Изложения по русскому языку за год по всем классам
Оценка 4.6

Изложения по русскому языку за год по всем классам

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык +1
4 кл—11 кл +1
12.03.2017
Изложения по русскому языку за год по всем классам
Здесь собраны материалы по русскому языку, т.е. изложения по русскому языку за целый год, для учащихся казахских школ, начиная с четвертого класса по одиннадцатые классы. Я думаю этот материал могут использовать учителя русского языка и литературы национальных школ. Спасибо заранее.Изложения для национальных школ для учителей русского языка и литературы
изложения отчет 1.docx

4 класс                                                                                                                           І четверть

 

Осень

 

Наступила осень. Идет мелкий дождь.

Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.

 

                            План

1.      Какое время года наступило?

2.      Идет какой дождь?

3.      Как светит солнце?

4.      Какие листья падают на землю?

5.      На что похожа земля осенью

Опорные слова: идет, солнце, желтые лисья, крсивый ковер.

 

4 класс                                                                                                                         ІІ четверть

 

Зима

Наступила холодная зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы.

Днти рады зиме. Зимой они катаются на лыжах и на коньках.

(26 слов)

 

                          План:

1.      Какая зима наступила?

2.      Что лежит кругом?

3.      Какие стоят деревья?

4.      Куда спрятались звери?

5.      Кто рад зиме?

6.      Что делают дети зимой?

Опорные слова: холодная зима, деревья, спрятались в норы, катаются на лыжах, на коньках.

 

4 класс                                                                                                                        ІІІ четверть

 

Галка

 

            Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода только на дне. Галке нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки. И столько накидала их, что вода стала выше и можно было пить. Вот так галка!

                                                                                                                                         (42 слова)

 

План:

1.      Что хотелось галке?

2.      Что она увидела во дворе?

3.      Почему галка не могла достать воду?

4.      Что сделала галка?

5.      Почему галка смогла напиться?

 

4 класс                                                                                                             VІ четверть                                 

 

Летом

Летом Петя жил в деревне. Дедушка показал ему ферму. Там были куры, утки, гуси. Все лето Петя помогал кормить птиц. Дедушка подарил внуку утенка. Осенью Петя принес его в школу. Там есть живой уголок.

(35 слов)

 

План:

1.      Где жил Петя летом?

2.      Что показал ему дедушка?

3.      Какие птицы там жили?

4.      Как Петя помогал дедушке?

5.      Какой подарок дал дедушка внуку?

6.      Куда Петя принес утекнка осенью?

5 класс                                                                                                                      І четверть

 

Цыплёнок из голубятни

 

         Утром житель села кормил голубей. Вдруг он услышал писк. Это у голубятни пищал цыплёнок. Он вылупился из яйца. И голубка возле него хлопочет.

         Хотел хозяин отдать цыплёнка на воспитание курам, но они  его не приняли.

         Так и поселился цыплёнок у голубей. И голуби к нему хорошо относились, кормили из клюва.                                                                                                                   

(50 слов)                                        

 

                                    План

1.      Цыплёнок вылупился из яйца.

2.      Куры не приняли цыплёнка.

3.      Цыплёнок поселился у голубей.

 

5 класс                                                                                                                    ІІ четверть

 

Ручная ворона

          У леса Костя увидел большую ворону. У вороны было сломано крыло. Мальчик притащил ворону домой.

         Дома он нашёл большую клетку. Костя вынес клетку во двор. В клетку он поставил чашку с водой и впустил ворону.

        Ворона привыкла к людям. Она стала выходить из клетки и гулять по двору. Так она прожила зиму. Весной она улетала.

                                                                                                (57 слов)

 

                                План

1.      Кого увидел Костя в лесу?

2.       Что было сломано у вороны?

3.      Куда притащил его мальчик?

4.      Куда впустил его он?

5.      Что было дальше?

6.      Когда она улетела?

5 класс                                                                                                                        ІІІ четверть

 

Муравьи

 

В горшок с мёдом забрались муравьи. Хозяин выгнал их, обвязал горшок верёвкой и повесил его на гвоздь к потолку. Один муравей остался в горшке. Он наелся и захотел выйти. Долго он бегал. Наконец добрался до верёвки. По ней он поднялся к потолку. А затем по стене спустился на пол.

