т.д. «Водопад» ­   Ребята,   сядьте   поудобнее   и   закройте   глаза.   Глубоко   вдохните   и   выдохните… Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз   падает   вниз   мягкий   белый   свет.   Теперь   представьте   себя   под   этим   водопадом   и почувствуйте,   как   этот   прекрасный   белый   свет   струится   по   вашим   головам…   Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами     собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом   вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд) Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.       5). Упражнения для мышц рук. 1) «Моя семья» Этот пальчик­ дедушка, Этот пальчик­ бабушка, Этот пальчик­ папочка, Этот пальчик­ мамочка, А вот этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.) 2) «Капуста» Мы капусту рубим­рубим, Мы капусту солим­солим, Мы капусту трём­трём, Мы капусту жмём­жмём. (Движения   прямыми   ладонями   вверх­вниз,   поочерёдное   поглаживание   подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.) 3) «Мы наши пальчики сплели  И вытянули ручки. Ну а теперь мы от Земли Отталкиваем тучки.» ( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.) 4) «Руки мы на стол положим, Повернём ладонью вверх. Безымянный палец тоже Хочется быть не хуже всех. ( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)        6).   Упражнения   для   глаз. По   словам   психоаналитиков,   если   гимнастику   для   глаз проводить   регулярно,   зрение   у   человека   восстанавливается   полностью,   и   он   может отказаться от очков.  Вот некоторые элементы этой гимнастики:  Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.   Медленно переводить взгляд вверх­вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.  Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.   Положить   ладони   одну   на   другую   так,   чтобы   образовался   треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.  Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5­6 секунд.   Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.   В   среднем   темпе   проделать   3­4   круговых   движения   глазами   в   правую   сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.        7). Физминутки по методике сенсорно­координаторских тренажей. ( В 4­х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1­2­3­4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1­2­3­4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4­3­2­1, 1­ 3,   4­2   и   т.д.   При   этом   ученики   совершают   синхронно   движения   глазами,   головой   и туловищем. Но дети должны не просто «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно­ моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.        8). Использование на уроках сенсорного круга. В   качестве   сенсорного   круга   может   использоваться   любой   круглый   предмет, например   обруч   или   круглая   вешалка   для   мелких   вещей   с   прищепками.   Этот   круг прикрепляется   кронштейном   к   стене   около   классной   доски   на   высоте   2,3м.   По   его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек, снежинок и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берёт задание.Сенсорный круг способствует правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.        9). «Цветок здоровья» Цветок   здоровья   сделан   из   цветного   картона.   В   нём   7   лепестков:   жёлтый,   Середина   цветка   – фиолетовый,   синий,   красный,   коричневый,   зелёный,   розовый. оранжевая. На стебле листик светло­ зелёного цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся в течении года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь». 10) «Сила улыбки». Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.  Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п. Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь»  (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от детей, они  воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или  исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и  установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным  целям. Сохранение здоровья школьников – это бесспорно важный вопрос, но не менее важен  вопрос сохранения здоровья учителей. Ведь не зря говорят «У здорового учителя – и  ученики здоровы». Позвольте мне дать ряд рекомендаций, как сохранить здоровье.          Чтобы сохранить энергию, так необходимую учителю в его трудной, но благородной  работе, важно помнить простые правила. Правило первое: Не зацикливайтесь на плохом подводя итоги дня, считайте только удачи ! Правило второе: Чаще улыбайтесь. Изумляйтесь всему, как изумляются дети. Правило третье: Каждый день начинайте жизнь с «нового листа». В «реку жизни», как  Вашу ближайшую речку, нельзя войти дважды. Всё течет, всё меняется. Правило четвёртое: В педагогической деятельности стремитесь к сотрудничеству.  Элемент критики не должен быть доминирующим. Постоянно транслируйте  дружелюбность. Правило пятое: Помните восточную мудрость: «Трудись не перенапрягаясь. В работе не  ленись, но и не доводи себя до истощения сил». Правило шестое: Осознайте высшую самоценность жизни. В ней суть счастья. Мы  счастливы оттого, что живём. Можем любить и быть любимыми, растить и воспитывать  детей. Простые утверждения снимают беспокойство. Повторения коротких, простых утверждений позволяют справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров. 1. 2. 3. 4. 5. Сейчас я чувствую себя лучше Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться Я могу управлять своими внутренними ощущениями Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю Внутренне я ощущаю, что все будет в порядке. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий позволит повысить  результативность образовательного процесса, сформирует у детей, педагогов ценностные  ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Тема: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках Вопросы Ответ Какие факторы влияют на здоровье школьника?  Кто дал ответ   На   каком   этапе   урока эффективно наиболее использовать   упражнения для восстановления работоспособности?   Какие   виды   упражнений вы рекомендовали бы своим коллегам   для   оптимизации физической и эмоциональной активности?

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018