Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна
Задачи:
• показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;
• осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”;
• развивать умение видеть мир чувств и переживаний героев, развивать чувство образной речи, навыки выразительного чтения; логическое и ассоциативное мышление;
• воспитывать уважение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.
Методическая оснащённость: текст повести, компьютер, экран, запись сонаты Л. ван Бетховена, карточки-задания
Из всех чудес единственное чудо (по повести
А.И.Куприна "Гранатовый браслет")
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна
Задачи:
показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;
осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна
“Гранатовый браслет”;
развивать умение видеть мир чувств и переживаний героев, развивать чувство образной речи,
навыки выразительного чтения; логическое и ассоциативное мышление;
воспитывать уважение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную
чуткость и внимание.
Методическая оснащённость: текст повести, компьютер, экран, запись сонаты Л. ван Бетховена,
карточкизадания
Методы: эвристический, частичнопоисковый, самостоятельная работа,
Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.
Эпиграф (записан на доске):
Оно живёт и правит на земле –
Из всех чудес единственное чудо.
Ю. Огнев
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Мы продолжаем знакомство с творчеством Александра Ивановича Куприна, и
тема урока звучит так: “Из всех чудес единственное чудо”.
О каком чуде мы будем говорить? Чему мы посвятим наш урок? (Учащиеся: О любви)
Любви неугасающее чудо
Оно живёт и правит на земле –
Из всех чудес единственное чудо.
Ю. Огнев
Почему любовь – это чудо? Что мы подразумеваем по словом “чудо”? (Ответы учащихся)
Учитель: Из толкового словаря Ефремовой: Чудо – 1. Явление, противоречащее законам природы и не
объяснимое ими, но возможное – по суеверным представлениям – вследствие вмешательства
потусторонней силы. 2. Нечто небывалое, сверхъестественное, фантастическое.
Какое из значений нам больше подойдет? Докажите.
Всем ли дано познать настоящую любовь?
Всякому ли познавшему любовь дано рассказать о ней? Куприн сумел рассказать о любви! Я вас
приглашаю к диалогу о любви, описанной Куприным в рассказе “Гранатовый браслет”, о любви, которая
бывает только один раз в жизни...
Сможете ли сейчас сказать, как Куприн разрешает эту вечную проблему любви?.. Нет. Это сложно! Какова же цель нашего урока? (Учащиеся формулируют цель понять, как Куприн разрешает эту
вечную проблему любви).
3. Проверка домашней работы.
1) Беседа.
Скажите, какие вопросы возникли у вас при чтении повести “Гранатовый браслет? Какие вопросы вы
хотели бы сегодня обсудить? (Ответы учащихся)
Давайте поговорим о том, что в вашем понимании означает любовь, какой она может быть.
Любовь – счастье или беда?! Как же это определить?
Как вы считаете, что такое любовь?
Ответы учащихся: Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна
победить всё, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой.
Без любви жить нельзя. Любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе,
любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину
горя. Лучше жить без любви.
2) Проверка индивидуальной работы со словарями.
Какое определение дают слову “ЛЮБОВЬ” лингвисты? Послушайте и найдите общее.
1 ученик (подготовился дома) читает (остальные ищут общее в определениях):
Любовь – это:
Любовь это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность
или идею. (Большой энциклопедический словарь)
Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого
расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность,
увлечённость чемнибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого ктон. любит, к кому испытывает влечение,
расположение); 5) пристрастие, вкус к чемунибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова)
Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать
свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чемунибудь. (Толковый словарь
русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)
Учащиеся: в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство
привязанности; склонность, расположение.
4. Беседа.
ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет? (Учащиеся: любовь возвышает человека, меняет его в
лучшую сторону. Любовь приносит радость, но и причиняет боль)
Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке
известный драматург Ж.Б. Мольер:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно,
Что не жил... Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ. (Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная,
радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая, Бесконечная,
бессмертная, верная, вечная, давняя, долгая, долговременная, долгожданная, запоздалая, крепкая,
негасимая, негаснущая, недолгая, неожиданная, новая, первая, поздняя, последняя, преданная, прежняя,
продолжительная, прочная, ранняя, безрассудная, безумная, великая, взаимная, возвышенная, грешная,
жертвенная, живая, идеальная, искренняя, красивая)
О какой любви рассказывает А.Куприн?