Прошло немного времени. Видит хозяин, что много муравьёв ползёт по веревке к горшку.

Муравьи спускались и поднимались до тех пор, пока не поели всего мёда.

 

                         План

1.Как хозяин спрятал горшок от муравьёв?

2.Как выбрался из горшка муравей?

3.Что сделали потом  муравьи?

 

5 класс                                                                                                                         ІV четверть     

 

Белянка

 

          Школьники часто бывали на ферме. Они помогали кормить ягнят. Однажды зашёл на ферму. Витя. Тётя Глаша  поила из бутылки маленькую овечку. Бедняжка осталась без матери. Полюбилась мальчику сиротка.  Он вызвался её кормить. Назвал Белянкой.

           С утра Витя спешил к Белянке. Он поил овечку молоком, гулял с ней. И Белянка привязалась к мальчику.

                                                           (52 слов)          (По В. Чаплиной.)

                         План

1.      Помощники на ферме.

2.      Маленькая сиротка.

3.      Что решил Витя.

4.       Забота о Белянке.

 

6 класс                                                                                                                           І четверть

Дружок

 

          Ребята решили взять с дачи Дружка. Посадили его в чемодан, сели в вагон. Чемодан положили под лавку.

          Рядом сел мужчина. Свой чемодан он поставил под лавку. На одной из остановок мужчина  взял чемодан и вышел.

          Когда мальчики приехали домой, оказалось, что у них чужой чемодан.

          Пропал Дружок! Ребята были очень огорчены.

          Они написали объявление. Дружок не находился.

           Друзья узнали адрес владельца чемодана. Когда они принесли чемодан мужчине руки, лицо. Радостная была встреча.

                                                             (71 слов)            (По Н. Носову.)

                        План

1.      Решение мальчиков.

2.      Новый пассажир.

3.      Дружок пропал.

4.      Объявление.          

5.      Радостная встреча.

6 класс                                                                                                                         ІІ четверть

Ёжик

             Брат Сергей шёл с охоты и наткнулся на ёжика. Он завернул его в куртку и принёс домой.

             Сначала  ёжик боялся и выходил только ночью. Прошло неделя. Ёжик стал смелее.

             Наступило время отъезда из деревни. Наша семья решила дать ёжику свободу. Сергей накормил его и отнёс поздним вечером в рощу.

             Через месяц  дедушка в письме  сообщил нам о  вернувшемся ёжике. Мы увиделись.

              Так остался ёжик жить у дедушки.                                                                                                                  

                                                                                                    (67 слов)                             

                      План

1.      Находка в лесу.

2.      Ёжик в доме.

3.      Отъезд и решение семьи.

4.      Ёжик вернулся.

6 класс                                                                                                                        ІІІ четверть

Бельчонок

          В лесу по веткам  прыгала маленькая белочка. На полянке она заметила гриб. Белочка прыгнула за землю. Вдруг из травы выскочила лиса.

          Белочка мигом  взвилась по стволу сосны и  притаилась под самой макушкой. Лисица спряталась за куст. Белочка хотела прыгнуть на  другое дерево, но промахнулась. Она упала на куст, под которым  пряталась лисица. Испугалась лиса и  пустилась бежать. А белочка вскочила на сосну, с сосны на берёзку и скрылась в лесу.

(70 слов)                                          

                               План

1.      Что делала белочка в лесу?

2.      Почему белке не удалось сорвать гриб?

3.      Как лиса выслеживала добычу?

4.      Как спаслась белка?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 класс                                                                                                                        ІV четверть

Лесной лакомка

            Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание. Охотники осторожно  пошли на шум.

            Молодой медведь возился у большой липы. В дупле был мед. Но липа росла вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни.

            Пчелы жалили воришку. Он тер морду лапами и кричал тоненьким голоском. Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на её вершину.

            Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево лапами. Липа затрещала и рухнула.

            Теперь добыть мед было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка убежал. Охотники набрали ведро меду. Остался мед и для медведя.

                                                 (77 слов)               (По Вл. Арсеньеву.)

                     Вопросы:

1.      Кто назван лакомкой?

2.      Почему медведь назван лакомкой?

3.      Про кого, кроме  медведя, рассказал нам писатель?

4.      Что мы узнали о медведе?

5.      Из чего видно, что медведь был сообразительный?

