ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.8

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +1
Детсад
20.01.2017
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
разработки
ВВЕДЕНИЕ 7.doc
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  КОНФЛИКТОВ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………...5­20 1.1 Возрастные психолого­педагогические особенности дошкольников  в межличностных отношениях…………………………………………………..5 1.2 Конфликт дошкольников: его сущность, функции и   причины …………12 1.3 Типы межличностных конфликтов в дошкольном возрасте……………...15 1.4 Разрешение и предупреждение конфликтов у дошкольников……………16 Выводы………………………………………………………………………...…20 2.  ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ  ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ………………...…22­27 2.1 Организация исследования………………………………………………….22 2.1 Анализ полученных результатов…………………………………………...22 2.3 Рекомендации по разрешению конфликтов……………………………….26 Выводы…………………………………………………………………………..27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………29 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………31 Приложение А. Анкета, способствующая  выявлению конфликтов между дошкольниками Приложение   Б. конфликтов в средней группе Приложение   В.   Игровые   приемы,   направленные   на   разрешение конфликтов   Игровые   упражнения   для   исследования 2 ВВЕДЕНИЕ Резкие   изменения   в   социальной   и   экономической   сферах   жизни приводят   к   росту   напряженности   в   межличностных   отношениях.   Поэтому проблема   межличностных   конфликтов   и   их   позитивного   разрешения приобретает сегодня особую значимость. Не вызывает сомнения тот факт, что специфика поведения в конфликте, готовность   или   неготовность   разрешать   конфликтные   ситуации   начинают складываться в детстве. Именно   в   дошкольном   возрасте   формируются   представления   о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является   возрастом   первоначального   становления   личности   ребенка.  В   это время   в   общении   ребенка   со   сверстниками   возникают   довольно   сложные взаимоотношения,   существенным   образом   влияющее   на   развитие   его личности.   Общение   со   сверстниками   играет   важнейшую   роль   в   жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности   ребенка,   проявление   и   развитие   начал   коллективных взаимоотношений детей. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может   выступить   в   качестве   серьезной   угрозы   для   личностного   развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться   основные   стереотипы   поведения,   психологические   основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение. 3 Актуальность   исследования  определяется   тем,   что   возникновение     конфликта обычно рассматривают как симптом неблагоприятных отношений, а педагогическая работа направлена на подавление конфликтов. Цель работы:  дать психологическую характеристику межличностным конфликтам детей дошкольного возраста. Задачи: 1. проанализировать   психолого­педагогическую   литературу   по проблеме конфликтов у детей дошкольного возраста; 2. исследовать   межличностные   конфликты   среди   детей   среднего дошкольного возраста; 3. разработать   педагогические   рекомендации   по   разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста. Объект исследования:  конфликт. Предметом исследования являются межличностные  взаимоотношения дошкольников. В исследовании использовались следующие методы:  ­анализ психолого­ педагогической и научной литературы; ­ беседа; ­наблюдение; ­педагогический эксперимент; ­математическая обработка данных. Методологической   основой   исследования  являются   труды отечественных и зарубежных исследователей, которые занимались изучением   Д.Б.Эльконина, конфликтов   в   детском   возрасте:   Л.С.Выготского, А.В.Запорожца,   В.Н.Мясищева,   А.П.Усовой, В.С.Мухиной, Т.Н.Счастной, Н.Я.Михайленко, А.А.Рояк, А.С.Спиваковской, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной и др.    Я.Л.Коломинского, База   исследования:   данное   исследование   проводилось   на   базе   ГУО «Ясли­детский сад № 101 г. Могилева»  в средней группе детского сада.    Структура   исследования:   работа   состоит   из   введения,   двух   глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. 4 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1  Возрастные   психолого­педагогические   особенности дошкольников в межличностных отношениях   В дошкольном возрасте (от 3 до 6­7 лет) межличностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа.    Для   младших   дошкольников   наиболее   характерным   является индифферентно­доброжелательное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети   безразличны   к   действиям   сверстникам   и   к   его   оценке   со   стороны взрослого.   В   то   же   время   они,   как   правило,   легко   решают   проблемные ситуации в пользу других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы, правда, их подарки чаще адресованы взрослым, родителям или воспитателю, чем сверстникам). Все это может свидетельствовать о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний сверстника [13,с.17].    В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность   ребенка.   Об   этом   говорит   стремление   детей   к   эмоционально­ практическому   взаимодействию,   подражание   движениям   сверстника.   Та легкость, с которой  трехлетние   дети  заражаются  общими  эмоциональными состояниями со сверстником, может свидетельствовать об особой общности с ним,   которая   выражается   в   обнаружении   одинаковых   свойств,   вещей   или действий. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы объективирует себя и выделяет в самом себе конкретные свойства. Но эта общность имеет чисто внешний, процессуальный и ситуативный характер.  5 Решительный   перелом   в   отношении   к   сверстнику   происходит   в середине   дошкольного   возраста.   В   4­5   лет   картина   взаимодействия   детей существенно   меняется.   