Мухина Татьяна Николаевна
МАДОУ «Детский сад «Галактика» г. Пермь
Учитель-логопед
Итоговое логопедическое занятие в старшей группе
Заколдованная полянка.
Цель: подведение итогов коррекционной работы за учебный год.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Активизировать и актуализировать словарь по теме «Насекомые».
Обогащать экспрессивную речь словами-признаками, словами-действиями.
Совершенствовать навыки слогового и звукового анализа слов.
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование имен существительных с числительными, образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образование существительных множественного числа именительного и родительного падежа).
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать связную речь, навыки фонематического анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания, памяти.
3. Коррекционно-воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Оборудование: магнитная доска, плоскостные картинки-тени насекомых, три «цветочные» полянки для определения слогового состава слова, конверт с заданиями от Паука, предметные картинки (жук, шмель, пчела, муха, паук, комар, кузнечик, бабочка, муравей, стрекоза), набор для составления звукового состава слова, звуковые схемы слов: ОСЫ, ЖУК, панно «Полянка», шапочки комара и пчелы, игрушки насекомых.
Предварительная работа: заучивание загадок о насекомых, разучивание диалога «Пчелка», чтение сказки К.И. Чуковского «Муха - Цокотуха».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Под музыку А. Вивальди «Весна» дети входят в группу.
Логопед подводит детей к панно «Полянка».
Логопед: Дети, посмотрите на полянку, как вы думаете, какое время года мы видим? (Весна)
Какие приметы весны вы знаете?
- солнце светит ярко и пригревает.
- на солнце снег начинает таять.
- появились первые проталинки вокруг деревьев.
- ночи стали короче, а дни длиннее.
- побежали веселые ручейки.
-мы зимнюю тяжелую одежду поменяли на легкую - весеннюю.
- вся природа просыпается от зимнего сна.
-появились насекомые.
Логопед: Посмотрите, на нашей весенней полянке только паук и у него в паутине письмо. Давайте его прочитаем (в письме написано, что паук заколдовал всех насекомых, но если дети выполнят его задания – он вернет их на полянку)
Дети, вы готовы помочь насекомым и выполнить задания паука? (Да)
2. Основная часть:
1 карточка: Игра «Подбери словечко» (подбор к существительному слов-признаков и слов-действий).
Логопед: Бабочка какая? – красивая, разноцветная, быстрая…..
Бабочка что делает? – летает, опыляет, прячется……..
(Муравей, пчела, комар, майский жук, божья коровка, кузнечик, стрекоза)
Логопед: Молодцы, вы выполнили первое задание, и паук освобождает муравья. (Ребенок сажает игрушку на полянку)
2 карточка: Игра «Скажи ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом).
Муравей – муравьишка, стрекоза, жук, усы, муха, крылья, комар, глаза…
(паук освобождает муху)
3 карточка: Игра «Один-много» (образование существительных множественного числа именительного и родительного падежа)
Логопед: жук – жуки – много жуков (ответы детей)
Бабочка, муха, божья коровка, муравей, комар, кузнечик, стрекоза, насекомое.
(паук освобождает стрекозу)
4 карточка: Игра «4 лишний» (дети называют лишний предмет, объясняя свой выбор, используя слова «потому что»)
Логопед: Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.
Тля, моль, пчела, гусеница.
(паук освобождает комара)
Физпауза «Муравей»
Муравей не отдыхает,
За день много успевает.
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день. Назад-вперед.
И совсем не устает.
(паук освобождает бабочку)
5карточка: Упражнение с бабочкой «Где бабочка?» (использование в речи предлогов – НА, НАД, ПЕРЕД, ЗА, ОКОЛО)
6 карточка: Игра «Сосчитай» (согласование имен существительных с числительными 1. 3,5)
Логопед: Один комар, три комара, пять комаров (ответы детей)
Муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, пчела, шмель, жук, улитка.
(паук освобождает пчелу)
7 карточка: Упражнение «Полянки» (слоговой анализ слов)
Дети сажают на полянки насекомых, определяя, сколько слогов в слове. На полянку с одним цветком помещают насекомых, в названии которых один слог, на полянку с двумя цветами – два слога, с тремя цветами – три слога.
(паук освобождает божью коровку)
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек.
Два жука и стрекоза
Как фонарики глаза.
Приходили муравьи
И травинку принесли.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
8 карточка: Игра «Звуковые загадки» (соотнесение слова со звуковой схемой)
На доске вывешены звуковые схемы, дети должны отгадать загадку и подобрать звуковую схему к отгадке. Выполнить звуковой анализ слов: ЖУК, ОСЫ.
В темноте летает кто-то,
Издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолетом?
Ну, конечно, майский …..(Жук).
Мы жужжим, у нас есть жало.
А на брюшках полосы,
Потому что кто мы?......(Осы)
(паук освобождает жука)
9 карточка: Задание от паучка – все слова в предложении перепутались – составьте предложения правильно.
Логопед: Цветок, села, на, бабочка (Бабочка села на цветок).
По, ветка, ползает, гусеница.
Грибок, под, муравей, спрятался.
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась.
Логопед: Ура! Вы справились со всеми заданиями, и паучок освободил всех насекомых. Посмотрите, какая красивая стала наша полянка. А сейчас дети, покажут вам сценку «Пчела и комар» (предварительная работа)
Рассказчик:
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок,
Подлетает к ней комар
Комар:
Что ты ищешь там?
Пчела:
Нектар!
Комар:
А тебе не надоело? Не наскучило искать?
Пчела:
Нет! Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!
3. Итог занятия:
Логопед: Дети, паучку так понравилось, как вы выполняли задания, что он решил вам сделать подарок – раскраски по точкам.
Скажите, а вам понравилось спасать насекомых? Какое задание паучка вам понравилось больше всего, почему? Что показалось трудным?
Литература:
1. И.С. Лопухина Логопедия. Речь, ритм, движение: -М.: Корона-Век, 2008 г.
2. В.И. Селиверстов Речевые игры с детьми. –М.:Владос, 1994 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.