Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»
Оценка 4.7

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
МХК
10 кл
06.03.2018
Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»
Искусство и природа - неотделимы друг от друга. Художники, композиторы, поэты часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Созерцая прекрасное, знакомясь с трудами великих композиторов, художников, литераторов, мы всесторонне развиваемся, преобразовываем социальную и природную действительность, воспринимаем эмоциональную красоту окружающей действительности и разных видов искусств, совершенствуя свою жизненную позицию.исследовательская работа
проект.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧАЛТЫРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 (МБОУ СОШ №3) Секция искусство. Исследовательская работа. Тема «Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»                   Выполнили:                             Казачкова Мария,                               Макарова Ангелина                                                                    ученицы 10 «а» класса МБОУ СОШ №3                                        Научный руководитель:                                           учитель искусства и МХК                                                Гагалаян Рузанна Сергеевна Чалтырь, 2017г. Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве Содержание. 1. Введение  _______________________________________________2­3 2. Образ природы в русской литературе, музыке, живописи______4 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. Художественное единство образного  содержания  «Мороз и солнце…День чудесный» ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­5­6 «Травка зеленеет, солнышко блестит» ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­7­9  «Зреет рожь над жаркой нивой» _______________________10­11 «Унылая пора! Очей очарованье!»_______________________12­15      и взаимосвязь выразительных средств _______________________16­17 4. Практическая часть _______________________________________18 5. Заключение ______________________________________________19 6. Литература ______________________________________________20 7.  Приложение _____________________________________________21 Введение. 2 Проблема     экологического   состояния   Земли   в   настоящее   время   особенно актуально.     Сегодня,   как   никогда,   в   стране   остро   ощущается   дефицит   людей гуманных по отношению к природе и людям, интеллектуальных, одухотворенных, культурных.          Природа,   во   всем   ее   многообразии,    обладает   огромным   образовательным   и воспитательным   потенциалом   для   развития   личности.   При   этом   воздействие, которое она оказывает, по силе и «мягкости» несравнимо ни с одним из известных методических приемов и средств обучения и воспитания, потому, что ведь именно таково ее призвание.         Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы ни были прекрасны леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь, все эти образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа   в   искусстве   одухотворена,   она   печальна   или   радостна,   задумчива   или величава; она такова, какой видит ее человек.    Как бы виртуозно композитор ни изображал природные явления,   его произведение не оживет без чего – то иного, без раскрытия сущностных взаимоотношений мира и человека.  Познание красоты природы,   ее созерцание и бережное отношение к ней ­ вот  что  является главной целью нашей научно – исследовательской работы.     В соответствии с целью определены задачи исследования: 1. Образовательные:   ­   формировать   нравственно   –   эстетические   переживания   на   основе   восприятия произведений музыки, живописи и литературы о природе;   ­   формировать   представление   о   сходстве   и   различие   произведений   искусства, наблюдать за процессом музыкального развития. 2. Развивающие:   ­   развитие   навыков   сравнительного   восприятия   музыкального   произведения   и художественных картин;  ­ развитие художественного вкуса и любви к красоте окружающей действительности и развитие эмоционального мира человека.  3. Воспитательные: 3 ­ воспитывать чувство прекрасного, любовь к произведениям искусства;    ­ воспитывать любовь к родной природе, к родному краю, Родине и русскому слову.            Предмет исследования: изображение природы   в произведениях живописи, музыки и  литературы.          Гипотеза: природа ­ это источник красоты и вдохновения творчества великих мастеров искусства.      Методы исследования.    Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретические   методы   исследования   (теоретический   анализ   педагогической   и методической   литературы),   эмпирические   методы   (наблюдение,   анкетирование), методы математической статистической обработки.     База   исследования.  Основной   исследовательской   базой   являлась   средняя   общеобразовательная   школа   №3   с.   Чалтырь   Мясниковского   района   Ростовской области.    2. Образы природы в русской литературе, живописи, музыке  имеют   особое значение, они берут свое начало в дохристианской языческой культуре. В то время люди   поклонялись   природе,   обожествляя   и   одушевляя   её.   Природа   в   народной культуре   была   неотделима   от   человека;   его   дум,   чувств,   жизни.   С   принятием 4 Христианства на Руси образы природы не потеряли своего значения, они развивались и   трансформировались   вместе   с   русской   культурой.   Русская   художественная традиция оставила нам имена многих поэтов, писателей, художников, музыкантов прикоснувшихся к теме природы в своём творчестве.      Природа­это среда нашего обитания, без неё мы не сможем жить, но, если бы и могли,   наверно   не   захотели   бы.   Как   можно   жить   без   шума   листвы,   освещенной солнечным светом, или поливаемой прохладным дождем? Как можно жить без запаха цветов, травы, чернозёма? Как можно жить, не видя блеска снежинок в лунном свете и алых гроздей рябины на фоне ослепительно белой дали? Или без восторгающего трепета   души   лишь   первых   весенних   лучей   солнца?! Наша   Родина   обладает несметными   природными   богатствами,   в   ней   есть   величие   перед   человеком:   её поразительная красота, от которой захватывает дух, грозные зимние бури, глубокие реки,   высокие   скалы,   разнообразные   животные,   населяющие   Россию.   Все   это­ природа. Все это­вдохновение.         Вдохновение­то,   что   нужно   для   создания   произведения   искусства   в   музыке, живописи или литературе. Его в полной мере дарит природа человеку. А в России она очень богата. Да, в других странах природа тоже хороша, свои растения, виды, климатические условия. Но наша страна особенно прекрасна. Здесь есть и холод, и жара, и беспросветные леса, и пустынные равнины, и величавые горы, даже самое глубокое  в  мире  озеро­Байкал. От  одного вида  березовой рощи начинают  литься слезы счастья и просветления!    Древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, человек начал мучительно размышлять, в каких отношениях с природой он находится. В поэзии, музыке, живописи c древнейших времен осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселия, грусти и печали.      Рассмотрим творения художников, писателей и композиторов о разных временах года, чтобы понять, какие чувства они испытывают в каждое время, и как выражают их в своих произведениях.    2.1. «Мороз и солнце… День чудесный»                  Зима! Наша родина славится своими русскими зимами. Это неповторимая красота   российских   лесов   и   полей   под   белым   покрывалом   снега.   Это   птички   – 5 снегири, с яркими грудками, сидящие на гроздях рябины. В это время, кажется, будто вся природа замирает, а привычные звуки города утихают до весны, как на картине А.К. Саврасова «Зимний пейзаж. Иней.1870» . В зиме есть мистичность, и уже   не   ясно,   просыпаются   ли   демоны   или   ангелы   спускаются   на   землю.   Но   эта таинственная красавица, точно муза, приносит вдохновение.            Сергей Есенин  был явным патриотом своей родины. Поэт воспевал великую Русь. Особенностью его творчества являлось восхищение родной природой. Каждое время  года   имело  для  него  особое значение, особую  прелесть,  особую пищу  для размышлений. Зима была временем, когда хочется думать о прошлом, будущем, и просто о жизни в целом. Его, как русского человека, не пугали морозы.       И. И. Шишкин, русский художник­пейзажист, любил и писал родную природу. В его   картинах   передается   настроение   и   душа   лесов,   речек,   цветов,   и   всего,   что прилегает   к   природе.   Его   пейзажи   восхищают   своей   реалистичностью.   Картины «Первый   снег.   1875»   «Зима   1890»  очень   похожи   на   тот   образ,   который   мы представляем, когда читаем стихотворение Есенина о первом снеге. «Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил. Я не знаю, то свет или мрак? В чаще ветер поёт иль петух? Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг. Хороша, ты о белая  гладь! Греет кровь мою лёгкий мороз! Так и хочется к телу прижать Обнаженные груди берёз.               На   эти   стихи   был   написан   романс   композитором  В.   Юровским.   Так,   с литературой неразрывно связана не только живопись, но и музыка.        Зима любима в России, но не смотря на это, она обычно ассоциируется у нас с холодами и грустными раздумьями. В музыке романса Метнера на стихи Пушкина «Зимний вечер»  слышен голос вьюги и тревога, тоска, одиночество. Этот романс перекликается настроением с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Зимний пейзаж.1871»  6 Хмурое небо, одиноко стоящая избушка, в которой едва теплится свет, ожидание ненастья. Картина того же автора «Зимняя дорога. 1870», переносит нас в другую реальность:   белое   монотонное   небо   сливается   со   снегом.   Мы   замираем   вместе   с природой. Вот она, красивая «смерть» за окном.       Поэтому зима ­ популярная тема в русских романсах, где поют о неразделенной любви или о разлуке, равной зимним холодам. Как раз эту тему можно услышать в русском романсе на стихи поэта серебряного века П. Н. Ренчицкого. «Была зима. В полях метели По ком­то панихиду пели, Стонала жалобно сосна… Но ты была тогда со мною, Мне улыбалась, и – зимою В моей душе цвела весна. Теперь весна. Всё страстной жаждой Полно: и звук и шорох каждый, И благовонной ночи тьма Пьянит и дразнит ум собою… Но ты далеко, и – весною В моей душе царит зима! » < 1896 >    Тоску этого романса можно сравнить с тоской одинокой сосны в лунном свете, на полотне Шишкина « На севере диком…1890 » М. Ю. Лермонтов тоже был вдохновлен печальной “песней” зимы: «Прекрасны вы, поля земли родной, Еще прекрасней ваши непогоды; Зима сходна в ней с первою зимой, Как с первыми людьми её народы!..                    Совсем другую зиму можно видеть на картинах  Бориса Михайловича Кустодиева «Морозный день.1913», «Иней.1917», «Масленица.1919» Яркий свет, свежесть морозного дня от которой дух захватывает. А.С.Пушкин писал:    Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой, сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! 7 2.2. «Травка зеленеет, солнышко блестит» Весна­это особое время года.  Время пробуждения природы от зимнего сна, когда всё оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней весной зима ещё даёт о себе знать ­ напускает ветры, снежные метели, но, в конце концов, весна всё­таки побеждает.  Об этих приметах писал Фёдор Иванович Тютчев. Зима недаром злится, Прошла её пора — Весна в окно стучится, И гонит со двора.  Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.  Если увидим первую зеленую траву, то торопимся произнести строчки незатейливого стихотворения Алексея Плещеева: "Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит." А вот как видел весну Иван Бунин, писатель и поэт, великий мастер слова. В каждой строчке чувствуется любовь к родной природе, видно, что поэт не просто описывает ее, а любуется ею. "За рекой луга зазеленели, Веет легкой свежестью воды; Веселей по рощам зазвенели Песни птиц на разные лады." 8 Пётр   Ильич   Чайковский   —   русский   композитор,   дирижёр,   педагог, музыкально­общественный   деятель,   музыкальный   журналист.   Считается   одним   из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов.      Он написал замечательное музыкальное произведение “Времена года”, в котором выразил свою любовь к русской природе. В этом произведении представлены все 4 времени года. 12 фортепианных пьес цикла соответствуют 12 месяцам.  Одна из его пьес посвящена весенним цветам. По одной древней легенде, эти цветы были первыми цветами на земле. Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима,   и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Снежинки пожалели ее и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У нее возникла надежда на прощение, а цветы ­ с тех пор стали символом надежды.­ О каких цветах идёт речь? (О подснежниках)        Прослушивание пьесы П.И. Чайковского "Апрель. Подснежник" из цикла "Времена года".    У композитора весна ­ трепетная, нежная.             Один   из   основателей   русской   пейзажной   школы  Алексей   Кондратьевич Саврасов  очень   трепетно   относился   к   весне.   У   него   очень   много   картин, изображающих это время года. Левитан, любимый ученик Саврасова, отмечает: «С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной   земле».   Когда   К.   Паустовский   пришёл   как­то   весной   в   мастерскую Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Саврасов кричал ученикам: «Солнце гоните на холст! Весеннюю теплынь прозевали! Снег таял, бежал по оврагам холодной водой – почему не видел я этого на ваших этюдах? Липы распускались, дожди были такие, будто не вода, а серебро лилось с неба, ­ где всё это на ваших холстах? Срам и чепуха!» Также, современники Саврасова сохранили его слова о том,   что   без   воздуха   нет   пейзажа:   «…Сколько   берёзок   и   елей   ни   сажай,   что   не придумывай, если воздух не напишешь … пейзаж дрянь». В картине «Весна. 1883» чувствуется этот весенний мокрый воздух.             Картину   Алексея   Кондратьевича   Саврасова   «Грачи   прилетели»   называют шедевром   пейзажной   живописи.   Это   –   лирический   образ   национальной   природы. Кисть   художника   воссоздала   красоту   родного   края.   Неспешно   пробуждается   от зимнего сна природа к новой жизни. Тает снег. Вода собирается в лужах, насыщая свежестью воздух, деревянные заборы, каменные стены церкви и колокольни, кору молодых березок. Суетятся. Хлопочут птицы, строя гнезды.                         9 Борис   Леонидович   Пастернак  ярко   описывает   весеннюю   погоду   в   своём стихотворении «Весна в лесу»: Отчаянные холода Задерживают таянье. Весна позднее, чем всегда, Но и зато нечаянней. С утра амурится петух, И нет прохода курице. Лицом поворотясь на юг, Сосна на солнце жмурится.       Как говорят: “мартовские коты запели”, это означает – проснулась любовь. Весной хочется петь о добре, о любви, о чем­то возвышенном. Любовное томление слышно в музыке произведения Чайковского на стихи А. Толстой «То было раннею весной», а великий русский композитор С. В. Рахманинов, написал романс на стихи Глафиры Галиной о мучительном счастье ­ “Весенняя ночь”: «Как мне больно, как хочется жить. Как свежа и душиста весна!.. Нет, не в силах я сердце убить В эту ночь голубую, без сна. Хоть бы старость пришла поскорей, Хоть бы иней в кудрях заблестел, Чтоб не пел для меня соловей, Чтобы лес для меня не шумел! Чтобы песнь не рвалась из души Сквозь сирени в широкую даль, Чтобы не было в этой тиши Мне чего­то мучительно жаль! » < 1902 > 10 2.3. «Зреет рожь над жаркой нивой» Вот и лето наступило. Самое настоящее лето. Петь в лодке – на озере, на реке, на море – удивительно приятно! Голос на воде звучит как­то особенно звонко, и песня на воде разносится далеко­далеко.   Петр Ильич назвал пьесу «Баркарола». Слово это, наверное, не всем знакомо. Родилось оно в Италии и означает «песня в лодке», потому что «барка» по­итальянски – лодка.        Вся пьеса – мерное, плавное покачивание музыки. Широко, привольно льется на музыкальных   волнах   мелодия   песни.   Слушаешь   –   и,   кажется,   что   сам   сидишь   в лодке, а она плывет, чуть качаясь то ли от ровных ударов весел, то ли от маленьких волн,   поднятых   внезапно   налетевшим   легким   теплым   ветром.   Но   вот   музыка меняется, становится живее, радостнее и уже меньше похожа на песню.             Все любят лето! Как не любить зелёные леса и плодородные поля, теплые реки, где, с приходом лета, любят купаться люди, постоянный свет солнца, плавающий в лепестках благоухающих цветов…               Борис Михайлович Кустодиев, великий русский художник, изобразил это время года очень характерным для России на картине “Лето. Поездка в «Терем».” Здесь и залитое солнцем поле, где трудятся над урожаем и сбором сена русские люди, и купальщики, и пастух, отдыхающий в летний зной на изумрудной траве.        А лето в картинах того же художника «Гулянье на Волге. 1909» и «Троицын день.1920»  праздничное, колоритное, беззаботное с яркими акцентами, напоминает отрывок из «Песни про княгиню Ульяну Андреевну Вяземскую» Л. А. Мея : «Лето красное, росы студёные Изумрудом все листья цвеченные; По кустам, по ветвям потянулися, Паутинки серебряной проволокой; Зажелтели вдоль тына садового Ноготки, янтарём осмоленные; 11 Покраснела давно и смородина; И крыжовник обжёг себе усики; И наливом сквозным светит яблоко».             Обаяние сказок и мифов столь велико, что их влияние можно найти во многих произведениях, связанных с образами природы.        Музыка сказочной пьесы А. Лядова «Волшебное озеро» отмечена прозрачным фантастическим   колоритом,   рисующим   картину   чудесного   лесного   озера.   Вся прелесть русских народных сказок, все волшебное очарование сказочных пейзажей, населенных   таинственными   существами,   нашло   в   этой   пьесе   свое   музыкальное отражение.                             Состояние полного спокойствия и сказочной красоты достигается средствами гармонии и оркестровки. Сочетание мажорных и минорных красок – особенно в начале и заключении, причудливость звучания флейты, челесты, арфы, скрипок придает пьесе мягкий и нежный колорит. В заключении звучность постепенно затихает, озеро погружается в безмолвие.             Искусство оберегает человеческую душу от разрушающего бега времени, оно дает   возможность   противопоставить   этому   разрушению   красоту   и   гармонию, творимую наперекор всему. Как сказка мир. Сказания народа, Их мудрость темная, но милая вдвойне, Как эта древняя могучая природа, С младенчества запали в душу мне... Н.Заболоцкий)             12 2.4. «Унылая пора! Очей очарованье!     Осень ­ любимое время года гениального русского поэта, Александра Сергеевича Пушкина. Он часами сидел на лавочке возле своего дома в Болдино и любовался на бесконечно прекрасное одеяние природы. Осень вдохновляла его, поэтому ей было посвящено много стихотворений. «…Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса­ Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото, одетые леса ­ В их сенях ветра шум и свежее дыханье И мглой волнистою покрыты небеса И редкий солнца луч ­ и первые морозы И отдаленные седой зимы угрозы…»      К такому пушкинскому видению осени подходит иллюстрация­картина “Осень в Абрамцево”  Василия Дмитриевича Поленова. Это выдающийся русский художник, оставивший   значительный   след   в   развитии   отечественной   пейзажной   школы.   На картине изображен осенний лес и озерцо, в котором отражается рыжесть деревьев. Это   пленяющий   пейзаж,   действительно,   “в   багрец   и   золото   одетые   леса”.   Здесь изображен как раз тот “редкий солнца луч”, и в его свете листва берез становится еще ярче, ослепительней.          Осенью мы прощаемся с летними забавами, теплом, и готовимся к зиме. Это, конечно,  приводит   к   печальным   мыслям.  Музыкальные   произведения,  написанные про осень полны тоски об ушедшем счастье, сожаления о несказанных словах любви, предчувствия   одиночества.  Романсы Римского­Корсакого на стихи А. Толстой «На нивы жёлтые»  и  Чайковского на стихи А. Н. Плещеева «Осень» в полной мере   передают   это   состояние,   так   же   как   картина  А.Н.   