Из опыта изучения современной подростковой литературы в школе.
Оценка 4.9

Из опыта изучения современной подростковой литературы в школе.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл—11 кл +1
08.09.2024
Из  опыта изучения современной подростковой литературы в школе.
Выгодная книга. (Из опыта прочтения повести С.и Н.Пономарёвых «Фото на развалинах») Мухачева Н.И., учитель русского языка и литературы МОУ «Увинская СОШ№4» «Вы любите читать?» Вопрос к ученикам, который часто остаётся без ответа. А я люблю. Читаю, потому что работаю учителем русского языка и литературы. Читаю, потому что испытываю потребность в получении удовольствия от слова, от событий, от жизни другого, но такого же человека, как я. Я получаю опыт, учусь, вдохновляюсь. Стала замечать, что в последние годы читаю и перечитываю из потребности подготовить учащихся к ОГЭ, итоговому сочинению, ЕГЭ. Какое-то потребительское отношение к книге: всё только по необходимости. Даже за себя стыдно и обидно. Но случаются встречи с книгами, которые одновременно и «служат», и душу питают. С одной из таких я хочу вас познакомить. И сделаю это так, как построила урок со своими учениками. Тема урока - «Остался один». Задание: -Кто остался один? Почему? Ответы: -Родители, дед или бабушка, потому что дети уехали. -Ребёнок после аварии, смерти родителей. -Пёс, котёнок, которого бросили хозяева. Текст «-Знаете… я бы лучше вообще жил один. Чтобы никого из вас больше ни разу не увидеть. Или я бы умер, чтобы вам некого было делить. -Да, мне тяжело, — признался я, — предки делят меня, тянут каждый к себе, а я не могу видеть ни того ни другого. Хоть в самом деле вешайся. — Я их не-на-ви-жу, — уточнил я с нажимом. — Отец повёл себя как последний эгоист, мать — безвольно спивается». Задание: -Прочитав текст, предположите, кто может быть героем произведения? Ответы: -Мальчик. -Подросток. -13-16 лет. -Очень эмоциональный. - Рефлексирующий. Текст: «Они работали, а я сидел дома один. Сколько ни вспоминай — всё время один. Приходил из школы — дома никого, возвращался с секции — никого. И так до позднего вечера. Даже когда мать перестала работать, ничего дома не поменялось — теперь она моталась по подругам, или мы сидели каждый в своей комнате» Задание: -Докажите, что это крик души подростка. Ответ: - «Один… всё время один… никого… никого… ничего дома не поменялось… каждый в своей комнате» Учитель: -Главный герой-Елисей Фёдоров. В его жизни есть 1.Отец, ушедший из семьи. 2.Пьющая мать (бывшая пианистка). 3.Неразделённая любовь. 4.Соперник в лице нового учителя. И … Задание: -Предположите, что ещё могло быть в жизни главного героя. Ответы: -Книги. -Собака. Кот. -Друзья. -Музыка. -Гитара. -Наркотики. (Учащиеся поясняют свои ответы) Задание: -Подсказка –в названии произведения. Елисей-главный герой книги «Фото на развалинах». Объясните, что же было в его жизни. Почему на развалинах? Почему его фото только чёрно-белые? Ответы: -Увлечение. -Хобби. -Отдушина. -Жизнь чёрно-белая. -Развал семьи. -Внутреннее состояние разрухи, неблагополучия. Задание: -Прочитать текст, заполнить таблицу «Трёхчастный дневник» и объяснить, что фотографирует Елисей и почему. Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? Мои выводы Текст: «Я не рисую город, я фотографирую его. Сейчас – с верхнего этажа давно заброшенной ТЭЦ. Пройти сюда просто так нельзя, но у меня есть особый дар – проникать во всякие развалины, подвалы, дома под снос. Иногда мне кажется, что недоступных мест для меня не существует. Я бывал и на охраняемых сторожами территориях, и в таких завалах, куда на первый взгляд, кроме кошки, никто не протиснется. Эта ТЭЦ по сравнению с другими местами относительно легкодоступна. Мне и пришлось всего-то подлезть под бетонную плиту забора, земляную насыпь у которой размыло многолетними дождями и таянием снега, пробежать, прыгая через лужи и кучи мусора, по территории да отодвинуть ржавую входную дверь. Если сторож тут и был, то плохо исполнял свои обязанности – меня, во всяком случае, никто и не подумал остановить… Безусловно, пробираясь в такие места, я рисковал. Меня могло придавить, я мог упасть, расшибиться, попасться наркоманам, маньяку, сторожу, полиции. В общем, многое теоретически могло со мной произойти. Я знал это, но ни за что бы не отказался от своего увлечения. Это было как