Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл—9 кл
13.01.2017
Урок разработан по краеведческому материалу- повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания", т.к . город Энгельс бывший Покровск - родина Л.Кассиля. Содержит мини-проекты, подготовленные учащимися 7 класса, фрагменты презентации о городе Энгельсе, стихи местных поэтов, заставляющих задуматься о прошлом и будущем "малой" родины. Содержит задания исследовательского характераУрок-исследование по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"
Петрова Л.В. , МЭЛ, Энгельс.docx
Петрова Л.В., учитель русского языка и
литературы
МБОУ «МЭЛ им. А.Г.Шнитке»
Энгельсского района Саратовской области
«Интересно. Познавательно. Смешно».
Урокисследование по повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания».
Цель:
1.Мотивировать обучающихся заниматься исследовательской деятельностью.
2.Соединить на уроке литературный и краеведческий материал, создать целостное
восприятие произведения Л.Кассиля, помочь «увидеть» город, в котором дети живут, знать
и гордиться его историей.
3. Развивать личностные качества учащихся, создать у детей ситуацию успеха, чтобы они
смогли показать свои возможности, раскрыть таланты.
Задачи:
научить работать с текстом, словарями, с Интернетисточниками;
анализировать текст, сопоставлять, обобщать, находить ответы на поставленные вопросы;
мотивировать читать дополнительную литературу, сопоставлять с изученным материалом;
Оборудование: распечатанные задания для исследования текста повести Л.Кассиля,
проектор, рисунки учащихся.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает
исследовательская деятельность. Приёмов анализа, синтеза и оценки результатов
своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении
данной проблемы.
С этой целью стараюсь проводить исследовательскую работу в системе урочной и
внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику возможность
развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом
индивидуальных особенностей и способностей.
В результате исследовательской работы учитель и учащийся становятся
"коллегами". Только при наличии подобного рода взаимоотношений, когда партнёры
работают на равных и уважительно относятся к "научной" позиции друг друга,
создаётся благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на
развитие индивидуальности ребёнка и результаты его самореализации.
Ход урока. I.Слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование фрагментов текста повести
Л.А.Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Такой вид работы нам знаком, так как мы учимся
по учебнику Г.С.Меркина и знакомы с тетрадями и заданиями к этому учебнику. Но текст
книги, с которой мы будем работать, необычный. Эта повесть посвящена городу, в котором
мы с вами живем, людям, жившим и живущим в нашем городе. Наш урок тоже необычен. Я
его назвала «Интересно. Познавательно. Смешно», и каждое слово здесь имеет значение.
В этом нам и предстоит разобраться.
Ведь вы прочитали повесть Л.Кассиля? Да? А те, кто читают книги, всегда будут
управлять теми, кто смотрит телевизор.
Наш урок мы начнем с просмотра ролика «Приглашаем в город Л.Кассиля», который
подготовили учащиеся 8 а класса Руденко И., Клочкова А.
Прием включения в ход урока музыки, старых фотографий это эффект
неожиданности. Все дает определенный настрой. Звучит не бравурная музыка, а
спокойная ностальгическая. Стихотворение нашего земляка Александра Кобылинского,
которое учитель читает во время просмотра фильма, подчеркивает этот контраст.
Успеть бы …
Не печаль, а ностальгия сердце гложет:
И дома не те, и улицы не те!
Город детства, где ты, где ты, сказка Божья,
Нам подаренный в неброской красоте?
Предстаешь из давних лет с протокой смирной,
С пылью грязью и булыжной мостовой,
С площадью и парком, где кумиры
Тех времен играли в кости и лаптой
Забавлялись, и базаром душу грели…
Где Покровска дух вовсю горел,
Где за городом костры в ночи звенели
И арбуз в шаловских далях спел…
Между будущим и прошлым это счастье!
И оно ушло совсем и не ушло,
И к нему любой из нас причастен,
И любой хранит его тепло.
Нам бы город сохранить сегодняшний и бывший,
Нам бы здесь не припоздниться и успеть,
Город нам родной и милый, слышишь,
Песни лучшие тебе, тебе пропеть.
Вопросы:
Вам интересно было смотреть этот фильм? Какие места старого города вам знакомы?
В этом году учащиеся 7 б класса совершили квест по Кассилевским местам нашего
города. Они подготовили проект, часть которого мы с вами сейчас посмотрим.
II. Литературный квест по Кассилевским местам (Бурмистрова К., Трошина Е) ..
Образовательный webквест (webquest) проблемное задание c элементами
ролевой игры. Литературный квест (литературное квесториентирование) – это
один из вариантов игрыпоиска, очень популярной в молодежной среде.
