Изучение критических статей В.Г.Белинского

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изучение критических статей В.Г.Белинского (ст. № 8, 9) (после прочтения романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"). 9-й класс Цели: • Познавательная – познакомить учащихся с критическими статьями В.Г.Белинского. • Развивающая – совершенствовать навыки творческого, исследовательского восприятия материала, работы с источником дополнительной информации по предмету, умению правильно и лаконично строить ответ, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы, высказывать свое мнение. Способствовать развитию логического мышления путем проблемных вопросов, развивать интерес к урокам литературы. • Воспитательная – вызвать интерес к внимательному чтению произведений Пушкина и к его эпохе. Оборудование: статьи В.Г. Белинского, роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, школьный словарь иностранных слов. Методы: проблемно-развивающий, поисково-исследовательский. Ход урока 1. Оргмомент. Сообщение темы, цели урока. Учитель: Новая тема. 1. Слово о В.Г. Белинском. Это был великий критик, который рассматривал многие произведения известных писателей и давал им свою оценку. Ученик с сообщением о Белинском (3-4 мин).
Иконка файла материала Изучение критических статей В.Г.Белинского.doc
Изучение критических статей В.Г.Белинского (ст. № 8, 9) (после прочтения романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"). 9-й класс Цели:  Познавательная – познакомить учащихся с критическими статьями В.Г.Белинского.  Развивающая – совершенствовать навыки творческого, исследовательского восприятия материала,  работы с источником дополнительной информации по предмету, умению правильно и лаконично строить  ответ, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы, высказывать свое мнение.  Способствовать развитию логического мышления путем проблемных вопросов, развивать интерес к  урокам литературы. Воспитательная – вызвать интерес к внимательному чтению произведений Пушкина и к его эпохе.  Оборудование: статьи В.Г. Белинского, роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, школьный словарь иностранных  слов. Методы: проблемно­развивающий, поисково­исследовательский. Ход урока 1. Оргмомент. Сообщение темы, цели урока. Учитель: Новая тема. 1. Слово о В.Г. Белинском. Это был великий критик, который рассматривал многие произведения известных  писателей и давал им свою оценку. Ученик с сообщением о Белинском (3­4 мин). Учитель: 2. А что такое КРИТИКА? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (Ответы детей: оценка, анализ, суждение, мнение, взгляды и т.д.). Работа со словарем. Давайте найдем определение в словаре иностранных слов (Школьный словарь иностранных слов под редакцией  В.Иванова). “Критика­ это разбор, обсуждение кого­либо или чего­либо с целью оценить достоинства или выявить и  исправить недостатки”. Все это и есть составляющие понятия критики. Белинский раскрыл в своих статьях именно свои мысли, взгляды,  комментарии о романе “Евгений Онегин” в целом и его героях. Перед любой работой мы ставим цель: зачем нам это? (Знакомство с критическими статьями поможет учащимся сравнить свои мысли с мыслями великих людей,  сопоставить взгляды, поразмышлять; собрать нужный материал для написания сочинения. В больших по объему  статьях необходимо выделять самое главное. Написать сжатый конспект статей. Важно не навязывать общих  мыслей учащимся, не должно быть общих фраз: каждый думает по­своему). Дома учащиеся самостоятельно прочитали статьи Белинского. 3. Работа с прочитанным материалом. Учитель: ­ Что сказал Белинский в целом о романе? (ст.№8). Дети зачитывают высказывания, делают записи в тетради. ­ Подчеркнем самое основное (по­вашему мнению). Многие подчеркнули “Энциклопедия русской жизни”.­ Как вы понимаете слово “энциклопедия”? Какие ассоциации у вас возникают? (дети предлагают свои варианты: книга все обо всем, множество слов, пояснения, новые понятия и т.д.) ­ Как вы думаете, прав ли был В.Г.Белинский, назвав этот роман “Энциклопедией русской  жизни”? Докажите (ответ дайте сложноподчиненным предложением). Зачитываются ответы детей, обобщаются, делаются выводы). ­ Давайте проверим, насколько мы с вами правы, доказывая, что роман А.С.Пушкина – это “энциклопедия  русской жизни”. ­ “Евгений Онегин” ­ произведение уникальное, не имеющее аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. И  мы имеем возможность представить, как жили в XIX веке представители высшего “света” и патриархального  поместного дворянства, какие праздники отмечали, во что играли, в какие приметы верили, что было на столах  из еды и питья, какие были традиции, гадания и т.д.  Исследовательская работа. (Ученики зачитывают информацию из страниц романа, тем самым доказывая, что “Евгений Онегин” ­ это  “энциклопедия русской жизни”). 4. Белинский о главных героях романа. Самостоятельная работа. ­ А что критик сказал о Татьяне и об Онегине? ­ А какими их представили вы? Запишите свои мысли в тетрадь и сравните с оценкой Белинского (дополните свои высказывания). По ст.№8, №9 выбирается материал, который касается только героев (дома учащиеся делали отметки, закладки,  чтобы в классе быстрее искать). 5. Результаты по исследованию текста. ­ Итак, время самостоятельной работы подошло к концу. Давайте посмотрим, какие портреты у вас получились.  Образ Татьяны... Образ Онегина.... Учащиеся зачитывают свои записи (проверяем сильных учеников), остальные могут вносить дополнения. Плюс  этой работы в том, что даже слабые учащиеся, работая со статьей, ведут записи, слушают ответы сильных  учеников. В результате у каждого краткий конспект статей Белинского – необходимый материал для написания  сочинения по роману “Евгений Онегин”. Цель (научить работать со статьей и выделять главное) достигнута. 6. Подведение итогов. ­ Как работалось на уроке? ­ На каком этапе было легко, а на каком были сложности? ­ Понятны ли вам статьи В.Г. Белинского? Итак, перед вами в тетрадях есть материал, который вы можете использовать для написания сочинения по  роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. 7. Домашнее задание. Приготовить черновик сочинения. Примерные темы:     “Мой любимый герой в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"”. “Татьяны милый идеал” “В чем я не согласна с критиком Белинским в оценке романа и его героев?” “Почему Белинский назвал Онегина “страдающим эгоистом?”

Посмотрите также