Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Камчатский политехнический техникум»
(КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум»)
План открытого урока
Дата проведения: 12 января 2023г.
Преподаватель: Макарова Юлия Владимировна
Курс 3 Группа ПСО-221
Учебная дисциплина: «Обществознание»
Специальность: 40.02.01 «Право и организация социального
Технологическая карта урока
Тип урока: Творческий урок.
Вид урока: Практическое занятие с элементами деловой игры.
Время: 60 минут
1 |
2 |
Тема |
Раздел общего имущества супругов |
Цель |
создать условия для закрепления и обобщения информационной компетенции учащихся через осмысление понятия коррупция, ее сущности, причин, форм проявления, стратегии борьбы; для самореализации учащихся в работе с материалами СМИ, в создании собственных образов данной темы через синквейн; воспитания коллективизма и чувства ответственности при работе в группе. |
Задачи |
Образовательные: -закрепить теоретические знания в области института развития коррупции в России; актуализировать известные студентами знания по истории и праву; -конкретизировать теоретические представления о исторических корнях развития коррупции; -довести до студентов специфику развития коррупции в России и способы борьбы с ней. Развивающие: -продолжить формирование умений студентов работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; -формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники; Воспитательные: - воспитание ответственности, самостоятельности, творческих подходов при осуществлении правоприменительной деятельности; - воспитание этики групповой работы. Сформировать у студентов четкое осознание необходимости борьбы с коррупцией. |
Общие компетенции |
- способность использовать гуманитарные знания
в практической деятельности в сфере права (ОК—3, ОК—4); |
Профессиональные компетенции |
- способность участвовать в совершенствовании антикоррупционного законодательства, подготовке нормативно-правовых актов, относящихся к антикоррупционной сфере (ПК-1) - способность осуществлять профессиональную деятельность в сфере правового регулирования антикоррупционных действий на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2): - обеспечивать соблюдение норм права, опираясь на юридическую теорию и практику (ПК-3); - уметь принимать решения, проводить научно обоснованный анализ, давать компетентные рекомендации и совершать юридические действия в области антикоррупционной деятельности в точном соответствии с законом (ПК-4); - развитие способности грамотно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с коррупцией(ПК-6) |
Основные понятия |
коррупция, злоупотребление должностными полномочиями, ответственность за коррупцию. |
Методы обучения: |
- словесные (приёмы: беседа, дискуссия) - практические (приёмы: обсуждение вопросов в группах, работа с источниками решение ситуации,) - контроль (самооценка, взаимооценка, оценка преподавателя) |
Межпредметные связи |
Обществознание, право , история |
Ресурсы |
- компьютер; - мультимедийное оборудование: экран, проектор; - раздаточный материал (вопросы для обсуждения в группах, закон о коррупции оценочные листы,). |
Форма урока |
Комбинированный урок |
Технология |
Решение ситуативных задач Элементы критического мышления |
Планируемый результат обучения, т.ч. формирование УУД: |
познавательные - расширение кругозора учащихся через лингвострановедческую информацию. коммуникативные – учебное сотрудничество; построение речевых высказываний; умение слушать и слышать. личностные – самостоятельность, самоорганизация, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, самооценка. |
Место проведения занятия |
Аудитория 34 |
План урока.
I. Проблема урока: «Почему в наши дни уделяется большое внимание борьбе с коррупцией?» Поиск решения: самостоятельные выводы на поставленные задачи, опираясь на знания по истории и праву.
II. Примерные выводы по проблеме:
Коррупция угрожает национальным интересам России, подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряжённость, усиливает угрозу терроризма и экстремизма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.
III. Обязательный минимум.
Этапы урока |
Действия преподавателя |
Действия студентов |
I. Оргмомент |
Определяется организация учебной деятельности.
|
Студенты делятся на 3 группы Выбирают капитанов. |
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. |
Задание 1. «Князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки, и гоняются за мздою…»; «Горе тем, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!». Ребята, о чем идет речь? Как вы думаете «Что такое Коррупция?» |
Студенты определяют тему урока. Самостоятельно формулируют Цель познакомиться с историей появления понятия «коррупция»; выяснить к каким последствиям может привести коррупция; обсудить различные пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной жизни. |
IV. Решение ситуативных задач, знакомство с историей
мотивация учебной деятельности учащихся |
Задание 2 Ты открой глаза – черно в них. Чтоб изменилась ситуация, Нужны тюрьма и конфискация Для тех, кто не своим трудом нажил тот «Мерседес» и дом. И спрос пристрастен и суров. С властей – от низа до верхов! Иначе революция возьмет с них «контрибуцию»! Евгений Ремнев.