Каждая остановка в маршруте – это памятные места, организации и предприятия,
действующие на территории города.
Игра с прохождением маршрута, ориентированием на местности, разгадыванием
головоломок позволяет провести время вместе в неформальной, неординарной и
динамичной обстановке литературных приключений.
Участие в исследовательской работе дает учащимся возможность осознать свою
значимость, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает
познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает
возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Учащиеся не только прошли по маршруту, но и нашли исторический материал,
который помог лучше узнать прошлое города, сопоставить фото города начала ХХ
века с современными видами. увидеть, как изменился, похорошел город, в котором они
живут. В апреле, участвуя в III Межрегиональном конкурсе «На волжских
просторах», учащиеся 8 класса с этой работой заняли 3 место. Выводы квеста:
Пройдя по маршруту, мы задали себе вопрос: «Узнал бы Лев Кассиль город Энгельс
сейчас?»
Конечно, сам город сильно изменился, но всё таки по некоторым зданиям можно
узнать Энгельс, который раньше назывался Покровском. Это историческая часть
нашего города, которой мы гордимся, которую изучаем и сохраняем.
Работая над данной презентацией, мы еще раз убедились, что историю города
создают люди, проживающие в нем. Каждый человек должен знать историю своего
города, бережно относиться к памятным местам.
Все мы знаем, что мыследеятельность начинается с вопроса, они необходимы уже на
самом первом этапе создания проблемности. Задание: посмотрите на мир чужими
глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность
изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных
сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения,
то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не
замечается другими. Это задание помогло учащимся увидеть город другими глазами,
найти то, что раньше они не замечали.
А теперь обратимся к тексту повести.
III. Исследовательская работа с текстом №1,2,3
На столах у каждой группы лежат тексты с заданием
Группа№1 о гимназии, порядках в ней.
Группа №2 о родителях.
Группа №3 – о городе Покровске.
Умение сотрудничать в группе – важнейший навык, который необходим современному
человеку в его трудовой деятельности, мы можем развивать его, моделируя
различные учебные ситуации.
Большую роль в исследовательской работе играет прием сопоставления (в процессе
усвоения новых понятий, фактов, явлений). Использование данного приема изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известными дает возможность построить
самостоятельное миниисследование изучаемого факта, явления, понятия.
В предложенных для работы текстах есть задания на знание текста, определение
лексического значения слова, знание истории города, анализ или сопоставление фактов,
на эмоциональное восприятие, обращенное к переживаниям самих подростков.
Также в исследовательской работе важен прием обобщения, такое задание тоже
есть.
Обобщающий вопрос: что при чтении этих текстов для вас было познавательно?
Что для себя узнали нового? –помог подвести итоги, сделать выводы.
Исследовательская работа №1 по тексту Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания»
Задания.
1.
2.
3.
4.
5.
Прочитайте текст.
Как вы понимаете значение слова «кондуит»? Запишите его толкование.
_________________________________________________________
Что по уставу не разрешалось учащимся Покровской гимназии?
Выпишите (подчеркните ) слова, которые служат характеристикой отношения автора к
гимназии. Подумайте, с каким чувством описывает Л.Кассиль годы обучения в гимназии?
Хотели бы вы учиться в гимназии, где учился Лев Кассиль? Найдите плюсы и минусы
обучения в Покровской гимназии и в нашем лицее.
III. Обсуждение исследований ведется в зависимости от того, какая группа быстрее
приготовилась. Для работы с каждой группой есть слайд презентации учителя, которая
отражает все этапы урока.
Слайд 1 – город.
Слайд 2 – родители.
Слайд 3 – гимназия.
VI. Следующий этап работы отзыв о научнопопулярной книге К.Чуковского – «От двух
до пяти» , а именно статьи «Как дети слагают стихи», «Заповеди детских писателей».
(Апарин М., Трошина Е.)
За две недели до урока учащиеся 7 классов писали отзыв о научно – популярной книге. Для
анализа им были предложены статьи из книги К.Чуковского «От двух до пяти». Свой отзыв о
главе «Заповеди детских писателей» прочитал Апарин М., это стало переходом к следующему
этапу урока. Это была сложная кропотливая работа, которая требовала умений выбирать,
вычленять главное при работе с большим по объему текстом. С ней справились не все, поэтому
было нужно показать лучший вариант и создать ситуацию успеха у учащегося.