В   средней   группе   резко   возрастает   эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В процессе игры дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей   на   оценку   взрослого   также   становятся   более   острыми   и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчение детей, а их неудачи   вызывают   нескрываемую   радость.   В   этом   возрасте   значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.   Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как   хвастовство,   демонстративность,   конкурентность   и   пр.   Однако   эти явления   можно   рассматривать   как   возрастные   особенности   пятилеток.   К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.   К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий, а   также   эмоциональная   вовлеченность   в   деятельность   и   переживания сверстника.   В   большинстве   случаев   старшие   дошкольники   внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход.   Если   4­5­летние   дети   охотно   вслед   за   взрослым   осуждают   действия сверстника, то 6­летние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем противостоянии   взрослому.   Все   это   может   свидетельствовать   о   том,   что просоциальные   действия   старших   дошкольников   направлены   не   на положительную   оценку   взрослого   и   не   на   соблюдение   моральных   норм,   а непосредственно на другого ребенка[18,с.167­169].    Широко   известно,   что   существуют   значительные   индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности.    На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно   изменяется   по   всем   параметрам:   меняются   содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы.   От   двух   до   семи   лет   отмечаются   два   таких   перелома:   первый происходит приблизительно в четыре года, второй ­ около шести лет. 6 Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка.  Если  к  моменту  своего  возникновения   и  в течение одного ­ двух лет после этого потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку двух­трех лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у четырехлетних детей эта потребность   выдвигается   на   первое   место.   Теперь   они   начинают   явно предпочитать общество других детей взрослому или одиночной игре.   Второй   перелом   внешне   выражен   менее   четко,   однако   он   не   менее важен. Он связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением   более   устойчивых   и   глубоких   отношений   между   детьми [19,с.53­54]. Формы общения дошкольников со сверстниками: 1.   Эмоционально­практическая   форма   общения   побуждает   детей проявлять   инициативу,   влияет   на   расширение   спектра   эмоциональных переживаний.    2.Ситуативно­деловая   создает   благоприятные   условия   для   развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. 3.   Внеситуативно­деловая   формирует   умение   видеть   в   партнере   по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе [2,с.62].   К 2 годам складывается первая  форма общения со  сверстниками – эмоционально­практическая. Новая потребность в общении со сверстниками занимает   четвертое   место   вслед   за   потребностью   в   активном функционировании,   общении   со   взрослыми   и   в   новых   впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.   Детей   привлекает   сам   процесс   совместных   действий:   сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности   детей   на   самовыявлении.   Хотя   малыш   стремится подражать   ровеснику   и   возрастает   интерес   детей   друг   к   другу,   образ ровесника для ребенка очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны [6,с.63]. 7 Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении с взрослыми ­ жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно­действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов. На 4­м году жизни все большее место в общении занимает речь.   В   возрасте   с   4   до   6   лет   у   дошкольников   наблюдается   ситуативно­ деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем,   что   бурно   развиваются   сюжетно­ролевая   игра   и   другие   виды деятельности,   приобретая   коллективный   характер.   Дошкольники   пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.   Стремление действовать  совместно настолько сильно выражено, что дети   идут   на   компромисс,   уступая   друг   другу   игрушку,   наиболее привлекательную роль в игре и т.д. У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей.   На 5­м году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе.   Ребенок   не   выделяет   интересов,   желаний   товарища,   не   понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.   Дети используют разнообразные средства общения, и несмотря на то, что они много говорят, речь остается по­прежнему ситуативной.  Внеситуативно­деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого   числа   детей   6­7   лет,   но   у   старших   дошкольников   четко намечается   тенденция   к   ее   развитию.   Усложнение   игровой   деятельности ставит   ребят   перед   необходимостью   договориться   и   заранее   спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству   с   товарищами,   которое   приобретает   внеситуативный характер.   Изменяется   ведущий   мотив   общения.   Складывается   устойчивый образ   сверстника.   Поэтому   возникает   привязанность,   дружба.   Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными 8 действиями.   Дети   беседуют   на   познавательные   и   личностные   темы,   хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения – речь.   Особенности   общения   со   сверстниками   ярко   проявляются   в   темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутверждаются в его глазах.   Высказывания   в   адрес   сверстника,   так   или   иначе,   связаны   с собственным   «я»   ребенка.   Младшие   дошкольники   разговаривают,   прежде всего,   о   том,   что   они   видят,   или   о   том,   что   у   них   есть.   