Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка
Оценка 4.9

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
Все классы
15.03.2018
Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка
Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой. В нем сюжет и психологизм не загораживают определения предмета в пространстве. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, - в этом основное требование натюрморта. И в этом – большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем. Открытое занятие разработано для учащихся первого года обучения по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Краски», реализуемой в детском объединении «Юный художник». Возраст учащихся: 7 – 10 лет (1 – 5 класс).
Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Гусева А.Е..docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово» А.Е. Гусева     Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами.  Методическая разработка Пояснительная записка       Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой. В нем сюжет   и   психологизм   не   загораживают   определения   предмета   в пространстве. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, ­ в этом основное требование натюрморта. И в этом – большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем.  К.С. Петров – Водкин Занятие  «Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами,   цветами»    разработано   для   учащихся     первого     года   обучения детского объединения «Юный художник» МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П. города Белово».  Занятие составлено в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой «Краски», которая разработана на основе программ: ИЗО студии «Пчелка» Чашиной Ю. А. и Чулковой И. Г., программы «Изобразительное искусство и среда» Л. Г. Савенковой, 1996 г.; программы «Художественно – конструкторская   деятельность»   Н.   М.   Конышевой,   1998   г.;   программы «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства» Т. Я. Шпикаловой,1997 г.; «Природа и художник» Т.А. Копцевой, 1998 г. Занятия по программе «Краски»  проходят  два  раза в неделю по два часа, общее количество по программе – 216 часов. В учебно­тематическом плане занятие «Изобразительные возможности гуаши.  Натюрморт   с   овощами,   фруктами,   цветами»   находится   в   разделе «Основы живописи» (30 часов), в теме «Натюрморт», на которую отведено 6 часов (из которых 2 часа ­ теоретических, 4 часа – практических). Тема   занятия:  Изобразительные   возможности   гуаши.   Натюрморт   с овощами, фруктами, цветами.      Цель: формирование интереса к новым знаниям о натюрмортном жанре в изобразительном искусстве и практических навыков изображения натюрморта гуашью, приобщение к достижениям мировой художественной культуры.      Задачи: • образовательная:  формировать   практические   умения   и   навыки   по изображению   натюрморта,   учить   основам   композиции   и   правилам построения натюрморта, знакомить с мировой художественной культурой; •  воспитывать   наблюдательность, • развивающая:  способствовать   развитию   воображения,   фантазии, творческих способностей и познавательной деятельности учащихся, умений творческого подхода при  выполнении работы; воспитывающая:   внимательность, усидчивость,  аккуратность и самостоятельность при  выполнении работы, бережное отношение к материалам и инструментам.      Форма работы: фронтальная, по длительности– 2 занятия по 45 минут с 10­минутным перерывом.      Тип занятия: комбинированное      Методы обучения:  по   типу (характеру) познавательной  деятельности (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.): ­ объяснительно­иллюстративный (информационно­репродуктивный),  ­ репродуктивный (границы мастерства и творчества); по классификации Бабанского Ю.К.: ­   методы   организации   и   осуществления   учебно­познавательной деятельности   ­  практические   (показ   приемов   работы),   наглядные демонстрация,   иллюстрация), словесные (беседа, рассказ), репродуктивные, под руководством преподавателя,  ­ методы стимулирования и мотивации учебной деятельности ­ создание эмоционально­нравственных ситуаций, ­ методы  устного  контроля за эффективностью учебно­познавательной деятельности ­ фронтальный опрос.      Материалы и инструменты: простой карандаш, ластик, краски гуашевые, кисти   (круглые   беличьи   и   колонковые,   плоские   из   щетины   и   синтетики), палитра, салфетка бумажная, стаканчик с водой, альбом для рисования или листы бумаги формата А­3 Методическое оснащение учебного занятия: образцы   натюрмортов   (выполненных   гуашью,   акварелью,   простым карандашом,   в   технике   «аппликация»,   в   теплом   и   холодном   колорите, реалистичные и декоративные) (Приложение 1); образцы живописных изображений овощей и фруктов (свекла, морковь, апельсин, лимон, яблоко, груша, помидор, огурец) (Приложение 2); образцы детских работ (натюрморты) (Приложение 3);  презентация  Microsoft  Office  Power  Point  «Натюрморт» (Приложение 4).            Технические средства обучения:  ноутбук,  мультимедийный проектор, фотоаппарат.             Зрительный   ряд:  И.   Грабарь   «Неприбранный   стол»;  К.   Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты», «В мастерской художника»; А. Герасимов «Розы»;  П. Сезанн «Фрукты»;  Ж.­  Б. С. Шарден «Натюрморт с атрибутами искусства»;   И.   Машков   «Фрукты   на   блюде»;   П.   Кончаловский   «Поднос   и овощи»; А. Матисс «Синий горшок и лимон»; И. Хруцкий «Цветы и плоды»; И.   Репин   «Яблоки»,    учебные студенческие работы (Приложение 5). Музыкальный ряд: композиция Г. Гладкова из мультфильма режиссера  А. Татарского «Пластилиновая ворона» 1981г.            Краткая характеристика группы.  Количество учащихся в группе 15 человек в возрасте 7­10 лет.   Учащиеся имеют базовый уровень знаний по данной   теме   из   школьного   курса   и   предыдущих   разделов   образовательной программы «Краски».  А.   Лентулов   «Овощи.   