Учить составлять описательный рассказ на тему картины, подбирать наиболее точные определения при описании природы на картине; активизировать применение в речи сравнений и эпитетов. Воспитывать умение слушать друг друга.расширять и углублять представления о живой природе ранней весной. Обсудить с детьми, почему март называют «утром года». Развивать умение устанавливать взаимосвязи в природе (солнце пригревает-снег тает-вода питает почву…т.д.). Отметить изменения в жизни животных ранней весной.
НОД коммуникация Старшая группа
Итоговое занятие "Весна"
Цели:
Закрепление знаний и умений, полученных на занятиях за весенний период. Активизация и обогащение
словаря детей по теме весна.
Задачи:
Образовательные.
Закрепить и обобщить представления детей о характерных признаках весны.
Воспитательные.
Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру.
Развивающие.
Развивать внимание, память, коммуникативные навыки, связную речь.
Методы:
1.Наглядные (иллюстрации, сюжетные картинки, разрезные картинки, игрушки).
2. Словесные (стихотворение загадка, загадки).
3. Игровые ("Образуй слово"; "Доскажи словечко", "Признаки весны","Скажи наоборот", "Перессказ
текста","Сравни",физминутка,"Назови ласково", разрезные картинки, "Найди насекомых", "Назови
детенышей", "Человек весной").
Приемы:
1. Индивидуальный подход к ребенку.
2. Доброжелательное отношение к детям.
3.Благоприятная атмосфера в группе.
4. Условия подготовки для проведения занятия.
Оборудование и материалы: зайчик, письмо с заданиями, веточка березы, березовые листочки,
иллюстации и сюжетные картинки по теме, солнышко игрушка, мяч, разрезные картинки(весенние
цветы), иллюстрации разных птиц, иллюстрации животных и их детенышей, иллюстрации "человек
весной", медальки весенние?, иллюстрации с изображением весенних праздников (8 марта, день труда,
день победы).
Вводная часть.
Организационный момент. (1 2 мин.)
Дети входят в группу (создаем благоприятную атмосферу).
Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу
улыбнемся. Подарим друг другу свою улыбку, поздороваемся с гостями и им тоже улыбнемся.
А теперь послушайте пожалуйста стихотворение загадку:
Солнце ярко светит
Дует теплый ветер
Птицы с юга прилетели
Звонко капают капели
Вот и кончилась зима
К нам опять пришла …? (Весна).
Молодцы , конечно это весна. Давайте все вместе весело скажем « Пришла весна», грустно, тихо,
шепотом.
Да, ребята, весна долго к нам шла через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. (Еще не
дошла до нас, пробирается, спорит с зимой и т.п.) Но смогла до вас добраться благодаря своим
помощникам. А, кто помогает Весне победить зиму? Ведь у нее много помощников. (Солнце, птицы,
звери, теплые ветра, весенние дожди) . Вот прислала она своего друга солнечного зайчика. Он принес
вам письмо. Посмотрим, что в нем? Задания от весны. Но, чтобы их выполнить нужно отправиться ввесенний лес. Ни за грибами, ни за цветами, а за лесными чудесами. Вы готовы? А за правильные ответы
весна подарит нам весенние листочки.
Основная часть.
1 задание. Признаки весны. Доскажи словечко. (1 5 мин) За каждый правильный ответ, солнечный
зайчик даст вам листочек, который нужно прикрепить к березовой веточке. Какое время года
изображено на доске? весна. Почему вы так решили? На этой картинке лежит снег. Я думаю, что это
зима. А здесь я вижу цветы. Может быть это лето? А здесь лужи, ручьи может осень? С чего начинается
весна? Давайте вспомним:
Весной солнце...(греет, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем...(тают,капают)
Весной сугробы от солнечного тепла...(оседают, тают)
Весной на деревьях почки...(набухают, лопаются)
Весной ручьи...(бегут, журчат, звенят)
Весной птицы...(возвращаются, прилетают)
Весной птицы гнезда...(вьют, строят,делают)
Весной лед на реке...(тает, трещит, ломается, плывет)
Весной на проталинах первые цветы...(появляются, расцветают)
Весной травка...(пробивается, растет, зеленеет).
Посмотрите, к нам спустилось солнышко, но оно грустное и какоето странное. У нее не хватает
лучиков. Давайте вместе с вами развеселим солнышко и подарим ей лучики. За каждый правильный ответ
я вам буду давать по лучику, а вы прикрепите их к солнышку.
Вопросы:
После какого времени года наступает весна?
Назовите весенние месяцы.
Назовите признаки весны.
Какое небо весной?
Какая погода бывает весной?
Назовите первый месяц весны? Третий месяц?
Какой месяц впереди апреля? Мая?
Какой месяц находится между мартом и маем?
Посмотрите, как засияло наше солнце. Даже жарко стало.
Итог: Молодцы, вы не забыли и весенние месяцы!
Весна это время пробуждения природы.