Они   стремятся поделиться   впечатлениями,   привлечь   внимание   сверстников   с   помощью предметов, которыми обладают. Занимая у младших особое место, такие темы сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста.   Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается. В 5­7 лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее» («кем я буду, когда вырасту») [9,с.17­19]. Наибольшую тревогу вызывают проблемные  формы межличностных отношений дошкольников:   1.Агрессивность.   Среди   факторов   агрессивного   ребенка   обычно выделяются   особенности   семейного   воспитания,   образцы   агрессивного поведения,   которые   ребенок   наблюдает   на   телеэкране   или   со   стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и пр. Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье, в сходных условиях   воспитания   вырастают   разные   по   степени   агрессивности   дети. Агрессивность,   сложившаяся   в   детстве,   остается   устойчивой   чертой   и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.  В   основе   детской   агрессивности   может   лежать   различная мотивационная направленность:  ­ спонтанная демонстрация себя; ­ достижение своих практических целей; ­ подавление и унижение другого.    2.  Обидчивость.  В   общих   чертах   обиду   можно   понимать   как болезненное   переживание   человеком   игнорирования   или   отвержения   со стороны   партнеров   по   общению.   Это   переживание   включено   в   общение   и направлено на другого. Маленькие дети (до 3­4 лет) могут расстраиваться из­ 9 за отрицательной оценки взрослого, требовать внимания к себе, жаловаться на сверстников,   но   все   формы   детской   обиды   носят   непосредственный, ситуативный   характер   ­   малыши   не   застревают   на   этих   переживаниях   и быстро забывают их.    Феномен обиды во всей своей полноте начинает проявляться после 5 лет, что связано с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении ­ сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным   предметом   обиды   начинает   выступать   сверстник,   а   не   взрослый. Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою непризнанность, незамеченность.    Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности».   Обиженный   всем   своим   поведением   показывает   обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как­то исправиться. Он отворачивается,   перестает   разговаривать,   демонстративно   показывает   свои «страдания».    Установка   на   оценочное   отношение   к   себе   у   обидчивых   детей проявляется в различных показателях отношения к сверстникам ­ в характере их восприятия, в особенностях самооценки и ожидаемой оценки товарищей, в интерпретациях конфликтных ситуаций и способах выхода из них. 3.Застенчивость  является одной из самых распространенных и самых сложных   проблем   межличностных   отношений.  Известно,  что   застенчивость порождает   ряд   существенных   трудностей   в   общении   людей   и   в   их отношениях. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми людьми, отрицательные   эмоциональные   состояния   в   ходе   общения,   трудности   в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в присутствии других людей и пр.  Наблюдения   показали,  что   застенчивость   появляется   у   многих   детей уже в 3­4­летнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства.    Наиболее   ярко   проявляется   у   5­6­летних   застенчивых   детей   в личностном общении. Ребенок с интересом слушает взрослого, внимательно и сочувственно смотрит ему в глаза, но упорно молчит и отводит взгляд, как только его просят рассказать что­либо о себе.    Практически   все   дети,   которые   вели   себя   застенчиво   в   3   года, сохранили это качество до 7 лет. Вместе с тем выраженность застенчивости претерпевает изменения на протяжении дошкольного периода. Слабее всего 10 она проявляется в младшем дошкольном возрасте, резко возрастает на пятом году жизни и сокращается к 7 годам. При этом на пятом году жизни усиление застенчивости приобретает характер возрастного феномена.   Выраженность застенчивости здесь, очевидно, связана со становлением новой потребности в общении ребенка со взрослым. Известно, что именно в этом возрасте складывается потребность ребенка в признании и уважении.    Демонстративных   детей   выделяет   стремление   привлечь   к   себе внимание   любыми   возможными   способами.   Такие   дети,   как   правило, достаточно   активны   в   общении.   Однако   в   большинстве   случаев   дети, обращаясь   к   партнеру,   не   испытывают   к   нему   реального   интереса. Преимущественно они говорят о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Отношения для таких детей являются не целью, а средством самоутверждения и привлечения внимания. При этом способами привлечения внимания   могут   быть   как   просоциальное   поведение,   так   и   действия, выражающие агрессию.    Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда   отношения   с   воспитателем   или   группой   не   складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию,   Нередко самоутверждение достигается путем снижения ценности или обесценивания другого.    провоцируют   скандалы   и   ссоры.   жалуются,   Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится   главным   мотивом   всех   действий   и   поступков.   Такой   человек постоянно   боится   оказаться   хуже   других,   что   порождает   тревожность, неуверенность   в   себе,   которая   компенсируется   хвастовством   и подчеркиванием   своих   преимуществ.   Гораздо   более   прочной   оказывается позиция,   основанная   на   принятии   себя   и   отсутствии   конкурентного отношения к окружающим.   