Натюрморт»;      План занятия: 1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию  ­ 5 мин. 2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач ­ 5 мин. 3. Изложение нового материала. Часть 1.–10мин. 4. Практическая работа – 10 мин. 5. Изложение нового материала. Часть 2.–10 мин. 6. Творческая работа учащихся ­  45 мин.   5. Подведение итогов – 5 мин.      Ход занятия 1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.  Есть волшебные слова, Скажешь ­ сразу тишина. Повнимательней, дружок, Начинается урок.        Здравствуйте, ребята! Все готовы к занятию? Посмотрите внимательно на свое рабочее место – все ли материалы и инструменты на месте?   Вы уже посмотрели   на   доску   и,   конечно   же,   смогли   догадаться   о   теме   нашего сегодняшнего занятия.  2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач.  Слайд 2 Если видишь на картинке  Чудо ­ вазу на столе,  В ней стоит букет красивых  Белоснежных хризантем;  Стоит множество посуды,  И стеклянной, и простой.  Может, чашка или блюдце  С золоченою каймой.  А еще и так бывает,  Нарисована там дичь.  В завершение положим  Свежих персиков и слив.  А еще в картине может  Нарисованным быть торт.  И поэтому картина  Назовется ­ натюрморт.      А сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте представить себе эту картину. На скатерти домашней хлеб румянится, И солнце жадно к караваю тянется, Хлеб пышет свежестью, печным теплом, Распространяя аромат кругом. Тарелки деревянные точеные Блестят боками расписными золочеными. Стоит букетик полевых цветов И ваза, полная плодов.         (Эмиль Анрис) Если видишь на картине Чашку кофе на столе Или квас в большом кувшине, Или вазу в хрустале, Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,  Или все предметы сразу,  Знай, что это… (натюрморт). Слайд 3 (Ян Давидс Де Хем «Цветы в вазе»)      Итак, тема нашего занятия ­ изображение предметного мира ­ натюрморт. Сегодня   вы   познакомитесь   с   очень   красивым   жанром   изобразительного искусства   ­   натюрмортом,   узнаете   виды   натюрморта   и   особенности   его композиционного построения. И вам самим предстоит составить композицию натюрморта и затем нарисовать натюрморт гуашью в теплом или холодном колорите. 3. Изложение нового материала. Часть 1. –10 мин. Из истории натюрморта Слайд 4 (Балтазар Ван Дер Аст «Натюрморт с фруктами»)               Натюрморт   очень   любят   многие   профессиональные   художники.   Он является   важным   компонентом   обучения   будущего   художника.   При   этом оттачивается умение компоновать несколько предметов.  Слайд 5           Натюрморт (от   франц.nature   morte   ­   "мёртвая   натура")   ­   жанр изобразительного искусства, посвященный изображению предметов обихода, еды (фруктов, овощей, мяса и т.д.), цветов. Отдельная картина этого жанра также называется натюрмортом.       Очень точно понятие натюрморта выражается в немецком и голландском языках. Там его называют – «тихая жизнь». Натюрморт – как будто тихая жизнь вещей, полная событий, которую люди редко замечают.  Слайд 6 (Ван Гог «Натюрморт с подсолнухами», «Натюрморт с ирисами»)          Художники заметили очень давно, насколько интересными могут быть отдельные   вещи.   Нидерландский   художник   XV   века   мог   в   библейской композиции изобразить на первом плане букет цветов. На востоке издавна увлекались   "живописью   цветов".   Как   и   у   пейзажа,   родина   современного натюрморта ­ Голландия. Слайд 7      Задачей художника в области натюрморта является не только  изображение вещей самих по себе, но состоит и в том, чтобы выразить отношение к ним человека   данной   эпохи,   а   через   них   и   к   окружающему   миру   вообще. Чувственность   восприятия   жизни,   поэтичность   или   торжественность   и бравурность ­ во всем этом мы видим отношение к миру. Слайд   8  (Клод   Моне  «Натюрморт   с   грушами   и   виноградом»,   «Цветы   и фрукты») Слайд  9 (Фердинанд Бол «Битая дичь»)       Потомки знатных рыцарских семей, любители шумных охотничьих забав просили художника написать "охотничьи трофеи". Слайд 10(Абрахам Ван Бейерен «Рыбы в корзине»)    показные   натюрморты,   подобные   фантастическим и неубедительным охотничьим рассказам. Горожан,  живших более просто, внешняя пафосность таких натюрмортов не привлекала.  Слайд 11(Питер Клас «Завтрак с ветчиной»)      Они предпочитали маленькие натюрморты ­ "завтраки" ­ обычно скромные, иногда торжественные.   Это   были   очень   бравурные,         Физминутка №1. (Приложение 6)      Композиция натюрморта         Чтобы   работа   над   натюрмортом   была   по­настоящему   полезной   и   интересной,   натюрморт   должен   быть   правильно   поставлен     и   хорошо составлен.   В   этом   уже   ­   начало   творчества.   Здесь   уже   проявляются композиционное чутье и вкус художника. Слайд 12      В искусстве жестких правил нет. Нет их и для постановки натюрморта, их заменяет   чутье,   вкус,   композиционное   видение,   интуиция   художника. Выделим некоторые главные моменты. Во­первых, набор предметов не может быть случайным, в них должна быть заложена какая­то тема, идея их должно что­то роднить, объединять. Это могут быть растения, старинные или бытовые вещи, предметы труда, плоды или кушанья. Слайд 13           Если   рассматривать   предметы   слишком   далеко   друг   от   друга,   то   в композиции   может   образоваться   пустота;   а   если   слишком   сблизить   ­ натюрморт   может   оказаться   громоздким,   тяжелым.  Одинаковые   предметы, которые   расположены   на   одной   линии,   создают   впечатление   скучности   и однообразия.  Слайд 14             Для   создания   равновесия   в   композиции   необходимо   использовать чередование   темных   и   светлых   предметов,   изящных   по   форме   и   более тяжелых, вертикальных и горизонтальных по своим пропорциям. Это  усилит выразительность   натюрморта,   а   сами   предметы   будут   как   бы   помогать выделять характерные качества друг друга. Слайд 15            В натюрморте должен быть композиционный центр ­ самый крупный предмет или самый яркий, обычно он наиболее выразительный в соответствии с   задуманной   темой.   