ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 20.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРИЛОЖЕНИЯ.doc
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А Анкета, способствующая  выявлению  конфликтов между дошкольниками 1.Отметьте,   пожалуйста,   причины,   по   которым   чаще   всего возникают конфликты между детьми в игровой деятельности: 1.«Разрушение игры» – такие действия детей, которые прерывают или затрудняют процесс игры, ­ например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации. 2.«По   поводу   выбора   общей   темы   игры»   –   в     этих   случаях   спор возникает   из­за   того,  в  какую  именно   совместную   игру   собирались   играть дети. 3.«По поводу состава участников игры» – здесь решается вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т.е. кого включить в игру, а кого исключить. 4.«Из­за ролей» – данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий   между   детьми   о   том,   кто   будет   выполнять   наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль. 5.«Из­за   игрушек»   –   споры   из­за   обладания   игрушками,   игровыми предметами и атрибутами. 6.«По поводу сюжета игры» – в этих случаях дети спорят из­за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей. 7. «По   поводу   правильности   игровых   действий» –  это   споры   о   том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре. 2.Укажите   наиболее   распространенные   среди   детей   способы разрешения конфликтов: 1.«Физическое   воздействие»   –   такие   действия,   когда   дети,   особенно младшие,   толкают   друг   друга,   дерутся,   а   также   отнимают   игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т.д. 2.«Опосредствованное   воздействие»   –   в   этом   случае   ребенок воздействует на соперника через других людей.3.«Психологическое   воздействие»   –   такие   способы   воздействия   на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т.д. 4.«Словесное воздействие» – средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен.  5.«Угрозы   и   санкции»   –   такие   высказывания,   в   которых   дети предупреждают   соперников   о   возможных   негативных   последствиях   их действий. 6.«Аргументы»   –   высказывания,   с   помощью   которых   дети   пытаются объяснить,   обосновать   свои   притязания   или   показать   неправомерность притязаний соперников.Приложение Б Игровые упражнения для исследования конфликтов  в средней группе Сюжетно­ролевая игра «Почта» Цель: познакомить детей с работой почты, расширять представления о труде   работников   почты   (почтальон,   оператор­приемщик,   телеграфист, сортировщик, шофер), закреплять умения правильно пользоваться атрибутами игры.  Оборудование: самодельные посылки, открытки, телеграммы, письма, конверты, сумки почтальона, ящик для писем, штемпель.  Возраст: 4–5 лет.  Предварительная работа: Воспитатель рассказывает детям, что почта нужна для того чтобы можно было связаться с другими людьми, поздравить открыткой знакомых с праздником, отправить телеграмму, письмо, посылку. Знакомит с разными видами почтовой связи (телефон, телеграф, интернет…), с обязанностями работников (обслуживают клиентов, проверяют оформление писем,   телеграмм,   документов,   бланков.   На   почте   работники   сортируют принятую корреспонденцию, потом поезда или самолеты доставляют почту в разные уголки нашей страны, а почтальоны разнесут ее по домам) и клиентов почты.  Предложить родителям посетить почту, отправить открытку.  Ход игры:  1­я ситуация:  Подготовка оборудования для игры: вырезаем из журналов картинки, тексты для писем, склеиваем конверты, готовим бланки и квитанции, марки, раскладываем газеты журналы, подготавливаем пустые коробки и пакеты для посылок и бандеролей.Предлагаем детям различные линии сюжета:  Посетители ­ встают в очередь и по одному подходят к приемщику и сообщают, что  они  хотят  отправить  посылку, бандероль, дать телеграмму, купить конверт…  Сортировщик   –   раскладывает   письма,   газеты,   журналы,   и   объясняет шоферу куда ехать (на железную дорогу, в аэропорт…).  