Таким образом, значительные индивидуальные различия в отношении ребенка   к   сверстникам,  которые   во   многом   определяют   его   самочувствие, положение   среди   других   и   в   конечном   счете   особенности   становления личности, это проблемные формы межличностных отношений: агрессивность, обидчивость, застенчивость демонстративность. На протяжении дошкольного 11 возраста   общение   детей   друг   с   другом   существенно   изменяется   по   всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти   изменения   могут   протекать   плавно,   постепенно,   однако   в   них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы. От двух до семи лет отмечаются два таких перелома: первый происходит приблизительно в четыре года, второй ­ около шести лет [12,с.56­57]. 1.2 Конфликт дошкольников: его сущность, функции и   причины    В   настоящее   время  конфликты  рассматриваются   как   сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми. Конфликтные   процессы   мало   кто   одобряет,   но   почти   все   в   них участвуют. Наблюдения   показывают,   что   80%   конфликтов   возникает   помимо желания их участников. Происходит это из­за особенностей нашей психики. Главную   роль   в   возникновении   конфликтов   играют  конфликтогены  –   это слова или действия, которые могут привести к конфликту [1,с.5]. Конфликт– это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций   в   сознании   индивидов,   в   межличностных   или   межгрупповых взаимодействиях,   связанное   с   отрицательными   эмоциональными переживаниями [7,с.8]. В   детском   коллективе   провоцируют   конфликты  трудные   или конфликтные дети: 1.агрессивисты   –   задирают   других   раздражаются   сами,   если   их   не слушают; 2.жалобщики – всегда на что­нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для разрешения проблем; 3.молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, о чем они думают и чего хотят, весьма сложно; 4.сверхпокладистые – со всеми соглашаются; 12 5.всезнайки   –   считают   себя   выше,   умнее   других   детей   и   всячески демонстрируют свое превосходство; 6.нерешительные – медлят с принятием  решения, потому что боятся ошибиться; 7.максималисты – хотят чего­то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости; 8.скрытые   –   затаивают   обиды   и   неожиданно   набрасываются   на обидчика; 9.невинные лгуны (фантазеры) – вводят других в заблуждение ложью и обманом [20,с.32]. Функции конфликтов. Конфликты   выполняют   как   позитивные,   так   и   негативные   функции (таблица 1.2). Таблица 1.2 Функции конфликтов Позитивные Негативные Разрядка напряженности Получение новой информации (о другом ребенке, сверстнике) Стимулирование   к   изменениям   через воспитание Снятие   агрессивности,   осознание   норм поведения Выработка решения проблемы Обогащение   жизненного   опыта   в   сфере межличностных отношений [4,с.63­64].   ухудшение Большие эмоциональные затраты Снижение   дисциплины, психологического климата в коллективе Конфликтное   взаимодействие   вносит ущерб   в   воспитательно­образовательный процесс Дезорганизация совместной деятельности Уменьшение   степени   сотрудничества   в продуктивной деятельности   Несмотря   на  развитие   контактов   со   сверстниками,  в  любой   период детства   наблюдаются   конфликты   между   детьми.   Рассмотрим   их   типичные причины.  В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным   объектом   и   неумение   играть   рядом   даже   при   наличии достаточного   количества   игрушек.   Игрушка   для   малыша   более привлекательна, чем сверстник. Она заслоняет партнера и тормозит развитие положительных взаимоотношений.  13 Дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем­ то превзойти товарища. Ему необходима уверенность в том, что его замечают, и   ощущать,   что   он   самый   хороший.   Среди   детей   малышу   приходится доказывать свое право на уникальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но   сравнение   очень   субъективно,   только   в   его   пользу.   Ребенок   видит сверстника   как   предмет   сравнения   с   собой,   поэтому   сам   сверстник   и   его личность   не   замечаются.   Интересы   ровесника   чаще   игнорируются.   Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И тогда сразу же сверстник получает суровую оценку, соответствующую характеристику. Ребенок ждет от   ровесника   одобрения   и   похвалы,   но   поскольку   он   не   понимает,   что   и другому   требуется   то   же   самое,   ему   трудно   похвалить   или   одобрить товарища.   Кроме   того,   дошкольники   плохо   осознают   причины   поведения других.   Они   не   понимают,   что   сверстник   ­   такая   же   личность   со   своими интересами и потребностями.  К 5­6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по­прежнему ссорятся, а нередко и дерутся [21,с.36­37]. При выявлении причин возникновения конфликтов Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский исходили из того, что игра, как и другие виды совместной деятельности,   обладает   определенной   коммуникативно­организационной основой. Сюда относится ряд организационных задач деятельности, таких, как выбор темы общей игры, определение состава ее участников, распределение ролей   и   др.   Они   предположили,   что   конфликты   между   детьми   возникают именно при решении подобных коммуникативно­организационных задач. В связи с этим были выделены семь основных  причин возникновения конфликтов: Группировались причины возникновения конфликтов в соответствии с классификацией,   предложенной   Я.Л.Коломинским   и   Б.П.Жизневским.   Они выделили следующие основные причины возникновения конфликтов: 1. «Разрушение игры» – сюда входили такие действия детей, которые прерывали   или   затрудняли   процесс   игры,  ­  например,  разрушение   игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации. 2. «По поводу выбора общей темы игры»  – в   этих случаях спор возникал из­за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети. 14 3. «По поводу состава участников игры»  – здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т.е. кого включить в игру, а кого исключить. 