Изучение драмы А.Н.Островского "Гроза". 10-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семинар рассчитан на 4 урока 1. Сообщение о жизни и творчестве драматурга (составление хронологической таблицы). 2. Особенности стиля Островского. 3. История создания пьесы “Гроза”. 4. Сюжет и композиция пьесы. 5. Смысл названия пьесы “Гроза” (привлечение толкового словаря). 6. Город Калинов и его обитатели. Анализ монологов Кулигина. Система действующих лиц: 1) “Хозяева жизни” - “тёмное царство”; 2) Жертвы “тёмного царства”. 7. Роль первой реплики героя, раскрывающей его характер. 8. Характеристика “хозяев города”: Дикой, Кабаниха. (Отношения внутри семьи, речевая характеристика). 9. “Такая уж я зародилась горячая”. Какое место занимает Катерина в системе образов героев? Протест Катерины против “тёмного царства”. Анализ сцены с ключом, сцены свидания с Борисом, сцены прощания. Смерть Катерины.
Иконка файла материала Изучение драмы А.Н.Островского.doc
Изучение драмы А.Н.Островского "Гроза". 10-й класс Семинар рассчитан на 4 урока 1. Сообщение о жизни и творчестве драматурга (составление хронологической таблицы). 2. Особенности стиля Островского. 3. История создания пьесы “Гроза”. 4. Сюжет и композиция пьесы. 5. Смысл названия пьесы “Гроза” (привлечение толкового словаря). 6. Город Калинов и его обитатели. Анализ монологов Кулигина. Система действующих лиц: 1) “Хозяева жизни” ­ “тёмное царство”; 2) Жертвы “тёмного царства”. 7. Роль первой реплики героя, раскрывающей его характер. 8. Характеристика “хозяев города”: Дикой, Кабаниха. (Отношения внутри семьи, речевая характеристика). 9. “Такая уж я зародилась горячая”. Какое место занимает Катерина в системе образов героев? Протест Катерины против “тёмного царства”. Анализ сцены с ключом, сцены свидания с Борисом, сцены прощания. Смерть Катерины. 10. Приём контраста и сопоставления в пьесе. 11. Споры критиков вокруг драмы “Гроза”: пьеса в оценке Н.А.Добролюбова “Луч света в “тёмном царстве” (1860  г.), Д.И.Писарева “Мотивы русской драмы” (1864 г.). Конспекты статей. 12. Письменные задания. Материалы для учителя Эпиграф к семинару: “Театр как дело серьезное и народное начался у нас тоже недавно, начался настоящим  образом с Островского” (А.А.Григорьев). 1. Сообщение подготовленного ученика о жизни и творчестве драматурга (составление хронологической  таблицы в тетради). 2. Особенности стиля Островского (записи в тетради): 1) необычное представление героев в афише, определяющее конфликт; 2) говорящие фамилии; 3) специфические авторские ремарки; 4) значимость первой реплики героя; 5) “подготовленное появление” героя (главный герой появляется не сразу, вначале о нём говорят другие); 6) своеобразие речевой характеристики героя; 7) фольклорные мотивы в пьесах; 8) своеобразие названий пьес. 3. История создания пьесы “Гроза” (сообщение ученика об истории появления сюжета и сценическая судьба  драмы).4. Значение имени персонажа: Катерина ­ “чистая, благородная” (греч.), Варвара – “иноземка, чужестранка”  (греч.), Борис – “борьба, слова” (сокращенно от болгарского Борислав), Тихон – “удачный, спокойный” (греч.). Сюжет и композиция пьесы: основные события, построение драмы (действия, явления). 5. Выписать из толкового словаря значения слова “гроза”. Символический смысл данного явления для каждого  героя пьесы. 6. Город Калинов и его обитатели. Анализ монологов Кулигина (Д.1, явл.3; Д.3, явл.3). Система действующих лиц: распределить по колонкам персонажей, дать им характеристику с использованием  цитат (Д.2, явл.1; Д.3, явл.1; Д.4, явл.1, 4). 7. Роль первой реплики героя, раскрывающей его характер. 8. Характеристика “хозяев города”: Дикой (Д.1, явл.3; Д.4, явл.2), Кабаниха (Д.1, явл.5; Д.2 явл.6; Д.3, явл.2). 9. “Такая уж я зародилась горячая”: ­ жизнь Катерины до свадьбы (народные основы характера героини): Д.1, явл.7; ­ жизнь в доме Кабановых: Д.1, явл.7; Признание Катерины в любви к Борису. Понимает ли её Варвара? ­ встреча с барыней (предчувствие беды): Д.1, явл.8; ­ Катерина о грозе: Д.1, явл.9; ­ отношение Катерины к Тихону: Д.2, явл.2; ­ характер Катерины: Д.2, явл.2; ­ прощание с мужем: Д.2, явл.4; ­ сцена с ключом: Д.2, явл.10; ­ свидание с Борисом: Д.3, явл.3; ­ Катерина после возвращения мужа: Д.4, явл.3; ­ признание Катерины: Д.4, явл.6; ­ отъезд Бориса: Д.5, явл.1; ­ монолог Катерины: Д.5, явл.2, 4; ­ смерть Катерины. 10. Приём контраста и сопоставления в пьесе. 11. Сделать конспекты статей Н.А.Добролюбова “Луч света в “тёмном царстве” (1860 г.), Д.И.Писарева “Мотивы  русской драмы” (1864 г.). “Круглый стол”: анализ образа Катерины на основе критических статей. 12. Письменные задания (в процессе изучения драмы): Дайте сравнительную характеристику Тихона и Бориса. Взаимоотношения в семье Кабановых между матерью и детьми. Почему мы не можем назвать Катерину ни “жертвой”, ни “хозяйкой”?

Посмотрите также