Из чего состоят все предметы?
Оценка 5

Из чего состоят все предметы?

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
2 кл
06.03.2018
Из чего состоят все предметы?
Цели: – научить правильно употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит; – научить различать твёрдые тела, жидкости и газы; – научить превращать вещество из одного состояния в другое. Оборудование: наборы предметов (линейка деревянная, ложка, расчёска, молоко; пенал деревянный, ножницы, ручка пластмассовая непрозрачная, кефир; мяч пластмассовый, кнопка, карандаш, творог. Плакат «Из чего состоят все предметы?» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», кусочки мела, вода в стакане, воздушный шарик.
konsp_okr_2kl_ur3_ur4.doc
Окружающий мир (2­й класс) Урок 3. Тема: Из чего состоят все предметы? Цели: – научить правильно употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит; – научить различать твёрдые тела, жидкости и газы; – научить превращать вещество из одного состояния в другое. Оборудование:  наборы предметов (линейка деревянная, ложка, расчёска, молоко; пенал деревянный, ножницы, ручка пластмассовая   непрозрачная,   кефир;   мяч   пластмассовый,   кнопка,   карандаш,   творог.   Плакат   «Из   чего   состоят   все предметы?» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2­го класса», кусочки мела, вода в стакане, воздушный шарик. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Познавательные УУД: 1) развиваем умения  извлекать информацию  из схем, иллюстраций,  текстов; Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  1   3   4   3 – Назовите предметы одним словом: 1) Стол, табуретка, шкаф, комод. (Это мебель.) 2) Стакан, банка, графин, тарелка. (Ёмкости для жидкости.) 3) Ложки, чайник, нож, кастрюля. (Это посуда.) © Баласс, 2012 проблемы. –  Что объединяет эти три группы предметов? (Это предметы, которые сделаны человеком, или вещи.) – Из чего человек делает вещи? (Из разных материалов.) 2) представлять  информацию в виде  схемы; 3) выявлять сущность,  особенности объектов; 4) на основе анализа  объектов делать выводы; 5) обобщать и  классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на  развороте учебника; 7) находить ответы на  вопросы в иллюстрации. – Подумайте, из каких материалов сделаны предметы каждой группы? Подберите нужное слово: деревянные, металлические, стеклянные. (Предметы первой группы – деревянные, второй – стеклянные, третьей – металлические.) –  Откуда же человек взял материалы для изготовления перечисленных вещей? (Это природные материалы.)  – Какой вывод мы можем сделать на основании наших наблюдений? (Все вещи из чего­то  сделаны.   Вещей   много,   а   то,   из   чего   они   сделаны,   объединяет   их   в группы.) – Как вы думаете, можно ли это наблюдение применить к предметам природы и выделить такие группы?  –  Назовите несколько вам известных природных материалов. (Из камня – горы, реки и озёра – из воды…) – А если обратиться к живой природе? Распространяется ли наше наблюдение на живую природу? (Да, всё живое тоже из чего­то состоит.) – Можно ли то, из чего состоят предметы, отнести к понятиям? (Да, это можно назвать понятием.) – Значит, всё, из чего состоят вещи и природа, можно назвать одним словом? – Назовите. Знакомы ли мы с таким словом? ( Нет. Мы не знаем такого слова.) – Что нужно сделать? (Нужно придумать название.) – Какие вопросы у вас возникают? Попробуем составить план урока. Коммуникативные  УУД: 1) развиваем умение  слушать и понимать  других; 2) строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными  © Баласс, 2012 План (примерный). 3 1. Из чего состоят все вещи?  2. Из чего состоят живые существа и неживая природа? 3. Как называется то, из чего состоят все предметы? задачами; 3) оформлять свои  мысли в устной форме; 4) умение работать в  паре и в группах. . Совместное  ΙΙ открытие знаний. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали?  1   4   3   4  3 – Придумайте своё название. Дети предлагают названия. – В науке есть название этому понятию. Это – вещества.  – Как вы думаете, что мы будем исследовать на нашем уроке? (Мы думаем, что  будем говорить о веществах и наблюдать за ними.) – Что мы должны узнать о веществах? Какие вопросы у вас возникают? (Как  называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?) – Давайте разместим эти вопросы на доске и постепенно будем на них отвечать. Работа с плакатом «Из чего состоит вещество» из комплекта наглядных  пособий для 2­го класса. – Определите вещества, из которых состоят данные предметы, заполните таблицу. – Проведём исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть предметы и  сделать выводы, отвечая на сформулированные на карточках вопросы о веществе,  из которого состоит предмет.  Личностные  результаты: 1) развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям; выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в  соответствии с  определённой  ситуацией; 3) формируем  мотивацию к обучению и целенаправленной  познавательной  © Баласс, 2012 деятельности. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника; 2) оценивать учебные  действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать  © Баласс, 2012 Задание:  Проведи наблюдение за предметом: 1. Как выглядит вещество, из которого состоит предмет? 2. Какого оно цвета? 3. Опиши его поверхность. 4. Имеет ли это вещество запах? 5. Положи предмет в воду и выясни: он легче или тяжелее воды, растворим в воде или нет? 6. Прочен ли предмет, можно ли его поцарапать гвоздём? 7. Притягивается ли магнитом? Собери информацию и сравни описание свойств данного вещества, из которого  состоит исследуемый предмет, со свойствами известных тебе веществ. Сделай вывод: из какого вещества состоит этот предмет? Группы готовят всё необходимое для исследования. Каждой из них выдаётся  набор предметов от 3 до 5, в зависимости от скорости работы группы. Например:  1­я группа получает предметы: линейка деревянная, ложка, расчёска, молоко. 2­я группа получает предметы: пенал деревянный, ножницы, ручка  пластмассовая непрозрачная, кефир. 3­я   группа   получает   предметы:   мяч   пластмассовый,   кнопка,   карандаш, творог. Дети   наблюдают,   используя   план   исследования.   Далее   обмениваются результатами. предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. * Одна группа описывает вещество, из которого состоит предмет. Другие  группы приходят к выводу, что у них есть предмет, который состоит из того  же вещества. а) Линейка, пенал, карандаш состоят из одного и того же вещества. б) Мяч, расчёска, ручка состоят из одного и того же вещества. в) Молоко, кефир, творог.  г) Кнопка, ножницы, ложка состоят из похожего вещества. –  Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить? (Мы можем ответить на вопрос: как называются разные вещества?) – Да, есть металл, древесина, пластмасса. – Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу? Камень, доска, мел, ручка, стол, чашка. Молоко, чай, чернила, сок, вода. Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника. – Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? (Нет, все они состоят из разных веществ.) –  Что же их объединяет в этом случае? (Первые бывают  твёрдыми, вторые – жидкими, третьи – газообразными.) –  Какое   предположение   можно   выдвинуть   относительно   этого   наблюдения   за веществами?   (Все   жидкости,   твёрдые   вещества   и   газы   такие   разные,   но   есть свойства, которые их объединяют.) – Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод © Баласс, 2012 об общих свойствах жидкостей, твёрдых и газообразных веществ по плану. 1. 2. Имеет ли вещество постоянную форму? Какое оно на ощупь? Группам предлагается взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик. Твёрдые вещества имеют постоянную форму. Их можно подержать в руке.  Они могут плавать или тонуть в воде.  Жидкие вещества принимают форму сосуда, в который их наливают. Их  трудно удержать в руке – они вытекают через любое отверстие. На ощупь  они мокрые.   Газообразные  вещества не имеют постоянной формы. Они, в отличие от жидкостей,   занимают   не   часть   сосуда   или   комнаты,   а   стремятся равномерно распределиться внутри. Они очень лёгкие. Газ трудно заметить. Но если помахать перед собой рукой, можно ощутить его около себя.  –  Какой   напрашивается   вывод   относительно   веществ,   которые   нас   окружают? (Возможно,   все   вещества,   окружающие   нас,   бывают   либо   твёрдыми,   либо жидкими, либо газообразными.) – Хорошо, продолжаем наблюдение, попробуем выяснить, справедливо ли наше  утверждение. – Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие,  их объединяющее. Вода, лёд, снег, пар из чайника. (Все они состоят из воды.) © Баласс, 2012 – Разбейте эти предметы на группы (Т – твёрдые, Ж – жидкие, Г – газообразные). (Т – лёд, снег, Ж – вода, Г – пар из чайника.) –  Как сформулировать наше наблюдение? (Возможно, каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.) –  Почему же вода стала твёрдой или газообразной? (Когда тепло – вода жидкая, зимой холодно – вода твёрдая, плита очень горячая – вода превратилась в пар.) –  Какой   можно   сделать   вывод?   (Возможно,   при   охлаждении   и   нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.) Основные выводы: 1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ. 2. Каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.  3. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое. – На все ли поставленные вопросы мы ответили?  – Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?  – Что мы сейчас с вами делали?  – Какое умение формировали? © Баласс, 2012 ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. –  Откройте   учебники   на   с.   14–15   и   рабочие   тетради.   Выберите   задание   по желанию. Обсудите ответы в группах.   4   2   1 После обсуждения каждая группа представляет свой ответ. Игра «Назови, из чего состоит предмет». К доске вызывается ведущий, который называет предметы, а дети называют вещества.  – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? Детям предлагается доделать задания из рабочей тетради (по желанию). ТООУ – Что нового узнали? – Где пригодятся знания? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. Деятельность учеников: © Баласс, 2012  наблюдение за веществами и предметами;  на основе наблюдений делать выводы. Урок 4. Тема: Из чего состоят все предметы? Проверочная работа №1. Возможные ответы проверочной работы №1. I вариант. 1. Необходимый уровень: транспорт, посуда, обувь (ученики могут дать другие названия). Программный  уровень: вещи. 2. Необходимый уровень: кусок железа – в твёрдом состоянии, молоко в стакане – в жидком, воздух – в  газообразном. Программный уровень: твёрдое, жидкое, газообразное.  II вариант. 1. Необходимый уровень: птицы, звери, насекомые. Программный уровень: животные. 2. Необходимый  уровень: лёд – твёрдое состояние воды, вода – жидкое, пар – газообразное. Программный уровень: не имеют своей формы  и объёма газы, не имеют своей формы, но имеют объём жидкости, имеют форму и объём – твёрдые тела.  Цели: – закрепление знаний о свойствах твёрдых тел, жидкостей и газов;  – закрепление умения определять вещества, из которых состоят тела. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов © Баласс, 2012 Ι . Актуализация знаний и  постановка  учебной  проблемы. 5   2   1 – Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (О твёрдых,  жидких и газообразных веществах.) – Приведите примеры таких веществ.  Дети приводят примеры. – Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Можно предложить детям открыть учебник. – Что мы сейчас с вами делали? – Какое умение формировали?  . Совместное  ΙΙ применение  знаний. Работа в учебнике.   1   3   4   3   1 – Отгадайте, о каком состоянии вещества идёт речь, если это вещество можно:    – пить, лить, выплёскивать, брызгать (это жидкие вещества);    – сломать, разрезать, откусить, положить, кинуть (это твёрдые вещества);    – сжать, вдохнуть и выдохнуть (это газообразные вещества). – Давайте проведём небольшой опыт. Здесь, у доски, я слегка побрызгаю  духами. Скажите, если вы почувствуете запах. Как вы думаете, почему запах  духов постепенно ощутили все? (Запах духов вместе с воздухом занял всю  классную комнату.) – Подумайте, какие вещества могут быть горючими? – Вы верно определили, что горючим может быть и газообразное, и жидкое, и  твёрдое вещество. Какими огнеопасными веществами можно заправить  машину? (Это газ пропан или жидкость бензин.) Познавательные УУД: 1) развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность,  особенности объектов; 4) на основе анализа  объектов делать выводы; 5) обобщать и  классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на  развороте учебника; 7) находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое  высказывание в соответствии © Баласс, 2012 – Тогда давайте поможем Винтику и Шпунтику выбрать ёмкость для бензина  (с. 16). (Бензин – это жидкость. Значит, её можно наливать. Нужен закрытый  сосуд, так как бензин сильно пахнет и огнеопасен.) – А какая нужна ёмкость для газа? Попробуйте ответить на следующий вопрос. (Газ не имеет своей формы и объёма, поэтому им можно заполнить шарик,  газовый баллон, кислородную подушку для больных. Бытовой газ огнеопасен,  баллон должен быть всегда закрыт.) – А какое вещество может быть в трёх состояниях? (Это вода.) – Попробуйте ответить на первый вопрос на с. 16. (Эти стрелочки показывают  изменение состояния вещества, например воды.) – При каких условиях возможен такой переход? (Такой переход может быть  только при нагревании или охлаждении вещества.) – Определите, где необходимо нагревание, а где охлаждение? (Стрелочки  направо – это нагревание: лёд, вода, пар. Стрелочки налево – охлаждение: пар,  вода, лёд.) – Обратите внимание на рисунок на с.15. Стеклянная банка со льдом  почему­то разбилась. Кто может объяснить, почему? (Да, мы уже слышали, что  нельзя на морозе оставлять сосуд с водой, он разобьётся. А вот от воды сосуд  не разбивался. Значит, изменились свойства льда.) – Молодцы, действительно так. Лёд занимает больший объём, чем вода. Стекло не выдерживает и лопается. – Те, кто заинтересовался свойствами разных веществ, могут найти много  с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в  устной форме; 4) умение работать в  группах. Личностные результаты: 1) развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать свои  эмоции; 2) оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника;  © Баласс, 2012 интересного на с. 17–19. – Что мы сейчас делали? Какое умение формировали?  . Применение ΙΙΙ нового знания. 2   2   1   4 – А сейчас попробуйте выполнить проверочную работу №1. Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя  или класса ребёнок может выполнить ещё раз в виде другого варианта. Ι V. Итог урока. – Какие знания помогли вам сегодня? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в нахождении верных ответов? 2) оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей; 3) прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Деятельность учеников: – приводить примеры веществ, описывать их; – называть особенности различных состояний веществ. © Баласс, 2012

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?

Из чего состоят все предметы?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018