Из опыта работы по сопоставительному анализу лирических произведений различных авторов: стихотворения А.С. Пушкина "К*" и стихотворения А.А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе…"
Урок начинается с того, что учитель дает четкое представление о том, что в поэзии нельзя все сопоставлять. Существует частичная несопоставимость, а чаще всего полная противоположность и невозможность никакого сопоставления литературных произведений и авторов. Необъятное объять нельзя.
Далее учащиеся делают доклады по плану, где указывают на множество внешних различий между поэтами.
А.С.Пушкин
1.Эпоха. 1799-1837 гг.
2. Судьба
3. Характер
4. Литературное направление
5. Стиль языка
6. Традиции и новаторство А.А. Блок
1. Эпоха.1880 - 1921 гг.
2. Судьба
3. Характер
4. Литературное направление
5. Стиль языка
6. Традиции и новаторство
В подборе материала по данному плану затруднений не возникает, его достаточно в учебнике.
Учитель делает вывод, что можно проводить сопоставительный анализ произведений, которые имеют только близкое тематическое и идейное звучание. Такими произведениями являются стихотворения "К***" и "О доблестях, о подвигах, о славе:" (из цикла "Возмездие")
Из опыта работы по сопоставительному анализу
лирических произведений различных авторов:
стихотворения А.С. Пушкина "К*" и стихотворения
А.А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе…"
Урок начинается с того, что учитель дает четкое представление о том, что в поэзии нельзя все сопоставлять.
Существует частичная несопоставимость, а чаще всего полная противоположность и невозможность никакого
сопоставления литературных произведений и авторов. Необъятное объять нельзя.
Далее учащиеся делают доклады по плану, где указывают на множество внешних различий между поэтами.
А.С.Пушкин
1.Эпоха. 17991837 гг.
2. Судьба
3. Характер
4. Литературное направление
5. Стиль языка
6. Традиции и новаторство
А.А. Блок
1. Эпоха.1880 1921 гг.
2. Судьба
3. Характер
4. Литературное
направление
5. Стиль языка
6. Традиции и новаторство
В подборе материала по данному плану затруднений не возникает, его достаточно в учебнике.
Учитель делает вывод, что можно проводить сопоставительный анализ произведений, которые имеют только
близкое тематическое и идейное звучание. Такими произведениями являются стихотворения "К***" и "О
доблестях, о подвигах, о славе:" (из цикла "Возмездие")
При сопоставительном анализе мы ставим два четких, конкретных вопроса:
как осмысливается и оценивается поэтами один и тот же факт?
как проявляется в отношении к нему личность художника?
Далее проводится беседа и наблюдение над текстами стихотворений.
Какова тема стихотворений?
Это тема любви к женщине, А.П. Керн и Л.Д. Менделеевой
Случайно ли обратились поэты к этой теме?
Нет. В стихотворении А.С. Пушкина описана именно та любовь, которая была до невозможности ему
необходима, чтобы возникло чувство гармонии и жизни в душе, высокая одухотворенность. А.А. Блок тоже
мучительно ощущал отсутствие гармонии в "страшном мире", его катастрофическую хаотичность. Он не
чувствовал гармонии и в своей душе, без нее же было невозможно жить, ее могла принести тоже только
любовь. Она была призвана "заклясть хаос" и в душе поэта, и в окружающем мире, открыть высокий смысл
жизни.
Так что повод для написания стихотворений о любви одинаковый.
Что еще общее в этих стихотворениях?
В результате наблюдения над текстами составляется таблица цитат, указывающих на общность.
А.С. Пушкин
А.А. Блок1.Передо мной явилась ты
1.Передо мной стояло на столе
2.И я забыл твой голос нежный
2.И я забыл прекрасное лицо
3.Шли годы. Бурь порыв
мятежный
3.Летели дни, крутясь проклятым
роем
4.Душе настало пробужденье
4.И вспомнил я тебя пред аналоем
5. Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты
5.Ты милая, ты нежная, нашла
Итак, видим, что определенная общность стихотворений несомненна, но она не только в похожести цитат, она в
единстве темы, главной мысли.
У Пушкина образ любимой "мимолетное виденье: гений чистой красоты", с "милыми чертами", с "небесными
чертами", "нежным голосом", она такая тихая и в первое мгновенье, и когда "бурь порыв мятежный/ Рассеял
прежние мечты", и после дней "в глуши, во мраке заточенья". Речь идет о красоте особого рода тонкой, чистой
духовной красоте, не изменяющейся под натиском времени. С ней связана творческая, духовная жизнь поэта,
высокий взлет его нравственных чувств. "Душе настало пробужденье: воскресли вновь и божество, и
вдохновенье". В такой любви поэт видит великий духовный смысл. Явившись в мир, "где бурь порыв мятежных"
кончается "мраком заточенья", она открывает возможность творить. Такое становится реальным, потому что
душа самого поэта открыта любви, чувства самого поэта высокие, прекрасные, цельные и неизменные, вечные и
постоянные.
У Блока рассказывается также о величайшей роли любви в его жизни: "О доблестях, о подвигах, о славе я
забывал:, когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло:" Слово "сияло" говорит и о земной красоте
любимой, и о возвышенности чувства героя к ней. На звездную высоту поднимает возлюбленную ее "синий
плащ". В символике Блока синий цвет это цвет, связующий миры: реальный и божественный, и, следовательно,
он придает любимой божественность, делает ее недостижимой
Но у Блока описана чисто земная, страшная развязка отношений. Героиня "в синий плащ печально завернулась:
в сырую ночь:из дому ушла". Торжественно и горько звучат эти слова, происходит драма любви, вечное
расставание, будто заканчивается жизнь. Без любимой "летели дни, крутясь проклятым роем:/ Вино и страсть
терзали жизнь мою:". Герой вспоминает теперь о любви только "пред аналоем", т.е. в церкви, именно там, так
как его любовь была священной, высокой, божественной, как у Пушкина, идеальной.
В отличие от Пушкина, финал стихотворения Блока трагичен. Это произведение "страшного мира". Лирический
герой Блока, пережив расставание с любимой, ее "лицо в его простой оправе своей рукой убрал : со стола". Он
"бросил в ночь заветное кольцо"
Эти строки можно понимать поразному. "Убрал", т.е утратил высокий "звездный" идеал любви. "Своей рукой"
это признание, что он лично виноват в том, что высокая любовь в прошлом. Но как бы их не понимать,
"возмездие" пришло, герою теперь только "снится плащ твой синий".
Однако при всех трагических изменениях в жизни героя, когда теперь "уж не мечтать о нежности, о славе",
любовь все же снится. Сны отзвук счастья минувшего в высокой любви.
При всех различиях своего духовного мира, отношения к любви, ее переживания оба поэта показали
возвышенность и благородство любви, ее нетленность в любых мирах, любых временах.
Любовь это божественное и общечеловеческое.