ИЗО, 1 класс, "Древо жизни- символ мироздания"
Оценка 4.7

ИЗО, 1 класс, "Древо жизни- символ мироздания"

Оценка 4.7
docx
изобразительное искусство +1
21.01.2021
ИЗО, 1 класс, "Древо жизни- символ мироздания"
urok_izo_1_klass_mirovoe_drevo.docx

министерсво образования, науки и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

Конспект урока

Изобразительного искусства

Тема: «Древо жизни — символ мироздания.»

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 331 группы

Социально-педагогического отделения

Драпиковской Яны Сергеевны

Место проведения урока:

Школа № 16,класс 1 д

Дата проведения урока: 11.02.2020

Начало урока: 10:50

ФИО учителя школы:

_____________________________

ФИО преподавателя-консультанта:

Лысенкова Екатерина Леонидовна

Допуск к проведению урока:

 

____________________, дата ________
(Подпись преподавателя)рпаананананананана

                                                                                                                                                                                                ___________________ дата _______                                                                                                                                                                                                                                                                                                           (Подпись учителя)                               

 

 

 


 

Цель занятия:

 

Создание условий для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших первообразов искусства — древа.

Задачи занятия:

Воспитательные:

·      Воспитывать интерес к искусству живописи.

·      Формировать чувство уважения к труду художников, традициям отечественного и зарубежного искусства;

Образовательные:

Учить рисовать, познавать изобразительную грамоту, художественные техники, язык изобразительного искусства

Развивающие:

Формировать умение анализа и синтеза объекта, выделения его признаков, добавления недостающих компонентов;

Учить организовывать свою деятельность.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

 

Формировать

целостный, социально – ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы

 

личностный смысл учения;

Развивать

Учебные мотивы

Метапредметные.

 

регулятивные:

 

Формировать умение

Постановки учебной задачи

 

Планирования действий в последовательности

 

Внесения коррективов в результат своей работы

 

осознания качества и уровня усвоения

 

адекватного восприятия оценки учителя, адекватной оценки выполненных действий.

познавательные:

 

Формировать

умение структурировать знания

 

Умение строить логические цепочки рассуждений

Закрепить

Умение выполнять творческие задачи

коммуникативные:

 

Формировать умение

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

 

 

Предметные:

 

Развивать

Умение рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием ранее изученных терминов и понятий

Закрепить

Знания о пейзажной живописи

Познакомить

С древнейшим первообразом искусства – древом.

Учить

Работать с рамкой-видоискателем

Учить работать

индивидуально

Тип занятия: урок изучения нового материала;урок-практикум;

Используемые технологии: ПДО

 

 

 

 

 

Ход занятия Деятельность педагога

Деятельность детей

1.      Организационный момент

Цель этапа – мотивация учащихся на деятельность.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

-Какие советы о работе на уроке есть в этом стихотворении?

-А нужно ли их применять? Зачем это нужно?

-Верно, молодцы.

-Проверим, все ли на партах в порядке? Альбомы на краю парты. Мелки и ручки в пенале на краю стола.

 

 

 

 

 

-Ушки должны быть на макушки, что бы все внимательно слушать и запоминать. Не теряем ни минуты, чтобы все успеть и все сделать.

-Эти советы нужно применять, чтобы хорошо поработать на уроке и сделать свою работу.

-Проверяют, готовы ли, все ли есть к уроку. Настраиваются на урок.

2.  Вводная беседа.

Цель этапа – познакомить учащихся с образами мирового древа у разных народов.

-Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие.

 

-А чтобы узнать, чему оно посвящено, нужно понять о какой необычности в своем стихотворении говорит нам  Корней Чуковский.

 

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудоhttp://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/06/Kartinki_1067_04090615.jpg

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

 

-Что это за Дерево такое странное? Мы можем такое дерево увидеть в лесу, или в саду? Может з окна школы мы его увидим?

Такого дерева не существует, оно выдуманное. Его придумал автор для своего стихотворения.

-Автор назвал это дерево Чудо-деревом. А как ее можно его назвать?

Предположения детей.

-А можем ли мы придумать еще такие необычные деревья?

Можем.

-А если придумать, что это дерево будет показывать жизнь, мир, различные связи в мире, то какое название мы можем дать этому дерево?