5. Работа в группах. Деление на группы.
Группы получают задания, которое нужно обсудить и выполнить за 8 минут.
1 группа. Какой предстаёт княгиня Вера Николаевна Шеина перед читателями в первых главах повести?
В чем проявляется ее отношение к мужу? Способна ли она на пылкую, страстную любовь? Почему автор
сравнивает ее с сестрой Анной?
2 группа. Как пейзаж связан с темой любви в рассказе? Какова общая тональность пейзажных зарисовок?
В каких деталях она проявляется? Какие выразительные средства применяет автор? Какое настроение
создаёт у читателя? Почему? Выводы подтвердите текстом.
3 группа. Какую роль играют предметно бытовые детали для понимания темы любви? Какие подарки
получила Вера в день своего рождения? Что мы узнаем об отношении этих людей к Вере Николаевне?
Как Вера отнеслась к подаркам? Объясните смысл названия произведения?
4 группа. Почему образ генерала Аносова выписан так подробно и с такой очевидной
симпатией автора? Портрет? Характер? Какую роль играет этот персонаж в повести и рассказанные им
истории?
5 группа. Образ Желткова. Кто такой Желтков? (Внешность, поведение.) Как мы узнаём о любви
Желткова? Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Куприн не нашел нужным описать
жилье князей Шеиных, а комнату Желткова описывает очень подробно. С какой целью? Как ведет себя
Желтков с князем Василием и Шеиным?
6 группа. Проанализируйте сцену прощания прощание Веры с умершим Желтковым. Почему Вера
пришла? Что чувствует княгиня на этом последнем свидании? Почему выражение лица покойного
сравнивается с Пушкиным и Наполеоном?
7 группа. В чём, по – вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Larqo Appassionato
из Второй сонаты Бетховена, сопряжённое с темой истинной любви и истинной жизни? Каким предстаёт
Желтков в предсмертном письме? Почему же он принимает роковое решение? О чём говорит его
прощальное письмо?
6. Ответы групп.
1 группа.
Предполагаемый ответ. Жизнь протекает спокойно, всё, как у всех, ничего примечательного... Просто
жили и любили, но эта жизнь и любовь не приносила особой радости...Жизнь тянулась скучно и
однообразно...Сама Вера олицетворяла холодность, равнодушие, хранила в себе царственное
спокойствие, чувство превосходства. Внешняя недоступность была заявлена вначале её титулом и
положением в обществе – она жена предводителя дворянства.
Ученица читает (подготовилась дома): Имя Вера это исконно русское имя и в буквальном переводе с
греческого языка означает “вера”, “служение Богу”. Вера, надежда, любовь три главных добродетели в
христианстве. Среди христиан почитаются мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София, жившиево II веке. Веру можно охарактеризовать как умную, правдивую и благосклонную личность. Она
рассудительна, ценит практичность. В поступках обладательницы этого имени всегда прослеживается её
рассудительность.
Она самоотверженно старается незаметно помогать мужу, горячо любит сестру.
В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она
изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной
дружбы”
2 группа.
Предполагаемый ответ. Первая глава является вступлением. Содержание её готовит читателя к
восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в
печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на
фразе: “Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий
скарб”.
Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: “Деревья успокоились, бесшумно и покорно
роняли жёлтые листья”. Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для
героини рассказа – княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства. Куприн
показывает героиню на фоне ясных, солнечных, тёплых дней, в тишине, уединении, которым радуется
Вера. Это говорит о том, что она тонко чувствующий и деликатный человек.
Ненастье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации.
А.И. Куприн передает состояние природы с помощью эпитетов (глинистые дороги, отвратительные
погоды, свирепый ураган, разбитые стекла, изуродованные клумбы), метафор (тяжело лежал густой
туман), сравнений (мелкий, как водяная пыль, дождик), олицетворений (сад покорно засыпал: звезды
дрожали).
Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и — в особенности —запахов.
Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также
левкой ? наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой. Зато
пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком
воздухе осенний, травянистый, грустный запах.