Предметы   должны   быть   зрительно   уравновешены   в натюрморте,   но   расположены   не   симметрично   ­   не   обязательно композиционный центр совпадает с геометрическим центром Слайд 16 При   составлении   натюрморта   предметы   нужно   сгруппировать   так,   чтобы чувствовалась уравновешенность, слаженность, чтобы уже ничего не хотелось передвинуть, добавить или убрать.      Очень важную роль в натюрморте играет фон или задник. Взгляд зрителя имеет особенность стремиться вдаль. Отодвиньте постановку от стены ­ и будет казаться, что она окружена со всех сторон воздухом, пространством и взгляд   рассеется,   натюрморт   будет   восприниматься   с   напряжением. Расположенный вплотную за натюрмортом фон не позволяет нашему взгляду уходить   от   постановки   и   рассеиваться.   Такое   привязывание   взгляда   к постановке обеспечивает успех в работе.       Еще одно важное правило группировки предметов натюрморта – легкий, свободный передний план. Зрительно крупные, тяжелые, предметы должны находиться сзади, а более легкие  ­ перед ними; самый близкий к зрителю первый   план   должен   быть   открытым,   свободным.   Здесь   можно   оставить только драпировку. Такой легкий передний план позволяет лучше увидеть предметы, размещенные в пространстве натюрморта. 4. Практическая работа. Слайд 17 (Ренуар  «Натюрморт  с большой цветочной вазой»,  «Натюрморт с  розами»)       А теперь – небольшое задание. Предлагаю вам составить свой собственный натюрморт   из   предметов,   представленных   в   кабинете.   Одна   группа придумывает   и   составляет   теплый   натюрморт   по   колориту,   вторая   – холодный  (Приложение7). Слайд 18 (Натюрморт теплый, холодный)           Теплые и холодные цвета, надеюсь, мы все помним.  (Дети выбирают предметы, муляжи, драпировку и составляют свой натюрморт. Работа ведется в группах. Каждая группа представляет свой натюрморт).           Теперь посмотрим, как вы справились с заданием. Давайте  все вместе рассмотрим композиции (Приложение 8). Может, необходимо немного что­ нибудь   подправить   для   более   удачной   композиции   натюрморта?  (Дети обсуждают составленные композиции натюрмортов). 5. Изложение нового материала. Часть 2. Слайд19  (Натюрморт реалистичный, декоративный, абстрактный) Изобразительные возможности гуаши        Работать сегодня мы будем красками, которые стоят у вас на столах и называются – гуашь. плакатов,   костюмов,           Гу шьаа   —   вид   клеевых   водорастворимых   красок,   более   матовый   и плотный, чем акварель. Термин изначально возник в XVIII веке во Франции, а сама   техника   создания   этой   краски   еще   старше —   она   использовалась в Европе еще в средние века.               Гуашью   выполнялись книжные   миниатюры уже   в Средние   века, обыкновенно   в   комбинации   с   акварелью.   В эпоху   Возрождения художники применяли технику гуаши для картонов, эскизов  и других подготовительных работ, а также для миниатюр. Комбинацию двух техник (работа акварелью с добавлением белил) первым применил художник  XVI века Паоло Пино.              Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX — начало XX в. В России   художники   объединения   «Мир   искусства»   писали   гуашью   эскизы театральных   декораций,   большие   станковые произведения.            Гуашью   можно   работать   на   бумаге,   на   ткани   (шёлк  пропитывают крахмальным клейстером или раствором бычьей желчи),  на грунтованном (не размываемом) холсте, картоне, фанере. Слайд   20    (Машков   Илья       Иванович  (1881­1944)  «Хлебы»,  «Фрукты   на блюде»)    Для   оформления   спектаклей   и   декоративных   работ   выпускаются флуоресцирующие гуашевые   краски.   Эти   краски   обладают способностью   светиться   под   действием   ультрафиолетовых,   фиолетовых, синих   и   зелёных   лучей.   Такая   гуашь   обладает   свойством   при   облучении усиливать   яркость,   благодаря   чему   ее   используют   в   темноте.   Эти   краски разбавляют водой, они имеют низкую кроющую способность и поэтому их наносят тонким слоем на белую подложку (бумагу, грунт и т. п.), что делает их более яркими. Флуоресцентная гуашь не водостойка, поэтому применять её рекомендуют только внутри помещений.          Гуашь в отличие от акварели включает меньше связующего и больше пигмента. Для большей плотности многие гуашевые краски содержат белила (цинковые,   баритовые   или   свинцовые,   титановые).   Они   делают   высохшую краску белесоватой.              Гуашью работают мастера театрально­декорационного       искусства, плакатисты,   графики,   художники­станковисты.   Гуашь   дает   возможность исправлять   работу   в   процессе   рисования.   Слой   краски   средней   толщины высыхает в зависимости от влажности воздуха от тридцати минут до трех часов. Слайд 21 (И. И. Машков «Виноград, лимон и рак»)                 При работе следует избегать пастозного нанесения красок — после высыхания они растрескиваются и осыпаются.              Гуашь бывает  двух видов:  художественная и плакатная. Плакатная отличается от художественной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью, что достигается заменой цинковых белил каолином. Ещё   одно   отличие   художественной   гуаши   от   плакатной   (детской) — наличие   названий   цветов   (например,   краплак,   сажа   газовая   и т. д.).   При изготовлении   таких   красок,   их   оттенок   проверяется   на   соответствие стандартам ГОСТ или ТУ), чего не делается для плакатной гуаши. Также художественная гуашь более светостойкая и долговечная.        Краски разводятся водой до состояния жидкой сметанообразной массы. Ввиду возможного расслоения их следует тщательно размешивать. Излишек воды делает красочный слой тонким, просвечивающим, он теряет плотность и высветляется,   а   после   высыхания   обычно   пачкается   и   растрескивается. Работая гуашью, не следует размывать и растирать ее кистью в одном и том же месте. Слайд 22 («Натюрморт с черепом», «Натюрморт с крабами»)        Помните, что гуашь не должна собираться «островками» на бумаге, так как, высохнув, они образуют пятно, которое последующим нанесением краски перекрыть невозможно. Гуашь, положенная толстым слоем, образует  клеевое блестящее   пятно.       