Выгодная книга.
(Из опыта прочтения повести
С.и Н.Пономарёвых «Фото на развалинах»)
Мухачева Н.И.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Увинская СОШ№4»
«Вы любите читать?» Вопрос к ученикам, который часто остаётся без ответа. А я люблю. Читаю, потому что работаю учителем русского языка и литературы. Читаю, потому что испытываю потребность в получении удовольствия от слова, от событий, от жизни другого, но такого же человека, как я. Я получаю опыт, учусь, вдохновляюсь. Стала замечать, что в последние годы читаю и перечитываю из потребности подготовить учащихся к ОГЭ, итоговому сочинению, ЕГЭ. Какое-то потребительское отношение к книге: всё только по необходимости. Даже за себя стыдно и обидно. Но случаются встречи с книгами, которые одновременно и «служат», и душу питают. С одной из таких я хочу вас познакомить. И сделаю это так, как построила урок со своими учениками.
Тема урока - «Остался один».
Задание:
-Кто остался один? Почему?
Ответы:
-Родители, дед или бабушка, потому что дети уехали.
-Ребёнок после аварии, смерти родителей.
-Пёс, котёнок, которого бросили хозяева.
Текст
«-Знаете… я бы лучше вообще жил один. Чтобы никого из вас больше ни разу не увидеть. Или я бы умер, чтобы вам некого было делить.
-Да, мне тяжело, — признался я, — предки делят меня, тянут каждый к себе, а я не могу видеть ни того ни другого. Хоть в самом деле вешайся.
— Я их не-на-ви-жу, — уточнил я с нажимом. — Отец повёл себя как последний эгоист, мать — безвольно спивается».
Задание:
-Прочитав текст, предположите, кто может быть героем произведения?
Ответы:
-Мальчик.
-Подросток.
-13-16 лет.
-Очень эмоциональный.
- Рефлексирующий.
Текст:
«Они работали, а я сидел дома один. Сколько ни вспоминай — всё время один. Приходил из школы — дома никого, возвращался с секции — никого. И так до позднего вечера. Даже когда мать перестала работать, ничего дома не поменялось — теперь она моталась по подругам, или мы сидели каждый в своей комнате»
Задание:
-Докажите, что это крик души подростка.
Ответ:
- «Один… всё время один… никого… никого… ничего дома не поменялось… каждый в своей комнате»
Учитель:
-Главный герой-Елисей Фёдоров. В его жизни есть
1.Отец, ушедший из семьи.
2.Пьющая мать (бывшая пианистка).
3.Неразделённая любовь.
4.Соперник в лице нового учителя.
И …
Задание:
-Предположите, что ещё могло быть в жизни главного героя.
Ответы:
-Книги.
-Собака. Кот.
-Друзья.
-Музыка.
-Гитара.
-Наркотики.
(Учащиеся поясняют свои ответы)
Задание:
-Подсказка –в названии произведения. Елисей-главный герой книги «Фото на развалинах». Объясните, что же было в его жизни. Почему на развалинах? Почему его фото только чёрно-белые?
Ответы:
-Увлечение.
-Хобби.
-Отдушина.
-Жизнь чёрно-белая.
-Развал семьи.
-Внутреннее состояние разрухи, неблагополучия.
Задание:
-Прочитать текст, заполнить таблицу «Трёхчастный дневник» и объяснить, что фотографирует Елисей и почему.
Цитата |
Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? |
Мои выводы |
|
|
|
Текст:
«Я не рисую город, я фотографирую его. Сейчас – с верхнего этажа давно заброшенной ТЭЦ. Пройти сюда просто так нельзя, но у меня есть особый дар – проникать во всякие развалины, подвалы, дома под снос. Иногда мне кажется, что недоступных мест для меня не существует. Я бывал и на охраняемых сторожами территориях, и в таких завалах, куда на первый взгляд, кроме кошки, никто не протиснется. Эта ТЭЦ по сравнению с другими местами относительно легкодоступна. Мне и пришлось всего-то подлезть под бетонную плиту забора, земляную насыпь у которой размыло многолетними дождями и таянием снега, пробежать, прыгая через лужи и кучи мусора, по территории да отодвинуть ржавую входную дверь. Если сторож тут и был, то плохо исполнял свои обязанности – меня, во всяком случае, никто и не подумал остановить…
Безусловно, пробираясь в такие места, я рисковал. Меня могло придавить, я мог упасть, расшибиться, попасться наркоманам, маньяку, сторожу, полиции. В общем, многое теоретически могло со мной произойти. Я знал это, но ни за что бы не отказался от своего увлечения. Это было как наркотик… Найти в городе то, что раньше что-то значило, а теперь не значит ничего. Найти и сфотографировать.