наркотик… Найти в городе то, что раньше что-то значило, а теперь не значит ничего. Найти и сфотографировать. В прошлом году я занимался в фотокружке. Там нас учили делать снимки допотопным фотоаппаратом, проявлять, печатать плёнки. Сначала это было интересно, а потом надоело: зачем так мучиться, когда можно купить хороший цифровик и щёлкать что угодно и сколько угодно. Неудачные снимки я удаляю, остальные скидываю на компьютер. Самые удачные отдаю в распечатку и развешиваю у себя в комнате. Для этого я выделил целую стену. Целая стена ржавых железок, труб, крыш, поросших мхом, разбитых ступенек, покосившихся калиток, пустых оконных проёмов… Мать приходит в ужас, когда это видит. Ей, конечно, больше хочется, чтобы я снимал цветочки и белочек в зоопарке. Впрочем, она редко заходит в мою комнату… Поднявшись по нескольким железным лестницам на самый верх ТЭЦ и отсняв её внутренности, я высунулся в проём давно разбитого окна. Тут уже и рамы не было и не было досок, которыми окно заколачивали много лет назад, – жители частных домов всё утащили на растопку. Поэтому можно было облокотиться на тёмный от времени кирпич и смотреть на город через объектив. Я навёл объектив на автобусную остановку прямо под оградой ТЭЦ. На остановке ёжились несколько человек под чёрными зонтиками. Как будто специально они были одеты в серое, чёрное, коричневое. И для большего эффекта крыша остановочной будки была ржавая и провисшая внутрь. Я щёлкнул эту картинку. Люди были под стать пейзажу, под стать городу – такие же безликие, словно их нарисовали под копирку. Наверняка и внутренне они одинаково серые и пустые. Не надо даже особо напрягаться, чтобы представить их жизнь: утром они заталкивают себя в грязные автобусы и едут на работу, вечером – едут домой. В промежутке между автобусами сидят в какой-нибудь конторе и зарабатывают пропуск в вечность. Хотя туда, конечно, не попадут: зачем вечности серость? Вечером эти бесцветные люди смотрят тупые сериалы, а ночью делают таких же тупых детей. Дети вырастают, надевают тёмные куртки, берут зонтики и с трудом заталкивают себя в те же автобусы, в каких ездили их родители… К мусорному бачку на остановке подошла облезлая дворняга. Она подёргивала носом, вынюхивая съестное. Но в этом бачке ничего подходящего не оказалось. Дворняга потыкалась в бачок и разочарованно села на землю. Я щёлкнул дворнягу. Осталось пройтись по территории и снять само здание с разных сторон. Но я не торопился. Мне было хорошо. Я сел в проёме, упершись ногами, и смотрел вверх. Внизу – порядочная высота, вверху – пепельно-серое небо, вокруг – мёртвый камень. Если бы меня сейчас увидел кто-нибудь из знакомых, то глазам бы своим не поверил. Сказать честно, меня бы просто и не узнали. Собираясь на вылазки, я надевал самое старое, что у меня было, и обязательно – тёмные очки. И снимал эти очки, только оказавшись далеко от своего района. Сейчас я выглядел как беспризорник или наркоман, словом, совсем не так, как обычно выгляжу. И это мне тоже нравилось – побыть не собой. Это давало некую свободу. Хотя и очень ненадолго». Примечание: жирным шрифтом выделены цитаты, с которыми поработали учащиеся. Ответы: Цитата Комментарии. Мои выводы, оценка. «Найти в городе то, что раньше что-то значило, а теперь не значит ничего». Что-то значила семья: мама и папа, а сейчас ничего не значат. Было благополучие, но оно исчезло. Разруха внутри подростка. Разочарование. Кризис. Пустота. Задание: -Прочитать отрывок. Объяснить, что произошло. Текст: «Пусть она спит. Я поднял глаза к потолку подъезда и попросил Бога, в которого не верю, чтобы мне дали передышку… Бог не пошёл мне навстречу. Либо по той причине, что его всё-таки не существует, либо по той, что для него не существую я. Когда я открыл ключом дверь и толкнул её, оказалось, что дверь не открывается. Я сначала не осознал это и толкнул дверь снова. Но там, с той стороны, её что-то держало. Я налёг на дверь изо всех сил — бесполезно». Ответ: -Герой не хочет встречаться с мамой. -Вероятно, она опять выпила. -Елисей не может попасть в квартиру. Там что-то случилось. -Возможно плохое. Текст: «В подъезде никого не было, соседей я практически не знал. Я растерялся. Мне должен был кто-то помочь. Но кто? Никто не захотел бы мне помогать. Я был никому не нужен. Эгоистичные люди вокруг заботились только о себе». Ответ: -Герой одинок, не знает, к кому обратиться. -Он живёт, зациклившись на себе, а думает так об окружающих. Задание: Что может сделать подросток в данной ситуации? Ответ: -Пойти в полицию. -Стучать соседям. -Звонить отцу, в скорую, в службу спасения. Задание: -Да. Выход всегда есть. И один из вариантов предлагают авторы книги. Текст: «Мне должен был кто-то помочь. Но кто? Никто не захотел бы мне помогать. Я был никому не нужен. Эгоистичные люди вокруг заботились только о себе. Кроме людей уж совсем больных на голову, типа историка Карбони». Учитель: Действительно, учитель пришёл на помощь. Дверь они вдвоём смогли открыть. Мама была жива, но нуждалась в медицинской и психологической помощи. Историк вызвал скорую и отца, остался ночевать в пустой квартире с Елисеем. Задание: -Как вы думаете, изменится жизнь героя после произошедшего? Ответы: -Нет. Алкоголизм, особенно женский, не лечится. -Елисей ещё больше замкнётся в себе. -Да. У главного героя появился старший товарищ, друг. -Подросток перешагнул черту одиночества. Он попросил помощь и получил её. Текст: «Он (Карбони Виктор Валентинович) был счастливым человеком, этот стукнутый историк. Он верил в хорошее. И не только верил, но и делал. Я вдруг почувствовал, что историк мне нравится. Даже пусть он неадекватный. В нём что-то было. Какая-то сила». Учитель: В тексте С.и Н.Пономарёвых «Фото на развалинах» жизнь Елисея изменилась. 1.Отец вернулся к сыну и жене. 2.Мама находится на лечении в больнице. 3.У Леся другая девочка – Алиса. 4.Вернулся интерес к книгам. Задание: -Почему жизнь изменилась? Ответ: -После случившегося изменились родители. -Сам герой стал другим. -Что-то в нём поменялось. -Он стал думать о других. Текст: «Теория Виктора Карбони почти не действовала во внешнем мире. Разве что в душе. Думай о хорошем, делай хорошее, и тебе будет легче. Минимум — морально. А то вокруг плохо, внутри плохо, ведёшь себя, как сволочь… Мрак какой-то. Наконец-то я кое-как вмонтировал мысли историка в свой образ жизни… И, даже можно сказать, сломал одну из схем. Схема пессимизма треснула оттого, что я пытался увидеть вокруг добро». «И это всё?»-спросите вы. Нет. В тексте С. и Н.Пономарёвых много важных смыслов как для родителей и их детей, так и для любого человека. Что «осталось за кадром»? Влюблённость Елисея в красавицу Наташу, цветные фото, соперничество с учителем на уроках истории, первая проба алкоголя, разочарования, поиски себя и приобретения. В общем, надо читать, сопереживать, размышлять. Если рассматривать текст с практической точки зрения, то примеры из него можно использовать на итоговой аттестации. Например, на ОГЭ при написании сочинения 13.3 по таким понятиям, как: «дружба», «внутренний мир человека», «прийти на помощь», «выбор», «ответственность», «забота о людях», «красота» и другим (не менее 15 из списка понятий 2024 года). При написании итогового сочинения примеры из произведения подойдут к любому из направлений ФИПИ: 1.«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». 2. «Семья, общество, Отечество в жизни человека». 3. «Природа и культура в жизни человека». Вот один из комплектов тем (курсивом обозначены темы, по которым можно использовать тест «Фото на развалинах»): 1.В чём проявляется любовь к жизни? 2. Почему важно уметь сострадать другому? 3. В какой дом хочется приходить снова и снова? 4.Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений? 5.Шаги цивилизации: обретения и потери. 6. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понять себя? Где могло пригодиться произведение «Фото на развалинах» при написании сочинения-рассуждения (задание 27) в 2024 году? В текстах 1.В.Сухомлинского о воспитании, 2.Е. Богата о трёх моделях поведения в обществе, 3.Е. Богата о чудаках, 4.Е. Богата о счастье, 5.Ю. Бондарева про прощение и учителя, 6.В. Распутина о жизненных ценностях. для обоснования отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста. В заключении обращусь к названию статьи. Выгодная книга? Во всех отношениях. Книга полезная, приносящая пользу. Нет, не материальную. Книга, питающая душу, не оставляющая равнодушными как взрослых, так и подростков. Книга, к которой хочется вернуться, потому что… Задание: сформулируйте свой ответ, прочитав произведение Светланы и Николая Пономарёвых «Фото на развалинах».
Выгодная книга.docx