Гуашь наносят на бумагу или холст тонким ровным слоем, вписывая один цвет в другой, когда предыдущий слой еще влажный. Перекрывать краски несколько раз не рекомендуется.       Чтобы закрасить поверхность ровно, необходимо   кисть   смочить в воде и только после этого брать ею краску, но не из банки (на смоченную кисть осядет краска различной густоты, и при высыхании могут появиться полосы), а   предварительно   разведенную   в   отдельных   чашечках.   Кроме   этого,   для получения ровного по цвету поля лучше пользоваться шероховатой бумагой или картоном.            Необходимые поправки в процессе работы вносят, сначала смачивая бумагу и удалив краски (соскоблив бритвой или скальпелем), и только после высыхания бумаги накладывают цвет заново.             Для гуаши применяют мягкие, упругие кисти, особенно плоские, но пользуются и круглыми. Живописцы­станковисты часто пишут эластичными круглыми и щетинными кистями. Слайд 23 («Натюрморт с маками и васильками»)               Гуашь   широко   применяется   при   работе   плакатными   перьями   и рейсфедером.   Для   этого   ее   разводят   так,   чтобы   краска   легко   сходила   с инструмента.               При   закрашивании   больших   плоскостей   гуашь   разводят   и   наносят аэрографом, обрызгивая через сетку. Для этого сетку из проволоки держат над бумагой и водят по ней насыщенной краской, щетинной кистью или щет­ кой получая тон различной светлоты и плотности. 6. Творческая работа учащихся Слайд 24      Теперь отгадайте загадки, а отгадки мы с вами будем рисовать: Груша, яблоко, банан,  Ананас, из жарких стран – Эти вкусные продукты  Вместе все зовутся … (фрукты) Слайд 25 Знают этот фрукт детишки,  любят есть его мартышки.  Родом он из жарких стран,  высоко растет …(банан) Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем – гладко,  а откусишь – сладко! (яблоко) Круглое, румяное,  Я расту на ветке: Любят меня взрослые  И маленькие детки (яблоко) Фрукт сладкий, сочный Похож на лампочку (груша) Слайд 26 (Этапы работы над живописным изображением натюрморта)           А   теперь   начнем   рисовать.   Сначала   вы   должны   решить,   как   вам расположить   лист   бумаги,   чтобы   на   нем   разместилась   вся   композиция. Возьмите карандаши, проведите горизонтальную линию — нижняя часть будет столом (Приложение 9)       Вспоминаем правила техники безопасности. Инструктаж – как свод законов: Руководствуйся и знай,  И в работе непреклонно Пункт за пунктом выполняй!  (Приложение 10) Последовательность выполнения живописного натюрморта. • Карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно   рисовать   без   исправлений   резинкой,   во   всяком   случае,  не злоупотреблять ею: разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими  линиями   отметим  границы бликов  и теней всех предметов натюрморта и среды. • На   первом   этапе   работы   краской   начнем   с   общей   цветовой характеристики натюрморта, для этого цветом заполняем практически    все части рисунка, исключая блики. • На   втором   этапе   моделируется   объемная   форма   всех  предметов   и передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней  сплошной, на него влияет среда, их прокладывают  темными   красками.   Каждый   мазок,   положенный  для изображения   теней,   должен   быть   взят   правильно   относительно   света примыкающих   к   нему   поверхностей   других   предметов   и   других   теней   по цветовому тону, насыщенности и светлоте. • На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и пространства   более   тонкими   оттенками   цвета.   Всякий   положенный   на бумагу мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя взгляд то на изображение, то на натуру. Это позволит увидеть, передана ли та цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени,   тени   постепенно   приводит   к   тонкой   моделировке  формы,   к изображению пространства и освещенности. • На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие­то  части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из  общей цветовой гаммы, гасим. Подчеркиваем резче или смягчаем контуры  некоторых предметов. Физминутка № 2  (Приложение 11)      Творческая работа проходит под композицию Г. Гладкова из мультфильма А. Татарского «Пластилиновая ворона» 1981г.           Во   время   выполнения   творческой   работы   обращается   внимание   на композицию   рисунка.   Напоминается   детям   о   том,   чтобы   они   соблюдали правильную последовательность в работе карандашом, красками (от общего к деталям),  о   том,   что   нужно   работать   аккуратно,   не   портить   кисти,   не разливать воду, краски смешивать не в баночках, а на палитре.      При рисовании красками обращается внимание на оттенки, напоминается о том,   как   получить   нужный   оттенок,   смешивая   краски   на   палитре.   Можно подсказать, как изобразить блики на поверхности плодов и посуды.          Над   каким   изображением   на   картинах   вы   сегодня   работали?   Что 7. Подведение итогов.   представляет собой эта картина?         Правильно, натюрморт – это картина с изображением крупным планом предметов:   цветов,  битой   дичи,  рыбы,  утвари,  то   есть   предметов   неживой природы.         Действительно,   в   натюрморте   мы   никогда   не   увидим   изображения   человека. И все­таки натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть. Надо   быть   большим   мастером,   чтобы   живо,   точно   написать   "неживую природу", показать все ее особенности и тонкости.      Иоганн Вольфганг фон Гете писал: "Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют,   печалят   или   радуют".   Попробуем   подтвердить   эти   слова   своими работами: ваше изобразительное искусство, созданное сегодня, однозначно, "действует   на   душу".   