6.      Как вы думаете, что сделал медведь, когда охотники ушли?                          

                          План

1.      Что слышали охотники?

2.      Хочется медку!

3.      Медведь соображает.

4.      Как  медведь повалил липу?

5.      Для всех хватило меду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 класс                                                                                                                            І четверть

 

Осень

Прошло жаркое лето. Дни стали короче. По небу поплыли серые тучи. Трава высохла. Цветы завяли. На поверхности луж уже плавают первые льдинки.

           Хмуро темнеет из травы муравьиная куча. Муравьи начали постепенно уходить под землю, и уже редко они показываются наружу.

          Недолго пришлось стоять  на полянке  грибам. С ёлки заметила их шустрая белочка. Сорвала их и спрятала в дупле.

          В кустах под деревом готовится к зиме колючий ёж. Он натаскал в ямку сухую траву.

          Птицы улетают стаями в тёплые края.

                                                                      (По Г. Скребицкому.)                                      

                  

                   План

1.      Пришла осень.

2.      Муравьи готовятся к зиме.

3.      Белка

4.      Как приготовился к зиме ёж?

5.      Куда улетают птицы?

7 класс                                                                                                                         ІІ четверть

 

Двое суток под снегом

 

            Школьники катались в горах на лыжах. С ними была собака. Ребята увидели лисицу и погнались за ней.

            Поднялась сильная пурга. К вечеру мальчики не вернулись. Была объявлена тревога. Сотни людей двое суток искали ребят.

            Группа учеников с учителем физкультуры забралась далеко в горы. Вдруг учитель услышал глухой лай.

            Спасатели пошли на лай. Долго откапывали люди снежный занос. Ребята спрятались от пурги за скалу. А метель насыпала над ними крышу.

А лисицу ребята всё-таки поймали. Она находится в живом уголке.                                                    

                                                                                            (80 слов)    (По Н. Гамбаряну)

               Вопросы:

1.      Почему была объявлена тревога?

2.      Почему люди искали мальчишек?

3.      Что помогло детям спастись во время пурги?

                   План

1.      За лисой.

2.      Тревога!

3.      Учитель услышал лай.

4.      Крыша из снега.

 

Опорные слова: поднялась, спасатели, откапывали.

7 класс                                                                                                                        ІІІ четверть

 

Враги змей

 

            Яд змеи очень опасен для всех животных. Но некоторые звери смело вступают с ними в бой.

            Особенно ловко расправляется со змеёй ёж. Он подставляет змее свои колючки. Когда змея устанет от прыжков, ёж вонзает зубы в тело змеи.

            Прославились победами над змеями мангусты. Это маленький зверёк. У мангусты жёсткая шерсть и толстая кожа.

            В борьбе с очковой змеей зверьку помогают прыжки. Он прыгает очень высоко и в любом направлении. Прыжок – и зубки мангусты вонзаются в шею змеи. Мангуста победила.

                                                (82 слова)               (По Н. Коростелеву)

 

Вопросы:

1.О борьбе каких двух животных со змеями мы прочли?

2.Как расправляется со змеей еж?

3.Почему змее трудно справиться с мангустой?

4.Как мангуста побеждает очковую змею? (объяснить словосочетание очковая змея)

 

План

1.      Каков внешний вид мангусты?

2.      Как ёж расправляется со змеёй?

3.      Что помогает мангусте победить змею?

4.      Что мы узнали о яде змеи?

 

Опорные слова: яд, расправляется, подставляет, вонзает, прославились, жёсткая шерсть, очковая змея, прыжок.

 

 

7 класс                                                                                                                        ІV четверть

 

Доброе дело

 

       Серёжа и Юра шли в соседнюю  деревню на праздник.

       Был полдень, и жара стояла необычайная. Мальчики шагали по сухой, каменистой дороге. Лишь изредка по краям её показывались деревья. Листья на них поблёкли от зноя.

       Вдруг Серёжа увидел двух птичек. Почти мёртвые от палящих лучей солнца они лежали на обочине дороги.

       Серёжа сказал Юре: «Ты видел сейчас птичек? Они умирают от жары. Давай отнёсем их в тень».

      Мальчики вернулись и нашли птичек. Они бережно взяли их и отнесли в тень. Может, птички не выживут, но мальчики сделали доброе дело.     