Дерево Жизни.

-Вы назвали почти верно это дерево. Оно будет называться Древом Жизни или Мировым Древом. Такое Древо могло существовать?

Нет.

-На самом деле, такого Древа не существовало, но люди в него верили, почитали и уважали.

 

-Поднимите руку, кому знакомы эти слова? Что они обозначают?

Предположения детей. Элементы прогнозирования.

-Все ваши предположения интересны, давайте их запомним и узнаем, что же такое Древо жизни, а потом сравним, совпали ли наши предположения с действительностью.

 

-Давайте для начала разберем слова. Что такое древо?

Древо – это дерево.

-Сейчас дерево не называют древом. Как вы думаете почему?

Предположения детей

-Древо – это устаревшая форма, так говорили раньше наши предки. Древо связано с чем-то необычным, величественным.

 

-Как вы понимаете слово жизнь? Какие похожие слова, которые значат тоже самое, мы можем подобрать?

Предположения детей

-Можно ли сказать, что это дорога? Может это судьба? Или любимое дело?

 

-Все слова названные вами правильные. Каждый считает жизнью что-то разное.

 

 -Мы вспомнили, что такое жизнь, что такое древо. Давайте подумаем, что же такое древо жизни?

 

-В изобразительном искусстве, древо жизни – это древнейший первообраз. Послушайте, как звучит слово – Первообраз – его можно разделить на два – Первый, то есть очень ранний, образ – форма воспроизведения действительности. То есть – это один из самых первых рисунков, способов отражения жизни – через дерево.

 

-А как вы думаете, существует ли Древо жизни на самом деле, в лесу или саду?

Нет, не существует, его придумали люди.

-Сейчас я вам расскажу историю о Древе жизни.

 

-Но сначала, скажите мне - кто такие славяне?

народ,  расселенный в России

http://web-kapiche.ru/wp-content/uploads/2013/07/52321452.jpg

-Наш мир казался славянским народам  похожим на огромное яйцо, которое снесла таинственная «космическая птица». Посередине славянской вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир, мир людей. Нижняя - мир ушедших от нас. Когда там день, у нас царит ночь. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в нижний мир. Ствол поднимается высоко к небесам. (рисунок на слайде.)

-В кроне дерева вызревают все известные плоды и цветы, растущие на земле. Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай. Крону дерева заселяют птицы.

-У корней Древа изображались цветы, травы, а иногда и рыбы, змеи, лягушки. Славяне всегда считали Дерево живым существом, имеющим душу.

Слушают

-Древо Жизни - это символ, он встречается в мифологии многих народов не только у славян. Все с почтением относятся к своим корням, к своим Предкам. До сих пор этот символ не утратил своей актуальности, подтверждением чему является популярность в картинах художников, в резьбе, росписи, вышивке, кружеве, чеканке и других работах народных мастеров

Картинки по запросу "образ древа жизни в резьбе"" Картинки по запросу "образ древа жизни в кружеве""Картинки по запросу "образ древа жизни в резьбе"" Картинки по запросу "образ древа жизни в вышевке""  Картинки по запросу "образ древа жизни в резьбе""

-Давным-давно, когда не было ни миров ни богов вырос ясень Иггдрасиль. Держит на себе это древо все миры и связывает их между собой.

-Иггдрасиль — основа вокруг которой происходят все события мифов и легенд древних скандинавов. Как кольцо в связке ключей, соединяет он все мифы воедино.https://i.pinimg.com/736x/81/22/86/8122868fe6046fb73c34f9fbbd4d8964--runes.jpg

 

-Вспомним наши предположения. У нас их было много и все разные. Многие совпали с действительностью. Молодцы. Что догадались.

 

3.      Изучение нового материала

Цель этапа - дать знания, на которые будем опираться.

Посмотрите на картинки, что на них изображено?

Мировое древо и обычное дерево, которое мы можем встретить в лесу

https://www.tokkoro.com/picsup/3385718-tree-road-shade-field.jpghttp://img.zadachki.net/images3/1ae986cc5a16bb262afa13594cbb0f9a.jpghttps://ic.pics.livejournal.com/galcha1508/59579784/19460/19460_800.jpghttps://static2.srcdn.com/wordpress/wp-content/uploads/2018/11/Fantastic-Beasts-The-Crimes-of-Grindelwald-Lestrange-family-tree.jpg

 

Чем они похожи?