Совместный вывод. Смысловая нагрузка, которую несут описания природы в этом произведении,
огромна. Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и
характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора. Пейзаж первой главы является завязкой
и в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставляется скучная будничная жизнь
аристократов с сильным чувством бедного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.
3 группа.
Предполагаемый ответ. Муж подарил прекрасные серьги из грушевидных жемчужин. Анна ? маленькую
записную книжку в удивительном переплёте, Желтков ? гранатовый браслет.
Анна, как и Вера, неравнодушна к прекрасному, поэтому ее подарок изящен и оригинален. Пылкие
чувства Василия Львовича прошли, он с уважением относится к своей жене и “вложил” в свой
подарок только некоторое количество “презренного металла”. А Желтков “препроводил в своём
скромном верноподданническом подношении” самое дорогое из того, что у него было: вещь, которая
связана с его покойной матушкой.
Браслет, словно замкнутое пространство, из которого уже не вырваться ни Желткову, ни Вере
Николаевне. Пять гранатов, окружающих странный зеленый камешек – и есть та истинная любовь,которая встречается раз в тысячелетие. Зеленый цвет – цвет надежды, большие же гранаты – красные
как кровь, поскольку за все великое, в том числе за великое чувство, надо платить.
Совместный вывод: При помощи незначительных деталей мы всё больше понимаем взаимоотношения
людей. Семейная жизнь Шеиных скучна и обыденна. Куприн показывает аристократов не такими уж
плохими людьми. Тем не менее, писатель говорит об их духовной ограниченности. Верина душа
опустошена, спит. Но она недовольна тем, что Желтков нарушил правила приличия, и какаято тревога
уже закралась в ее сердце. Понастоящему серьёзный разговор о любви возникает в повести с подачи
генерала Аносова.
4 группа.
Предполагаемый ответ. Непоказное мужество генерала, его благородство и честность заставляют
читателя проникнуться искренней симпатией к герою и доверием к его словам. Потому прозвучавшее в
устах Аносова определение настоящей любви воспринимается как истина. Немалое значение отводит
Куприн “тучному, высокому, серебряному старцу” — генералу Аносову. Именно ему представлена
задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими
размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть
на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: “...может быть,
твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую
больше неспособны мужчины”. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему
доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная,
святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь
Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и
передает свою уверенность Вере Николаевне.
5 группа.
Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой чиновник контрольной палаты, Г.С.
Желтков. О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда
переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя
претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой –
превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание
Подарок Желткова – “золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны покрытый
небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами”, безвкусная вещь. Но его значение и
ценность в другом. Желтков дарит самое дорогое, что у него есть – фамильную драгоценность. Густо
красные гранаты под электрическим светом загораются огнём: “Точно кровь!” Гранатовый браслет –
символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадёжной, и трагедии в судьбе героя. Браслет как бы
отражает сущность Желткова. Камни плохо отшлифованы, но они настоящие, как и чувства этого
человека.
Желтков признаёт, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за
то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его
трагедия безысходна, он – мёртвый человек.
6 группа. Психологическая кульминация.
Куприн считает Желткова не “маленьким человеком”, а великим страдальцем. Его величие в огромной
любви, ради которой он отдал свою жизнь.
Несчастный влюблённый просил повесить браслет – символ святой любви – на икону. Губы мёртвого
героя “улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставанием с жизнью узнал какуюто
глубокую и сладкую тайну”, и Вера поняла, что “та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошламимо неё”. Желтков уже после смерти получает высшую награду: Вера “поцеловала его в холодный,
влажный лоб долгим дружеским поцелуем”. И всётаки дружеским поцелуем! Нет, даже после
самопожертвования Желткова княгиня не полюбила своего почитателя.
Лишь в конце повествования мы узнаём имя нашего героя, точнее, догадываемся о нём. Каково оно?
Кто его произносит? Почему автор дал ему имя Георгий?
Ученица (подготовила дома): о значении имени Георгий: Великомученик Георгий – покровитель рыцарей
и воинов, Победоносец, одолевший змия искусителя, сражающийся с пороком. Считается покровителем
России; в честь него учреждён орден за наивысшую доблесть на поле брани – георгиевский крест. Знаем
ли мы отчество героя? Нет, и это символично. Этот образ – образ рыцаря, но не из романа, а из
повседневной, обыденной жизни.
