Из чего состоят все предметы?

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – научить правильно употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит; – научить различать твёрдые тела, жидкости и газы; – научить превращать вещество из одного состояния в другое. Оборудование: наборы предметов (линейка деревянная, ложка, расчёска, молоко; пенал деревянный, ножницы, ручка пластмассовая непрозрачная, кефир; мяч пластмассовый, кнопка, карандаш, творог. Плакат «Из чего состоят все предметы?» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», кусочки мела, вода в стакане, воздушный шарик.
Иконка файла материала konsp_okr_2kl_ur3_ur4.doc
Окружающий мир (2­й класс) Урок 3. Тема: Из чего состоят все предметы? Цели: – научить правильно употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит; – научить различать твёрдые тела, жидкости и газы; – научить превращать вещество из одного состояния в другое. Оборудование:  наборы предметов (линейка деревянная, ложка, расчёска, молоко; пенал деревянный, ножницы, ручка пластмассовая   непрозрачная,   кефир;   мяч   пластмассовый,   кнопка,   карандаш,   творог.   Плакат   «Из   чего   состоят   все предметы?» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2­го класса», кусочки мела, вода в стакане, воздушный шарик. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Познавательные УУД: 1) развиваем умения  извлекать информацию  из схем, иллюстраций,  текстов; Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  1   3   4   3 – Назовите предметы одним словом: 1) Стол, табуретка, шкаф, комод. (Это мебель.) 2) Стакан, банка, графин, тарелка. (Ёмкости для жидкости.) 3) Ложки, чайник, нож, кастрюля. (Это посуда.) © Баласс, 2012проблемы. –  Что объединяет эти три группы предметов? (Это предметы, которые сделаны человеком, или вещи.) – Из чего человек делает вещи? (Из разных материалов.) 2) представлять  информацию в виде  схемы; 3) выявлять сущность,  особенности объектов; 4) на основе анализа  объектов делать выводы; 5) обобщать и  классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на  развороте учебника; 7) находить ответы на  вопросы в иллюстрации. – Подумайте, из каких материалов сделаны предметы каждой группы? Подберите нужное слово: деревянные, металлические, стеклянные. (Предметы первой группы – деревянные, второй – стеклянные, третьей – металлические.) –  Откуда же человек взял материалы для изготовления перечисленных вещей? (Это природные материалы.)  – Какой вывод мы можем сделать на основании наших наблюдений? (Все вещи из чего­то  сделаны.   Вещей   много,   а   то,   из   чего   они   сделаны,   объединяет   их   в группы.) – Как вы думаете, можно ли это наблюдение применить к предметам природы и выделить такие группы?  –  Назовите несколько вам известных природных материалов. (Из камня – горы, реки и озёра – из воды…) – А если обратиться к живой природе? Распространяется ли наше наблюдение на живую природу? (Да, всё живое тоже из чего­то состоит.) – Можно ли то, из чего состоят предметы, отнести к понятиям? (Да, это можно назвать понятием.) – Значит, всё, из чего состоят вещи и природа, можно назвать одним словом? – Назовите. Знакомы ли мы с таким словом? ( Нет. Мы не знаем такого слова.) – Что нужно сделать? (Нужно придумать название.) – Какие вопросы у вас возникают? Попробуем составить план урока. Коммуникативные  УУД: 1) развиваем умение  слушать и понимать  других; 2) строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными  © Баласс, 2012План (примерный). 3 1. Из чего состоят все вещи?  2. Из чего состоят живые существа и неживая природа? 3. Как называется то, из чего состоят все предметы? задачами; 3) оформлять свои  мысли в устной форме; 4) умение работать в  паре и в группах. . Совместное  ΙΙ открытие знаний. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали?  1   4   3   4  3 – Придумайте своё название. Дети предлагают названия. – В науке есть название этому понятию. Это – вещества.  – Как вы думаете, что мы будем исследовать на нашем уроке? (Мы думаем, что  будем говорить о веществах и наблюдать за ними.) – Что мы должны узнать о веществах? Какие вопросы у вас возникают? (Как  называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?) – Давайте разместим эти вопросы на доске и постепенно будем на них отвечать. Работа с плакатом «Из чего состоит вещество» из комплекта наглядных  пособий для 2­го класса. – Определите вещества, из которых состоят данные предметы, заполните таблицу. – Проведём исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть предметы и  сделать выводы, отвечая на сформулированные на карточках вопросы о веществе,  из которого состоит предмет.  Личностные  результаты: 1) развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям; выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в  соответствии с  определённой  ситуацией; 3) формируем  мотивацию к обучению и целенаправленной  познавательной  © Баласс, 2012деятельности. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника; 2) оценивать учебные  действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать  © Баласс, 2012 Задание:  Проведи наблюдение за предметом: 1. Как выглядит вещество, из которого состоит предмет? 2. Какого оно цвета? 3. Опиши его поверхность. 4. Имеет ли это вещество запах? 5. Положи предмет в воду и выясни: он легче или тяжелее воды, растворим в воде или нет? 6. Прочен ли предмет, можно ли его поцарапать гвоздём? 7. Притягивается ли магнитом? Собери информацию и сравни описание свойств данного вещества, из которого  состоит исследуемый предмет, со свойствами известных тебе веществ. Сделай вывод: из какого вещества состоит этот предмет? Группы готовят всё необходимое для исследования. Каждой из них выдаётся  набор предметов от 3 до 5, в зависимости от скорости работы группы. Например:  1­я группа получает предметы: линейка деревянная, ложка, расчёска, молоко. 2­я группа получает предметы: пенал деревянный, ножницы, ручка  пластмассовая непрозрачная, кефир. 3­я   группа   получает   предметы:   мяч   пластмассовый,   кнопка,   карандаш, творог. Дети   наблюдают,   используя   план   исследования.   Далее   обмениваются результатами.предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. * Одна группа описывает вещество, из которого состоит предмет. Другие  группы приходят к выводу, что у них есть предмет, который состоит из того  же вещества. а) Линейка, пенал, карандаш состоят из одного и того же вещества. б) Мяч, расчёска, ручка состоят из одного и того же вещества. в) Молоко, кефир, творог.  г) Кнопка, ножницы, ложка состоят из похожего вещества. –  Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить? (Мы можем ответить на вопрос: как называются разные вещества?) – Да, есть металл, древесина, пластмасса. – Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу? Камень, доска, мел, ручка, стол, чашка. Молоко, чай, чернила, сок, вода. Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника. – Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? (Нет, все они состоят из разных веществ.) –  Что же их объединяет в этом случае? (Первые бывают  твёрдыми, вторые – жидкими, третьи – газообразными.) –  Какое   предположение   можно   выдвинуть   относительно   этого   наблюдения   за веществами?   (Все   жидкости,   твёрдые   вещества   и   газы   такие   разные,   но   есть свойства, которые их объединяют.) – Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод © Баласс, 2012об общих свойствах жидкостей, твёрдых и газообразных веществ по плану. 1. 2. Имеет ли вещество постоянную форму? Какое оно на ощупь? Группам предлагается взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик. Твёрдые вещества имеют постоянную форму. Их можно подержать в руке.  Они могут плавать или тонуть в воде.  Жидкие вещества принимают форму сосуда, в который их наливают. Их  трудно удержать в руке – они вытекают через любое отверстие. На ощупь  они мокрые.   Газообразные  вещества не имеют постоянной формы. Они, в отличие от жидкостей,   занимают   не   часть   сосуда   или   комнаты,   а   стремятся равномерно распределиться внутри. Они очень лёгкие. Газ трудно заметить. Но если помахать перед собой рукой, можно ощутить его около себя.  –  Какой   напрашивается   вывод   относительно   веществ,   которые   нас   окружают? (Возможно,   все   вещества,   окружающие   нас,   бывают   либо   твёрдыми,   либо жидкими, либо газообразными.) – Хорошо, продолжаем наблюдение, попробуем выяснить, справедливо ли наше  утверждение. – Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие,  их объединяющее. Вода, лёд, снег, пар из чайника. (Все они состоят из воды.) © Баласс, 2012– Разбейте эти предметы на группы (Т – твёрдые, Ж – жидкие, Г – газообразные). (Т – лёд, снег, Ж – вода, Г – пар из чайника.) –  Как сформулировать наше наблюдение? (Возможно, каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.) –  Почему же вода стала твёрдой или газообразной? (Когда тепло – вода жидкая, зимой холодно – вода твёрдая, плита очень горячая – вода превратилась в пар.) –  Какой   можно   сделать   вывод?   (Возможно,   при   охлаждении   и   нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.) Основные выводы: 1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ. 2. Каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.  3. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое. – На все ли поставленные вопросы мы ответили?  – Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?  – Что мы сейчас с вами делали?  – Какое умение формировали? © Баласс, 2012ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. –  Откройте   учебники   на   с.   14–15   и   рабочие   тетради.   Выберите   задание   по желанию. Обсудите ответы в группах.   4   2   1 После обсуждения каждая группа представляет свой ответ. Игра «Назови, из чего состоит предмет». К доске вызывается ведущий, который называет предметы, а дети называют вещества.  – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? Детям предлагается доделать задания из рабочей тетради (по желанию). ТООУ – Что нового узнали? – Где пригодятся знания? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. Деятельность учеников: © Баласс, 2012 наблюдение за веществами и предметами;  на основе наблюдений делать выводы. Урок 4. Тема: Из чего состоят все предметы? Проверочная работа №1. Возможные ответы проверочной работы №1. I вариант. 1. Необходимый уровень: транспорт, посуда, обувь (ученики могут дать другие названия). Программный  уровень: вещи. 2. Необходимый уровень: кусок железа – в твёрдом состоянии, молоко в стакане – в жидком, воздух – в  газообразном. Программный уровень: твёрдое, жидкое, газообразное.  II вариант. 1. Необходимый уровень: птицы, звери, насекомые. Программный уровень: животные. 2. Необходимый  уровень: лёд – твёрдое состояние воды, вода – жидкое, пар – газообразное. Программный уровень: не имеют своей формы  и объёма газы, не имеют своей формы, но имеют объём жидкости, имеют форму и объём – твёрдые тела.  Цели: – закрепление знаний о свойствах твёрдых тел, жидкостей и газов;  – закрепление умения определять вещества, из которых состоят тела. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов © Баласс, 2012Ι . Актуализация знаний и  постановка  учебной  проблемы. 5   2   1 – Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (О твёрдых,  жидких и газообразных веществах.) – Приведите примеры таких веществ.  Дети приводят примеры. – Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Можно предложить детям открыть учебник. – Что мы сейчас с вами делали? – Какое умение формировали?  . Совместное  ΙΙ применение  знаний. Работа в учебнике.   1   3   4   3   1 – Отгадайте, о каком состоянии вещества идёт речь, если это вещество можно:    – пить, лить, выплёскивать, брызгать (это жидкие вещества);    – сломать, разрезать, откусить, положить, кинуть (это твёрдые вещества);    – сжать, вдохнуть и выдохнуть (это газообразные вещества). – Давайте проведём небольшой опыт. Здесь, у доски, я слегка побрызгаю  духами. Скажите, если вы почувствуете запах. Как вы думаете, почему запах  духов постепенно ощутили все? (Запах духов вместе с воздухом занял всю  классную комнату.) – Подумайте, какие вещества могут быть горючими? – Вы верно определили, что горючим может быть и газообразное, и жидкое, и  твёрдое вещество. Какими огнеопасными веществами можно заправить  машину? (Это газ пропан или жидкость бензин.) Познавательные УУД: 1) развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность,  особенности объектов; 4) на основе анализа  объектов делать выводы; 5) обобщать и  классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на  развороте учебника; 7) находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое  высказывание в соответствии © Баласс, 2012– Тогда давайте поможем Винтику и Шпунтику выбрать ёмкость для бензина  (с. 16). (Бензин – это жидкость. Значит, её можно наливать. Нужен закрытый  сосуд, так как бензин сильно пахнет и огнеопасен.) – А какая нужна ёмкость для газа? Попробуйте ответить на следующий вопрос. (Газ не имеет своей формы и объёма, поэтому им можно заполнить шарик,  газовый баллон, кислородную подушку для больных. Бытовой газ огнеопасен,  баллон должен быть всегда закрыт.) – А какое вещество может быть в трёх состояниях? (Это вода.) – Попробуйте ответить на первый вопрос на с. 16. (Эти стрелочки показывают  изменение состояния вещества, например воды.) – При каких условиях возможен такой переход? (Такой переход может быть  только при нагревании или охлаждении вещества.) – Определите, где необходимо нагревание, а где охлаждение? (Стрелочки  направо – это нагревание: лёд, вода, пар. Стрелочки налево – охлаждение: пар,  вода, лёд.) – Обратите внимание на рисунок на с.15. Стеклянная банка со льдом  почему­то разбилась. Кто может объяснить, почему? (Да, мы уже слышали, что  нельзя на морозе оставлять сосуд с водой, он разобьётся. А вот от воды сосуд  не разбивался. Значит, изменились свойства льда.) – Молодцы, действительно так. Лёд занимает больший объём, чем вода. Стекло не выдерживает и лопается. – Те, кто заинтересовался свойствами разных веществ, могут найти много  с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в  устной форме; 4) умение работать в  группах. Личностные результаты: 1) развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать свои  эмоции; 2) оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника;  © Баласс, 2012интересного на с. 17–19. – Что мы сейчас делали? Какое умение формировали?  . Применение ΙΙΙ нового знания. 2   2   1   4 – А сейчас попробуйте выполнить проверочную работу №1. Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя  или класса ребёнок может выполнить ещё раз в виде другого варианта. Ι V. Итог урока. – Какие знания помогли вам сегодня? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в нахождении верных ответов? 2) оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей; 3) прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Деятельность учеников: – приводить примеры веществ, описывать их; – называть особенности различных состояний веществ. © Баласс, 2012