В прошлом году я занимался в фотокружке. Там нас учили делать снимки допотопным фотоаппаратом, проявлять, печатать плёнки. Сначала это было интересно, а потом надоело: зачем так мучиться, когда можно купить хороший цифровик и щёлкать что угодно и сколько угодно. Неудачные снимки я удаляю, остальные скидываю на компьютер. Самые удачные отдаю в распечатку и развешиваю у себя в комнате. Для этого я выделил целую стену. Целая стена ржавых железок, труб, крыш, поросших мхом, разбитых ступенек, покосившихся калиток, пустых оконных проёмов… Мать приходит в ужас, когда это видит. Ей, конечно, больше хочется, чтобы я снимал цветочки и белочек в зоопарке. Впрочем, она редко заходит в мою комнату…
Поднявшись по нескольким железным лестницам на самый верх ТЭЦ и отсняв её внутренности, я высунулся в проём давно разбитого окна. Тут уже и рамы не было и не было досок, которыми окно заколачивали много лет назад, – жители частных домов всё утащили на растопку. Поэтому можно было облокотиться на тёмный от времени кирпич и смотреть на город через объектив.
Я навёл объектив на автобусную остановку прямо под оградой ТЭЦ. На остановке ёжились несколько человек под чёрными зонтиками. Как будто специально они были одеты в серое, чёрное, коричневое. И для большего эффекта крыша остановочной будки была ржавая и провисшая внутрь. Я щёлкнул эту картинку. Люди были под стать пейзажу, под стать городу – такие же безликие, словно их нарисовали под копирку. Наверняка и внутренне они одинаково серые и пустые. Не надо даже особо напрягаться, чтобы представить их жизнь: утром они заталкивают себя в грязные автобусы и едут на работу, вечером – едут домой. В промежутке между автобусами сидят в какой-нибудь конторе и зарабатывают пропуск в вечность. Хотя туда, конечно, не попадут: зачем вечности серость? Вечером эти бесцветные люди смотрят тупые сериалы, а ночью делают таких же тупых детей. Дети вырастают, надевают тёмные куртки, берут зонтики и с трудом заталкивают себя в те же автобусы, в каких ездили их родители…
К мусорному бачку на остановке подошла облезлая дворняга. Она подёргивала носом, вынюхивая съестное. Но в этом бачке ничего подходящего не оказалось. Дворняга потыкалась в бачок и разочарованно села на землю. Я щёлкнул дворнягу.
Осталось пройтись по территории и снять само здание с разных сторон. Но я не торопился. Мне было хорошо. Я сел в проёме, упершись ногами, и смотрел вверх. Внизу – порядочная высота, вверху – пепельно-серое небо, вокруг – мёртвый камень. Если бы меня сейчас увидел кто-нибудь из знакомых, то глазам бы своим не поверил. Сказать честно, меня бы просто и не узнали. Собираясь на вылазки, я надевал самое старое, что у меня было, и обязательно – тёмные очки. И снимал эти очки, только оказавшись далеко от своего района. Сейчас я выглядел как беспризорник или наркоман, словом, совсем не так, как обычно выгляжу. И это мне тоже нравилось – побыть не собой. Это давало некую свободу. Хотя и очень ненадолго».
Примечание: жирным шрифтом выделены цитаты, с которыми поработали учащиеся.
Ответы:
Цитата |
Комментарии. |
Мои выводы, оценка. |
«Найти в городе то, что раньше что-то значило, а теперь не значит ничего». |
Что-то значила семья: мама и папа, а сейчас ничего не значат. Было благополучие, но оно исчезло. |
Разруха внутри подростка. Разочарование. Кризис. Пустота. |
Задание:
-Прочитать отрывок. Объяснить, что произошло.
Текст:
«Пусть она спит. Я поднял глаза к потолку подъезда и попросил Бога, в которого не верю, чтобы мне дали передышку…
Бог не пошёл мне навстречу. Либо по той причине, что его всё-таки не существует, либо по той, что для него не существую я. Когда я открыл ключом дверь и толкнул её, оказалось, что дверь не открывается. Я сначала не осознал это и толкнул дверь снова. Но там, с той стороны, её что-то держало. Я налёг на дверь изо всех сил — бесполезно».
Ответ:
-Герой не хочет встречаться с мамой.
-Вероятно, она опять выпила.
-Елисей не может попасть в квартиру. Там что-то случилось.
-Возможно плохое.
Текст:
«В подъезде никого не было, соседей я практически не знал. Я растерялся. Мне должен был кто-то помочь. Но кто? Никто не захотел бы мне помогать. Я был никому не нужен. Эгоистичные люди вокруг заботились только о себе».
Ответ:
-Герой одинок, не знает, к кому обратиться.
-Он живёт, зациклившись на себе, а думает так об окружающих.
Задание:
Что может сделать подросток в данной ситуации?
Ответ:
-Пойти в полицию.
-Стучать соседям.
-Звонить отцу, в скорую, в службу спасения.
Задание:
-Да. Выход всегда есть. И один из вариантов предлагают авторы книги.
Текст:
«Мне должен был кто-то помочь. Но кто? Никто не захотел бы мне помогать. Я был никому не нужен. Эгоистичные люди вокруг заботились только о себе. Кроме людей уж совсем больных на голову, типа историка Карбони».
Учитель:
Действительно, учитель пришёл на помощь. Дверь они вдвоём смогли открыть. Мама была жива, но нуждалась в медицинской и психологической помощи. Историк вызвал скорую и отца, остался ночевать в пустой квартире с Елисеем.
Задание:
-Как вы думаете, изменится жизнь героя после произошедшего?
Ответы:
-Нет. Алкоголизм, особенно женский, не лечится.
-Елисей ещё больше замкнётся в себе.
-Да. У главного героя появился старший товарищ, друг.
-Подросток перешагнул черту одиночества. Он попросил помощь и получил её.
Текст:
«Он (Карбони Виктор Валентинович) был счастливым человеком, этот стукнутый историк. Он верил в хорошее. И не только верил, но и делал. Я вдруг почувствовал, что историк мне нравится. Даже пусть он неадекватный. В нём что-то было. Какая-то сила».
Учитель:
В тексте С.и Н.Пономарёвых «Фото на развалинах» жизнь Елисея изменилась.
1.Отец вернулся к сыну и жене.
2.Мама находится на лечении в больнице.
3.У Леся другая девочка – Алиса.
4.Вернулся интерес к книгам.
Задание:
-Почему жизнь изменилась?
Ответ:
-После случившегося изменились родители.
-Сам герой стал другим.
-Что-то в нём поменялось.
-Он стал думать о других.
Текст:
«Теория Виктора Карбони почти не действовала во внешнем мире. Разве что в душе. Думай о хорошем, делай хорошее, и тебе будет легче. Минимум — морально. А то вокруг плохо, внутри плохо, ведёшь себя, как сволочь… Мрак какой-то. Наконец-то я кое-как вмонтировал мысли историка в свой образ жизни… И, даже можно сказать, сломал одну из схем. Схема пессимизма треснула оттого, что я пытался увидеть вокруг добро».
«И это всё?»-спросите вы. Нет. В тексте С. и Н.Пономарёвых много важных смыслов как для родителей и их детей, так и для любого человека. Что «осталось за кадром»? Влюблённость Елисея в красавицу Наташу, цветные фото, соперничество с учителем на уроках истории, первая проба алкоголя, разочарования, поиски себя и приобретения. В общем, надо читать, сопереживать, размышлять.
Если рассматривать текст с практической точки зрения, то примеры из него можно использовать на итоговой аттестации.
Например, на ОГЭ при написании сочинения 13.3 по таким понятиям, как:
«дружба»,
«внутренний мир человека»,
«прийти на помощь»,
«выбор»,
«ответственность», «забота о людях»,
«красота»
и другим (не менее 15 из списка понятий 2024 года).
При написании итогового сочинения примеры из произведения подойдут к любому из направлений ФИПИ:
1.«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
2. «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
3. «Природа и культура в жизни человека».
Вот один из комплектов тем (курсивом обозначены темы, по которым можно использовать тест «Фото на развалинах»):
1.В чём проявляется любовь к жизни?
2. Почему важно уметь сострадать другому?
3. В какой дом хочется приходить снова и снова?
4.Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений?
5.Шаги цивилизации: обретения и потери.
6. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понять себя?
Где могло пригодиться произведение «Фото на развалинах» при написании сочинения-рассуждения (задание 27) в 2024 году?
В текстах
1.В.Сухомлинского о воспитании,
2.Е. Богата о трёх моделях поведения в обществе,
3.Е. Богата о чудаках,
4.Е. Богата о счастье,
5.Ю. Бондарева про прощение и учителя,
6.В. Распутина о жизненных ценностях.
для обоснования отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста.
В заключении обращусь к названию статьи. Выгодная книга? Во всех отношениях. Книга полезная, приносящая пользу. Нет, не материальную. Книга, питающая душу, не оставляющая равнодушными как взрослых, так и подростков. Книга, к которой хочется вернуться, потому что…
Задание: сформулируйте свой ответ, прочитав произведение Светланы и Николая Пономарёвых «Фото на развалинах».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.