4. «Из­за ролей» – данные конфликты возникают главным образом в силу   разногласий   между   детьми   о   том,   кто   будет   выполнять   наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль. 5. «Из­за   игрушек»  –   сюда   отнесены   споры   из­за   обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами. 6. «По поводу сюжета игры»  – в этих случаях дети спорят из­за того,   каким   образом   должна   проходить   игра,   какие   в   ней   будут   игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей. 7.  «По поводу правильности игровых действий» – это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре  [8, с.37­ 38]. Кроме того, говоря об изменении с возрастом  причин  возникновения конфликтов   между   детьми   дошкольного   возраста,   Д.Б.Эльконин   высказал мнение о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из­за игрушек,  у детей среднего дошкольного  возраста – из­за  ролей,  а в более старшем возрасте – из­за правил игры  [21, с.117]. Факторы, обостряющие конфликты: 1.Проявление страстей (гнев, страх, тревога, разочарование); 2.Безразличие взрослого на возникший конфликт; 3.Отсутствие попыток установить и поддержать отношения (со стороны взрослых и со стороны детей); 4.Тиражирование   конфликта,   увеличение   числа   детей   –   участников конфликта; 5.Вовлечение родителей. Факторы, ослабляющие конфликты: 1.Уход на нейтральную сторону; 2.Беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их; 3.Наличие   и   использование   взрослыми   и   детьми   коммуникативных навыков; 4.Сохранение и укрепление межличностных отношений [5,с.69]. 1.3 Типы межличностных конфликтов в дошкольном возрасте 15 По мнению Рояк А.А., Репиной Т.А. следует рассматривать два типа конфликтов   у   дошкольников,   испытывающих   трудности   в   общении   со сверстниками: 1. конфликт в операциях; 2. конфликт в мотивах  [15,с.130]. Необходимо   также   четко   обозначить   понятие   самого   внутреннего конфликта, т.к. в литературе понятия внутреннего и внешнего конфликтов четко не разграничены. Внешние   очевидные   конфликты  у   дошкольников   порождаются   возникающими   при   организации   ими   совместной противоречиями, деятельности или в процессе ее.  Внешние   конфликты   возникают   в   сфере   деловых   отношений   детей, однако   за   ее   пределы,   как   правило,   не   выходят   и   не   захватывают   более глубоких   пластов   межличностных   отношений.   Поэтому   они   имеют преходящий,  ситуативный   характер   и   обычно   разрешаются   самими   детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости.  Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают   в   качестве   регулятора   справедливых,   полноценных   отношений детей.  Моделирование   подобных   конфликтных   ситуаций   в   педагогическом процессе   может   рассматриваться   как   одно   из   эффективных   средств нравственного воспитания. Внутренний психологический конфликт  возникает у дошкольников в условиях   их   ведущей   игровой   деятельности   и   большей   частью   скрыт   от наблюдения  [10, с.65­67].  В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной   частью   деятельности,   а   с   самой   деятельностью,   с   ее сформированностью   у   ребенка,   противоречиями   между   требованиями сверстников   и   объективными   возможностями   ребенка   в   игре   или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такие противоречия не   могут   преодолеваться   детьми   без   помощи   взрослых.   В   условиях   этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное   эмоциональное   самочувствие,   он   не   может   удовлетворить своих   существенных   потребностей,   искажаются   не   только   деловые,   но   и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. 16 Функция   внутренних   конфликтов   сугубо   отрицательная,   они   тормозят становление   полноценных,   гармонических   отношений   и   формирование личности [3,с.27]. 1.4 Разрешение и предупреждение конфликтов у дошкольников Существует   два   основных  способа   разрешения   конфликтных ситуаций: 1.деструктивный : ­уход от ситуации («уйду и не буду с ним играть», «сам буду играть»), ­агрессивное разрешение («всех побью и заставлю играть»), ­привлечение внешних средств («позову воспитателя, она всех заставит играть»). 2.конструктивный– разрешение  конфликта («предложу  другую  игру», «договоримся с ребятами во что лучше поиграть»). Силовой   способ   разрешения   конфликта   используют   дети,   у   которых трудности   в   общении,   непонимание   друг   друга,   отсутствие   доверия, агрессивность. Дети, предпочитающие разрешить конфликты конструктивным способом, более общительны, у них более благополучные отношения со сверстниками. В любой конфликтной ситуации воспитателю рекомендуется высказать детям свое отношение через «я­сообщение»: «Мне не нравится, когда в группе дети ссорятся и дерутся». Затем   следует   спокойно   обсудить   проблему   и   попробовать   мирно разрешить, важно давать детям возможность высказать свое отношение. Разрешение конфликта всегда имеет воспитательный смысл и значение. Легче предупредить конфликт, чем разрешить [16,с.31­32]. Способы   разрешения   конфликтов   между   детьми   можно классифицировать следующим образом: 1. «Физическое воздействие» – сюда включены такие действия, когда дети,   особенно   младшие,   толкают   друг   друга,   дерутся,   а   также   отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т.д. 2. «Опосредствованное   воздействие»   –   в   этом   случае   ребенок воздействует на соперника через других людей.  17 3. «Психологическое   воздействие»   –   сюда   отнесены   такие   способы воздействия   на   соперника,   которые   адресованы   непосредственно   ему,   но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т.д. 4. «Словесное воздействие» – в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен.  5. «Угрозы и санкции» – сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий. 6. «Аргументы» – сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети   пытаются   объяснить,   обосновать   свои   притязания   или   показать неправомерность притязаний соперников  [8, с.39­40]. Методы разрешения конфликта: активное слушание. Активно слушать ребенка – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Выслушать   нужно   каждую   из   сторон­участников   конфликта.   