Изучение некоторых частей речи и членов предложения в начальной школе
Оценка 5

Изучение некоторых частей речи и членов предложения в начальной школе

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
04.03.2018
Изучение некоторых частей речи и членов предложения в начальной школе
Данная методическая разработка предназначена учителям начальных классов и могут использовать учителя русского языка и литературы. Иногда даже старшеклассники не различают части речи, не умеют находить грамматическую основу предложения. Учащиеся младшего школьного возраста хорошо усваивают тот учебный материал, который ему интересен и доступен. Особенно подобный способ подачи информации необходим учащимся с низким интеллектуальным уровнем развития.Данная методическая разработка предназначена учителям начальных классов и могут использовать учителя русского языка и литературы. Иногда даже старшеклассники не различают части речи, не умеют находить грамматическую основу предложения. Учащиеся младшего школьного возраста хорошо усваивают тот учебный материал, который ему интересен и доступен. Особенно подобный способ подачи информации необходим учащимся с низким интеллектуальным уровнем развития.
Изучение некоторых частей речи и членов предложения в начальной школе 2.docx

Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе

 

        В начальной школе дети усваивают слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают?  Сначала ребята должны научиться отличать эти слова друг от друга, подбирать  к ним вопросы. Затем они узнают, что слова, отвечающие на вопросы кто? что?, обозначают предметы; слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признаки предметов; слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают?  что сделает? обозначают действия предметов. После этого ребята узнают, что слова, обозначающие названия предметов, - это существительные; признаки предметов, - это имена прилагательные; действия предметов, - глаголы.  Все эти слова – части речи. Основная задача изучения этой темы состоит в том, чтобы дать школьникам общее понятие о частях речи и развивать умение группировать слова по частям речи.

      Часто можно заметить, что даже старшеклассники не различают части речи, не умеют находить грамматическую основу предложения. Младший школьник хорошо усваивает ту  информацию, которая  ему интересна и доступна. Особенно подобный способ подачи информации необходим учащимся с низким интеллектуальным уровнем развития. Поэтому, учитывая особенности младших школьников, целесообразно давать учебный материал в игровой, сказочной форме.

       В 3 классе дети  знакомятся  с главными и второстепенными членами предложения. Поэтому сначала ребенок должен научиться различать части речи. В 2 классе начинается изучение слов на вопросы кто? что?  Иногда дети со слабым интеллектуальным развитием затрудняются даже в  их различении; не умеют выделить и другие части речи. Поэтому  при   изучении этих тем я использую изготовленные из бумаги домики, в окнах которых «живут» вопросы, а изображение «фундамента» подготавливает детей к изучению членов предложения. Такие домики помещаются на стену или доску и используются следующим образом.

1.                   Изучаем имя существительное. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?  «живут» в доме, у которого два окна (две комнаты). В этом доме два хозяина: вопросы кто? и что? Они приглашают к себе гостей – слова. Фундамент этого дома сделан из одного «кирпича».(Идет подготовка к изучению главного члена предложения – подлежащего, т. к. подлежащее в предложении подчеркиваем одной чертой). Домик выглядит так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вместе с детьми «отправляем»  слова в свои домики. Столпилась у дома группа слов, все хотят попасть в дом. Дети им помогают «расселяться» по комнатам.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Когда все слова оказываются в домике, делаем вывод, что слова, отвечающие на вопросы кто? что? , - имена существительные.

По мере работы задание усложняю.  Добавляем к именам существительным другие части речи, которым в доме места нет. Ребятам очень интересно расселять слова в домики.

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По мере работы задание усложняется. Добавляем к именам существительным другие части речи, которым в доме места нет.

         Такой же дом, только с другими «комнатами», можно использовать  при изучении темы «Падежи» (Имена существительные в косвенных падежах являются второстепенными членами  предложения – дополнением или обстоятельством, поэтому фундамент двойной, но разный). В этом доме пять комнат с вопросами кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? У этого дома нет окон с вопросами кто? что? Так же «расселяем» к падежам их предлоги. Дети никогда не будут путать именительный падеж с другими косвенными падежами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.                  После ознакомления со словами, отвечающими  на вопросы  кто? что?, знакомим детей с ответами на вопросы  какой? какая? какое? какие?, с частью речи – имя прилагательное. Для игры подходит рисунок стоящего на воде и и качающегося на волнах домика с тремя окнами и окном на чердаке. Такое изображение помогает подготовить детей  к изучению второстепенного члена предложения – определения, которое подчеркивается волнистой линией. Вот как этот домик выглядит:

 

 

 

 

 

 

 

 

 


        Учитель рассказывает детям, что к этому дому можно попасть только на лодке. Слова, которые приплывают, - это ответы на вопросы кто? что? - имена существительные. Они знают о себе только то, что называют какой-то предмет, и хотят узнать о других своих признаках. И тогда существительные получают «подарки» - слова-признаки, имена прилагательные. Так составляются словосочетания. После такого объяснения находить главное и зависимое слово в словосочетании для младшего школьника становится уже нетрудно. Приведем пример такой игры.

   Учитель рассказывает:

  -Ребята, смотрите, на лодке к нашему домику приплыл цветок. (Показывает рисунок цветка с подписью.)

   Цветок говорит: «Я - цветок. Скажите, пожалуйста, я какой?»

 

 Ему отвечают из «окна» с вопросом какой? : «Ты, цветок, красный, красивый, душистый

Приплывает солнышко и тоже спрашивает: «Я – солнышко! Скажите, пожалуйста, я какое?»

Ему отвечают из окна с вопросом какое? : «Ты, солнце, желтое, теплое, доброе, ласковое».

Приплыли на лодке девочки и спрашивают:  «Мы – девочки, какие?»

Им с чердака отвечают:  «Вы старательные, прилежные, умные» и т. д.

Затем сажаем в лодку другие части речи. Но им никто из дома не отвечает. Например, слова роет, два и т. д.

Делаем вывод: слова красный, красивый, душистый, желтое, доброе, теплое, ласковое, старательные, прилежные, умные  называют признаки предметов. В речи такие слова употребляются со словами-названиями предметов – именами существительными. Они связаны с помощью вопросов какой? какая? какое? какие?

 

3.      Изучаем глагол. Знакомим детей со словами, которые отвечают на вопросы что делает? что сделал? что делал? и  др., т. е.  с новой частью речи – глаголом. Эти слова тоже «живут» в своем доме. Он у них большой, там все «работают», все чем-то заняты. Этот дом имеет двойной фундамент. (Подготовка к усвоению главного члена предложения – сказуемого, которое  подчеркивается двумя чертами). Дом выглядит так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   Вместе с детьми в предложениях находим слова, которые «работают», и помещаем их в дом. Дети очень быстро находят такие слова. От слов, обозначающих действия людей, переходим к словам, обозначающим действия  других предметов: волка, осины, птички, книги, ягоды и т. д. Для ребят это тоже не очень сложно. Такое умение пригодится им при нахождении грамматической основы предложения.

        Делаем вывод: в речи часто используем слова, которые называют действия. К ним можно задавать вопросы что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делает? что сделает? что сделает? что будет делать? и т. д. 

         4. В русском языке есть слова, к которым нельзя задать вопрос, -междометия.  Это  особые слова: ах, эх, ух, ох, ай, ой, хе-хе, фу и другие. Они выражают разные чувства: радость, восторг, восхищение, страх, боль, жалость и др. К этим словам нельзя поставить вопрос.

 

Междометия тоже «живут»  в своем двухэтажном домике. В нем всегда слышится то смех, то плач, то стон и т. д. Фундамента нет, дом легкий. (Не являются никаким членом предложения).

Дом выглядит так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5.  Есть в русском языке еще одна группа слов – предлоги (маленькие слова). К ним тоже нельзя задать вопрос. Эти слова не сидят на одном месте, постоянно «играют» с именами существительными. Дом не имеет фундамента (предлог не является членом предложения).

Дом выглядит так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. В начальном звене на уроках русского языка даем понятие «наречие». Схемы «Наречия места»  выглядят так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 


         Не только дети младшего школьного возраста, но и среднего звена допускают ошибки в правописании таких наречий. Недаром русская народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Также можно ознакомить с помощью схем с другими наречиями. Например: наречия, образованные от числительных. Дети нерусской национальности часто путают наречия «оба» и «обе», допускают ошибки в правописании таких наречий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7. Изучаем числительные. Знакомим детей со словами, которые отвечают на вопрос сколько?, т.е. с новой частью речи- числительным.  Эти слова тоже «живут» в своем домике. Их очень много! Здесь хватило места только некоторым. