ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема:
«Истина и ее критерии».
Обществознание 10 класс
Мечиев Салых Алиевич
Тема: Истина и ее критерии.
Цель: Выяснить, что такое истина и каковы ее критерии.
Дать понятие истины.
Развить навыки и умения дискутировать и отстаивать свою точку зрения.
Вызвать интерес к теме, желание задуматься.
Основные проблемы урока: почему некоторые философы и ученые отрицают возможность познания мира? Какие знания являются истинными? Откуда берутся заблуждения?
Ход урока: рассмотрим определение
Под истиной в философии понимается достоверное, правильное знание.
Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету – писал французский философ Декарт (1596 – 1650).
Критерии истины (перевод с греческого) – мерило.
Может ли человек обретать истинные знания? Этот вопрос будоражил многих философов на протяжении долгого времени. И на сегодняшний момент остается актуальным. Прежде чем мы попытаемся ответить на этот вопрос, давайте прослушаем фрагмент философского спор и выясним какие ответы давали фил. Др. на данный вопрос?
Мнение философов по достижению истинных знаний разошлись.
Агностики (недоступность познания) |
Эмпирики (возможность обретения истинных знаний) |
Рационалисты (возможность обретения истинного знания) |
Отрицают возможность получения истинных знаний. (нам не с чем сравнивать свои ощущения, проверить соответствуют ли они действительности) |
Истинные знания даются нам в ощущениях и опыт единственный источник познания Цель науки: чистое описание фактов чувственных |
Единственным источником познания является – разум. (т.е. теоретические знания, когда по законам логики из неких общих аксиом выводятся все прочие суждения). |
Как вы относитесь к аргументам агностиков?
Могу ли я согласиться с доводами агностиков?
Рассмотрим:
1.Точку зрения философов допускающих возможности обретения истины (эмпирики)
Однако известно, что опыты нередко вводят нас в заблуждение (стакан воды и опущенная в него ложка кажется изогнутой).
И также логику, математику не возможно представить как простое ощущение.
2. (рационалисты)
Идеалом выступала геометрия Евклида; с неевклидовой геометрией позиции рационалистов пошатнулись, так как система аксиом согласовывалась с опытами.
Что же тогда соответствует действительности?
Вывод: В основе научных теорий лежат соглашения между учеными, и выбор этих теорий основывается на соображениях удобства, простоты.
Проведем опыт: (изображение пятна на экране)
1. Что вы видите?
2. Существует оно реально?
3. Может у всех психофизиологический механизм восприятия или инфразвуковые колебания в голове?
4. Как выйти за рамки чувственного опыта?
Чтобы выйти за рамки чувственного опыта необходимо провести научный эксперимент «практику».
Осуществление практики возможно путем:
А) поставить эксперимент со специальными приборами.
Б) понаблюдать, как оно взаимодействует с другими объектами.
Целый ряд явлений не поддается оценке с точки зрения истинности и ложности
- духовные ценности
- культурное творчество /они обогатятся новым смыслом; (полотна разных художников)
Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, т.е полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута.
Абсолютная истина – это образец предел знаний, к которому надо стремиться.
А на пути мы получаем относительные истины (ограниченные знания, неполное, незавершенное).
Причины относительности наших знаний:
А) мир изменчив, бесконечен;
Б) различна духовная культура в разное время
В) разные условия в разное время
Г) разные средства в разное время
Пример: Представление о Вселенной
-Древние люди обнаружили кроме солнца и луны – еще 5 светил.
Господствовало мнение, что земля неподвижна, а вокруг нее вращается солнце и луна.
- II в. до н.э. древнегреческий астроном, Птоломей выдвинул свою «систему мира»
земля шарообразная – неподвижный центр вселенной.
- XVI в. (польский) ученый Коперник на основе наблюдений и сложных математических расчетов убедительно показал, что
земля лишь одна из планет и все планеты вращаются вокруг солнца. А звезды неподвижные.
-Кеплер доказал, что
орбита планет представляет собой эллипс, выдвинул закон движения планет (солнце большой магнит, а планеты под магическим действием движутся).
-ХVII в. Ньютон открыл закон всемирного тяготения (истинная причина движения планет).
Сейчас новые проблемы:
Почему началось расширение Вселенной, что было до образования галактик…
На пути к абсолютной истине, мы получаем относительные истины (не полные, ограниченные знания).
А какую роль играет относительная истина?
Причины наших ошибок в познании истины
1. Особенности индивида (физ. подготовлены по - разному).
2. Мы подвержены общепринятым мнениям (даже если они расходятся с научными выводами).
3. Устанавливать связь там, где их на самом деле нет (землетрясение – влияет на самочувствие).
4. Склонны преувеличивать.
5. Не всегда располагаем точной, научной информацией.
6. Строим свои умозаключения на обрывочных сведениях (связано с лавинообразным постом информации).
Итог урока:
Что сегодня нового вы узнали на уроке ?
Закрепление
1. В чем сущность понятия «истина»? – соглашение между учеными.
2. Что может служить критерием истины?
3. Что такое абсолютная истина? Какую роль она играет в познании?
4. В чем причины относительности наших знаний?
Прокомментируйте утверждение Козьмы Пруткова:
«Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц?
- отвечай: месяц. Ибо солнце светит днем, когда итак светло, а месяц – ночью».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.