Выгодная книга.

(Из опыта прочтения повести

С.и Н.Пономарёвых «Фото на развалинах») 

Мухачева Н.И.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Увинская СОШ№4»

    «Вы любите читать?» Вопрос к ученикам, который часто остаётся без ответа. А я люблю. Читаю, потому что работаю учителем русского языка и литературы. Читаю, потому  что испытываю потребность в получении удовольствия от слова, от событий, от жизни другого, но такого же человека, как я.  Я получаю опыт, учусь, вдохновляюсь. Стала замечать, что в последние годы читаю и перечитываю из потребности подготовить учащихся к ОГЭ, итоговому сочинению, ЕГЭ. Какое-то потребительское отношение к книге: всё только по необходимости. Даже за себя стыдно и обидно. Но случаются встречи с книгами, которые одновременно и «служат», и душу питают. С одной из таких я хочу вас познакомить. И сделаю это так, как  построила урок со своими учениками.

 

Тема урока - «Остался один».

Задание:

-Кто остался один? Почему?

Ответы:

-Родители, дед или бабушка, потому что дети уехали.

-Ребёнок после аварии, смерти родителей.

-Пёс, котёнок, которого бросили хозяева.

Текст

«-Знаете… я бы лучше вообще жил один. Чтобы никого из вас больше ни разу не увидеть. Или я бы умер, чтобы вам некого было делить.

-Да, мне тяжело, — признался я, — предки делят меня, тянут каждый к себе, а я не могу видеть ни того ни другого. Хоть в самом деле вешайся.

— Я их не-на-ви-жу, — уточнил я с нажимом. — Отец повёл себя как последний эгоист, мать — безвольно спивается».

Задание:

-Прочитав текст,  предположите, кто может быть героем произведения?

Ответы:

-Мальчик.

-Подросток.

-13-16 лет.

-Очень эмоциональный.

- Рефлексирующий.

Текст:

«Они работали, а я сидел дома один. Сколько ни вспоминай — всё время один. Приходил из школы — дома никого, возвращался с секции — никого. И так до позднего вечера. Даже когда мать перестала работать, ничего дома не поменялось — теперь она моталась по подругам, или мы сидели каждый в своей комнате»

Задание:

-Докажите, что это крик души подростка.

Ответ:

- «Один… всё время один… никого… никого… ничего дома не поменялось… каждый в своей комнате»

Учитель:

-Главный герой-Елисей Фёдоров. В его жизни есть

1.Отец, ушедший из семьи.

2.Пьющая мать (бывшая пианистка).

3.Неразделённая любовь.

4.Соперник в лице нового учителя.