Саврасова   «Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне 1871»  13 Пётр   Ильич   Чайковский  в   своем   произведении   передал   тишину   осени, задумчивость природы. Октябрь, середина осени. Это не ранняя, пышно убранная и нарядная осень, а другая – с опадающей листвой, унылая, грустная с тихим плачем осеннего дождя. Тихий, грустный покой слышится уже в первой музыкальной фразе. В его песне звучат два голоса. Один – слабый, он словно пытается взлететь, разлиться легко   и   свободно…  и   тут   же   бессильно   стихает.  Видно,  очень   хочется   человеку тепла, света, счастья. Тоскливо на душе. Снова взлёт – и снова падение. Ещё, ещё – нет, не  подняться,  не  вздохнуть   полной  грудью…  И  хочется  плакать  от  тоски  и непонятной   обиды…   Второй   голос,   более   уверенный,   уговаривает,   успокаивает, утешает….             П. И. Чайковский нашёл для этой пьесы удивительную по своей певучести мелодию. В ней слышатся падающие капли дождя, опадающие листья, устилающие ковром   землю,   склоняющиеся   под   порывами   ветра   ветви   деревьев,   угасающие, слабые   лучи   солнца.  Осень  природы ­  осень  жизни.  Настроение  музыки  созвучно романсу Чайковского «Снова, как прежде один», с его глубоко личной интонацией печали и одиночества. Виолончель в диалоге с голосом завораживают слух теплым и глубоким тембром. А дальше, словно из «тьмы былого», постепенно возникает вальс. Медленный, нереальный в своей ласковой вкрадчивости, проплывает он перед нами как видение минувшей юности, как давно забытый женский образ. Искренняя   любовь   к   родной   природе   и   своему   народу   делает   творение композитора таким же близким и понятным каждому русскому человеку, как эти созвучные строки А. Толстого: Прозрачных облаков спокойное движение, Как дымкой солнечной перенимая свет, То бледным золотом, То мягкой синей тенью окрашивает даль. Нам тихий свой привет шлет осень мирная. Ни резких очертаний, ни ярких красок нет...     Осень ­ самое плодотворное время года в творчестве А.С.Пушкина. Но не только Александр Сергеевич Пушкин обращался к теме осени. Этой теме посвящали свои стихотворения   такие   замечательные   поэты,   как Ф.И.Тютчев,   И.А.   Бунин,   К.Д. Бальмонт, С.А. Есенин, Н.А.Некрасов и другие.              Федора   Ивановича   Тютчева принято   называть   "певцом   природы".   Много стихов, и при этом самых радостных, самых жизнеутверждающих из всего им написанного,   он   посвятил   весне.   Но   есть   одно   стихотворение   поэта,   которое невозможно не вспомнить, говоря о стихах, посвященных осени: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора ­ 14 Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...       В этом стихотворении поэт описывает начало осени, когда "далеко еще до первых зимних бурь". Не началось еще буйство красок в лесу, и в природе ощущается некая пустота: урожай собран, поля пусты, "птиц не слышно более". Замечается только блестящий на солнце "тонкий волос" паутины. Скоро, скоро заиграет красками осень, но пока только "чистая и теплая лазурь", льющаяся на отдыхающее поле заполняет эту   пустоту.   О   лазури   голубой   упоминает   в   своем   стихотворении  "Листопад" другой русский поэт ­ Иван Алексеевич Бунин: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой Как вышки ёлочки темнеют А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца, Лес пахнет дубом и сосной...        Константин Паустовский писал: «Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины   написаны   русскими   поэтами,   писателями   и   художниками   об   осени. В историю   русской   живописи  Исаак   Ильич   Левитан  вошел,   прежде   всего,   как пейзажист. Левитан ­ создатель так называемого «пейзажа настроения». Он так же, как   Пушкин   и   Тютчев   и   многие   другие,   ждал   осени,   как   самого   дорогого   и мимолетного времени год Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов. Это и  « Осенний день. Сокольники», и «Осень. Мельница», «Поздняя осень», «Золотая осень». Художник   умел   очень   тонко   передать   разнообразие   состояния   природы,   дать почувствовать   всю   прелесть   окружающего   мира. На   картине   «Золотая   осень»   мы видим   березовую   рощу   в   медно­золотом   осеннем   убранстве. Березки   с   тонкими стройными   стволами   сплошь   покрыты   золотистой   листвой.   