Посмотрите   на   свои   работы,   проанализируйте изображенное на них, отметьте выразительные качества рисунков,  полагаясь на правила выполнения натюрморта. Радуют или печалят использованные в них цвета? (Приложение 12)         С каким настроением прошло наше занятие сегодня? У каждого из вас есть   два   маленьких   яблочка     ­   желтое   и   зеленое.   Давайте   наполним   ими вазочку.     Если   занятие   для   вас   было   интересным,   вы  комфортно   себя чувствовали,  узнали   что­то   новое   и   вам  удалось  выполнить   творческую работу,   то   прикрепите   к   вазочке  желтое   яблочко.   Если   же   вы   немного устали, что­то для вас показалось сложным, возникли небольшие затруднения в   работе,   то   прикрепите  зеленое   яблочко.   У   нас   получится   «яблочное настроение» сегодняшнего занятия (Приложение 13). Благодарю всех за отличную работу на занятии. Наводим порядок на своих рабочих местах. Заключение      Результаты занятия: К  концу занятия учащиеся будут          знать:  о  натюрморте,  как  о  жанре  изобразительного  искусства,  виды натюрморта,   этапы   композиционного   построения   и   последовательность рисования натюрморта,  правила смешивания цветов, правила   безопасности инструментами,   материалами,   основную   терминологию, при   работе   с   разнообразные выразительные средства;     уметь: организовать   собственную   художественно­творческую деятельность в области изобразительного искусства, выполнять композиции на   заданную   тему   с   использованием   различных   средств   художественной выразительности,  передавать   пропорции   и   характер   формы   предметов, правильно работать гуашевыми красками, изображать несложный натюрморт живописными материалами. Термины                 Акварель           Абстракция (абстрагирование)  — мыслительная операция выделения существенных   свойств   предметов   и   отвлечения   от   других,   временно несущественных.  (фр. Aquarelle —   ­ водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные   акварельные   краски,   при   растворении   в   воде   образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект   лёгкости,   воздушности   и   тонких   цветовых   переходов.   Акварель совмещает   особенности   живописи   (богатство   тона,   построение   формы   и пространства   цветом)   и графики (активная   роль бумаги в   построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).     Аэрография —   одна   из   техник изобразительного   искусства, использующая аэрограф в качестве инструмента для нанесения жидкого или порошкообразного   красителя   при   помощи   сжатого воздуха на   какую­либо поверхность. Также может быть использован баллончик с краской. Блик — элемент светот ниее  — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или  плоской глянцевой поверхности. Возникает вследствие  зеркального  или зеркально­диффузного отражения яркого источника света, чаще всего солнца, на предмете.             Внимание  —   избирательная   направленность   и   сосредоточенность сознания   человека   на   определенном   объекте,   имеющем   личностную   или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других.  (фр. Renaissance, итал. Rinascimento;   от re/ri —   «снова»   или   «заново»   + nasci —   «рождённый») —   имеющая мировое   значение   эпоха   в истории   культуры Европы,   пришедшая   на смену Средним   векам и   предшествующая Просвещению.   Приходится —   в Италии — на начало XIV века (повсеместно в Европе — с XV—XVI веков) — последнюю четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII   века.   Отличительная   черта   эпохи   Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к   человеку   и   его   деятельности).   Расцветает   интерес   к античной   культуре, происходит   как   бы   её   «возрождение» —   так   и   появился   термин. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо   Вазари.   В   современном   значении   термин   был   введён   в   обиход французским   историком   XIX   века Жюлем   Мишле.   В   настоящее   время термин Возрождение превратился в пример культурного расцвета.  Возрождение,или Ренесс нсаа Воображение  — познавательный  процесс отражения будущего путем создания   новых   образов   на   основе   переработки   образов восприятия,   мышления   и   представлений,   полученных   в   предшествующем опыте.        Гуашь (франц. gouache, от итал.(итальянский) guazzo — водяная краска), краски, состоящие из тонко растёртых пигментов с водно­клеевым связующим (гуммиарабик,   пшеничный   крахмал,   декстрин   и   др.)   и   примесью   белил,   а также   произведение   искусства,   выполненное   этими   красками.   Обычно употребляется для живописи по бумаге, картону, фанере, полотну, шёлку, кости.  Возникла   как   разновидность акварели (в  сочетании   с   которой   часто применяется), когда художники, чтобы достичь плотности красочного слоя, примешивали   белила   в   водяные   краски.   Широко   использовалась   уже   в средние века в искусстве многих стран Европы и Азии главным образом для выполнения книжных миниатюр, с эпохи Возрождения — также для эскизов, картонов и подцвечивания рисунков, позже — для портретных миниатюр. В 18   —   начале   19   вв.(века)   некоторые   художники   использовали   гуашь   для выполнения   миниатюрных   рисунков   (в   России   —   Ф.П.   Толстой).   Начало фабричного   производства   специальных   гуашевых   красок   в   середине   19   в. способствовало   превращению   гуаши   в   самостоятельную   по   отношению   к акварели   технику,   отличающуюся   от   неё   густотой   и   непрозрачностью, матовостью тонов.  В  России  техника  гуаши достигла  высокого  развития в конце 19 — начале 20 вв.(века) в творчестве В. А. Серова, А. Я. Головина, С. В.   Иванова   и   др.,   которые   применяли   ее   и   при   работе   над   большими станковыми произведениями, используя плотность цвета Г. для достижения декоративных   эффектов.   