«Истина и ее критерии»
Оценка 4.8

«Истина и ее критерии»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
25.03.2017
«Истина и ее критерии»
Тема: Истина и ее критерии. Цель: Выяснить, что такое истина и каковы ее критерии. Дать понятие истины. Развить навыки и умения дискутировать и отстаивать свою точку зрения. Вызвать интерес к теме, желание задуматься. Основные проблемы урока: почему некоторые философы и ученые отрицают возможность познания мира? Какие знания являются истинными? Откуда берутся заблуждения? Ход урока: рассмотрим определение Под истиной в философии понимается достоверное, правильное знание. Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету – писал французский философ Декарт (1596 – 1650). Критерии истины (перевод с греческого) – мерило.Тема: Истина и ее критерии. Цель: Выяснить, что такое истина и каковы ее критерии. Дать понятие истины. Развить навыки и умения дискутировать и отстаивать свою точку зрения. Вызвать интерес к теме, желание задуматься. Основные проблемы урока: почему некоторые философы и ученые отрицают возможность познания мира? Какие знания являются истинными? Откуда берутся заблуждения? Ход урока: рассмотрим определение Под истиной в философии понимается достоверное, правильное знание. Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету – писал французский философ Декарт (1596 – 1650). Критерии истины (перевод с греческого) – мерило.
Обществознание 10 класс Истина и ее критерии.doc

 

 

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

 

Тема:

 «Истина и ее критерии».

 

 

Обществознание 10 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Мечиев Салых Алиевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Истина  и ее критерии.

Цель: Выяснить, что такое истина и каковы ее критерии.

Дать понятие истины.

Развить навыки и умения дискутировать и отстаивать свою точку зрения.

Вызвать интерес к теме, желание задуматься.

Основные проблемы урока: почему некоторые философы и ученые отрицают возможность познания мира? Какие знания являются истинными? Откуда берутся заблуждения?

Ход урока: рассмотрим определение

Под истиной в философии понимается достоверное, правильное знание.

Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету – писал французский  философ Декарт (1596 – 1650).

Критерии истины  (перевод с греческого) – мерило.

 

Может ли человек обретать истинные знания? Этот вопрос будоражил многих философов на протяжении долгого времени. И на сегодняшний момент остается актуальным. Прежде чем мы попытаемся ответить на этот вопрос, давайте прослушаем  фрагмент философского спор и выясним какие ответы давали фил. Др. на данный вопрос?

Мнение философов по достижению истинных знаний разошлись.

 

Агностики (недоступность познания)

Эмпирики (возможность обретения истинных знаний)

Рационалисты (возможность обретения истинного знания)

Отрицают возможность получения истинных знаний.

(нам не с чем сравнивать свои ощущения, проверить соответствуют ли они действительности)

Истинные знания даются нам в ощущениях и опыт единственный источник познания

Цель науки: чистое описание фактов чувственных

Единственным источником познания является – разум.

(т.е. теоретические знания, когда по законам логики из неких общих  аксиом выводятся все прочие суждения).

 

Как вы относитесь к аргументам агностиков?

Могу ли я согласиться с доводами агностиков?

Рассмотрим:

1.Точку зрения философов допускающих возможности обретения истины (эмпирики)

Однако известно, что опыты нередко вводят нас в заблуждение (стакан воды и опущенная в него ложка кажется изогнутой).

И также логику, математику не возможно представить как простое ощущение.

2. (рационалисты)

Идеалом выступала геометрия Евклида; с неевклидовой геометрией позиции рационалистов пошатнулись, так как система аксиом согласовывалась с опытами.

Что же тогда соответствует действительности?

Вывод: В основе научных теорий лежат соглашения между учеными, и выбор этих теорий основывается на соображениях удобства, простоты.

Проведем опыт: (изображение пятна на экране)

1.     Что вы видите?

2.     Существует оно реально?

3.     Может у всех психофизиологический механизм восприятия или инфразвуковые колебания в голове?

4.     Как выйти за рамки чувственного опыта?

Чтобы выйти за рамки чувственного опыта необходимо провести научный эксперимент «практику».

Осуществление практики возможно путем:

А) поставить эксперимент со специальными приборами.

Б) понаблюдать, как оно взаимодействует с другими объектами.

 

Целый ряд явлений не поддается оценке с точки зрения истинности и ложности

- духовные ценности

- культурное творчество /они обогатятся новым смыслом; (полотна разных художников)

 

Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, т.е полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута.

 

Абсолютная истина – это образец предел знаний, к которому надо стремиться.

А на пути мы получаем относительные истины (ограниченные знания, неполное, незавершенное).

 

Причины относительности наших знаний:

А) мир изменчив, бесконечен;

Б) различна духовная культура             в разное время

В) разные условия                                  в разное время

Г) разные средства                                 в разное время

 

Пример: Представление о Вселенной

-Древние люди обнаружили кроме солнца и луны – еще 5 светил.

Господствовало мнение, что земля неподвижна, а вокруг нее вращается солнце и луна.

- II в. до н.э. древнегреческий астроном, Птоломей выдвинул свою «систему мира»

земля шарообразная – неподвижный центр вселенной.

- XVI в. (польский) ученый Коперник на основе наблюдений и сложных математических расчетов убедительно показал, что

земля лишь одна из планет  и все планеты вращаются вокруг солнца. А звезды неподвижные.

-Кеплер доказал, что

орбита планет представляет собой эллипс, выдвинул закон движения планет (солнце большой магнит, а планеты под магическим действием  движутся).

VII в. Ньютон открыл закон всемирного тяготения (истинная причина движения планет).

 

Сейчас новые проблемы:

Почему началось расширение Вселенной, что было до образования галактик…

 

На пути к абсолютной истине, мы получаем относительные истины (не полные, ограниченные знания).

 

А какую роль играет относительная истина?

 

Причины наших ошибок в познании истины

1.     Особенности индивида (физ. подготовлены по - разному).

2.     Мы подвержены общепринятым мнениям (даже если они расходятся с научными выводами).

3.     Устанавливать связь там, где их на самом деле нет (землетрясение – влияет на самочувствие).

4.     Склонны преувеличивать.

5.     Не всегда располагаем точной, научной информацией.

6.     Строим свои умозаключения на обрывочных сведениях (связано с лавинообразным постом  информации).

 

Итог урока:

Что сегодня нового вы узнали на уроке ?

 

Закрепление

 

1.     В чем сущность понятия «истина»? – соглашение между учеными.

2.     Что может служить критерием истины?

3.     Что такое абсолютная истина? Какую роль она играет в познании?

4.     В чем причины относительности наших знаний?

 

 

Прокомментируйте утверждение  Козьмы Пруткова:

«Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц?

- отвечай: месяц. Ибо солнце светит днем, когда итак светло, а месяц – ночью».


ОТКРЫТЫЙ УРОК Тема: « Истина и ее критерии »

ОТКРЫТЫЙ УРОК Тема: « Истина и ее критерии »

Тема: Истина и ее критерии

Тема: Истина и ее критерии

Что же тогда соответствует действительности?

Что же тогда соответствует действительности?

Х VII в. Ньютон открыл закон всемирного тяготения (истинная причина движения планет)

Х VII в. Ньютон открыл закон всемирного тяготения (истинная причина движения планет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017