ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Анкета, способствующая выявлению конфликтов между
дошкольниками
1.Отметьте, пожалуйста, причины, по которым чаще всего
возникают конфликты между детьми в игровой деятельности:
1.«Разрушение игры» – такие действия детей, которые прерывают или
затрудняют процесс игры, например, разрушение игровых построек, игровой
обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.
2.«По поводу выбора общей темы игры» – в этих случаях спор
возникает изза того, в какую именно совместную игру собирались играть
дети.
3.«По поводу состава участников игры» – здесь решается вопрос о том,
кто именно будет играть в данную игру, т.е. кого включить в игру, а кого
исключить.
4.«Изза ролей» – данные конфликты возникают главным образом в силу
разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее
привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.
5.«Изза игрушек» – споры изза обладания игрушками, игровыми
предметами и атрибутами.
6.«По поводу сюжета игры» – в этих случаях дети спорят изза того,
каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации,
персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.
7. «По поводу правильности игровых действий» – это споры о том,
правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.
2.Укажите наиболее распространенные среди детей способы
разрешения конфликтов:
1.«Физическое воздействие» – такие действия, когда дети, особенно
младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки,
разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т.д.
2.«Опосредствованное воздействие» – в этом случае ребенок
воздействует на соперника через других людей.3.«Психологическое воздействие» – такие способы воздействия на
соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это
на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т.д.
4.«Словесное воздействие» – средством воздействия является уже речь,
но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать
или чего он делать не должен.
5.«Угрозы и санкции» – такие высказывания, в которых дети
предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их
действий.
6.«Аргументы» – высказывания, с помощью которых дети пытаются
объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность
притязаний соперников.Приложение Б
Игровые упражнения для исследования конфликтов
в средней группе
Сюжетноролевая игра «Почта»
Цель: познакомить детей с работой почты, расширять представления о
труде работников почты (почтальон, операторприемщик, телеграфист,
сортировщик, шофер), закреплять умения правильно пользоваться атрибутами
игры.
Оборудование: самодельные посылки, открытки, телеграммы, письма,
конверты, сумки почтальона, ящик для писем, штемпель.
Возраст: 4–5 лет.
Предварительная работа: Воспитатель рассказывает детям, что почта
нужна для того чтобы можно было связаться с другими людьми, поздравить
открыткой знакомых с праздником, отправить телеграмму, письмо, посылку.
Знакомит с разными видами почтовой связи (телефон, телеграф, интернет…),
с обязанностями работников (обслуживают клиентов, проверяют оформление
писем, телеграмм, документов, бланков. На почте работники сортируют
принятую корреспонденцию, потом поезда или самолеты доставляют почту в
разные уголки нашей страны, а почтальоны разнесут ее по домам) и клиентов
почты.
Предложить родителям посетить почту, отправить открытку.
Ход игры:
1я ситуация:
Подготовка оборудования для игры: вырезаем из журналов картинки,
тексты для писем, склеиваем конверты, готовим бланки и квитанции, марки,
раскладываем газеты журналы, подготавливаем пустые коробки и пакеты для
посылок и бандеролей.Предлагаем детям различные линии сюжета:
Посетители встают в очередь и по одному подходят к приемщику и
сообщают, что они хотят отправить посылку, бандероль, дать телеграмму,
купить конверт…
Сортировщик – раскладывает письма, газеты, журналы, и объясняет
шоферу куда ехать (на железную дорогу, в аэропорт…).
Приемщик – обслуживает посетителей (роль выполняет воспитатель)
2я ситуация:Мне надо поздравить бабушку с днем рождения, она живет в другом
городе. Как мне ее поздравить? Идем на почту.
Распределение ролей оператор, почтальон, шофер, клиент.
Уточняем представления об обязанностях работников почты (письмо
опускаем в ящик, сортировщик достает и раскладывает по полочкам,
почтальон доставляет корреспонденцию по адресу). Дети выполняют игровые
действия (рисуют открытки, покупают и приклеивают марки, опускают
письма в почтовый ящик, вынимают из ящика, доставляют адресату).
В ходе игры следует обращать внимание на правильное выполнение
роли, взятой на себя.
3я ситуация:
К детям пришел Копатыч и сообщил, что ему позвонил Ежик и
попросил прислать яблок на праздник. А Копатыч не знает, как это сделать и
обращается к детям за помощью.
Дети объясняют, как отправить посылку (купить коробку для посылки,
уложить яблоки, заклеить, написать адрес от кого и куда, заплатить деньги и
отдать приемщику)
Копатыч просит отвести его на почту. Дети распределяют роли.
(Приемщик – принимает, ставит печать, выписывает квитанцию об
отправлении посылки.
Развитие сюжета Ежик получает посылку, ктото еще приходит на
почту…(роль воспитателя второстепенная) [11,с.2930].
Игра «Семья»
Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.
Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания,
строительный материал, игрушкиживотные.
Подготовка к игре. Наблюдения за работой няни, воспитательницы в
группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с
детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е.
Благинина «Аленушка», 3. Александрова «Мой мишка». Постройка мебели.
Игровые роли. Мама, папа.
Ход игры. Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую
красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Онабудет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет
спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату.
После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой:
носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом
подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать
с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы.
Затем дети играют с куклой самостоятельно.
Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель
организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать
взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют
посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают
девочек поехать покататься вместе с куклами.
После этого воспитатель может внести еще одну Куклу — подружку
Оксаны, куклу Катю. Педагог знакомит детей с новой куклой, рассказывает, как
нужно с ней играть, где обе куклы будут жить.
Игры с двумя куклами уже сами по себе обязывают к совместной
деятельности сразу нескольких детей. В это время близость воспитателя, а часто
и включение его в игру необходимы. Уже в последующем, когда дети уже
несколько раз поиграют в эту игру, воспитателю бывает достаточно только
напомнить о возможных ролях, чтобы началась игра: «Дети, кто хочет быть
мамой Оксаны? А мамой Кати? А кто хочет быть воспитателем?». Каждый из
детей начинает выполнять свои обязанности [11,с.3132].Приложение В
Игровые приемы, направленные на разрешение конфликтов
1. Пособие "Коробка дружбы"
Цель:
Развивает невербальные средства общения. Помогает сближению детей,
стимулирует проявление внимания к сверстникам; тревожным, неуверенным,
дает возможность сделать шаг к новым контактам.
Для игры нужна коробка с прорезанными по бокам 46 отверстиями по
размеру детской руки.
I вариант: "С кем я подружился".
Дети 46 участников засовывают ручки в коробку (ее поддерживает
ведущий), закрывают глаза, затем находят чьюто руку, знакомятся с ней, а
потом угадывают с чьей рукой они познакомились и подружились.
II вариант: "Я хочу с тобой подружиться".
Дети стоят вокруг коробки. Ведущий предлагает или без слов только с
помощью взгляда договориться с кем бы они хотели подружиться (каждый
участник выбирает одного). Далее ребятам предлагается просунуть руку в
прорезь и на ощупь найти руку того ребенка с кем договорились взглядом.
2. Куклы гном Весельчак и гном Грустинка
Цель:обучение детей навыкам эффективного разрешения конфликтных
ситуаций.
Ход: С помощью кукол можно смоделировать различные конфликтные
ситуации и вместе с детьми найти пути и способы их разрешения [17,с.101
102].