О чем говорится в этих стихотворениях? (в первом случае – о ситуации в России и причинах, во втором – о мерах) Вы согласны с автором, какую проблему он затрагивает?
Слово преподавателя Коррупция является постоянным спутником государственных институтов власти, уходящим в глубину веков. Как социально-негативное явление в обществе, коррупция существовала всегда, как только формировался управленческий аппарат. Своими корнями это социальное явление уходит в глубокое прошлое. Об этом свидетельствуют библейские изречения, которые мы проанализировали в начале пары |
Слушают стихотворение
Формулируют проблему
Студенты выступают с докладом
Студенты высказывают свое мнение
Проводят анализ признаков понятий, выделяют общие признаки, формулируют определение. |
Работа с понятиями Лихои́мство, лихоима́ние – 1) чрезмерная алчность к приобретению материальных благ за счёт обирания людей; 2) деяние, соответствующее этой форме алчности; Мздоимство (взяточничество) — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода за выполнение или невыполнение, в интересах давшего взятку, действия, которое это лицо должно было или могло совершить в силу своего служебного положения. Корру́пция (от лат. corrumpere «растлевать», лат. corruptio «подкуп, продажность; порча, разложение; растление») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Какими признаками обладают данные понятия? |
||
Сообщения студентов. Приложение 2 Что показал, проведенный исторический анализ? (что на протяжении всего времени, с момента зарождения Российское государство развивалось и существовало одновременно с коррупцией. Коррупция является наиболее распространенным явлением в период проведения масштабных государственных реформ.) |
||
Задание 3. Проанализируйте источник и выделите три основные причины распространенности лихоимства: Приложение 3 - несовершенство законов, - низкую материальную и финансовую обеспеченность государст- венных служащих; - несоразмерность преступлений и наказания. Сравните статью 1917 года с Указом Александра., что изменилось? |
||
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) |
Задание 4. Разбор ситуаций – установление форм коррупции – Приложение 4 1. (Взятка) 2. (Растрата, незаконная продажа) 3. (Вымогательство) 4. (Волокита) 5. (Фаворитизм. Клановость) 6. (Злоупотребление служебным положением) |
фронтальная работа |
IV. Актуализация знаний. |
Задание 5. Организация исследовательской работы студентов: Приложение 1 Группа №1. 1) проанализировать ст. 4 закона, ответив на вопрос: «Достаточно ли предложенных мер в данном направлении в борьбе с коррупцией, что бы вы изменили, дополнили? 2) дать оценку цитаты и высказать свое мнение. «Коррупция в России процветает, без взяток ничего нельзя сделать. И власть никак не решится что-то по-настоящему предпринять. Почти все институты действуют вольно, ненаказуемо. А элиты пекутся не о стране, а о собственном доходе, собственной шкурной выгоде. Лишь изменение политической системы в стране принесет какие-то реальные плоды». (Михаил Горбачев, первый президент СССР) 3) ознакомиться со статьей СМИ, и дать ей оценку. Группа №2.