И …

Задание:

-Предположите, что ещё могло быть в жизни главного героя.

Ответы:

-Книги.

-Собака. Кот.

-Друзья.

-Музыка.

-Гитара.

-Наркотики.

(Учащиеся поясняют свои ответы)

Задание:

-Подсказка –в названии произведения. Елисей-главный герой книги «Фото на развалинах». Объясните, что же было в его жизни. Почему на развалинах? Почему его фото только чёрно-белые?

Ответы:

-Увлечение.

-Хобби.

-Отдушина.

-Жизнь чёрно-белая.

-Развал семьи.

-Внутреннее состояние разрухи, неблагополучия.

Задание:

-Прочитать текст, заполнить таблицу «Трёхчастный дневник» и объяснить, что фотографирует Елисей и почему.

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Мои выводы

 

 

 

Текст:

«Я не рисую город, я фотографирую его. Сейчас – с верхнего этажа давно заброшенной ТЭЦ. Пройти сюда просто так нельзя, но у меня есть особый дар – проникать во всякие развалины, подвалы, дома под снос. Иногда мне кажется, что недоступных мест для меня не существует. Я бывал и на охраняемых сторожами территориях, и в таких завалах, куда на первый взгляд, кроме кошки, никто не протиснется. Эта ТЭЦ по сравнению с другими местами относительно легкодоступна. Мне и пришлось всего-то подлезть под бетонную плиту забора, земляную насыпь у которой размыло многолетними дождями и таянием снега, пробежать, прыгая через лужи и кучи мусора, по территории да отодвинуть ржавую входную дверь. Если сторож тут и был, то плохо исполнял свои обязанности – меня, во всяком случае, никто и не подумал остановить…

Безусловно, пробираясь в такие места, я рисковал. Меня могло придавить, я мог упасть, расшибиться, попасться наркоманам, маньяку, сторожу, полиции. В общем, многое теоретически могло со мной произойти. Я знал это, но ни за что бы не отказался от своего увлечения. Это было как наркотик… Найти в городе то, что раньше что-то значило, а теперь не значит ничего. Найти и сфотографировать.

В прошлом году я занимался в фотокружке. Там нас учили делать снимки допотопным фотоаппаратом, проявлять, печатать плёнки. Сначала это было интересно, а потом надоело: зачем так мучиться, когда можно купить хороший цифровик и щёлкать что угодно и сколько угодно. Неудачные снимки я удаляю, остальные скидываю на компьютер. Самые удачные отдаю в распечатку и развешиваю у себя в комнате. Для этого я выделил целую стену. Целая стена ржавых железок, труб, крыш, поросших мхом, разбитых ступенек, покосившихся калиток, пустых оконных проёмовМать приходит в ужас, когда это видит. Ей, конечно, больше хочется, чтобы я снимал цветочки и белочек в зоопарке. Впрочем, она редко заходит в мою комнату…

Поднявшись по нескольким железным лестницам на самый верх ТЭЦ и отсняв её внутренности, я высунулся в проём давно разбитого окна. Тут уже и рамы не было и не было досок, которыми окно заколачивали много лет назад, – жители частных домов всё утащили на растопку. Поэтому можно было облокотиться на тёмный от времени кирпич и смотреть на город через объектив.

Я навёл объектив на автобусную остановку прямо под оградой ТЭЦ. На остановке ёжились несколько человек под чёрными зонтиками. Как будто специально они были одеты в серое, чёрное, коричневое. И для большего эффекта крыша остановочной будки была ржавая и провисшая внутрь. Я щёлкнул эту картинку. Люди были под стать пейзажу, под стать городу – такие же безликие, словно их нарисовали под копирку. Наверняка и внутренне они одинаково серые и пустые. Не надо даже особо напрягаться, чтобы представить их жизнь: утром они заталкивают себя в грязные автобусы и едут на работу, вечером – едут домой. В промежутке между автобусами сидят в какой-нибудь конторе и зарабатывают пропуск в вечность. Хотя туда, конечно, не попадут: зачем вечности серость? Вечером эти бесцветные люди смотрят тупые сериалы, а ночью делают таких же тупых детей. Дети вырастают, надевают тёмные куртки, берут зонтики и с трудом заталкивают себя в те же автобусы, в каких ездили их родители…

К мусорному бачку на остановке подошла облезлая дворняга. Она подёргивала носом, вынюхивая съестное. Но в этом бачке ничего подходящего не оказалось. Дворняга потыкалась в бачок и разочарованно села на землю. Я щёлкнул дворнягу.