Среди   деревьев   течет тихая, прозрачная речка, в которой отражается небо, облака, травы. Золотые кроны деревьев ослепительно блестят, купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Все предметы, вся природа   пронизана   ожиданием.   Это   состояние   ожидания   по­своему   выражают деревья в безветренную погоду. Мы невольно слышим шелест листьев. 15 3. Художественное единство образного  содержания  и взаимосвязь выразительных средств     Вот так ярко, образно передают  образ природы композиторы, поэты и художники. Мы восхищаемся, как умело выражают они свои чувства доступными каждому виду искусства изобразительно­выразительными средствами.         Мы знаем, что взаимодействие слов, красок и звуков, литературы, живописи и музыки, существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям.       В Древней Индии существовал род живописи на музыкальные темы – ваника, в которой   семь   звуков   гаммы   сопоставлялись   с   семью   цветами,   а   мелодия   с определенной   графической   формой.   Существует   семантическое   родство   между колоритом в живописи и тембром в музыке. Показательно, что колорит является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи; в музыке же колорит /тембр/ — один из главных факторов изобразительности. В живописи колорит — наиболее музыкальный элемент, в музыке — наиболее живописный.       Таким  образом, в каждом  из  этих  искусств  колорит  как   бы  ведет  в сторону другого,   вторгается   в   его   область.   В   своем   колорите   музыка   и   изобразительное искусство словно тянутся навстречу друг другу. И когда они соединяются, колорит оказывается     точкой   их   соприкосновения. звеном   их   синтеза, 16 ­     ­   синий трубы,         Так,    В.Кандинский  соотносил   с   определенным   цветом   тот   или   иной Примеры взаимосвязи звука и цвета, как мы увидели, многочисленны как в музыке, так и в живописи.    музыкальный тембр:  голубой ­  ассоциировался у него с тембром флейты,  красный виолончели.     Выдающиеся русские композиторы П.И.Чайковский, Н. А. Римский­Корсаков и А. Н.   Скрябин   обладали   так   называемым   «цветным   слухом».   Каждая   тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит.   Так,  до­мажор у них ­  белый;  до­минор  ­  багряный, трагический;  ми­мажор  ­ сумрачный,   серо­синеватый.   У   некоторых   композиторов   зрительно­цветовые представления   настолько   сильны   и   ярки,   что   приводят   к   созданию   звуковых, музыкальных образов.      Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и неотъемлемым компонентом живописи.       Семантически   родственны   ритмы   стройных,   восходящих   линий   в   живописи, стройных   восходящих   голосов   в   музыке,   восходящих   лирических   чувств   в литературе.       Как отмечает И. И. Иоффе, известный музыковед и искусствовед, «зрение и слух, свет и звук с первых моментов своего культурного бытия выступают совместно. Семантическое   единство   зрения   и   света,   слуха   и   звука   опиралось   на   единство человеческой деятельности, целостность его ориентации в мире». 17 4. Практическая часть        В ходе изучения данной темы   нас заинтересовал вопрос, а что знают наши ровесники   и   другие   ученики   школы   о   произведениях   искусства,   мастерах, воспевающие в своих произведениях природу.    Мы   решили провести социологический опрос. Нами было предложено ребятам 4 вопроса.   Эти вопросы заставили их задуматься о красоте, которая окружает нас. Получив ответы на данную анкету, мы узнали об отношении ребят к разным видам искусства и как тесно оно связано с природой.      На   вопрос  «Знакомы   ли   вам   произведения   искусства,   связанные   с   природой?»  ответили «да» ­ 85% учащихся, 15%   учащихся ответили – «нет». Многие ребята с увлечением перечисляли их названия и авторов произведений.          