Они имеют одинаковое строение.

Какое строение у них?

Корни, ствол, ветви, листья. (ребенок выходит и показывает на доске сходства.)

Давайте посмотрим на эту картинку. Что она нам показывает?

https://ic.pics.livejournal.com/galcha1508/59579784/19460/19460_800.jpg

Смену дня и ночи, смену времени суток.

С помощью Мирового древа описываются все закономерности времени: деление года на сезоны, месяцы, недели, дни

 

Мы знаем, какое строение древа. Узнаем же какой смысл вкладывали мастера в него.

 

Народные мастера в такое строение древа вкладывали особый смысл: движение от прошлого, от корней, через настоящее (ствол) к будущему (ветви). (показ)

 

https://static2.srcdn.com/wordpress/wp-content/uploads/2018/11/Fantastic-Beasts-The-Crimes-of-Grindelwald-Lestrange-family-tree.jpg

Это тоже Древо жизни. Какое оно?

Это семейное

Оно обозначало жизнь семьи, все ее поколения. От детей до прапрабабушек и дедушек.

 

Мы узнали, что такое древо жизни,  знаем какое настоящее дерево. А чем же они отличаются?

Предположения детей.

Древо жизни – это образ, который изображает строение мира, показывает его правила. Такого древа на самом деле не существует, но есть его образы и картины, которые вдохновляют людей.

 

-Для того, чтобы запомнить все, что мы узнали сегодня о Древе Жизни, мы с вами сделаем очень интересную работу. Многие из вас хотели бы побыть учителями и сейчас мы ими станем.

 

Каждый из вас будет придумывать тонкие и толстые вопросы. Вы зададитесь вопросом, как же вопрос может быть толстым или тонким, я сейчас вам все расскажу.

 

http://900igr.net/up/datai/255124/0013-006-.png

 

Тонкие вопросы, это вопросы по содержанию, то есть ответы на эти вопросы вы  узнали в ходе нашей беседы. И есть вопросы толстые, они сложные, чтобы на них ответить, надо подумать.

Эти вопросы вы будете задавать друг-другу и мне. Я дам вам время подумать над вопросом, который хотите задать.

Работа по составлению тонких и толстых вопросов. Ответы на них.

Отлично, мы с вами ответили на вопросы, побыли учителями.

 

Сейчас мы с вами будем рисовать Древо Жизни, как настоящие художники. Из каких частей состоит мировое древо?

Корни, ствол, ветки (крона).

Каждый в свое древо будет вносить какой-то смысл, оно будет обозначать что-то (смену дня и ночь, смену времен года, семейное древо), обратите внимание на то, что в рисунке четко должно читаться строение дерева и конечно необычность линий, проработка деталей помогут вашему рисунку стать загадочным, мифическим, содержать тайный, глубокий смысл. Древо жизни – это ваше древо вы должны думать и конечно не мешать друг другу. Приготовились? Когда я готовилась к уроку, я нарисовала рисунок своего дерева, а вам предстоит это сделать сейчас.

 

Какими материалами мы будем работать в цвете?

Гелиевой ручкой и восковыми мелками..

Начнем работу вместе, а потом вы будете работать самостоятельно.

Дети садятся удобно, готовы к восприятию нового материала.

https://sun9-40.userapi.com/c855220/v855220452/1ef6b9/fmqLU9rn45o.jpg

Возьмем лист вертикально.

Представим линии  за пределы которых не должно уходить наше древо. Прорисуйте легким касание карандаша

Выбирают, как возьмут лист и прорисовывают рамку.

https://sun9-55.userapi.com/c200720/v200720452/5b7f9/gZuS_QsbNQQ.jpg

Рисуем линию, которая будет делить верхний и нижний мир, если ваше древо будет произрастать в неизведанных просторах, то эту линию можно не прорисовывать.

Прорисовывают линию горизонта

 

https://sun9-58.userapi.com/c858220/v858220452/16e978/ly4mFkJS3ss.jpg

Основой древа является его ствол. Поэтому рисуем ствол. Он может быть тонким  изящным, а может быть толстым и могучим, как у дуба.