                    

                  План

1.      Жара в полдень.

2.      Почти мертвые птички.

3.      Доброе дело.

 

 

 

8 класс                                                                                                                            І четверть

Лебеди

            Летят на север птицы. Где бы чайкам, лебедям, уткам отдохнуть, рыбкой подкрепиться? Озёра и реки ещё не вскрылись.

            Но вот птицы над Ленинградом. В устье Невы блестит открытая вода. Сюда садятся усталые птицы. Здесь и отдых  и пища.

            Охотник построил шалаш у самого берега. Он приготовил ружьё и ждёт добычу.

            Вот медленно снижаются белые птицы. Это лебеди. Они делают широкий круг и тяжело садятся на воду.

            Что же не стреляет охотник? Он опускает ружьё. Сказочные птицы сложили крылья, высоко подняли прямые шеи. Кто помешает их отдыху после трудного и опасного пути?

                                                                     (90 слов)   (По В. Бианки)

Вопросы:

1.      Почему не выстрелил охотник?

2.      Какое прилагательное употребил автор, чтобы напомнить о красоте лебедя? (сказочная)

3.      Зачем сели лебеди на открытую воду в устье Невы?

4.      Какие ещё птицы летят над Ленинградом в эту пору к северу?

 

План

1.      Трудная дорога.

2.      Над Ленинградом.

3.      Шалаш у чистой воды.

4.      Летят лебеди.

5.      Почему охотник не стреляет?

 

Опорные слова: Ленинград, в устье, построил.

 

8 класс                                                                                                                       ІІ четверть

Лисья школа

            В самой чаще леса поселилась лиса. У неё пятеро лисят. Они жили в тёмной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.

            Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сёстры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох. Гонит детей в нору.

            Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами. 

            Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на всё, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.

            Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся путать след и убегать от собак.

            Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка и птичка.    (83 слова)

 

                                 Вопросы

1.      Почему рассказ назван «Лисья школа»?

2.      В какое время года лиса учила лисят?

3.      Чему мать-лиса научила своих детёнышей?

4.      Как названа лиса в разных частях рассказа? (Мать, учительница)

5.      Как в разных частях названы лисята? (Малыши, дети,ученики, маленькие охотники, молодые животные, звери, хищники.)

            План

1.      Лисья семья.

2.      Игры на лужайке.

3.      Первые уроки.

4.      Маленькие охотники.

5.      Лисьи хитрости.

6.      Стали взрослыми.

Опорные слова: слепые, шалуны, шорох, добыча, лисья школа, лисьи хитрости, хищники.

 

8 класс                                                                                                                        ІІІ четверть

 

Наурыз

 

           Наурыз - это древний праздник казахов. Празднуют его двадцать второго марта. В это время день равен ночи. В конце марта просыпается природа, и начинает расти трава.

           На Наурыз все стараются накрыть праздничный стол. На столе в этот день должно быть семь видов еды. Из семи видов продуктов готовится наурыз – коже.

          На Наурыз каждый человек старается одеться во все новое или чистое.  В этот праздник те, кто был в ссоре, должны помириться. Люди надеются, что самый любимый праздник принесет им счастье, здоровье и удачу.

 

Словарная работа:

древний – ежелгі

те, кто был в ссоре - ренжісіп жүргендер

 

Вопросы для беседы.

          Когда празднуют Наурыз? Почему именно в этот день? Чем угощают в праздник Наурыз? Как надо встречать Наурыз? Что принесет людям Наурыз?

 

        План.

  1. Двадцать второе марта.
  2. Праздничный стол.
  3. Самый любимый праздник.

 

8 класс                                                                                                                        ІV четверть

 

Поклон

 

             Мальчик катался на коньках и провалился под лёд.Его товарищи закричали, заметались.

            Вдоль реки шёл солдат. Услышал он крики и бросился на помощь. Нырнул солдат в ледяную воду и поднял мальчугана над головой. Вода была солдату по шею. Он шёл к берегу, ломая лёд.

            На берегу вылил солдат из сапог воду, надел шинель и побежал в свой военный городок.

             На следующий день в военный городок пришла женщина. Она рассказала, как солдат спас её сына. Офицеры объявили по ротам, чтобы солдат явился в штаб. Никто не пришёл.

