Исследовательская деятельность младших школьников
Оценка 5

Исследовательская деятельность младших школьников

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
Междисциплинарный 7
1 кл—4 кл
01.10.2017
Исследовательская деятельность младших школьников
Обобщение опыта работы по теме "Исследовательская деятельность как средство активизации познавательных процессов младших школьников". Представлен опыт использования коммуникативных технологий в урочной и внеурочной деятельности. Приведены фрагменты заданий.Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только перечисленными видами деятельности, но они вполне могут стать средствами формирования метапредметных умений младших школьников.Обобщение опыта работы по теме "Исследовательская деятельность как средство активизации познавательных процессов младших школьников".
Исследовательская деятельность.doc
О.В.Резникова, учитель начальных классов МБОУ СОШ «Кузьмичёвская» Исследовательская деятельность учащихся начальной школы Современная   школа,   вставшая   на   инновационный   путь   развития,   должна   быть ориентирована   на   достижение  личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов освоения   основной   образовательной   программы.   В   связи   с   этим   особое   внимание   в Федеральном   государственном   образовательном   стандарте   начального   общего   образования (ФГОС) уделено метапредметным результатам, которые дополняют «портрет современного выпускника  начальной   школы»   такими   важными   составляющими,   как   способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д. Перечисленные характеристики входят в состав метапредметных компетенций младших школьников (регулятивной, познавательной, коммуникативной)   и   конкретизируют   общее   понимание   метапредметных   результатов освоения основной образовательной программы.  Вместе   с   тем   анализ   образовательной   практики   показал,   что   российская   школа сегодня   сталкивается   с   интеллектуальной   пассивностью   учащихся,   нежеланием   детей учиться, неумением самостоятельно получать знания и находить различные способы решения задач и т.д.  Вышесказанное   обусловливает   необходимость   изменения   стратегии   обучения   в начальной   школе   за   счет   «использования   в   образовательном   процессе   современных образовательных технологий  деятельностного  типа» (ФГОС, п. 22), основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве младших школьников с учителем и одноклассниками. В полной мере указанными характеристиками обладают коммуникативные технологии, педагогический потенциал которых может быть использован для развития метапредметных компетенций у младших школьников.  Под   метапредметными   (т.е.   «универсальными»   или «общеучебными»)   действиями   понимаются   способы   осуществления   деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Обладая метапредметными   умениями, учащийся не только решает учебно­познавательные   и   учебно­практические   задачи,   но   и   осознает   способы   действия, которые он применил.   «надпредметными», Метапредметные   умения     можно   разделить   на   три   группы:     регулятивные   , познавательные и коммуникативные. Формирование   метапредметных   умений   реализуется   в   рамках   целостного образовательного   процесса   в   ходе   изучения   системы   учебных   предметов   и   дисциплин,   в контексте   усвоения   разных   предметных   дисциплин,   в     метапредметной   деятельности, организации   форм   учебного   сотрудничества   и   решения   важных   задач   жизнедеятельности учащихся. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в   планируемых   результатах   освоения   программ   учебных   предметов   «Русский   язык», «Литературное   чтение»,   «Математика»,   «Окружающий   мир»,   «Технология»   в   отношении ценностно­смыслового,   личностного,   познавательного   и   коммуникативного   развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации   учебной   деятельности   учащихся   раскрывает   определенные     возможности   для формирования   УУД.   Успешность   развития   универсальных   учебных   действий   решающим образом   зависит   от   способа   построения   содержания   учебных   предметов.   Построение содержания   учебных   предметов   и   образования   с   ориентацией   на   сущностные   знания   в определенных   предметных   областях   являются   существенными   условиями   формирования УУД.  В   своей   педагогической   деятельности   все   мы   являемся   преподавателями, воспитателями, организаторами и научными руководителями. Все наши функции неразрывно связаны. Также неразрывно переплетаются, сочетаются в педагогическом процессе различные педагогические технологии, образуя комплексные технологии. В настоящее время общество  в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Коммуникативно­диалоговые   педагогические   технологии   представляют   наиболее высокий   потенциал   «открытости»   —   к   миру,   к   личности   ребенка,   к   его   духовным   и физическим потребностям. К коммуникативным технологиям можно отнести : ­ исследовательские  технологии; ­ технологии использования игровых методов; ­ технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа); ­ информационно­коммуникационные технологии; ­ технология проблемно – диалогического обучения. ­   технология   формирования   типа   правильной   читательской   деятельности (продуктивного чтения); ­  технология оценивания учебных успехов. В своей работе по формированию метапредметных умений использую современные коммуникативные   технологии.   Ведущей   для  развития   познавательных  и  коммуникативных УУД считаю  проблемно­диалогическую, при которой школьник осваивает принципиально другую   роль   ­   не   просто   «зритель»,   «слушатель»,   «репродуктор»   («смотрю,   слушаю, запоминаю,   повторяю»),   а   «исследователь».   Он   весьма   заинтересован   в   поиске   истины, открытии   для   себя   нового   знания:   ученик   может   выдвинуть   свою   гипотезу,   выбрать   и обосновать   свой   путь   решения   учебной   задачи,   вступить   в   дискуссию   (например   задания «Выскажи свое мнение»). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий   обсуждению,   изменению   и   тем   более   оценке,   а   рождается   в   процессе коллективной   работы   и   часто   завершает   ее,   что   дает   возможность   каждому   ученику «открыть» для себя и сознательно принять научное знание.  2 Одним   из   эффективных   средств,   способствующих   познавательной   мотивации,   а также   формированию   универсальных   учебных   действий   является   создание   проблемных ситуаций в учебном процессе.                                          При изучении темы «Обмен веществ в организме» (3 класс, окружающий мир): ­ Сколько раз в день вы едите? А сколько пищи съедаете за один раз? ­  Посчитайте   (приблизительно),   сколько   килограммов   пищи   вы   съедаете   за свою жизнь. ­ А какой у вас вес? ­ На какое противоречие вы обратили внимание? (Какая величина оказалась больше?) ­ Какой возникает вопрос? (Как вся съеденная пища вмещается в человека и на что тратится вещество пищи в организме?) Урок математики в 1 классе. Тема «Слагаемые, сумма». На этапе «Открытие нового знания и формулирование темы урока» детям предлагается задание, направленное на   формирование  познавательного   УУД:  перерабатывать   полученную   информацию: сравнивать   и   группировать   такие   математические   объекты,   как   числа,   числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.  На этом же уроке ученики учатся перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса (одно из познавательных УУД), когда идёт формулирование правила детьми. ­ Прочитайте в учебнике текст под знаком вопроса. ­ Как найти неизвестную часть? ­ Что мы найдем, если из суммы вычтем одно слагаемое? В этом же задании формируется и коммуникативное УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме. Выполняя   подобные   задания,   учащиеся   получают   знания   не   в   готовом   виде,   а «добывают»   его   в   процессе   своего   труда.   Технология   проблемного   обучения   привлекает прежде   всего   своей   универсальностью:   она   применима   на   любой   ступени   и   на   любом предметном   содержании.   Кроме   того,   способствует   формированию  регулятивных   УУД, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД:   за   счёт   использования   диалога   –   коммуникативных,   необходимости   извлекать определённую информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных. Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития  коммуникативных и речевых действий. Традиционно  первое  место  в   ряду   школьных   предметов,   практикующих   обмен  мнениями, дискуссию,   диалог   и   т.д.,   занимает   в   начальной   школе     литературное   чтение.   Уроки литературы, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение   к  мнению   своего   собеседника,   будь  то   учитель   или   сверстник;   умение   четко  и грамотно   выражать   свои   мысли,   аргументировать   свое   мнение   и   отступать   от   неверных доводов и принимать позицию собеседника.     На уроках русского языка часто использую следующие задания: 3 ­ подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о слове». Построить свой рассказ тебе поможет план. ­ закончи предложение; ­ сформулируй правило, подтверди примерами; ­ обсуди с соседом… Чрезвычайно   благоприятный   контекст   для   формирования   коммуникативных действий   предоставляет   учебный   предмет   «Окружающий   мир».   Например,   на   страницах соответствующих учебников часто встречаются такие задания, как «приготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д.   Работая в парах или микрогруппах по 3­4 человека, школьники   учатся   и   организовывать   свою   работу,   сотрудничать.   Естественно,   что эмоционально   положительное   отношение   детей   к   этой   работе   резко   повышает   ее эффективность   и  тем  самым  способствует  сохранению  учебной  мотивации   и  позитивного отношения к учению в целом.  На   уроках   обучения   грамоте   формируются   личностные   результаты   и   все   виды универсальных   учебных   действий:   коммуникативные,   познавательные   и   регулятивные. Каждый   урок   обучения   грамоте   включает   этап   «Работа   с   текстом».   Данный   этап впоследствии перетекает в уроки литературного чтения.  В начальной школе важным средством организации понимания авторской позиции, отношения   автора   к   героям   произведения   и   отображаемой   действительности   является использование   при   чтении   текстов   элементарных   приемов   понимания   текста: комментированное чтение, диалог с автором через текст.   установления   причинно­следственных   связей. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа,   сравнения,   Ориентация   в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения,   графической   формы   букв   обеспечивает   развитие   знаково­символических действий − замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления  схемы)   и  преобразования  модели (видоизменения   слова).   В Букваре  и Прописях   часто  используются   графическая   символика,   схемы   для   проведения   различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных) и текста. На   уроках   литературного   чтения   и   окружающего   мира   учащиеся   получают индивидуальные задания, требующие привлечения дополнительных источников информации: беседа со взрослыми, научная, художественная литература, работа с книгами, интернетом. Ребята с интересом включаются в поисковую деятельность. Компьютер   —   оперативное   средство   наглядности   в   обучении,   помощник   в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий.  Особое   место   в   моей   работе   занимает  метод   проектов.   Он   актуализирует субъектную   позицию   ребенка   в   педагогическом   процессе,   является   методом,   идущим   от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Метод проектов выводит педагогический процесс из стен школы в окружающий мир.   Использование   проектного   обучения   позволяет   мне   вовлечь   обучающихся   в самостоятельный познавательный процесс. Участники проекта делятся на несколько групп, каждая группа собирает информацию по своему плану, что позволяет увидеть явление или оценить какой – либо процесс с разных точек зрения. Во время подготовки к защите проекта воспитанники изучают обширный материал,   выпускают газеты, буклеты, информационные листки.   Свои   выступления   каждая   группа   старается   сделать   содержательными   и интересными,   выбирая   различные   формы   для   презентации.   Затем   обучающиеся   защищают свои проекты на уроке.  4 Так во втором классе были подготовлены проекты  с использованием ИКТ : «Как создать   мультфильм?»,   «Что   в   имени   тебе   моём?..»,   «Дети   и   война»;   «Фитодизайн   как экология жилища», «Правда, что влюбом возрасте можно сесть на шпагат?» «Почему вымерли динозавры?», «Почему происходит смена времен года?»,  индивидуальные мини­проекты «Вот и лето прошло!», «Зима в стихах и картинках».           Удобнее всего организовывать проектно­исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других   предметах   это   возможно.  Моя   функция   как   учителя   при   работе   учащихся   над проектом:   помогать   ученикам   в   поисках   нужной   информации;   являться   источником информации; координировать весь процесс; поощрять учеников; поддерживать постоянную обратную связь. На   уроках   технологии   кроме   творческих   проектов   («Подарок   маме   своими руками», «Сказочный город» и т.д.) интересно проводить исследования. Темы могут быть такими: условия выращивания цветочной рассады, свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение   свойств   бумаги   и   тканей   и   т.д.   Знание   свойств   материалов   помогает   их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ. Конечно,   развитие   универсальных   учебных   действий   не   должно   ограничиваться только   перечисленными     видами   деятельности,   но   они   вполне   могут   стать   средствами формирования метапредметных умений младших школьников. Литература: 1. Асмолов   А.Г.,   Бурменская   Г.В.,   Володарская   И.А.   и   др.   –   Как   проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Прсвещение, 2008. – 151с. 2. Ильин   Г.Л.   –   Проектное   образование   как   способ   осмысления   развития   ребенка.   // Школьные технологии. – 2007. ­ №5. – С.71­73 3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008 4. Мельникова Е.Л. – Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. – М., 2002. 5. Педагогические   технологии:   Учебное   пособие   для   студентов   педагогических специальностей/ Под общей редакцией В.С.Кукушина­ М, 2004, с.­263 6. Селевко,   Г.К.   Современные   образовательные   технологии:   Учебное   пособие.   М.: Народное образование, 1998. 7. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты  http:/www.standart.edu.ru 5 8. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие/Авт.­сост. В.Г. Гульчевская, Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская, А.В. Тищенко. – М.: АРКТИ,2010 6

Исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2017