Рисуют ствол рева.

https://sun9-31.userapi.com/c204824/v204824452/5afa6/LI-9v-QF9rU.jpg

Рисуем ветки. Они рисуются так: вверху тоненькие, а ближе к стволу — более толстые и направлены вверх тонким концом, при этом помним, что ветки на стволе находятся на разном расстоянии.

Вы можете сделать ветки прямыми и сучковатыми, как на деревьях на улице, не все ветки ровные, поэтому поверхность прорисуйте слегка  чуть-чуть неровными линиями.

Можете веткам придать необычную форму, например закрутить их как плющ, они будут также толстыми от основания и становиться тоньше на конце, от них могут идти такие же ответвления, он придадут древу необычность.

Можно выбрать другие формы веток, в зависимости от смысла вкладываемого в ваше древо.

Рисуют ветки.

https://sun9-7.userapi.com/c857520/v857520452/176359/TO4_03B9edM.jpg

Добавляем детали в дерево по вашему замыслу, по смыслу, который вы в него вложили: это может быть необычная форма кроны, она может быть вытянутой, может быть объемной, может быть необычной формы, как облако, может быть круглой, или же на отдельных ветках. Может, на каждой ветке будут небольшие портреты вашей семьи.

Добавляют или изменяют детали в соответствии своей задумке.

https://sun9-51.userapi.com/c206716/v206716452/5c18d/eoQ-hvrwdMo.jpg

Работаем в цвете. Мастера древо жизни обычно не раскрашивали в различные яркие и цвета. Обычно цвета были похожего оттенка и не были разнообразными. Цвета были одной гаммы: например – ствол коричневый, крона золотистая. Фон также в похожей гамме.

Кора не везде одинакового цвета, где-то она более яркая. Насыщенная. Крона так же не может быть одного ровного цвета. Где-то на нее падает тень, где-то она блестит.

Работа в цвете, раскрашивание.

Все всё поняли и запомнили. Все слушали внимательно. Поэтому приступаем к практической работе.

Индивидуальное выполнение практической работы.

Заканчиваем работу, приводим в порядок рабочие места.

 

4.      Итог занятия. Рефлексия

Цель этапа — подвести итог урока, провести оценку и взаимооценку работ.

Сейчас мы с вами проведем выставку ваших работ.

 

Каждый из вас отметит работу, которая вам больше понравилась и почему она вам приглянулась. Оценивайте честно и справедливо, если хотите, чтобы вас оценили так же.

Работы будем оценивать по критериям. Если критерий выполнен, то вы указываете его.

Оригинальность. (моя идея не похожа на остальные)

Аккуратность (моя работа выполнена без помарок, сделан верный выбор цветовой гаммы, четкая и верная композиция)

Готовность (я полностью воплотил свой замысел и моя работа не нуждается в исправлении)

Соответствие идее (моя идея полностью воплотилась в работе)

Так же мы оценим собственную работу на уроке по критериям:

·         Самостоятельность (работу выполнил сам, без помощи учителя)

·         Удовлетворенность (я доволен проделанной работой)

Проводят взаимооценку.

Сегодня темой нашего урока было древо жизни.

Что мы узнали о нем?

Отвечают, что узнали, запомнили.

Хорошо. Молодцы.

 

Урок окончен.

 

 


 

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

Цель занятия : Создание условий для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших первообразов искусства — древа

Цель занятия : Создание условий для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших первообразов искусства — древа

Ход занятия Деятельность педагога

Ход занятия Деятельность педагога

Сейчас дерево не называют древом

Сейчас дерево не называют древом

Давным-давно, когда не было ни миров ни богов вырос ясень

Давным-давно, когда не было ни миров ни богов вырос ясень

Смену дня и ночи, смену времени суток

Смену дня и ночи, смену времени суток

Работа по составлению тонких и толстых вопросов

Работа по составлению тонких и толстых вопросов

Можете веткам придать необычную форму, например закрутить их как плющ, они будут также толстыми от основания и становиться тоньше на конце, от них могут идти…

Можете веткам придать необычную форму, например закрутить их как плющ, они будут также толстыми от основания и становиться тоньше на конце, от них могут идти…

Каждый из вас отметит работу, которая вам больше понравилась и почему она вам приглянулась

Каждый из вас отметит работу, которая вам больше понравилась и почему она вам приглянулась
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2021