            Женщина назвала приметы солдата. Он молодой. На груди у него комсомольский значок.

            Поставили солдат в строй. Прошла женщина вдоль строя раз, другой. Не узнала того солдата. Все молодые. Много комсомольских значков.

            Женщина пошла к воротам. Вдруг она вернулась, стала перед строем и низко-низко поклонилась солдатам.

                                             (132 слова)     (По В. Хомченко)

 

Вопросы

1.      Почему женщина не смогла найти солдата, который спас её сына?

2.      Что мы можем сказать о солдате, который не назвал своей фамилии на берегу и не отозвался на вызов?

3.      Что мы ещё узнали о солдате, который спас мальчика из ледяной воды?

4.      Почему мать мальчика поклонилась всем солдатам в строю?

 

План

1.      Какая беда случилась с мальчиком?

2.      Кто спас мальчика?

3.      Как поступил солдат на берегу?

4.      Что рассказала женщина?

5.      Какие приметы у спасителя?

6.      Поклон.

 

Опорные слова: заметались, по шею, офицеры, женщина, приметы.

 

9 класс                                                                                                                            І четверть

 

Соседи

 

У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.

Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.

Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что осталось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти ви­нограда сладчайшим соком.

Все бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним свои ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнце. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней ветви.

Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями - ведь она привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязало на своих ветвях хоть один плод.

Л. Гурунц 

 

                                      План

1.      Великодушная лоза делится пищей и водой.

2.      Дерево уже не просит пищи, а берет сколько нужно.

3.      Виноградная лоза привыкла обходиться малым.

4.      Просьба - не заслонять солнце.

5.      Лоза радует глаз гроздьями - дерево растет бесплодным.

 

9 класс                                                                                                                        ІІ четверть

 

Обыкновенный человек


            В жаркой, сухой степи - колодец. Возле колодца - изба. В ней живут дед с внуком.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро.

Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом и поехал дальше.

-   Что это за человек? - спросил внук деда.

-   Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, положил ведро в солому и поехал.

-   Что это за человек? - спросил деда внук.

-   И это ещё не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-   А это что за человек? - спросил внук.

-   Обыкновенный, - ответил дед.

В. Сухомлинский

                План

1.      Дед и внук.

2.      Ведро в колодце.

3.      Не человек.

4.      Второй проезжающий.

5.      Обыкновенный человек.

9 класс                                                                                                                        ІІІ четверть

 

Лев и собачка

Однажды в зверинце кинули льву на корм беспризорную собачонку. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, качал головой и не трогал ее. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером лев лег спать, а собачка легла возле него и положила голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, делился кормом, а иногда играл с ней». Однажды кто-то из посетителей узнал свою собачку и попросил хозяина зверинца вернуть ее. Хозяин стал звать собачку, чтобы взять ее из клетки, но лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, Он все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. А когда он понял, что она умерла, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. На шестой день лев умер.

(По Л. Толстому)

 

                    План

1.      Собачка-корм.

2.      Жизнь в одной клетке.

3.      Собачка заболела.

4.      Тоска по собачке.

 

9 класс                                                                                                                       ІV четверть

 

Маленький сказочник

 

Ганс Христиан Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи была необыкновенная чистота в их доме. В газонах на окне цвели тюльпаны. Их запах сливался со множеством звуков. Звенели колокола. Стучал отцовский сапожный молоток. Барабанщики около казармы выбивали лихую дробь. Бродячий музыкант играл на флейте. Хрипло пели матросы в соседнем заливе. Разнообразие красок, звуков, небольших событий окружало маленького Ганса. Все вокруг давало чуткому мальчику повод радоваться и выдумывать всякие истории.

В доме Андерсенов у Ганса был только один благодарный слушатель — старый кот по имени Карл. Но Карл часто засыпал на середине какой-нибудь интересной сказки. Кошачьи годы брали свое. Но мальчик не сердился на старого кота. Он все ему прощал, потому что Карл никогда не сомневался в существовании колдуний, говорящих цветов и

лягушек с бриллиантовыми коронами на голове. Первые сказки мальчик услышал от отца и от старух из соседней богадельни. Весь день эти старухи пряли серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Ганс переделывал эти рассказы по-своему, украшал их и в неузнаваемом виде снова рассказывал их богаделкам. А те только ахали и шептали между собой, что мальчик слишком умен и потому не заживется на свете.