Слушая одного, дать понять другому, что его так же выслушают. Обсуждается следующее: 1.Что произошло? (суть конфликта). 2.Что   привело   к   конфликту?   Почему   это   произошло?   (причины конфликта). 3.Какие чувства вызвал конфликт у участников (назвать чувства). 4.Как быть в этой ситуации? (найти решение). Рекомендуемая техника предполагает, что если показать ребенку, что его   действительно   слушают,   понимают   и   сочувствуют,   то   тем   самым снижается   острота   конфликта:   ребенку   важно   почувствовать   себя услышанным и понятым. По   принципу:   разгневанному   человеку   нужно   дать   выразить   свои эмоции словами и дать понять, что ему выражается доля сочувствия [14,с.52]. Профилактика конфликтов. Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Определяющим   фактором   в   профилактике   детских   конфликтов   является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение   к   определенным   социальным   нормам   взаимоотношений   и 18 взаимодействий,   соблюдение   которых   является   важным   аспектом   в социальном становлении личности ребенка.  Профилактика конфликтов включает: Развитие навыков общения детей со сверстниками. В   качестве   основных   методов,   приемов,   форм   обучения   детей конструктивным способом разрешения конфликтов используются: ­сюжетно­ролевые игры (с наличием проблемной ситуации); ­имитационные игры (имитация человеческого процесса); ­интерактивные игры (игры на взаимодействие); ­социально­поведенческие   тренинги   (обучение   конструктивному поведению в конфликтной ситуации); ­обыгрывание конфликтных ситуаций и моделировании выхода из них; психогимнастика; ­чтение художественных произведений и их обсуждение; ­просмотр и обсуждение мультфильмов; ­дискуссии; ­беседы   в   соответствующе   оборудованном   месте   с   примерным названием:   «Солнечный   круг»,   «Уголок   доверия»,   «Остров   желаний»; «Островок   чувств»,   «Секретная   комната»,   «Уютный   уголок»,   «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т.д. (Приложение В)  [17,с.42­43]. 19 Выводы Таким   образом,   в   результате   теоретического   анализа   литературы   по проблеме конфликтов между детьми дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы: 1.Этапы развития межличностных отношений детей: ­для   младших   дошкольников   наиболее   характерным   является индифферентно­доброжелательное отношение к другому ребенку; ­в   средней   группе   резко   возрастает   эмоциональная   вовлеченность   в действия другого ребенка;  ­к 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий, а   также   эмоциональная   вовлеченность   в   деятельность   и   переживания сверстника.  2.Формы общения дошкольников со сверстниками: ­   эмоционально­практическая   форма   общения   ­побуждает   детей проявлять   инициативу,   влияет   на   расширение   спектра   эмоциональных переживаний;  20 ­ситуативно­деловая   ­создает   благоприятные   условия   для   развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества; ­внеситуативно­деловая   ­   формирует   умение   видеть   в   партнере   по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания.  3.Проблемные формы межличностных отношений дошкольников:  ­агрессивность;  ­обидчивость; ­застенчивость и др. 4.Под   конфликтом   понимается   наиболее   острый   способ   разрешения   возникающих   в   процессе   взаимодействия, значимых   противоречий, заключающийся   в   противодействии   субъектов   конфликта   и   обычно сопровождающийся негативными эмоциями.  5.Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию. 6.   Основные   причины   возникновения   конфликтов   в   дошкольном возрасте: ­разрушение игры; ­по поводу выбора общей темы игры; ­по поводу состава участников игры; ­из­за ролей; ­из­за игрушек; ­по поводу сюжета игры; ­по поводу правильности игровых действий. 7. Типы конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности в  общении со сверстниками: конфликт в операциях и конфликт в мотивах. 8.Существует   два   основных   способа   разрешения   конфликтных ситуаций: деструктивный и к онструктивный 9.Есть и иные способы разрешения конфликтов между детьми: ­физическое воздействие; ­опосредствованное воздействие; ­психологическое воздействие; ­словесное воздействие; 21 ­угрозы и санкции; ­аргументы. 2.  ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   2.1 Организация исследования Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Ясли­детский сад № 101 г. Могилева».  В   исследовании   приняли   участие   воспитатель   средней   группы   и дошкольники средней группы в количестве 14 человек. Цель   исследования:    выявить   причины   возникновения   и   способы разрешения конфликтов у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Подобрать   методики   для   выявления   основных   причин возникновения и способов разрешения конфликтов между детьми. 22 2. Провести   экспериментальное   исследование   и   на   основании результатов   эксперимента   сделать   вывод   о   характере   изменения   причин возникновения и способов разрешения конфликтов между детьми в игровой деятельности. 3. Разработать   рекомендации   по   предупреждению   и   разрешению конфликтов. Методы исследования:  анкетирование, наблюдение, беседа. 2.1 Анализ полученных результатов С воспитателем средней группы с целью выявления причин конфликтов и способов их разрешения провели анкетирование (Приложение А).  Таблица 2.2.1 Результаты анкетирования воспитателя средней группы Ф.И.ребенка Причины, по которым возникают конфликты между детьми в игровой деятельности Разрушение игры + + + Михутина Милана Гроздев Леша Евдокимова Таисия Глыбов Саша Прищепа Лера Козлов Артем Ященко Слава Шлимаков  Никита Крюкова Ангелина Юхимчук Диана Гончарова Света Гончарова Алеся Самойлов Глеб Козловская Ангелина Из­за ролей Из­за игрушек По   поводу состава участников игры По поводу сюжета игры По   поводу правильности игровых действий По поводу выбора общей темы игры + + + + + + + + + + + Для   наглядности   представим   результаты   анкетирования   в   виде диаграммы (рис.2.2.1). 