И эта чистая любовь рыцаря (работа со словом платоническая) озарила жизнь не только Желткова, но
жизни других людей, пробудила чувства в их душах. О ком это сказано? (Князь Шеин до и после встречи
с Желтковым. Княгиня Вера).
7 группа.
Предполагаемый ответ. Эпиграф настраивает нас на то, чтобы мы послушали сонату Бетховена –
величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками
завершается повесть. Кольцевая композиция.
Совместный вывод. Музыка рассказывает княгине Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний
дар Желткова, который не принять может только глухой, в котором он показывает подлинность и
совершенство Веры, увиденные им в юности.
Только три вещи могут так быстро всё объяснить человеку – любовь, музыка и смерть. Куприн и
объединяет все три в финале повести. В этом – особый смысл музыкальной темы, дающей – от эпиграфа
к последней сцене – исключительную завершённость произведению.
(Желтков признаёт, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только
за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом.
Его трагедия безысходна, он мёртвый человек. “Маленький человек” превращается в Человека.
Благородство и сила духа исключают жалость к нему. Всё яснее вырисовываются черты не “маленького
человека”, а “рыцаря бедного”, который силой и чистотой чувства служит вышним силам, служит даром
вежливой, рыцарской, героической любви.
7. Прослушивание музыкального отрывка и беседа.
Учащиеся слушают Сонату № 14 Бетховена, которая сопровождается чтением фрагмента письма
Желткова (ученик подготовился дома).
“Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к
Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни
забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что
какимто неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я
уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не
маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за чтото меня вознаградить.
Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“.
Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее
люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни
звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли...Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около
Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким
бредом. Я очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, — ну, что же? — ошибка.
Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.
Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей
единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть
ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.”
Звучит музыка.
Учитель: И гимном любви звучат в душе Веры слова скромного чиновника Желткова.
Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?
Ученики: Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да
святится имя Твоё”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на
мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения
счастья становятся для него вечностью.
Почему Желтков “заставил” Веру слушать именно это бетховенское произведение?
В чём, по – вашему, состоит сила любви? (В преображении души.)
Показал ли это Куприн в рассказе? Докажите своё мнение.
(Восприятие Верой музыки: “Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала...”.)
О чём говорят слёзы Веры? (Это слёзы, очищающие, возвышающие душу.)
8. Рефлексия. Учитель:
Ответили ли мы на те вопросы, которые поставили в начале урока?
Как Куприн показывает любовь?
Что такое есть любовь? Какова идея произведения?
Учащиеся: Куприн ищет в реальной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных
подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен.
Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её безразличию и неспособности
чувствовать. Вот почему веками звучит музыка любви; звучит для Веры в трагический для неё момент
нравственного прозрения; звучит для всех нас.
Закрыта последняя страница этой удивительной повести. Мы познакомились с историей чистой, наивной
любви, на пути которой встретились сословные предрассудки и непонимание. Мы сумели проникнуть в
мысли и чувства героев, вместе с ними волновались, надеялись и верили в нравственные ценности. После
прочтения произведения осталось много вопросов:
Чем было чувство Желткова – настоящей любовью или сумасшествием?
Чем была смерть героя – малодушием или силой?
Ни одного человека не оставляет равнодушным эта новелла о любви. Повесть Александра Ивановича
Куприна о любви – одна из редчайших жемчужин русской классической литературы.
– Какова авторская идея, выраженная в рассказе? (Частный случай поэтизирован А. И. Куприным. Автор
рассказывает о любви, которая повторяется, по его мнению, “только один раз в тысячу лет”. Любовь,
по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и
смерть”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту. Можно сказать, что в“Гранатовом браслете” выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве. А. И. Куприн
писал, что он стремился “показать духовно преображающую, просветляющую силу всепоглощающего
чувства любви”).
9. Итоги урока. Оценки.
А как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?
Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?
Актуально ли произведение в наши дни?
Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви?
Д/З: написать эссе на одну из тем :
Любовь без взаимности: счастье или трагедия?
Существует ли идеальная любовь?
Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?
“Любовь – великий дар или проклятие”?