(По К.Паустовскому)

 

                    План:

1.      Гордость семьи.

2.      Повод выдумывать всякие истории.

3.      Благодатный слушатель.

4.      Первые сказки.

5.      Переделывание сказок.

 

10 класс                                                                                                                       І четверть

 

Последний лист

 

На окраине города стоял двухэтажный дом. На втором этаже жили две сестры, а на первом - старый художник.

Осенью младшая сестра заболела. У неё проявился сильный кашель, поднялась температура.

Больной становилось всё хуже. Она уже не вставала с кровати и почему-то всё время смотрела в окно.

Около стены соседнего дома росло дерево. Была поздняя осень, и листья падали на землю. Девочка решила, что умрет, когда упадёт последний лист.

Старшая сестра рассказала об этом художнику.

И вот на дереве осталось три листочка. Потом остался один. Девочка смотрела в окно и ждала, когда упадёт последний лист. Но он не падал. Выпал снег. А лист оставался на дереве.

Девочка начала выздоравливать, Когда опасность прошла, сестра рассказала, что их друг – замечательный художник – нарисовал лист на стене другого дома.

Так доброе сердце и большое искусство художника спасли жизнь девочке.   (130)

 

План

1.      Болезнь младшей сестры.

2.      Последний лист.

3.      Один лист.

4.      Доброе сердце художника.

 

10 класс                                                                                                                  ІІ четверть

 

Совесть

 

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чём дело, и решила над ним подшутить.

   Несчастный   прогульщик! — строго  сказала   она.— И   это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

   Нет! — удивленно ответил малыш.— Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.  (А. Гайдар.)

 

План

1.      Не пошла в школу.

2.      Встеча с мальчиком.

3.      Съеденный завтрак.

4.      Огрызение совести.

 

10 класс                                                                                                                  ІІІ четверть

 

Пушкин и его няня Арина Родионовна

 

            У Пушкина была няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка.

            Арина Родионовна любила Пушкина, как родного сына.

            Няня знала очень много народных сказок и хорошо рассказывала их. На всю жизнь запомнил Пушкин эти сказки. Пушкин любил слушать сказки няни не только в детстве, но и когда жил в селе Михайловском.

            В Михайловском няня жила в маленьком домике. Пушкин любил приходить сюда. Няня всегда была за работой – вязала чулок или чинила старое платье. Но когда она начинала рассказывать, то забывала о работе и смотрела вдаль, как будто видела то, о чём говорила.

В семье Пушкиных говорили по-французски, а сказки и песни няни научили его любить русский язык.

            В 1828 году Арина Родионовна умерла.

            Пушкин очень свою няню. Она была для него близким и родным человеком. Великий поэт посвятил Арине Родионовне несколько прекрасных стихотворений.

                                                                                                    (По И.Новикову)   (151 слово)

 

Вопросы по тексту:

1.      О ком идёт речь?

2.      Кто такой А. С. Пушкин?

3.      Кто воспитал, вырастил его?

4.      Где они жили?

5.      На каком языке говорили в его семье?

6.      Когда умерла няня?

7.      Что он посвятил ей?

8.      Какие стихотворения его вы знаете?

 

                                План

1.      Няня – близкий и родной Пушкину человек.

2.      Нянины сказки.

3.      В селе Михайловском.

4.      Поэт посвящает няне стихотворение.

 

10 класс                                                                                                                    ІV четверть

 

Чистый родник

 

            Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из каменистого места. Вода в роднике была чистая и холодная и блестела, как стекло. На месте, откуда вытекала вода, были высечены слова: «Путник, будь чистым, как этот родник».

            Путники вдоволь напились воды, прочитали надпись. Один из них, по-видимому, купец, сказал:

            - Умные слова здесь высечены. Ручеёк от родника бежит днём и ночью, в него вливаются другие ручейки. Так постепенно ручеёк превращается в большую реку. Если человек не будет лениться, не будет останавливаться в пути, работать днём и ночью, то будет великим и достигнет цели.

            Второй путник был бедным муллой. Качая головой, он сказал:

            - Этот родник готов служить каждому: даёт прохладу, утоляет жажду, но ни у кого не просит награды. Смысл надписи такой: если делаешь добро, то делай молча не жди вознаграждения.