1) проанализировать ст. 6 закона, ответив на вопрос: «Достаточно ли предложенных мер в данном направлении в борьбе с коррупцией, что бы вы изменили, дополнили? 2) дать оценку цитаты и высказать свое мнение. «Нельзя изменить милицию тем, что всех выгнать и поставить новых людей. Или снимут губернатора, поставят другого, но пройдет пять лет, и все вернется на круги своя. Любая государственная форма у нас, сама того не желая, становится коррумпированной! Не потому, что люди плохие, а потому, что иначе невозможно – не выживешь!». (Андрей Кончаловский, кинорежиссер) 3) ознакомиться со статьей СМИ, и дать ей оценку. Группа №3: 1) проанализировать ст. 7 закона, ответив на вопрос: «Достаточно ли предложенных мер в данном направлении в борьбе с коррупцией, что бы вы изменили, дополнили? 2) дать оценку цитаты и высказать свое мнение. "Было бы абсолютно неправильно считать, что в коррупционной сделке поголовно виноваты сами чиновники. Они, конечно, виноваты и, конечно, среди них есть достаточное количество жуликов, которые пришли во власть, чтобы зарабатывать на своем статусе. Но ведь есть еще дающая сторона. Я глубоко уверен, что, когда сотрудник ГИБДД останавливает водителя, провинившегося на самом деле, чаще всего не сотрудник говорит, "давай мне деньги", чаще всего водитель, те кто стоит в пробке, пытаются откупиться". (Антон Беляков, депутат Госдумы РФ) 3) ознакомиться со статьей СМИ, и дать ей оценку.
|
Студенты делятся на 3 группы, работают с выдержками из Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», с материалами опросов общественного мнения и СМИ
Комментируют
Обсуждение познавательной деятельности студентов
|
VII. Применение знаний |
Заключительные вопросы: учащимся предлагается расставить в порядке убывания. 1) «Какие сферы наиболее поражены коррупцией?» . ГАИ, чиновники, полиция, медицина, образование, судебная система, военкоматы, шоу – бизнес, сфера торговли, армия, СМИ. 2) Каковы причины коррупции? Жадность, аморальность российских чиновников и бизнесменов, несовершенство законов, низкий уровень правовой культуры и законопослушания, низкая зарплата, расслоение общества, другие. 3) Как же можно бороться с коррупцией и ее причинами? Есть ли пути её искоренения? Ребята дискутируют, а ответы записываются. Они приходят к тому, что способы борьбы с коррупцией вытекают из ее причин. Усовершенствовать законы. Уменьшить количество чиновников. Повысить зарплату. Повысить эффективность работы правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией. Открытость в СМИ. Не давать и не брать взяток. Ужесточить наказания за коррупцию. Воспитание нетерпимости в обществе к коррупции и уважения к закону- |
Отвечают на вопросы
|
Оценивание |
Предложен оценочный лист за работу в группе |
Капитаны выставляют и комментируют оценки по оценочному листу |
VI. Выражение решения проблемы. |
Задание: Создайте свой образ коррупции и антикоррупционной деятельности посредством Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). |
Составляют синквейн по заданной теме в группах: Делаем общие выводы. |
Домашнее задание. |
Творческое задание: Какие методы борьбы с коррупцией предложили бы вы? И нужно ли, вообще, с нею бороться? или «Коррупция – это выигрыш или убыток? Вы за или против?» |
Записывают домашнее задание |
Приложение 1
Выдержки из Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:
1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.
2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
8) обеспечение независимости средств массовой информации;
9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Статья 8. Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
1. Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными и муниципальными служащими в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
3. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.
4. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
7. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.
8. Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.
Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
3. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).
Приложение 5
Лист оценки работы в группе
1.Необходимо оценить, насколько хорошо студент работал в группе, используя по 1 баллу за каждый критерий
2. Обсудить присвоенные баллы и результат с оцениваемым членом группы.
ФИО |
Принимал(а) активное участие в поиске материала, его структурировании, в обсуждении и решении проблем |
Высказывал(а) и аргументировал(а) свою точку зрения |
Уважал(а) мнения других и помогал(а) другим в случае затруднений |
Поддерживал(а) позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкивались с проблемами |
Умеет объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать |
Оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Сообщения студентам
Появление коррупции на Руси относится к IX-X вв. В данный период возникает такое понятие, как «кормление», в частности, государственные служащие того времени (наместники, посадники, воеводы и т. д.) не получали жалование от центральной власти, а содержались за счет населения, что, естественно, приводило к чудовищным взяткам и иным злоупотреблениям. При этом, в Русской Правде уже были установлены определенные нормы повинности должностных лиц, а также список таких лиц, и это уже свидетельствует о том, что государство начинает предпринимать попытки борьбы со злоупотреблениями. В 1555 году система кормлений была официально отменена, на практике она в той или иной форме и продолжала существовать вплоть до XVIII века. Так, первое законодательное ограничение коррупционных действий было введено при Иване III, путем установления запрета судьям брать «посулы» (взятки), а тех, кого уличали в этом, жестоко наказывали. А Иван Грозный в 1561 году ввел Судную грамоту, которая устанавливала санкции в виде смертной казни за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления. Следует отметить, что коррупция как характерная черта российской власти, окончательно укрепила свои позиции в XVII– XVIII веках, когда бюрократия и волокита придали взяточничеству столь мощный импульс, без которого было немыслимо ни одно действие должностного лица. Именно в данный период была выявлена первая и основная причина мздоимства (взяточничества), а именно низкое жалование чиновников. Вместе с тем предпринятые в то время попытки, разрешить данную проблему, так и остались не реализованными.
