Изображение Гражданской войны в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: • показать особенности авторского изображения войны, выявить позицию М.А.Шолохова, сопоставить позицию писателя и отношение других авторов к проблеме войны; • воспитывать в учащихся чувство сострадания, милосердия, неприятия насилия. Оборудование: портрет М.А.Шолохова, иллюстрации к роману «Тихий Дон». Предварительное домашнее задание: 1) найти в тексте цитату, которая бы отразила тему урока. 2) перечитать кн.2 ч.5; кн.3 ч.6 I. Введение в тему. • Новая ли это тема в русской литературе? • Были ли попытки до М.А.Шолохова изобразить гражданскую войну? (А.Серафимович «Железный поток», Д.Фурманов «Чапаев», А.Фадеев «Разгром») • В чем их особенность, отличие от романа Шолохова? (Отображали войну односторонне, показывая героизм красных, это было воспевание подвига) • А как М.А.Шолохов изображает войну? (Мы видим войну глазами обеих противоборствующих сторон, и трудно определить, какая из них права)
Иконка файла материала Изображение Гражданской войны в романе М.А. Шолохова.doc
Изображение Гражданской войны в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон" Цель:   показать особенности авторского изображения войны, выявить позицию М.А.Шолохова, сопоставить  позицию писателя и отношение других авторов к проблеме войны; воспитывать в учащихся чувство сострадания, милосердия, неприятия насилия. Оборудование: портрет М.А.Шолохова, иллюстрации к роману «Тихий Дон». Предварительное домашнее задание: 1) найти в тексте цитату, которая бы отразила тему урока. 2) перечитать кн.2 ч.5; кн.3 ч.6 I. Введение в тему. Ход урока  Новая ли это тема в русской литературе?  Были ли попытки до М.А.Шолохова изобразить гражданскую войну? (А.Серафимович «Железный поток», Д.Фурманов «Чапаев», А.Фадеев «Разгром») В чем их особенность, отличие от романа Шолохова? (Отображали войну односторонне, показывая  героизм красных, это было воспевание подвига) А как М.А.Шолохов изображает войну? (Мы видим войну глазами обеих противоборствующих сторон, и  трудно определить, какая из них права)   II. Тема войны в творчестве поэтов XX в. Эта тема была близка и поэтам Серебряного века – М.Волошину, М.Цветаевой. Чтение стихотворения М.Цветаевой. Ох, грибок, ты мой грибочек, белый груздь! То, шатаясь, причитает в поле – Русь. Помогите – на ногах нетверда! Затуманила меня кровь­руда! И справа и слева Кровавые зевы, И каждая рана: ­ Мама! Все рядком лежат –  Не развесть межой.Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой? Белым был – красным стал: Кровь обагрила. Красным был – белый стал: Смерть побелила. ­ Кто ты? – белый? – не пойму! – привстань! Аль у красного пропадал – ­ Ря­азань. И справа и слева И сзади прямо И красный и белый: ­ Мама! Без воли – без гнева –  Протяжно – упрямо – До самого неба: ­ Мама!  О чем это стихотворение?   Какова авторская позиция? Близка ли она М.А.Шолохову? III. Определение название урока. ­ Какое заглавие, взятое непосредственно из текста, вы могли бы предложить к сегодняшнему уроку? («Вся  Россия в муках великого передела…», «В мире, расколотом надвое», «Россия всходит на Голгофу...») ­ Что такое Голгофа? В каком значении автор употребил эти слова? ­ Как в словах автора выражается отношение к гражданской войне? IV. Исследовательская работа. Попробуем определить на уроке позицию автора «Тихого Дона». Для этого, работая с текстом, находим слова,  определяющие состояние человека на войне и отношение автора к войне. По ходу урока заполняется таблица: Состояние человека на войне Автор и герои о войне 1. Что несет с собой война, в первую очередь, мирным жителям, женам, матерям? 2. Слова автора являются предупреждением о том, что несет с собой война. Она сама по себе страшна. Но еще  страшнее, если это война гражданская, братоубийственная. Какие эпизоды, сцена произвели на вас самое  сильное впечатление, потрясли вас? (казнь подтелковцев, «работа» Бунчука в трибунале, казнь Лихачева, месть Дарьи за убитого мужа) 3. В главах кн.2 и кн.3 автор дает подробные списки убитых. Почему? В чем их отличие? (Жестокость одних  порождает жестокость других) 4. Рассмотрим главы из кн.3. Какой видят войну уставшие солдаты? Обратить внимание на изображение  природы. 5. Почему автор не изображает в романе героев, совершающих подвиги, как Морозка, Метелица, Чапаев? Их не  было? 6. Казалось бы, люди ожесточились. И с белой, и с красной стороны проливается кровь. А было ли присуще им  чувство сострадания? (анализ эпизода с Мишкой Кошевым) V. Рефлексия. 1. Так каким мы увидели человека на войне? (работа по заполненной таблице) 2. А это статистика: во время гражданской войны за 4 года (1918­1922) Россия потеряла 13 миллионов человек.  Из них примерно 2 миллиона покинули страну, потери красных и белых на полях сражений тоже равны почти  двум миллионам, жертвами террора стали 1,5 миллиона россиян, 7,5 миллиона погибли от болезней и голода.3. Б.Васильев, наш современник, автор многих произведений о войне, сказал: «В гражданской войне нет правых  и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть  только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия…». Прокомментируйте эти слова. 4. Запишите свой вывод. 5. Вторая книга «Тихого Дона» неожиданно заканчивается пейзажем. В чем его смысл, символичность? (Автор  использует прием контраста, антитезы, противопоставляя насилию, смерти животворящие силы природы.) VI. Чтение подготовленным учащимся стихотворения М.Волошина «Гражданская война». …И здесь и там между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас, тот против нас! Нет безразличных! Правда с нами!» А я стою один меж ними В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других… VII. Подведение итога: М.А.Шолохов впервые в русской литературе заговорил о гражданской войне как о  трагедии для всего народа. VIII. «Пути искания Григория Мелехова» ­ этот вопрос будет домашним заданием.

Посмотрите также