Ныне   гуашью   выполняются   обычно   оригиналы плакатов,  книжной  и   прикладной   графики,  эскизы  театральных  декораций, декоративно­оформительские работы. Значение слова «гуашь»: o живописная техника с использованием таких красок o картина, исполненная такими красками o вид водяной краски o вид живописи o водная краска o водорастворимая   клеевая   непрозрачная   краска,   живопись   такими красками o водяная краска o краска для плакатов и стенгазет o матовая краска o непрозрачная водная краска o живопись водяными красками, не сквозящими, но кроющими густо. В этой живописи краски смешивают с камедью или клеем.           Деятельность  —   динамичная,   соподчиненная   система   активных процессов (действий, операций, навыков, умений), отвечающая определенной иа         Компоновка (от лат. componere «складывать,   строить,   сочинять») — потребности,   подчиненная   мотиву   (или   их   группе)   и   реализующая самостоятельное отношение человека к миру.          Ж вопись  — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных   образов   посредством   нанесения красок на   жёсткую   или гибкую поверхность живописные материалы.       Колор тиа  изображения (итал. colorito, от лат. color — краска, цвет) — это общая   эстетическая   оценка   цветовых   качеств   произведения   искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.       Композиционный центр картины – это ее главный сюжетный компонент. Его важнейшая функция – привлекать внимание зрителя.  Композиция —   организующий   компонент   художественной   формы, придающий   произведению   единство   и   цельность,   соподчиняющий   его элементы друг другу и всему замыслу художника.   расположение, структуризация отдельных частей в целостном объекте.            Креативность  — личностное свойство, характеризующее творческие способности   человека,   определяющее   гибкость   и   оригинальность   его мышления, что проявляется также в переживаниях, общении и других видах деятельности.         Кроющая способность — укрывистость, способность пигментированных лакокрасочных материалов перекрывать цвет окрашиваемой поверхности.    ­  (от   итальянского maniera, манера)    XVI —   первой западноевропейский литературно­художественный   стиль   Характеризуется   утратой ренессансной гармонии трети XVII между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи   (особенно литературоведы)   не   склонны   считать   маньеризм самостоятельным   стилем   и   усматривают   в   нём   раннюю   фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм» как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.      Миниатюра (лат. minium ­ красная краска) – графическое или живописное произведение   небольшого   размера,   используемое   для   оформления   книги. Этим   же   словосочетанием   называют   и   искусство   создания   подобных изображений.   Первоначально   миниатюрами   назывались   иллюстрации   и заставки, выполненные в рукописных книгах от руки с использованием гуаши или   акварели.   В   этом   виде   искусства   нашло   свое   отражение   стремление художников   отобразить   визуально   образы   полюбившихся   народу литературных сюжетов и героев.      «Мир   искусства»(1898—1924)   —   художественное   объединение, сформировавшееся   в   России   в   конце 1890­х   годов.   Под   тем   же   названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы.   Маньер змиа   века. блёклости.     степенью различаться             Навык  —   действие,   которое   автоматизируется   в   процессе   своего формирования   и   становится   целостным   набором   операций,   включенным   в состав более сложного действия.       Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от равного ему по   светлоте   ахроматического,   «глубина»   цвета.   Два   оттенка   одного   тона могут При уменьшении насыщенности каждый   хроматический   цвет   приближается   к серому.            Натюрм ртоа  (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых   предметов   в   изобразительном   искусстве,   в   отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.          Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть  исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными   гирляндами   фигуры   Богоматери   и   Христа,   а   также   часто располагаясь   на   оборотной   стороне   алтарного   образа   (как   в   «Триптихе семейства   Брак» Рогира   ван   дер   Вейдена).   Также   в   XVI   веке   была распространена   традиция   создания   портретов   с   изображением черепа, например,   портрет   Жана   Каронделя   работы Яна   Госсарта.   Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.      Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи   в   творчестве голландских  и фламандских художников   XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию —   либо   быстротечности   всего   земного   и   неизбежности   смерти, либо —   в   более   широком   смысле Страстей   Христовых и Воскресения.   Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев   знакомых   и   встречающихся   в   каждодневной   жизни,   которые наделяются дополнительным символическим значением.           Натюрморт (франц.   nature   morte,   итал.(итальянский)   natura   morta, буквально — мёртвая природа; голл.(голландский) stilleven, нем.(немецкий) Stilleben,   англ.(английский)   still   life,   буквально   —тихая   или   неподвижная жизнь),   жанр   изобразительного   искусства   (главным   образом   станковой живописи),   который   посвящен   изображению   вещей,  размещенных   в   единой среде   и   организованных   в   группу.   Специальная   организация   мотива   (так называемая постановка) — один из основных компонентов образной системы жанра. Кроме неодушевлённых предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь,— рыбу на столе,  цветы  в  букете   и т.п.  Изображение  живых,  движущихся   существ — насекомых, птиц, зверей, даже людей — может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с другими жанрами в натюрморте   вырастает   значительность   малых   предметов,   выделенных   из контекста   быта.   