Следующий вопрос звучал так:  «Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?»  Отрадно было отметить, что среди ребят оказалось немало увлеченных сложением стихов о природе, рисовал природу каждый второй опрошенный.         Третий вопрос заставил учащихся нашей школы глубоко задуматься о роли  «   Любите   ли   вы окружающей   среды   в   их   жизни.   Он   прозвучал   так: рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)?    Многие   ребята   не   только   ответили   утвердительно,   но   и описали некоторые пейзажи.  18 На     вопрос:  «Какую   роль     играет   искусство   в   современной   жизни   человека?»  ответом «большую» воспользовались 67% ребят, «никакую» ­ 10%, «помогает жить» ­ 23%.                    Анкетирование показало, что работа поможет людям   понять значимость искусства и привлечет, думаем, многих, если не к занятиям искусством, то хотя бы вызовет интерес к проблеме.   Наша работа имеет и практическую значимость, потому, что материалы могут быть   использованы   для   подготовки   к   сочинению   по   литературе,   для   устных выступлений   на   уроках   по   истории,   литературе,   искусству,   а   в   дальнейшем   для подготовки к экзаменам. 5. Заключение.    Таким образом, результаты исследования дали нам возможность сделать следующие выводы: 1. Искусство и природа ­  неотделимы  друг от друга.  Художники, композиторы, поэты часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества.    2. В образах природы мы видим отблеск собственной духовности, свой идеал и 3. 4. свое совершенство, и только, в этом случае осуществляем самовоспитание.   Созерцая   прекрасное,   знакомясь   с   трудами   великих   композиторов, художников,   литераторов,   мы   всесторонне   развиваемся,   преобразовываем социальную   и   природную   действительность,   воспринимаем   эмоциональную красоту   окружающей   действительности   и   разных   видов   искусств, совершенствуя свою жизненную позицию.  Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание в них на все, что связано с природой, мы может быть,   даже   удивимся   тому,   как   часто   и   глубоко       проникает   природа   в 19 искусство,   как   тесно   они   связаны   друг   с   другом.   Вот   почему   у   любого человека   любовь   к   искусству   и   любовь   к   природе   –   очень   близкие   и родственные чувства.  Природа творит с художниками, поэтами, композиторами  чудеса, и вдохновляют их   на   яркие,   красочные   произведения,   но   и   более   жизненные,   реалистичные полотна, которые трогают тебя до глубины души.      Природа дарит чудеса, а произведения искусства помогают нам их лучше понять. Чтобы понять их нужно почувствовать душой и сердцем.   6. Литература.  1. Абрамова Г. Е. Экологическое воспитание средствами искусства /Г.Е.Абрамова. – Ярославль.1998. – 76 с. 2. Асафьев Б. О русской природе и русской музыке / Б.Асафьев// Искусство в школе. – 2007. ­ №1 3.   Захарова   А.   А.   Музыкальное   восприятие   образов   природы   –   средство эстетического и экологического воспитания школьников /А.А.Захарова //Музыка в школе. – 2007. ­ №6 4. Казанцева Н. Природа в музыке / Н.Казанцева. //Искусство в школе. – 2004. ­ №3 20 5. Казанцева Н. Природа в музыке / Н.Казанцева. //Искусство в школе. – 2004. ­ №4 6. Сергеева Г.П. /Искусство/ Москва, Просвещение 2012 год. 7. Чемрезов И. П. Природа и музыка в воспитании школьников// И. П. Чемрезов. – М.: Просвещение, 2008. – 92 с. 8. Школяр В. Музыкальное образование в школе /Л.Школяр. – М.:Академия,2001. – 232 с. 7. Приложение.  Анкета. 1. Знакомы ли вам произведения искусства, связанные с природой? 2.  Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу,  работать     с природным материалом? 3. Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и  растений на картинах (фотографиях)? 21 4. «Какую роль  играет искусство в современной жизни человека?» 22

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»

Исследовательская работа "«Природа в поэтическом, музыкальном и изобразительном творчестве»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018