            Третий путник, стройный и красивый юноша, молчал. Его спросили, что он думает. Юноша ответил:

            - если бы вода в этом роднике стояла бы спокойно, то его замутили бы травы и мусор. Люди не стали бы любить родник. Родник же течёт днём и ночью, он постоянно очищается. Вот за это его любят люди. Если это так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник. В нём отражаются блеск солнца, отсветы травы, если они глядятся в него. Душу держи открытой для всех, пусть в ней будет всё. Вот, по- моему, о чём говорит надпись.

                                                                         (По И. Алтынсарину)

Вопросы по тексту

1.      Кто встретился у родника?

2.      Откуда вытекал родник и какая в нём было вода?

3.      Какие слова были высечены у родника?

4.      Что сказал о надписи первый путник?

5.      О чём рассуждал второй?

6.      Что сказал о надписи третий?

7.      Как вы думаете, кто из них прав? С кем бы вы согласились?

8.      Кратко расскажите о том, что сказал каждый путник?

 

              План

1.      Родник

2.      Слова купца

3.      Рассуждение муллы

4.      Ответ юноши

 

Трудные слова: чистый родник, вытекал из каменистого места, путник, вдоволь напились, надпись, днём и ночью, ручеёк, даёт.

 

11 класс                                                                                                                         І четверть

 

Доброта

 

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать?  Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты  подлинной теплоты сердца   невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура   это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра  путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен  и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать   это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых  это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу  школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

                                                                                      (По В.А. Сухомлинскому) 183 слова

                    План

1.      Ответы мальчишек.

2.      Путь добра.

3.      Учись чувствовать и сочувствовать.

 

 

11 класс                                                                                                                      ІІ четверть

 

Большая цель жизни.

 

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей  это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба   это порыв души. Отказать человеку в помощи  значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи  это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире  в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д.С. Лихачёву) 157 слов

 

                           План

1.      Пожелание добра людям.

2.      Обращение с просьбой.

3.      Самая большая цель в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс                                                                                                                      ІІІ четверть

 

Лебеди

 

            Несколько лет тому назад через этот край пролетала стая лебедей. Лебеди отдыхали на маленьком озере возле деревни. Было раннее утро. Лебеди плавали, чистили крылья и громко кричали. Когда люди проснулись, они не разрешили детям подходить близко к озеру, чтобы не испугать стаю. Дети приносили хлеб и издали бросали его птицам.

            Лебеди переночевали и рано утром на следующий день, когда все ещё спали, собрались в путь. Они улетели бы так же тихо, как и прилетели, если бы не выстрел, неожиданно разорвавший тишину. Испуганные птицы поднялись в воздух, а на берегу осталась подстреленная птица. Но не успела стая улететь, как от неё отделился один из лебедей. Вернувшись, он долго летал над убитой подругой.

            И люди впервые услышали странный крик, который без слёз нельзя было слушать. Потом лебедь улетел.

            Человека, стрелявшего в птицу, судили.

            Может быть, этот случай и забыли бы, но ровно через год, день в день, час в час, прилетел на это озеро лебедь. Он был один. Он пел ту же грустную песню. И все поняли, что это был лебедь, потерявший здесь свою подругу.

            Вот уже четвёртую осень он прилетает сюда… Люди привыкли к нему, ждут его. Ему бросают пищу. Он помнит выстрел. И всё-таки прилетает.

 

Вопросы по тексту:

1.Где отдыхала стая лебедей? Что они делали?

2. Что делали дети?

3.Смогли улететь лебеди? Почему?

4. Что с ними произошло?

5. Получил ли наказание человек, стрелявший в лебедя?

 

           План:

1.      Стая лебедей.

2.      Неожиданный выстрел.

3.      Странный крик.

4.      Лебедь прилетел.

5.      Он помнит выстрел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс                                                                                                                     ІV четверть

 

Ничто не проходит бесследно

 

Кем я буду? Каким буду? Сколько сил затрачиваем мы в юности на разре­шение этих вопросов... Мне хочется поговорить о том, как рождается мечта, как она захватывает человека и поворачивает за собой его жизнь.