Специфика   жанра   определяет   повышенное   внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям объёмов, фактуре поверхности проблемам   изображения.   Цели   натюрморта   как   жанра   не   сводятся   к выражению   символики,   к   решению   декоративных   задач   или   к   точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали его формированию,   а   его   образы   нередко   отличаются   богатством   ассоциаций, яркой   декоративностью   и   иллюзорной   точностью   передачи   натуры. Изображение   вещей   в   натюрморте   имеет   самостоятельное   художественное значение; художник может создать в натюрморте ёмкий, многослойный образ, обладающий   сложным   смысловым   подтекстом.   В   историческом   развитии натюрморт,   в   его   меняющемся   в   разные   эпохи   содержании   специфически отражается социальная обусловленность искусства в целом. Значение слова «НАТЮРМОРТ»: o жанр   изобразительного   искусства,   посвященный   изображению неодушевлённых предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов и т. п.) o произведение,   созданное   в   этом   жанре,   картина   с   изображением неодушевлённых предметов o "Мертвая природа" по­французски o жанр живописи o живописное изображение неодушевленных предметов o картина с крупным планом фруктов, цветов и т. п o картина, на которой изображены неживые предметы o картина,   фото   и   пр.,   изображающие   крупным   планом   различные неодушевленные предметы, фрукты, цветы и т. п           Обучение  —   целенаправленное   научение,   систематический   процесс передачи и усвоения знаний и новых способов деятельности, предполагающий взаимодействие обоих участников процесса. Освещённость — световая   величина,   равная   отношению светового   потока, падающего на малый участок поверхности, к его площади.    (фр. Paysage,   от   pays —   страна,   местность) — жанр изобразительного   искусства (а   также   отдельные   произведения   этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.    —   состояние   системы,   описываемой   в естественных   и   гуманитарных   науках:   система   считается   находящейся   в состоянии   равновесия,   если   одни   воздействия   на   неё   компенсируются другими   или   отсутствуют   вообще.   Смежное   понятие   — устойчивость; равновесие может быть устойчивым, неустойчивым или безразличным   Светлотаа —   одна   из   основных   характеристик   цвета   наряду   с насыщенностью и тоном.   Это   субъективная   яркость   участка   изображения, отнесённая к субъективной яркости поверхности, воспринимаемой человеком как белая. ,   или бал нсаа   Равнов сиееа   Пейз жаа и   быстроту   оценки), объясняющие         Светлота­  степень   близости   цвета   к   белому.   Любой   цвет   при         Умение  —   способность,   возможность   личности   к   эффективной   максимальном увеличении светлоты становится белым.          Способности  — динамическое понятие, обозначающее индивидуально­ психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой­либо   деятельности,   не   сводимые   к   знаниям,   навыкам   и   умениям личности и легкость их достижения.            Станковое искусство  ­  термин  произошёл   от «станка»,  на  котором создаются   произведения   станкового   искусства;   в   живописи,   например,   им является мольберт.             Творческое   мышление  —   вид   мышления,   в   процессе   которого субъект формирует различного вида новообразования (новые цели,гипотезы, планы,   на   основе   чего   становится   возможным получение объективно или субъективно нового знания.     Творчество  —   деятельность   человека   или   коллектива   людей, направленная на создание новых, оригинальных предметов, явлений, свойств, способов действий и других материальных и духовных ценностей.   реализации навыков и действий в изменяющихся условиях.      Учение — деятельность учащегося в процессе обучения, направленная на самоизменение, усвоение новых знаний и способов деятельности.             Учебная   задача  —   основной   компонент   учебной   деятельности, требующий от учащегося принятия (мотивации) и усвоения общего способа решения определенного класса (круга).       Фантазия —   термин,   относящийся   к   сфере   психических   способностей человека и употребляющийся в двух различных значениях: 1) как способность мысленно   создавать   (представлять)   образ   предмета   или   события,   не присутствующего в непосредственном опыте; 2) как способность создавать новаторские,  ранее   неизвестные   мысленные   объекты  (образы,  конструкции, понятия и т.д.).      Холст — конопляная или льняная ткань с   полотняным   (то   есть, перпендикулярным   с   чередованием   нахлёстов   через   одну   нить) переплетением пряжи.    (англ. colorfulness, chroma, saturation) — интенсивность определённого тона, то   есть   степень   визуального   отличия хроматического   цвета от   равного по светлоте ахроматического (серого) цвета. Насыщенный цвет можно назвать «сочным»,   менее   насыщенный —   «приглушённым», приближённым   к серому.   Полностью   ненасыщенный   цвет   будет   оттенком серого.   Насыщенность   «глубоким», практических  цветовая   частных,     задач Эск зиа        Цветовой тон — характеристика цвета, отвечающая за его положение в спектре:   любой   хроматический   цвет   может   быть   отнесён   к   какому­либо определённому спектральному цвету.     (фр. esquisse) —   предварительный   набросок,   фиксирующий замысел   художественного   произведения,   сооружения,   механизма   или отдельной   его   части.   В   конструкторской   документации:   эскиз   —   чертеж, выполненный   от   руки   в   глазомерном   масштабе.   Быстро   выполненный свободный рисунок,   не   предполагаемый   как   окончательная   работа,   часто состоит   из   множества   перекрывающих   линий.   Может   быть   выполнен   в различной технике.       Яркость ­ одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному. Приложение 1. Образцы натюрмортов (выполненные гуашью, акварелью, простым карандашом, реалистичные и декоративные).          