Осталось пройтись по территории и снять само здание с разных сторон. Но я не торопился. Мне было хорошо. Я сел в проёме, упершись ногами, и смотрел вверх. Внизу – порядочная высота, вверху – пепельно-серое небо, вокруг – мёртвый камень. Если бы меня сейчас увидел кто-нибудь из знакомых, то глазам бы своим не поверил. Сказать честно, меня бы просто и не узнали. Собираясь на вылазки, я надевал самое старое, что у меня было, и обязательно – тёмные очки. И снимал эти очки, только оказавшись далеко от своего района. Сейчас я выглядел как беспризорник или наркоман, словом, совсем не так, как обычно выгляжу. И это мне тоже нравилось – побыть не собой. Это давало некую свободу. Хотя и очень ненадолго».

 

Примечание: жирным шрифтом выделены цитаты, с которыми поработали учащиеся.

 

Ответы:

Цитата

Комментарии.

Мои выводы, оценка.

«Найти в городе то, что раньше что-то значило, а теперь не значит ничего».

Что-то значила семья: мама и папа, а сейчас ничего не значат.  Было благополучие, но оно исчезло.

Разруха внутри подростка. Разочарование. Кризис. Пустота.

 

Задание:

-Прочитать отрывок. Объяснить, что произошло.

Текст:

«Пусть она спит. Я поднял глаза к потолку подъезда и попросил Бога, в которого не верю, чтобы мне дали передышку…

Бог не пошёл мне навстречу. Либо по той причине, что его всё-таки не существует, либо по той, что для него не существую я. Когда я открыл ключом дверь и толкнул её, оказалось, что дверь не открывается. Я сначала не осознал это и толкнул дверь снова. Но там, с той стороны, её что-то держало. Я налёг на дверь изо всех сил — бесполезно».

Ответ:

-Герой не хочет встречаться с мамой.

-Вероятно, она опять выпила.

-Елисей не может попасть в квартиру. Там что-то случилось.

-Возможно плохое.

Текст:

«В подъезде никого не было, соседей я практически не знал. Я растерялся. Мне должен был кто-то помочь. Но кто? Никто не захотел бы мне помогать. Я был никому не нужен. Эгоистичные люди вокруг заботились только о себе».

Ответ:

-Герой одинок, не знает, к кому обратиться.

-Он живёт, зациклившись на себе, а думает так об окружающих.

Задание:

Что может сделать подросток в данной ситуации?

Ответ:

-Пойти в полицию.

-Стучать соседям.

-Звонить отцу, в скорую, в службу спасения.

Задание:

-Да. Выход всегда есть. И один из вариантов предлагают авторы книги.

Текст:

«Мне должен был кто-то помочь. Но кто? Никто не захотел бы мне помогать. Я был никому не нужен. Эгоистичные люди вокруг заботились только о себе. Кроме людей уж совсем больных на голову, типа историка Карбони».

Учитель:

Действительно, учитель пришёл на помощь. Дверь они вдвоём смогли открыть. Мама была жива, но нуждалась в медицинской и психологической помощи. Историк вызвал скорую и отца, остался ночевать в пустой квартире с Елисеем.

Задание:

-Как вы думаете, изменится жизнь героя после произошедшего?

Ответы:

-Нет. Алкоголизм, особенно женский, не лечится.

-Елисей ещё больше замкнётся в себе.

-Да. У главного героя появился старший товарищ, друг.

-Подросток перешагнул черту одиночества. Он попросил помощь и получил её.

Текст:

«Он (Карбони Виктор Валентинович) был счастливым человеком, этот стукнутый историк. Он верил в хорошее. И не только верил, но и делал. Я вдруг почувствовал, что историк мне нравится. Даже пусть он неадекватный. В нём что-то было. Какая-то сила».