Между тем, уголовное право XVII века все же сделало заметный шаг в борьбе с коррупцией, в частности, уголовное законодательство приобретает более карательный характер, что было отражено в Уложении 1649 года. Впервые в Уложении дана определенная классификация преступлений — выделены специальные подгруппы преступлений — государственные (политические) и против порядка управления (XXI и XXII главы Уложения). Одним из первых, кто был удивлен масштабами коррупции в системе государственного управления, был Петр Первый. Так, Петр I принял «Табель о рангах», которым ввел совершенно иную систему градации государственных служащих, а установленная твердая сумма денежного вознаграждения за службу должна была искоренить взяточничество. Своими Указами «О воспрещении взяток и посулов» Петр ввел репрессивные меры для замеченных в совершении указанных действий, вплоть до смертной казни. Именно в период царствования Петра I впервые было представлено, что коррупция является ужасным злом для государства, подрывает бюджет страны и разлагает общество. Петр решил ужесточить меры наказания и ввел смертную казнь за взяточничество. Учитывая распространенность взяточничества как наиболее опасной формы корыстного злоупотребления по службе, указом от 23 августа 1713 г. Петр I ввел, наряду с получением взятки, уголовную ответственность за дачу взятки. Но, ни новая система государственного аппарата, ни принятие специальных законов не привели к желаемому результату. После смерти Петра I, низшие чины, вернулись к прежнему принципу о «непредусмотренных расходах» и фактически узаконили взятку. Только в период правления Екатерины II, чиновники всех уровней стали получать фиксированное денежное жалование, и соответственно все остальные доходы подпадали под категорию взятки. Это был еще один, пусть и не большой шаг, направленный на борьбу с взятками.
В дальнейшем в период расцвета Российского государства с XVII по XIX века произошло развитие тотальной коррупции, которая стала одной из причин революции 1917 года, когда Российская Империя, существовавшая на протяжении веков, практически была уничтожена. Однако существовавшая разрешительная система и невозможность государственного аппарата управлять страной, всего лишь видоизменила коррупцию, расширив и дополнив ее новыми видами (составами). Экономические тенденции после революционного времени, связанные с уходом из сферы производства в область распределения и перераспределения, в период правления Советской власти, всего лишь усилили бюрократический аппарат. В результате этого в период правления И. В. Сталина образуется совершенно новый социальный слой — номенклатура. По мнению исследователей, модель сталинского квазисоциализма внешне казалась наименее коррумпированно. Приход к власти Л. И. Брежнева поднимает номенклатуру до такого уровня, что она практически выходит из — под контролем, в связи с чем, происходит активное сращивание преступного мира с властью (номенклатурой) в целях использования власти в своих целях. В качестве причин коррупции выделялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь в области воспитания трудящихся, но никак не недостатки в самой системе органов государственной власти. Распад СССР и становление новой российской государственности происходило в экстремальных условиях гиперинфляции, безработицы и приватизации. Происходила криминализация общества на фоне бездействия правоохранительных органов и ожесточенной борьбы за власть. Именно в это время формируются следующие тенденции роста коррупции: 1) происходит приватизация собственности, в результате которой ее владельцами становится или номенклатура, или те, кто имел с ними связи; 2) в процесс приватизации были включены представители криминального мира, которые были связаны с представителями номенклатуры, многие из них затем сумели легализовать свой бизнес и криминальные нравы; 3) произошел возврат к временам «кормлений». В условиях невыплаты зарплат люди разных стали использовать свою работу для получения дополнительных доходов; 4) рост бюрократического аппарата, костяк которого составила прежняя номенклатура; 5) в обществе формируется правовой нигилизм.