23 Рис. 2.2.1 Результаты анкетирования воспитателя средней группы Исходя   из   рисунка   2.1.1,   можно   констатировать,   что   чаще   всего конфликты между детьми возникают из­за обладания игрушками (50 %) и по поводу ролей в играх (29 %).  С   целью   выявления   основных   причин   возникновения   конфликтов   и способов их разрешения между детьми шло наблюдение за поведением детей в ходе сюжетно­ролевых игр «Почта» и «Семья» (Приложение Б). Таблица 2.2.2 Результаты наблюдений конфликтных ситуаций в процессе сюжетно­ролевых игр «Почта» и «Семья» Ф.И.ребенка Причины, по которым возникают конфликты между детьми в игровой деятельности По поводу выбора общей темы игры + Разрушение игры + Михутина Милана Гроздев Леша Евдокимова Таисия Глыбов Саша Прищепа Лера Козлов Артем Ященко Слава Шлимаков  Никита Крюкова Ангелина Юхимчук Диана Гончарова Света Гончарова Алеся Самойлов Глеб Козловская Ангелина Из­за ролей Из­за игрушек По   поводу состава участников игры По поводу сюжета игры По   поводу правильности игровых действий + + + + + + + + + + + + Для наглядности представим результаты наблюдения в виде диаграммы (рис.2.2.2). 24 Рис. 2.2.2 Результаты наблюдений конфликтных ситуаций в процессе сюжетно­ролевых игр «Почта» и «Семья» Таким образом, можно сделать следующие заключения: 1. конфликты из­за игрушек –2 конфликта (14 %); 2. количество конфликтов из­за разрушения игры – 1 (7%);  3. возрастает число конфликтов из­за ролей – до 8 (58%);  4.конфликты  при выборе общей темы игры – 1 (7%); 5.при определении игрового сюжета – 1 (7%); 6.по поводу правильности игровых действий – 1 (7%). Сравним   полученные   данные   в   ходе   анкетирования   воспитателя   и наблюдения за сюжетно­ролевыми играми (таблица 2.2.3). Таблица 2.2.3 Сравнительная характеристика результатов анкетирования воспитателя и наблюдения за сюжетно­ролевыми играми Причины конфликтов Разрушение игры Выбор общей темы Состав участников Из­за ролей Из­за игрушек Сюжет игры Правильность игровых действий Анкетирование воспитателя Наблюдения за сюжетно­ ролевыми играми Кол­во % Кол­во % 3 1 ­ 4 6 ­ ­ 14 7 ­ 29 50 ­ ­ 1 1 ­ 8 2 1 1 7 7 ­ 58 14 7 7 Исходя из данных таблицы 2.2.3, можно сказать, что возросло число конфликтных ситуаций по причине выбора ролей (согласно анкетированию воспитателя­конфликтные ситуации возникали из­за игрушек, так как были проведены игры с предметами).   Это не удивительно, так как проводились сюжетно­ролевые игры, и каждый ребенок хотел получить желаемую роль. Было   также   проведено   анкетирование   воспитателя   о   способах разрешения конфликтов среди детей (Приложение А). В   ходе   анкетирования   воспитатель   средней   группы   отметила,   что   в качестве   способов   разрешения   конфликтов   дети   чаще   всего   используют «словесное воздействие», «аргументы» и «физическое воздействие». Результаты   наблюдения   способов   разрешения   конфликтов   между детьми представлены в таблице 2.2.4. 25 Таблица 2.2.4. Результаты наблюдения способов разрешения конфликтов между Ф.И.ребенка Способы разрешения конфликтов детьми Физическое воздействие Опосредс твованное воздейств ие Психологич еское воздействие Словесное воздействие Угрозы и санкции Аргументы + + + Михутина Милана Гроздев Леша Евдокимова Таисия Глыбов Саша Прищепа Лера Козлов Артем Ященко Слава Шлимаков  Никита Крюкова Ангелина Юхимчук Диана Гончарова Света Гончарова Алеся Самойлов Глеб Козловская Ангелина + + + + + + + + + + + Для   наглядности   представим   результаты   наблюдения   способов разрешения конфликтов между детьми в виде диаграммы (рис.2.2.4). Рис.2.2.4 Результаты наблюдения способов разрешения конфликтов между детьми Таким образом, исходя из рис.2.2.4, можно сказать, что чаще всего дети используют   такой   способ   разрешения   конфликтов,   как   «словесное воздействие»   ­   зафиксировано   10   раз   (72%);   «физическое   воздействие» ­зафиксировано 3 раза (21 %), аргументы­1 раз (7 %). Таким   образом,   по   результатам   анкетирования   воспитателя   и наблюдения   за   детьми   средней   группы   можно   сделать   вывод:   чаще   всего конфликты   в   этом   возрасте   возникают   из­за   ролей   в   играх   и   по   поводу обладания игрушками, а наиболее распространенными способами разрешения конфликтов   между   детьми   являются   словесное   воздействие,   аргументы   и физическое воздействие. 26 2.3 Рекомендации по разрешению конфликтов Педагогические   рекомендации   по   разрешению   конфликтов   между детьми дошкольного возраста: Во­первых, при разработке приемов коррекции необходимо: 1. изучать   социальную   ситуацию   развития   ребенка:   конкретные отношения   со   сверстниками   группы,   удовлетворенность   ими,   отношения   с воспитателями и родителями; 2. оказывать   педагогическую   помощь   ребенку   не   только   в налаживании внешнего (делового) плана его отношений с другими детьми, но и в регулировании внутреннего (межличностных отношений).    Во­вторых,  необходимо   использовать   игротерапию   в   форме   терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.  В­третьих,  наряду   со   специальными   играми   большое   значение   в коррекции   имеют   приемы   неигрового   типа,   которые   также   помогают налаживанию бесконфликтного общения между детьми: 1. «Ритуальные   действия»   (ритуалы   приветствия   и   прощания; групповое пение; обмен впечатлениями после игры); 2. Принятие   групповых   решений.   Многие   решения   в   ходе   занятия принимают всей группой; дети сами решают, когда надо закончить игру и перейти к другой, сами распределяют роли. 3. Усиление понимания, сочувствия – приемы на умение слушать друг друга, объяснять свои чувства. 4. Формирование   самостоятельности   группы.   Прием   основан   на выходе ведущего­психолога из группы, когда детям предоставляется полная свобода действий, причем они не могут обратиться к взрослому за помощью и все ответственные решения должны принимать самостоятельно.  Выводы Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1.  