Приложение 2. Образцы живописных изображений овощей и фруктов. Приложение 3 . Работы учащихся детского объединения «Юный художник»  на тему «Натюрморт» Краснокутская Светлана,  9 лет Коллекционова Мария, 8 лет Кружилина Виктория, 8 лет Кружилина Дарья, 10 лет Кружилина Екатерина, 6 лет Игольницына Арина, 9 лет Воробьева Виктория, 10 лет Номоконова Кристина, 10 лет Гезалова Анастасия, 10 лет Новак Карина, 10 лет Прокудина Карина,7 лет Колпаков Ярослав, 9 лет Криворучко Виктория, 10 лет Германова Алина, 7 лет Иванова Анастасия, 7 лет Кротова Валерия, 10 лет Агафонова Софья, 7 лет Зеленова Анастасия, 8 лет Коллекционова Мария, 8 лет      Кучма Ксения, 8 лет Приложение 4.  Слайды презентации Microsoft Office Power Point «Натюрморт» Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 Слайд 25 Слайд 26 Приложение 5. Учебные студенческие работы (оформление доски). Приложение 6 . Физминутка № 1. (Все события изображаются движением рук и пальчиков) Был у зайки огород­ Ровненьких две грядки. Там играл зимой в снежки, Ну, а летом ­ в прятки. А весною в огород Зайка с радостью идет.  Но сначала все вскопает, А потом все разровняет, Семена посеет ловко И пойдет сажать морковку. Ямка – семя, ямка – семя. Закопает, разровняет, и глядишь –на грядке вновь Вырастут горох, морковь. А как осень подойдет, Урожай свой соберет. Приложение 7 . Примерные предметы для составления композиций натюрмортов : муляжи овощей, фруктов, драпировки, уголок для постановки натюрморта, кувшин, вазы, декоративные бутылки, разделочная доска. Приложение 8 . Примерные композиции натюрмортов, составленные учащимися из предложенных предметов. Приложение 9 .Примеры выбора формата листа для композиции натюрморта.          Приложение 10 .Правила пользования рисовальными принадлежностями  и соблюдения гигиенических норм.  1. Перед   занятием   готовится   рабочее   место:   стол   закрывается   клеёнкой, раскладываются   по   партам   краски,   карандаши,   бумага,   палитра   для смешивания красок, тряпочка  для вытирания  кисти и влажные салфетки для рук. Наливается в баночки вода для работы красками.   2. Сидеть при рисовании учащийся   должен свободно и прямо. Необходимо следить за тем, чтобы ученик не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой. 3. Нужно   аккуратно   работать   красками,   кистями,   карандашами.   Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других 4. Нельзя краски пробовать на вкус. 5. После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий материал убран, столы должны быть чистыми. 6. На   протяжении   всего   занятия   необходимо   следить   за   чистотой   рук   и рабочего стола. Приложение 11. Физминутка № 2. Наши алые цветки Распускают лепестки.  (плавное раскрывание пальцев) Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки Тихо засыпают, Головой качают. (помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол) (2 раза) Приложение  12 . Работы учащихся детского объединения «Юный художник» по итогам  открытого занятия «Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами» Прокудина Карина, 8 лет Бурматова Дана, 9 лет Кружилина Екатерина, 7 лет           Наумова Екатерина, 9 лет Кружилина Виктория, 8 лет Коллекционова Мария, 9 лет Насирова Эльвира, 9 лет Литвиненко Арина Садуллоева София, 11 лет Приложение  13 . Элементы рефлексии  «Яблочное настроение» Список использованной литературы и интернет – ресурсов 1 Власов, В. Гуашь // Новый энциклопедический словарь изобразительного  искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука­классика, 2005. — Т. III. 2 Воловик, А.В. Все о рисовании [Текст]: издание для досуга/ А.В.Воловик. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. –176 с. – 10000 экз.– ISBN 5­271­00417­1; ISBN 5­17­000­131­2  3 Гуашь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4  доп.). — СПб, 1890—1907. 4 Изаксон, А. Как работать гуашью [Текст]: // Художник. 1961, № 3. С.54­55. 5 Изобразительное искусство [Текст]:4 класс: Поурочные планы по учебнику  Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной  школе.3­4 класс»: в 2­х частях. Часть 2 :Сост.С.Б.Дроздова.­ Волгоград:Учитель­АСТ,2004. 6 Кипилик, Д. И., Техника живописи, 6 изд., М. — Л., 1950 7 Ли,   Н.Г.   Рисунок.   Основы   учебного   академического   рисунка   [Текст]: Учебник / Н.Г.Ли – М.: Из­во Эксмо, 2004. – 480с., илл. – 5000 экз. – ISBN 5 – 699 – 04508 – 2 8 Овощи   [Текст]:   Книжка   ­   раскраска   с   наклейками:   серия   «Мои   первые уроки»: худ. И. Баранова. – М.: ООО «Хатбер – ПРЕСС», 2008. – 8с. – ISBN 978­5­375­00271­2 9 Овощи ­ фрукты [Текст]: демонстрационный материал для дома и детского сада: для чтения родителями детям: худ. М. Федотова, А. Жиренкина \ ред. С.Н. Савушкин. – М.: ООО Издательский дом «Карапуз», 2011. – 8 с. – 3000 экз. – ISBN 978­5­9046­7311­2 10Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство[Текст]: Учебник для уч. 5 —8 кл.: В 4 ч.: Ч. 3. Основы композиции/  Н. М. Сокольникова.— Обнинск: Титул, 1996.— 80 с.­ 30000 экз. ­ ISBN 5­86866­069­2 11Сокольникова,   Н.   М.   Изобразительное   искусство   и   методика   его преподавания   в   школе   [Текст]:   Учеб   пособие   для   студ.   высш.пед. учеб.заведений / 2­е изд., стереотип / Н. М. Сокольникова. – М: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с., 12 л. ил. – 30000 экз.  12Шпикалова, Т.Я Изобразительное искусство во 2 классе[Текст]: Пособие для учителей.­М.:Просвещение,1984. 13Фрукты [Текст]: раскраска для мл. шк. возр.: художник П.М. Гецой. ­ М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2008. – 16 с. – 40000 экз. –  ISBN  978­5­ 7833­1021­8 14Ягоды   [Текст]:   Книжка   ­   раскраска   с   наклейками:   серия   «Мои   первые уроки»: худ. И.Баранова. – М.: ООО «Хатбер – ПРЕСС», 2008. – 8с. – ISBN 978­5­375­00273­6 15Dictinary.ru 16festival.1september.ru 17koncpekt.ru 18pedportal.net 19ru.wikipedia.org/wiki 20 vseslova.com.ua

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка

Изобразительные возможности гуаши. Натюрморт с овощами, фруктами, цветами. Методическая разработка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018