Приложение 3
Александр II Указ, посвященный вопросам определения причин существования коррупции в Российской империи
«1. В чем заключаются причины, по силе коих пагубное лихоимство или взятки в Империи не только существуют, но даже распространяются между теми самыми, которые бы гнушаться ими и всемерно пресекать их долженствовали?
2. Достаточны ли существующие доселе законы о лихоимстве … и не служат ли даже покровом лихоимцам, когда как приниматель и дающий равному подвергаются наказанию?
3.Какие вообще к истреблению язвы сей должно принять меры, дабы не могла она вредить ни правосудию, ни Государственному устройству, ниже скорому течению в отправлении дела?»
журнал "Русский мiр" 1917 год
«Нескончаемою вереницею тянутся сенаторские ревизии за ревизиями, идут газетные разоблачения за разоблачениями. И всюду встает одна и та же, лишь в деталях разнящаяся картина. Воистину, «от хладных финских скал до пламенной Колхиды» сенаторские ревизии и газетные разоблачения открывают обширные гнезда крупных, тучных, насосавшихся денег взяточников, а около них кружатся вереницы взяточников более мелких, более скромных, более тощих. Около каждого казенного сундука, на который упадет испытующий взор ревизора, оказывается жадная толпа взяткодавцев и взяткополучателей, и крышка этого сундука гостеприимно раскрывается перед людьми, сумевшими в соответствующий момент дать соответствующему человеку соответствующую взятку. Сейчас за взяточничество принялись очень основательно. ... »
Приложение 4
Ситуация
При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Садыков заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Садыкова И.Р.
Государственный служащий Ковалев, отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.
Родственникам больного Иванова главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго».
Городская администрация в течение долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя Соловьева
Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей.
Мэр небольшого городка Смирнов, являющийся членом правящей партии «Солидарность», во время предвыборной кампании добился того, что существующие в городе первичные отделения других партий под разными предлогами были закрыты.
Группа №1.
1) проанализировать ст. 4 закона, ответив на вопрос: «Достаточно ли предложенных мер в данном направлении в борьбе с коррупцией, что бы вы изменили, дополнили?
2) дать оценку цитаты и высказать свое мнение.
«Коррупция в России процветает, без взяток ничего нельзя сделать. И власть никак не решится что-то по-настоящему предпринять. Почти все институты действуют вольно, ненаказуемо. А элиты пекутся не о стране, а о собственном доходе, собственной шкурной выгоде. Лишь изменение политической системы в стране принесет какие-то реальные плоды». (Михаил Горбачев, первый президент СССР)
Группа №2.
1. проанализировать ст. 6 закона, ответив на вопрос: «Достаточно ли предложенных мер в данном направлении в борьбе с коррупцией, что бы вы изменили, дополнили?
2. дать оценку цитаты и высказать свое мнение.
«Нельзя изменить милицию тем, что всех выгнать и поставить новых людей. Или снимут губернатора, поставят другого, но пройдет пять лет, и все вернется на круги своя. Любая государственная форма у нас, сама того не желая, становится коррумпированной! Не потому, что люди плохие, а потому, что иначе невозможно – не выживешь!». (Андрей Кончаловский, кинорежиссер)
Группа №3:
1) проанализировать ст. 7 закона, ответив на вопрос: «Достаточно ли предложенных мер в данном направлении в борьбе с коррупцией, что бы вы изменили, дополнили?
2) дать оценку цитаты и высказать свое мнение.
"Было бы абсолютно неправильно считать, что в коррупционной сделке поголовно виноваты сами чиновники. Они, конечно, виноваты и, конечно, среди них есть достаточное количество жуликов, которые пришли во власть, чтобы зарабатывать на своем статусе. Но ведь есть еще дающая сторона. Я глубоко уверен, что, когда сотрудник ГИБДД останавливает водителя, провинившегося на самом деле, чаще всего не сотрудник говорит, "давай мне деньги", чаще всего водитель, те кто стоит в пробке, пытаются откупиться". (Антон Беляков, депутат Госдумы РФ)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.