Из истории болезни (по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон")
Оценка 5

Из истории болезни (по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон")

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл—7 кл
07.05.2023
Из истории болезни (по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон")
На уроке учащиеся выявляют симптомы «больного» героя, ставят диагноз – хамелеонство, выясняют причины заболевания, выписывают лечение, и самое главное – рассуждают о том, что нужно сделать, чтобы не заболеть нравственной болезнью. В течение урока обучающиеся знакомятся с художественными особенностями создания характеров рассказа: название рассказа, говорящая фамилия, речевая характеристика, художественная деталь.
Разработка открытого урока по рассказу Чехова Хамелеон.doc

Разработка открытого урока учителя русского языка и литературы Суковатициной Л.В.

 

Тема урока :            А. П. Чехов «Хамелеон» ( из истории болезни )

 

Цели урока:

-  формирование умения анализировать эпическое произведение;

- знакомство учащихся с художественными особенностями создания характеров рассказа: название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали.

 

                                                                 Ход урока

 Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке литературы у нас состоится встреча с писателем, который вам хорошо известен – А. П. Чеховым.

 

 - Тема нашего урока - рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» (из истории болезни).

  Анализ произведения начнём с определения лексического значения слова «болезнь». Кому сложно дать определение, можно написать слова-ассоциации, которые приходят вам на ум при произношении этого слова. (Болезнь- это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма).

- Кто может нас избавить от боли, недомогания? (врач)

-  Верно, чаще всего, когда мы испытываем боль, понимаем, что заболели, обращаемся к доктору.

- Ребята, а если болит ДУША? К кому можем обратиться?

-  Мы тоже обращаемся к доктору. К доктору А.П.Чехову.

   На стене Московского Дома-музея А.П.Чехова висит мемориальная доска: «Здесь жил с 1886-1890 г. великий русский писатель А.П.Чехов». Эта большая мраморная доска с золотыми буквами, естественно, затмевает едва приметную, прибитую к двери чугунную табличку – докторъ Чеховъ.

   Профессия врача не могла не отразиться на его литературном творчестве. Врач «выглядывает» из многих его рассказов. Чехов был хорошим доктором, доказательством тому заполненная им «История болезни», сохранившаяся до наших дней.

   На уроке нам необходимо разобраться в одной истории болезни, о которой рассказал А.П.Чехов.

- Давайте представим на время, что мы с вами врачи.

- Кстати, давайте попробуем понять происхождение слова врач. (Слово «врач» произошло от глагола «врати»).

 – Ребята, давайте определим, с чего начинается врачебная деятельность, таким образом, мы выстроим ход урока. (Сначала выявляют симптомы болезни, по ним ставят диагноз, затем выясняют причины заболевания, выписывают лечение, в конце говорят о профилактике.)

 - У каждого на столе лежит «Индивидуальная карта амбулаторного больного», куда вы будете заносить все данные «больного» персонажа из рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» (Приложение№1)

 

 Обратимся к произведению и найдём героя с симптомами нарушения здоровья. (Рассказ прочитан заранее. Приложение №2)

- Вы назвали Очумелова. Найдите в тексте симптомы заболевания. (Знобит, бросает то в жар, то в холод.

- Мы как врачи должны осмотреть больного. Хотите его увидеть? (Просмотреть отрывок из экранизации рассказа «Хамелеон»)

 – Какая деталь помогает понять, что Очумелову то холодно, то жарко? (Шинель)

- Дайте характеристику детали. Какую роль в художественном произведении играет деталь?

- Правильно. Помогает понять характер человека, понять суть какого-либо явления. Чехов- мастер художественной детали.

- Кроме того, что Очумелова знобит, что нам еще может сказать шинель о его хозяине?    О должности (еще недавно называл «ваше степенство», а сейчас – «ваше благородие»)

- Давно ли Очумелов стал полицейским надзирателем? (Новая шинель - значит, эту должность получил недавно)

- Ребята, в какое время года происходят события? (Конец августа – поспел крыжовник)

- Очумелов идёт в застегнутой или расстегнутой шинели? (В расстёгнутой)

       А ведь это тоже важно? Представьте, человек идет в расстегнутом или застегнутом пальто.  Есть разница? Оказывается, есть. Шинель развевается, от этого Очумелов кажется больше, страшнее.

-  Итак, как много о человеке нам сказала одна художественная деталь – шинель.

- Найдите, ребята, в тексте еще есть симптомы болезни Очумелова.

- Говорящая фамилия. Попробуем объяснить значение фамилии полицейского надзирателя.

    Обычно, говорящая фамилия вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность.

    Очумелов?

- Фамилия образована от глагола «очуметь» - потерять соображение.

- Корень слова «чума» – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)

- Можем ли мы утверждать, что Очумелова боятся? (Из текста – «Кругом тишина…На площади ни души…»)

- Почему на базарной площади ни души? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).

- В «Амбулаторной карте» вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?

-  По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку.

- Почему такое странное название – «Хамелеон»? Кто такой хамелеон? (Читаем сноску.)

-  Шинель – внешний показатель изменения цвета.

    Запишем диагноз – хамелеонство.

- Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное).

 - Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов?

(Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)

- Сколько раз меняет свое решение Очумелов? (6 раз)

Работа в группах

- Ребята, найдите оценочные слова, которые говорят об отношении Очумелова к Хрюкину и собаке – подчеркните в тексте.

1 группа – в 5 абзаце, 2 – в 6 абзаце, 3 – в 8, 4 – в 9, 5 – в 10, 6 – в 11 абзаце.

