Содержательный подход к измерению информации. Сообщение – информативный поток, который в процессе передачи информации поступает к приемнику. Сообщение несет информацию для человека, если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными Информация - знания человека ? сообщение должно быть информативно. Если сообщение не информативно, то количество информации с точки зрения человека = 0. (Пример: вузовский учебник по высшей математике содержит знания, но они не доступны 1-класснику)
Алфавитный подход к измерению информации не связывает кол-во информации с содержанием сообщения. Алфавитный подход - объективный подход к измерению информации. Он удобен при использовании технических средств работы с информацией, т.к. не зависит от содержания сообщения. Кол-во информации зависит от объема текста и мощности алфавита. Ограничений на max мощность алфавита нет, но есть достаточный алфавит мощностью 256 символов. Этот алфавит используется для представления текстов в компьютере. Поскольку 256=28, то 1символ несет в тексте 8 бит информации.
Тема: Измерение информации. Единицы измерения информации
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: комбинированный урок.
Цель:
Обучающая:
познакомить учащихся с единицами измерения информации; с методами
перевода в различные системы измерения информации
усвоить понятия мощность, вес, объем информации
Развивающая:
развитие
логического мышления,
внимания,
усидчивости,
информационной
культуры, самостоятельности
Воспитывающая:
повышать и развивать интерес к предмету «информатика», развивать
воображение, уметь анализировать, сравнивать, строить по аналогии
Задачи:
Узнать, как переводится одна и та же информация из одной системы
измерения в другую; освоиться методы перевода информации и поиска ее
веса, объема.
Провести эксперименты на практике.
Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, самостоятельная
работа.
борудование: IBM PC, мультимедийный проектор, экран, доска, раздаточные
карточки
Ход занятия1.Сообщение темы урока (занесение темы в тетрадь), его целей и задачи
краткий план деятельности.
II. Основная часть.
Измерение информации
Содержательный подход к измерению информации. Сообщение –
информативный поток, который в процессе передачи информации
поступает к приемнику. Сообщение несет информацию для человека, если
содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными
Информация знания человека ? сообщение должно быть информативно.
Если сообщение не информативно, то количество информации с точки
зрения человека = 0. (Пример: вузовский учебник по высшей математике
содержит знания, но они не доступны 1класснику)
Алфавитный подход к измерению информации не связывает колво
информации с содержанием сообщения. Алфавитный подход объективный
подход к измерению информации. Он удобен при использовании технических
средств работы с информацией, т.к. не зависит от содержания сообщения. Кол
во информации зависит от объема текста и мощности алфавита. Ограничений на
max мощность алфавита нет, но есть достаточный алфавит мощностью 256
символов. Этот алфавит используется для представления текстов в компьютере.
Поскольку 256=28, то 1символ несет в тексте 8 бит информации.
Вероятностный подход к измерения информации. Все события происходят с
различной вероятностью, но зависимость между вероятностью событий и
количеством информации, полученной при совершении того или иного события
можно выразить формулой которую в 1948 году предложил Шеннон.
Единицы измерения информации
Мы постоянно чтото измеряем — время, длину, скорость, массу. И
для каждой величины есть своя единица измерения, а зачастую
несколько. Метры и километры, килограммы и тонны, секунды и часы— все это нам знакомо. А как же измерить информацию? Для
информации тоже придумали единицу измерения и назвали ее бит.
Бит — это минимальная единица измерения информации.
В одном бите содержится очень мало информации. Он может принимать только
одно из двух значений (1 или 0, да или нет, истина или ложь). Измерять
информацию в битах очень неудобно — числа получаются огромные. Ведь не
измеряют же массу автомобиля в граммах.
Например, если представить объем флешки в 4Гб в битах мы получим
34 359 738 368 бит. Представьте, пришли вы в компьютерный магазин и просите
продавца дать вам флешку объемом 34 359 738 368 бит. Вряд ли он вас поймет
Поэтому в информатике и в жизни используются производные от бита единицы
измерения информации. Но у них у всех есть замечательное свойство — они
являются степенями двойки с шагом 10.
Итак, возьмем число 2 и возведем его в нулевую степень. Получим 1 (любое
число в нулевой степени равно 1). Это будет байт.
Заключительный этап
Подведение итогов работы.