Приемщик – обслуживает посетителей (роль выполняет воспитатель)  2­я ситуация:Мне надо поздравить бабушку с днем рождения, она живет в другом городе. Как мне ее поздравить? Идем на почту.  Распределение ролей ­ оператор, почтальон, шофер, клиент.  Уточняем представления  об обязанностях работников почты (письмо опускаем   в   ящик,   сортировщик   достает   и   раскладывает   по   полочкам, почтальон доставляет корреспонденцию по адресу). Дети выполняют игровые действия   (рисуют   открытки,   покупают   и   приклеивают   марки,   опускают письма в почтовый ящик, вынимают из ящика, доставляют адресату).  В   ходе   игры   следует   обращать   внимание   на   правильное   выполнение роли, взятой на себя.  3­я ситуация:  К   детям   пришел   Копатыч   и   сообщил,   что   ему   позвонил   Ежик   и попросил прислать яблок на праздник. А Копатыч не знает, как это сделать и обращается к детям за помощью.  Дети объясняют, как отправить посылку (купить коробку для посылки, уложить яблоки, заклеить, написать адрес от кого и куда, заплатить деньги и отдать приемщику)  Копатыч   просит   отвести   его   на   почту.   Дети   распределяют   роли. (Приемщик   –   принимает,   ставит   печать,   выписывает   квитанцию   об отправлении посылки.  Развитие сюжета ­ Ежик получает посылку, кто­то еще приходит на почту…(роль воспитателя второстепенная) [11,с.29­30]. Игра «Семья» Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Игровой   материал.  Куклы,   мебель,   посуда,   ванночка   для   купания, строительный материал, игрушки­животные. Подготовка  к игре.  Наблюдения   за   работой   няни,   воспитательницы   в группах   детей   второго   года   жизни;   наблюдение   за   тем,   как   мамы   гуляют   с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка», 3. Александрова «Мой мишка». Постройка мебели. Игровые роли. Мама, папа. Ход игры. Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Онабудет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату. После   этого   воспитатель   напоминает   им,  как   можно   играть   с  куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы. Затем дети играют с куклой самостоятельно. Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами. После   этого   воспитатель   может   внести   еще   одну   Куклу   —  подружку Оксаны, куклу Катю. Педагог знакомит детей с новой куклой, рассказывает, как нужно с ней играть, где обе куклы будут жить. Игры   с   двумя   куклами   уже   сами   по   себе   обязывают   к   совместной деятельности сразу нескольких детей. В это время близость воспитателя, а часто и   включение   его   в   игру   необходимы.   Уже   в   последующем,   когда   дети   уже несколько   раз   поиграют   в   эту   игру,   воспитателю   бывает   достаточно   только напомнить о возможных ролях, чтобы началась  игра:  «Дети, кто хочет быть мамой Оксаны? А мамой Кати? А кто хочет быть воспитателем?». Каждый из детей начинает выполнять свои обязанности [11,с.31­32].Приложение В Игровые приемы, направленные на разрешение конфликтов 1. Пособие "Коробка дружбы" Цель: Развивает невербальные средства общения. Помогает сближению детей, стимулирует проявление внимания к сверстникам; тревожным, неуверенным, дает возможность сделать шаг к новым контактам.  Для игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4­6 отверстиями по размеру детской руки.  I вариант: "С кем я подружился". Дети ­ 4­6 участников засовывают ручки в коробку (ее поддерживает ведущий), закрывают глаза, затем находят чью­то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают с чьей рукой они  познакомились и подружились.  II вариант: "Я хочу с тобой подружиться". Дети стоят вокруг коробки. Ведущий предлагает или без слов только с помощью взгляда договориться с кем бы они хотели подружиться (каждый участник выбирает одного). Далее ребятам предлагается просунуть руку в прорезь и на ощупь найти руку того ребенка с кем договорились взглядом.  2. Куклы гном Весельчак и гном Грустинка Цель:обучение детей навыкам эффективного разрешения конфликтных ситуаций. Ход: С помощью кукол можно смоделировать различные конфликтные ситуации и вместе с детьми найти пути и способы их разрешения [17,с.101­ 102].