 - Ребята, сделайте вывод, как себя ведет Очумелов, и постарайтесь объяснить причину его изменчивого поведения.

(Принцип всегда устойчивый - тот, кто по чину выше, – всегда прав).

 

 - Так как мы с вами сегодня врачи, попробуем начертить график, отражающий поведение Очумелова, – наглядное изображение болезни (ломаная прямая).

– Ребята, а кто-то еще, кроме Очумелова, болен хамелеонством? Кто имеет такую же линию поведения? (Толпа. Найти подтверждение в тексте)

- Вот вам еще одно объяснение фамилии Очумелов.

 

В чеховских рассказах важен финальный аккорд, который позволяет иначе взглянуть на все происходящее.

- О чем говорит финал рассказа? (Болен не только Очумелов, но и Хрюкин, и толпа, которая смеется над ним. И это самое грустное).

- Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?

- Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?

(Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое «я», он подстраивается под обстоятельства)

- Хамелеонство -  душевная или физическая болезнь? (Болезнь нравственная)

- Назовите, какие еще болезни души вы знаете?

 - Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней?

- Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.

 

Домашнее задание: ответить на вопрос «Какая нравственная болезнь пугает меня больше всего?»

 

- Ребята, и последний этап врачебной деятельности. Что нужно делать, чтобы не было расстройства здоровья, расстройства души человека?

- А я хочу добавить: вы всегда будете здоровы, а значит, счастливы, если запомните слова доктора А.П.Чехова. На столах лежат листы с советами от доктора Чехова, я зачитаю только один совет.

Чтение 1 отрывка из рассказа Чехова «Крыжовник»: «К моим мыслям о человеческом счастье…» (Приложение № 3).

- Ребята, прислушайтесь, звук молоточка есть в вашем сердце. Пока вы будете слышать этот стук, будете слышать боль другого сердца, вашей душе не страшна никакая нравственная болезнь.

Будьте здоровы!

(ниже приложения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Дата составления                                                                            Утверждена Министерством

карты _________201_г.                                                                     Здравоохранения СССР

                                                                                                                        16.07.1964г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная карта амбулаторного больного

 

Фамилия, имя, отчество ________________________________________________________

 

Профессия, должность__________________________________________________________

 

Симптомы болезни______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Диагноз______________________________________________________________________

 

Причины заболевания_____________________________________________________________________­­­­___________________________________________________________________________

 

Лечение________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

График течения болезни

 

 

 

нравственно больной___________________________________________здоровый человек

 

Профилактика болезни __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Фамилия врача________________________________________________________________

 

 

 

Приложение №2

 

Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»

 

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина…На площади ни души…Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

- Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов – Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

- Никак беспорядок, ваше благородие!.. – говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборщику. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и сам палец имеет вид знамения победы.  В этом человеке Очумелов узнал золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала – белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

- По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

            - Иду я, ваше благородие, никого не трогаю…- начинает Хрюкин, кашляя в кулак.- Насчет дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, поэтому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...

            - Гм!.. Хорошо... - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафую его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Не медля! Она наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю?

- Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы.

- Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину. - Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

- Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она - не будь дура, и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!

- Врешь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать...

- Не рассуждать!

- Нет, это не генеральская... - глубокомысленно замечает городовой. - У генерала таких нет. У него все больше лягавые...

- Ты это верно знаешь?

- Верно, ваше благородие...

- Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта - черт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора...

- А может быть, и генеральская... - думает вслух городовой. - На морде у ней не написано... Намедни во дворе у него такую видели.

- Вестимо, генеральская! - говорит голос из толпы.

- Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака- нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

- Повар генеральский идет, его спросим... Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку... Ваша?

- Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

- И спрашивать тут долго нечего, - говорит Очумелов. - Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая... Истребить, вот и все.

- Это не наша, - продолжал Прохор. - Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...

- Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? - спрашивает Очумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления. - Ишь ты, господа! А я и не знал! Погостить приехали?

- В гости...

- Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...

Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным.

- Я еще доберусь до тебя! - грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

 

 

Приложение №3

Профилактика нравственных болезней

от доктора А.П.Чехова

 

1)       «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное…очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча…Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти…Но человека с молоточком нет…» («Крыжовник»)

 

2) «Человеку нужно не 3 аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности свободного духа» («Крыжовник»).

 

3) «Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу» («Скрипка Ротшильда»).

 

4) «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» («Дядя Ваня»).

 

5) «Если бы у меня была охота заказать кольцо, то я выбрал бы такую надпись: «Ничто не проходит». Я верю, что ничто не проходит бесследно, и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни» («Моя жизнь»).

 

6) «Воспитанные люди, по моему мнению, уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…Они сострадательны не к одним только кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…Они чистосердечны и боятся лжи, как огня»

(Из письма А.П.Чехова брату Николаю).


Разработка открытого урока учителя русского языка и литературы

Разработка открытого урока учителя русского языка и литературы

Кроме того, что Очумелова знобит, что нам еще может сказать шинель о его хозяине?

Кроме того, что Очумелова знобит, что нам еще может сказать шинель о его хозяине?

О чем говорит финал рассказа? (Болен не только

О чем говорит финал рассказа? (Болен не только

Приложение №1 Дата составления

Приложение №1 Дата составления

Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»

Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»

Верно, ваше благородие... - Я и сам знаю

Верно, ваше благородие... - Я и сам знаю

Если бы у меня была охота заказать кольцо, то я выбрал бы такую надпись: «Ничто не проходит»

Если бы у меня была охота заказать кольцо, то я выбрал бы такую надпись: «Ничто не проходит»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2023