Словарный взаимодиктант.
Ученики работают в парах. Каждый подбирает 10 словарных слов и диктует соседу. Затем меняются ролями. Взаимопроверка по учебнику.
Например: пшеница, рюкзак, кенгуру, женщина, иней, природа, медленно, океан, калитка, какао.
– Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
Наблюдение над употреблением существительных, выявление нового морфологического признака – числа.
Упр. 248. Коллективная работа:
1. Чтение текста, беседа по содержанию.
– Как вы поняли, что такое шторм, а что – штиль?
– Подходит ли другое заглавие? (Заглавие «Шторм и штиль» тоже подходит к тексту.)
– Кто главный герой рассказа? (Волны.)
2. – Найдите в тексте все слова, которые называют главного героя.
(Волны, им, волна, обе, на них, на другую, следующая.) Выпишите из них только имена существительные.
Запись: волна – волны.
– Это разные слова или одно и то же слово?
– Как они называются? (Формы слова.)
– Чем отличаются? (Разбираем по составу.)
– Есть ли ещё какие-то отличия между этими словами? Сколько предметов они называют?
ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Русский язык
Урок 76 (69).
Тема: Изменение имён существительных по числам:
– формирование понятия «единственное и множественное число» имён существительных, умения выделять его признаки;
развитие умений определять число и изменять существительные по числам.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
Словарная работа.
Словарный взаимодиктант.
Ученики работают в парах. Каждый подбирает 10 словарных слов и
диктует соседу. Затем меняются ролями. Взаимопроверка по
учебнику.
Например: пшеница, рюкзак, кенгуру, женщина, иней, природа,
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
© ООО «Баласс», 2013
1II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
медленно, океан, калитка, какао.
– Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
1 3 3
Наблюдение над употреблением существительных, выявление нового
морфологического признака – числа.
Упр. 248. Коллективная работа:
1. Чтение текста, беседа по содержанию.
– Как вы поняли, что такое шторм, а что – штиль?
– Подходит ли другое заглавие? (Заглавие «Шторм и штиль» тоже
подходит к тексту.)
– Кто главный герой рассказа? (Волны.)
2. – Найдите в тексте все слова, которые называют главного героя.
(Волны, им, волна, обе, на них, на другую, следующая.) Выпишите из
них только имена существительные.
Запись: волна – волны.
– Это разные слова или одно и то же слово?
– Как они называются? (Формы слова.)
– Чем отличаются? (Разбираем по составу.)
– Есть ли ещё какието отличия между этими словами? Сколько
предметов они называют?
– Что же это за признак у имён существительных? Как он называется?
– На этот вопрос мы будем искать сегодня на уроке ответ. Запишем его
на доске: Как называется новый признак имён существительных?
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
© ООО «Баласс», 2013
2III. Открытие
новых знаний.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
4 5 2
Работа в учебнике.
1. Упр. 249.
– Прочитайте информацию и назовите новый признак имён
существительных.
– Когда говорят о единственном числе, а когда о множественном?
– Прочитайте слова в упражнении. Какого они рода?
– Образуйте формы множественного числа. Запишите слова парами.
– Чем они отличаются? (Окончаниями.)
2. Выполнение упр. 250–251.
– Понаблюдаем, с помощью каких окончаний образуется форма
множественного числа у существительных женского и среднего рода.
Сделайте вывод: какие окончания могут быть у существительных во
множественном числе? Сравните свои выводы с теми, которые даны в
виде схемы на с. 35.
Ученики ещё раз, опираясь на схему, называют окончания
существительных во множественном числе.
Работа с определением (изучающее чтение) (с. 34).
1. Чтение определения.
– Задайте вопросы к каждому абзацу. У вас получится вопросный план.
1) Как изменяются имена существительные?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2013
32) Что обозначает единственное число имён существительных?
3) Когда употребляется множественное число?
– Составьте схемуопору для ответа. Запись на доске и в тетрадях.
Изображают окончания а, е, о – рядом ед.ч., ы, и, а – рядом
мн.ч.;
ед.ч. – один;
мн.ч. – много.
2. Чтение примеров (после определения).
3. Вопрос на углубление, осознание грамматического признака.
– Может ли существительное изменяться по числам? Одно это будет
слово или разные?
– А по родам? Какой же это признак – постоянный или непостоянный?
– Можно ли число назвать признаком постоянным? (Нет, по числам
слово изменяется.)
– Такой признак, который у одного и того же слова может меняться,
называется непостоянным.
3 4 6 1 3
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 252 – развивается умение определять число имён
существительных и группировать их по числам.
Сделайте вывод: можно ли только по одному окончанию определить
число существительного? Что ещё нужно знать? (Что обозначает
слово – один или много предметов.)
– Какое можно подобрать словопомощник для множественного числа?
(Они.)
2. Дополнительно: историческая справка о двойственном числе.
IV. Развитие
умений.
© ООО «Баласс», 2013
4– Запишите слова в столбик: бок, рог, рукав.
– Запишите эти слова во множественном числе (бока, рога, рукава).
– Сейчас в русском языке две формы числа: единственное и
множественное. А когдато было ещё и двойственное число, которое
обозначало парные предметы. Его имели те слова, которые мы записали,
прочитайте их.
– Какая орфограмма есть в каждом из этих слов в форме единственного
числа?
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
– Ответьте на вопрос, сформулированный в начале урока.
– Проверьте, как вы усвоили материал, выполнив задание № 6, тема 7 в
рабочей тетради.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
V. Итог урока.
© ООО «Баласс», 2013
5– За что?
VI. Домашнее
задание.
1. Упр. 1, с. 40.
2. Составить рассказ о числе имён существительных с опорой на схему.
Деятельность учеников:
Определять грамматические признаки имён существительных.
Определять начальную форму имени существительного.
Наблюдать за использованием имён существительных в речи.
© ООО «Баласс», 2013
6