V. Л.А.Кассиль следовал тем заповедям. Он прекрасно понимал, что язык произведения
должен быть понятным детям, доступным, ярким и образным.
О языке произведения Л.Кассиля Канцева Элина подготовила презентацию. Тема исследования исходила из личностных интересов школьницы, ее увлеченностью
русским языком и формулировалась совместно с руководителем.
Вы увидели, что автор использовал каламбуры, неологизмы, антропонимы, чтобы текст
был смешным, запоминающимся, ярким.
VI. Работа со стикерами и картой Швамбрании, заранее нарисованной учениками.
Какие географические топонимы – каламбуры вы запомнили? Можете ли найти их место
на карте Швамбрании? Задание снимает напряжение, которое возникло в ходе умственной работы: чтения, сопоставления, обобщения – это работа живая,
динамичная.
Представитель каждой группы выходит к карте, читает название и наклеивает стикер с
написанным названием на карту.
Слово учителя:
С каким чувством вы сейчас выходили к доске? Какие эмоции вами владели? Вы
смеялись, читая текст повести?
Значит, мы объяснили последнее слово в названии урока. Вам было интересно,
познавательно и смешно, правда?
Учебноисследовательская деятельность, по моему мнению, должна быть такой, чтобы
в ее процессе создавались внешние образовательные продукты (результаты исследования),
а также у учащегося происходило формирование и развитие творческого мышления,
исследовательских умений и способностей.
Такими продуктами стали презентации, ролики, нарисованная карта .
VII. Слово учителя. Вернемся к тексту повести.
Чтение текста один из приемов переключения внимания учащихся, это нацеливает
на выполнение новых задач.
Учитель читает последние строки повести: «Утром отец повез меня за город похвастаться
новой больницей. Город был неузнаваем. На месте, где земля закруглялась, простирался
прекрасный Парк культуры и отдыха. Пустырь, оставшийся после разрушения
швамбранского дворца Угря, застраивался домами Мясокомбината. Пробегал автобус.
Торопились на лекции студенты трех вузов. На бывшей Брешке выросли большие
дома. Аэропланы реяли, рокотали над городом, но я не видел задранных к небу голов.
Строились новый театр, клиника, библиотека. На горе красовался великолепный стадион.
Я вспомнил, что слышали швамбраны в Чека:
"И у нас будут мускулы, мостовые и кино каждый день..." Пока сказка
сказывалась, дело делалось. Больница ослепила меня блеском окон, полов,
инструментов.
Ну что, говорил папа, наслаждаясь моим восторгом, было в вашей
Швамбрании чтолибо подобное?
Нет, признавался я, ничего подобного не было.
Папа торжествовал».
Как вы думаете, почему?
Если ответы неточные, предлагаю посмотреть ролик. В нем звучит торжественная
маршевая музыка, что дает возможность делать оптимистичные выводы.
VII. Просмотр ролика «Приглашаем в современный город Энгельс», подготовленный
Морозовым Д., Космыниным К.,
чтение стихотворения Владимира Карабанова «Город моей надежды».
Среди ярких огней новомодных дворцов
Разве сердце порой не скучало
О родном уголке, где родительский кров,
Где земные предел и начало? Пусть зовет за собою манящий простор,
Городов повидал я немало,
Но приземистых улиц знакомый узор…
Как его мне порой не хватало.
Всё, что есть у меня в этом мире большом,
Умещается в имени славном.
Только здесь мой причал, мои корни, мой дом,
Здесь живу я с надеждой о главном.
Предрассветной порой иль вечерней зарей,
Как бы ни был обратный путь долог,
Я всегда возвращаюсь в свой город родной,
Он навек мне и близок и дорог.
VIII. Выводы урока.
Исследовательская деятельность должна сопровождаться осознанием того, что
делал учащийся, нравилось ему это или нет, что нового он узнал, поэтому уместен
вопрос учителя.
Чему научил вас сегодняшний урок и повесть Л.Кассиля?
Ответы детей:
внимательно читать текст;
любить свой город, узнавать новое;
уважать родителей;
дорожить своей школой;
читать интересные книги о детстве, тайнах;
придумывать страны;
смеяться…
IX. Источники:
http
:// nasch
engels
. narod
. ru / index
. html
http
.101
hotels
:// www
. ru / main
/ cities
/ Engels
/ photos
http
:// museumkassil
. sgu
. ru / kassil
/ kassil
_ and
_ pokrovsk
http://sdamzavas.net/320667.html Фото из личного архива.
Повесть Л.А.Кассиля «Кондуит и Швамбрания».
Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"
Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"
Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"
Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"
Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"
Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"
Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"
Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"
Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.