Исследование   причин   возникновения   и   способов   разрешения конфликтов у детей среднего дошкольного возраста проводилось на базе ГУО «Ясли­детский сад № 101 г. Могилева».  27 2.В ходе исследования применялись следующие методы: анкетирование, наблюдение, беседа. 3.По   результатам   анкетирования   воспитателя   можно   сказать:   чаще всего конфликты между детьми возникают из­за обладания игрушками (50 %) и по поводу ролей в играх (29 %).  4.С  целью   выявления   основных   причин   возникновения   конфликтов   и способов их разрешения между детьми шло наблюдение за поведением детей в ходе сюжетно­ролевых игр «Почта» и «Семья».  Причинами возникновения конфликтов стали:  ­конфликты из­за игрушек –2 конфликта (14 %); ­количество конфликтов из­за разрушения игры – 1 (7%);  ­возрастает число конфликтов из­за ролей – до 8 (58%);  ­конфликты  при выборе общей темы игры – 1 (7%); ­при определении игрового сюжета – 1 (7%); ­по поводу правильности игровых действий – 1 (7%). 5.   В   ходе   анкетирования   воспитателя   средней   группы   о   способах разрешения конфликтов, можно сказать, что в качестве способов разрешения конфликтов   дети   чаще   всего   используют   «словесное   воздействие», «аргументы» и «физическое воздействие».  6. С целью разрешению конфликтов были разработаны педагогические рекомендации   по   разрешению   конфликтов   между   детьми   дошкольного возраста: ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 Таким   образом,   данная   работа   была   ориентирована   на   исследование межличностных конфликтов детей дошкольного возраста. В связи с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрено состояние   исследуемой   проблемы   в   психолого­педагогической   науке, проанализированы   особенности   межличностных   конфликтов   вдетском возрасте. Во   второй   главе   рассмотрены   методики   работы   по   исследованию конфликтов среди детей среднего дошкольного возраста. Анализ   теоретических   положений   и   методических   выводов   позволил представить результаты опытно­экспериментальной работы, проведенной на базе   УДО   «Ясли­детский   сад   №   101   г.   Могилева»,   по   исследованию межличностных конфликтов в детском коллективе. Проследили причины и способы разрешения конфликтных ситуаций у дошкольников среднего возраста. Как   показали   полученные   данные,   в   среднем   дошкольном   возрасте наибольшее   число   конфликтов   составляют   конфликты   по   поводу распределения ролей и из­за игрушек. По поводу способов разрешения конфликтов между детьми необходимо отметить, что дети среднего дошкольного возраста чаще всего  используют «словесное воздействие», «аргументы» и «физическое воздействие». Результатом   данной   работы   явилась   разработка   рекомендаций   по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста. Таким   образом,   цель   исследования   –   дать   психологическую характеристику   межличностным   конфликтам   детей   дошкольного   возраста­ достигнута; задачи реализованы.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29 1.Бабосов, Е.М. Конфликтология/Е.М.Бабосов. – Мн.: Народная асвета, 2001. – 390 с. 2.Божович,   Л.И.   Проблемы   формирования   личности  /   Под   ред.  Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии.­ 1997. – 380 с. 3.Воспитание  детей  в  игре:  Пособие   для  воспитателя   детского   сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 1983. – 210 с. 4.Гришина, Н.В. Психология конфликта/ Н.В.Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с. 5.Захаров,   А.И.   Предупреждение   отклонений   в   поведении   ребенка/ А.И.Захаров.­ СПб.: Союз, лениздат, 2000. ­230 с. 6.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика/ С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Академия, 2000. – 280 с. 7.Козырев,   Г.И.   Введение   в   конфликтологию/   Г.И.Козырев.   –   М.: Академия, 2001. – 375 с. 8.Коломинский,   Я.Л.,   Жизневский,   Б.П.   Социально­психологический анализ   конфликтов   между   детьми   в   игровой   деятельности   //   Вопросы психологии. – 1990. ­ № 2. – С.37­42. 9.Маврина,   И.В.   Развитие   сотрудничества   дошкольников   в образовательном процессе/ И.В.Маврина. – М.: МГППУ, 2003. – 42 с. 10.Микляева, Н.В. Работа педагога­психолога  в ДОУ/ Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Айрис­пресс, 2005. – 384с. 11.Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры// Дошкольное воспитание. – 1989. ­ № 4. – С.29­33. 12.Обухова,   Л.Ф.   Детская   психология:   теории,   факты,   проблемы/ Л.Ф.Лбухова.– М.: Тривола, 1995. – 360 с. 13.Панфилова, М.Ф. Игротерапия общения/ М.Ф.Панфилова. – М.: ТОО «ИнтелТех», 1995. – 115 с. 14.Репина,   Т.А.   Социально­психологическая   характеристика   группы детского сада/ Т.А.Репина.– М.: Педагогика, 1988. – 110 с.    А.А. 15.Рояк,   Психологический   конфликт   и   особенности индивидуального   развития   личности   ребенка/   А.А.Рояк.   –   М.:   Педагогика, 1988. – 130 с. 16.Семенака, С.И. Уроки добра: коррекционно­развивающая программа для детей 5­7 лет/ С.И.Семенака.­М: Инфра­М.­ 1999.­150 с. 30 17.Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно­ развивающие занятия для детей 5­8 лет/ С.И.Семенака.­М.: Аркти, 2003.­270 с. 18.Смирнова, Е.О., Гуськова, Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками// Вопросы психологии. – 1986. ­ № 4. – С.167­174. 19.Смирнова,   Е.О.,   Холмогорова,   В.М.   Межличностные   отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2003. – 160 с.  20.Солдатова,   В.С.   Нарушения   отношений   со   сверстниками   у дошкольников. Игровые методы диагностики и коррекции/В.С.Солдатова. – М.: Академия, 2001. – 67 с. 21.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б.Эльконин. – М.: Просвещение, 1989. – 390 с. 22.Эльконин,   Д.Б.   Психологические   вопросы   дошкольной   игры   // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – 260 с. 31

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ  СРЕДИ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017