Учитель:

В тексте С.и Н.Пономарёвых «Фото на развалинах» жизнь Елисея изменилась.

1.Отец вернулся к сыну и жене.

2.Мама находится на лечении в больнице.

3.У Леся другая девочка – Алиса.

4.Вернулся интерес к книгам.

Задание:

-Почему жизнь изменилась?

Ответ:

-После случившегося изменились родители.

-Сам герой стал другим.

-Что-то в нём поменялось.

-Он стал думать о других.

Текст:

«Теория Виктора Карбони почти не действовала во внешнем мире. Разве что в душе. Думай о хорошем,  делай хорошее, и тебе будет легче. Минимум — морально. А то вокруг плохо, внутри плохо, ведёшь себя, как сволочь… Мрак какой-то. Наконец-то я кое-как вмонтировал мысли историка в свой образ жизни…  И, даже можно сказать, сломал одну из схем. Схема пессимизма треснула оттого, что я пытался увидеть вокруг добро».

 

 

 

  «И это всё?»-спросите вы. Нет. В тексте С. и Н.Пономарёвых много важных смыслов как для родителей и их детей, так и для любого человека. Что «осталось за кадром»? Влюблённость Елисея в красавицу Наташу, цветные фото, соперничество с учителем на уроках истории, первая проба алкоголя, разочарования, поиски себя и приобретения. В общем, надо читать, сопереживать, размышлять.

      Если рассматривать текст с практической точки зрения, то примеры из него можно использовать на итоговой аттестации.

Например, на ОГЭ при написании сочинения 13.3 по таким понятиям, как:

«дружба»,

«внутренний мир человека»,

«прийти на помощь»,

«выбор»,

«ответственность», «забота о людях»,

«красота» 

и другим (не менее 15 из списка понятий 2024 года).

При написании итогового сочинения  примеры из произведения подойдут к любому из направлений ФИПИ:

1.«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

2. «Семья, общество, Отечество в жизни человека».

3. «Природа и культура в жизни человека».

Вот один из комплектов тем (курсивом обозначены темы, по которым можно использовать тест «Фото на развалинах»):

1.В чём проявляется любовь к жизни?

2. Почему важно уметь сострадать другому?

3. В какой дом хочется приходить снова и снова?

4.Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений?

5.Шаги цивилизации: обретения и потери.

6. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понять себя?

Где могло пригодиться произведение «Фото на развалинах» при написании сочинения-рассуждения (задание 27) в 2024 году?

В текстах

1.В.Сухомлинского о воспитании,

2.Е. Богата о трёх моделях поведения в обществе,

3.Е. Богата о чудаках,

4.Е. Богата о счастье,

5.Ю. Бондарева про прощение и учителя,

6.В. Распутина о жизненных ценностях.

для обоснования отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста.

   В заключении обращусь к названию статьи. Выгодная книга? Во всех отношениях. Книга полезная, приносящая пользу. Нет, не материальную. Книга, питающая душу, не оставляющая равнодушными как взрослых, так и подростков. Книга, к которой хочется вернуться, потому что…

Задание:  сформулируйте свой ответ, прочитав произведение Светланы и Николая Пономарёвых «Фото на развалинах».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Выгодная книга . (Из опыта прочтения повести

Выгодная книга . (Из опыта прочтения повести

Один… всё время один… никого… никого… ничего дома не поменялось… каждый в своей комнате»

Один… всё время один… никого… никого… ничего дома не поменялось… каждый в своей комнате»

Если сторож тут и был, то плохо исполнял свои обязанности – меня, во всяком случае, никто и не подумал остановить…

Если сторож тут и был, то плохо исполнял свои обязанности – меня, во всяком случае, никто и не подумал остановить…

Примечание : жирным шрифтом выделены цитаты, с которыми поработали учащиеся

Примечание : жирным шрифтом выделены цитаты, с которыми поработали учащиеся

Действительно, учитель пришёл на помощь

Действительно, учитель пришёл на помощь

И это всё?»-спросите вы. Нет.

И это всё?»-спросите вы. Нет.

Из опыта изучения современной подростковой литературы в школе.

Из  опыта изучения современной подростковой литературы в школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2024