Из опыта работы по сопоставительному анализу лирических произведений различных авторов

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Из опыта работы по сопоставительному анализу лирических произведений различных авторов: стихотворения А.С. Пушкина "К*" и стихотворения А.А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе…" Урок начинается с того, что учитель дает четкое представление о том, что в поэзии нельзя все сопоставлять. Существует частичная несопоставимость, а чаще всего полная противоположность и невозможность никакого сопоставления литературных произведений и авторов. Необъятное объять нельзя. Далее учащиеся делают доклады по плану, где указывают на множество внешних различий между поэтами. А.С.Пушкин 1.Эпоха. 1799-1837 гг. 2. Судьба 3. Характер 4. Литературное направление 5. Стиль языка 6. Традиции и новаторство А.А. Блок 1. Эпоха.1880 - 1921 гг. 2. Судьба 3. Характер 4. Литературное направление 5. Стиль языка 6. Традиции и новаторство В подборе материала по данному плану затруднений не возникает, его достаточно в учебнике. Учитель делает вывод, что можно проводить сопоставительный анализ произведений, которые имеют только близкое тематическое и идейное звучание. Такими произведениями являются стихотворения "К***" и "О доблестях, о подвигах, о славе:" (из цикла "Возмездие")
Иконка файла материала Из опыта работы по сопоставительно.doc
Из опыта работы по сопоставительному анализу лирических произведений различных авторов: стихотворения А.С. Пушкина "К*" и стихотворения А.А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе…" Урок начинается с того, что учитель дает четкое представление о том, что в поэзии нельзя все сопоставлять.  Существует частичная несопоставимость, а чаще всего полная противоположность и невозможность никакого  сопоставления литературных произведений и авторов. Необъятное объять нельзя. Далее учащиеся делают доклады по плану, где указывают на множество внешних различий между поэтами. А.С.Пушкин 1.Эпоха. 1799­1837 гг. 2. Судьба 3. Характер 4. Литературное направление 5. Стиль языка 6. Традиции и новаторство А.А. Блок 1. Эпоха.1880 ­ 1921 гг. 2. Судьба 3. Характер 4. Литературное  направление 5. Стиль языка 6. Традиции и новаторство В подборе материала по данному плану затруднений не возникает, его достаточно в учебнике. Учитель делает вывод, что можно проводить сопоставительный анализ произведений, которые имеют только  близкое тематическое и идейное звучание. Такими произведениями являются стихотворения "К***" и "О  доблестях, о подвигах, о славе:" (из цикла "Возмездие") При сопоставительном анализе мы ставим два четких, конкретных вопроса:   как осмысливается и оценивается поэтами один и тот же факт? как проявляется в отношении к нему личность художника? Далее проводится беседа и наблюдение над текстами стихотворений. Какова тема стихотворений? Это тема любви к женщине, А.П. Керн и Л.Д. Менделеевой Случайно ли обратились поэты к этой теме? Нет. В стихотворении А.С. Пушкина описана именно та любовь, которая была до невозможности ему  необходима, чтобы возникло чувство гармонии и жизни в душе, высокая одухотворенность. А.А. Блок тоже  мучительно ощущал отсутствие гармонии в "страшном мире", его катастрофическую хаотичность. Он не  чувствовал гармонии и в своей душе, без нее же было невозможно жить, ее могла принести тоже только  любовь. Она была призвана "заклясть хаос" и в душе поэта, и в окружающем мире, открыть высокий смысл  жизни. Так что повод для написания стихотворений о любви одинаковый. Что еще общее в этих стихотворениях? В результате наблюдения над текстами составляется таблица цитат, указывающих на общность. А.С. Пушкин А.А. Блок1.Передо мной явилась ты 1.Передо мной стояло на столе 2.И я забыл твой голос нежный 2.И я забыл прекрасное лицо 3.Шли годы. Бурь порыв  мятежный 3.Летели дни, крутясь проклятым  роем 4.Душе настало пробужденье 4.И вспомнил я тебя пред аналоем 5. Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты 5.Ты милая, ты нежная, нашла Итак, видим, что определенная общность стихотворений несомненна, но она не только в похожести цитат, она в  единстве темы, главной мысли. У Пушкина образ любимой ­ "мимолетное виденье: гений чистой красоты", с "милыми чертами", с "небесными  чертами", "нежным голосом", она такая тихая и в первое мгновенье, и когда "бурь порыв мятежный/ Рассеял  прежние мечты", и после дней "в глуши, во мраке заточенья". Речь идет о красоте особого рода ­ тонкой, чистой  духовной красоте, не изменяющейся под натиском времени. С ней связана творческая, духовная жизнь поэта,  высокий взлет его нравственных чувств. "Душе настало пробужденье: воскресли вновь и божество, и  вдохновенье". В такой любви поэт видит великий духовный смысл. Явившись в мир, "где бурь порыв мятежных"  кончается "мраком заточенья", она открывает возможность творить. Такое становится реальным, потому что  душа самого поэта открыта любви, чувства самого поэта высокие, прекрасные, цельные и неизменные, вечные и  постоянные. У Блока рассказывается также о величайшей роли любви в его жизни: "О доблестях, о подвигах, о славе я  забывал:, когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло:" Слово "сияло" говорит и о земной красоте  любимой, и о возвышенности чувства героя к ней. На звездную высоту поднимает возлюбленную ее "синий  плащ". В символике Блока синий цвет ­ это цвет, связующий миры: реальный и божественный, и, следовательно,  он придает любимой божественность, делает ее недостижимой Но у Блока описана чисто земная, страшная развязка отношений. Героиня "в синий плащ печально завернулась:  в сырую ночь:из дому ушла". Торжественно и горько звучат эти слова, происходит драма любви, вечное  расставание, будто заканчивается жизнь. Без любимой "летели дни, крутясь проклятым роем:/ Вино и страсть  терзали жизнь мою:". Герой вспоминает теперь о любви только "пред аналоем", т.е. в церкви, именно там, так  как его любовь была священной, высокой, божественной, как у Пушкина, идеальной. В отличие от Пушкина, финал стихотворения Блока трагичен. Это произведение "страшного мира". Лирический  герой Блока, пережив расставание с любимой, ее "лицо в его простой оправе своей рукой убрал : со стола". Он  "бросил в ночь заветное кольцо" Эти строки можно понимать по­разному. "Убрал", т.е утратил высокий "звездный" идеал любви. "Своей рукой" ­  это признание, что он лично виноват в том, что высокая любовь в прошлом. Но как бы их не понимать,  "возмездие" пришло, герою теперь только "снится плащ твой синий". Однако при всех трагических изменениях в жизни героя, когда теперь "уж не мечтать о нежности, о славе",  любовь все же снится. Сны ­ отзвук счастья минувшего в высокой любви. При всех различиях своего духовного мира, отношения к любви, ее переживания оба поэта показали  возвышенность и благородство любви, ее нетленность в любых мирах, любых временах. Любовь ­ это божественное и общечеловеческое.

Посмотрите также