Я была совсем девчонкой, когда в Харьков, где жила наша семья, приехала Айседора Дункан. Музыка, летящая белая туника, ни на что прежде виденное не похожий танец, смелость, сила, мужество... До этого дня вопрос о моем будущем считался в доме решённым. Отец, сам медик по образованию, считал, что его дочь прирождённый хирург. Но тут... Ещё он не кончился, этот поразительный танец, а я уже знала, что буду балериной.

Пришлось отдать меня в балетную школу. Я занималась, делала успехи и была счастлива, пока лет в 15 не наступила пора увлечения кинобоевиками. Я со­вершенно потеряла голову. Все полетело: музыка, балет.

В те годы актёр лично, без всяких дублёров, должен был проделать всё, что происходило на экране. Звёзды самолично скакали верхом, бросались с высоты в море, выпрыгивали из горящих домов. И я с головой ушла в спорт.

... И так же внезапно, ломая налаженную жизнь и установившиеся планы на будущее, вспыхнуло сумасшедшее увлечение цирком.

«Союзгосцирк» купил за границей группу леопардов, и я стала дрессиров­щицей.

В молодости я сама удивлялась своим внезапным перевоплощениям, думала о непостоянстве своей натуры. Но с годами стала понимать, что дело совсем не в этом. Ничто не было «вдруг», каждый резкий поворот в судьбе был связан с какой-то встречей. Всякое новое увлечение - с человеком, заразившим меня своим приме­ром. Люди, которые нас восхищают, их талант, обаяние личности, пример их жизни - вот, если вдуматься, истинные вехи на нашем пути, вот что даёт нам силы для неустанного движения вперед. И даже если мы прощаемся со своим увлечением, оно не исчезает бесследно...

Наши учителя, наставники - это не только те, кто давал нам уроки и ставил отметки. Так уж устроено - человек становится самим собой, преломляя в себе дру­гих людей. Идя за ними, он постигает собственное призвание 

(И. Бугримова).       

                               

                                                   План

1.      Вечные вопросы, или как рождается мечта.

2.      Приехала Айседора Дункан.

3.      От увлечения кинобоевиками совершенно потеряла голову.

4.      С головой ушла в спорт.

5.      Я стала дрессировщицей.

6.      Ничто не было вдруг.

7.      Кто наши учителя и наставники?

8.      Неустанное движение вперед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Осень Наступила осень. Идет мелкий дождь

Осень Наступила осень. Идет мелкий дождь

V І четверть

V І четверть

Муравьи В горшок с мёдом забрались муравьи

Муравьи В горшок с мёдом забрались муравьи

Брат Сергей шёл с охоты и наткнулся на ёжика

Брат Сергей шёл с охоты и наткнулся на ёжика

V четверть Лесной лакомка

V четверть Лесной лакомка

Осень Прошло жаркое лето. Дни стали короче

Осень Прошло жаркое лето. Дни стали короче

Враги змей Яд змеи очень опасен для всех животных

Враги змей Яд змеи очень опасен для всех животных

Летят на север птицы. Где бы чайкам, лебедям, уткам отдохнуть, рыбкой подкрепиться?

Летят на север птицы. Где бы чайкам, лебедям, уткам отдохнуть, рыбкой подкрепиться?

Как в разных частях названы лисята? (Малыши, дети,ученики, маленькие охотники, молодые животные, звери, хищники

Как в разных частях названы лисята? (Малыши, дети,ученики, маленькие охотники, молодые животные, звери, хищники

Женщина назвала приметы солдата

Женщина назвала приметы солдата

Обыкновенный человек

Обыкновенный человек

План 1. Собачка-корм

План 1. Собачка-корм

И вот на дереве осталось три листочка

И вот на дереве осталось три листочка

Няня знала очень много народных сказок и хорошо рассказывала их

Няня знала очень много народных сказок и хорошо рассказывала их

В нём отражаются блеск солнца, отсветы травы, если они глядятся в него

В нём отражаются блеск солнца, отсветы травы, если они глядятся в него

Большая цель жизни. Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго

Большая цель жизни. Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго

Лебеди Несколько лет тому назад через этот край пролетала стая лебедей

Лебеди Несколько лет тому назад через этот край пролетала стая лебедей

V четверть Ничто не проходит бесследно

V четверть Ничто не проходит бесследно

Изложения по русскому языку за год по всем классам

Изложения по русскому языку за год по всем классам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017