2 задание. (1мин.) А сейчас, кто правильно образует слово, садиться на стульчик. От слова "весна"
нужно образовать новые слова:
Ветер весной какой весенний
Небо весной весеннее
Солнце весной весеннее
Дождь весной весенний
Погода весной весенняя
Настроение весной весеннее. (Садятся на стульчики).
Итог: Молодцы! Справились и с этим заданием. Сразу настроение стало весенним!
Вот теперь можно на всех картинках увидеть улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (солнышко)
3 задание.Поиграем в игру "Сравни" (с игрушкой солнышком) 2 мин.
Представьте, Солнышко такое же желтое как...(одуванчик, цыпленок, лимон)
Солнышко круглое как...(мячик, апельсин, колобок)
Солнышко ласковое как...(бабушка, мама, ветерок, теплое море)
Солнышко веселое как...(песенка, клоун)Солнышко теплое как...(печка, рукавички, свитер)
Солнышко яркое как...(лампочка, фонарь, звезда)
Солнышко жаркое как...(огонь, костер).
Солнышко желтое как (одуванчик)
Итог: Да, хорошо вы умеете сравнивать предметы!
4. (Вокруг первого столика) Ребята, весной появляются цветы, их называют первоцветы. Давайте
посмотрим на картинки и назовем их.
Итог: Вы знаете все первоцветы, молодцы!
(вокруг второго столика)
(Сидя на ковре) Весной появляются первые насекомые . Соберите и назови насекомое. Разрезные
картинки.
Давайте нашим гостям покажем, как мы бережно относимся к насекомым.
5. Физминутка «Я нашел себе жука»
Итог: Умнички!
6. А как меняется жизнь у животных весной? (Некоторые животные просыпаются после зимней спячки, у
животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней). Иллюстрации. Назвать
детенышей. Каждый по одному.
Итог: Вот вспомнили немного и про животных!
7. (на мальберте плакат с разной одежной нужно выбрать весеннюю, картинки, что делает
человек весной)У человека весной тоже не мало дел. (Он меняет зимнюю одежду на весеннюю.
Вспахивает землю, сажает овощи, фрукты, сеет хлеб, устраивает субботники)
Как вы думаете, почему так говорят: "Потрудись весной – сытым будешь зимой".
Но весной человек не только работает, весной есть много добрых семейных праздников. Давайте
вспомним какие (картинки с праздниками):
8 марта международный женский день (поздравляем наших дорогих женщин, Клара Цеткин борьбу
женщин за свои права.)
1 мая день труда В память о выступлении американских рабочих, которые организовали забастовку
8часовой рабочий день
9 мая день победы в войне над фашистской Германией.
Итог: Про всех вспомнили, и про животных и про птиц, и про растения, и про себя не забыли.
8. Назови ласково (С мячом, на ковре).
Чтобы весне было у нас тепло, давайте согреем ее ласковыми словами:
Солнце солнышко, Капля капелька, Ручей ручеек, Сосулька сосулечка, Дерево деревце, Цветок
цветочек, Трава травушка, Туча тучка, Лужалужица, Облако облачко, Почка почечка, Гнездо
гнездышко. (Садитесь на стульчики).
Молодцы, ребята.
9. Пересказ по сюжетным картинкам «Весна» .
А еще ребята весна хотела, чтобы показали умеете ли вы пересказывать по картинкам. Я вам прочту
рассказ и перескажу его по картинкам, а вы внимательно слушайте и запоминайте. Теперь вы попробуйте
пересказать.
Наступила весна. Солнце светит ярко. Небо синее, светлое.
Тает снег. Бегут ручьи. Прилетают птицы. Люди делают скворечники. Появляются первые цветы.
Распускаются листья и цветочки. Летают красивые бабочки.
Воспитатель: Молодцы, какая красивая весенняя картина у нас получилась. Мне очень приятно, что вы
знаете много о весне всего, поэтому я вам тоже принесла небольшие подарки, это раскраски о весне.
Итог: Спасибо большое ребята, очень красивый получился рассказ! (получаем еще один зел. листок)
Ребята, а чего не хватает у этого дерева (нарисовано дерево без листьев). Давайте подарим наши листики
этому дереву. Какое это дерево? (Береза). Молодцы.Молодцы, какая красивая весенняя картина у нас получилась. Мне очень приятно, что вы знаете много
о весне всего, поэтому она вам тоже оставила небольшие подарки, это раскраски о весне.
10. Пора возвращаться из весеннего леса обратно в группу, но для этого нам нужно исправить ошибки
зимы плутовки:
Под грибом растет кудрявая береза.
Дорожка медленно переползает черепаху.
В цирке тигры дрессируют дрессировщика.
Хитрая курица спрятала в норе лису.
Итог занятия
Молодцы!
О чем мы сегодня с вами говорили?
Что вам запомнилось больше всего?
Вам понравилось занятие?
Вы сегодня много рассказали красивых слов о весне. Солнечный зайчик все ваши ответы отнесет ей. И
за хорошие знания он оставляет вам в подарок веточку вербы. Спасибо.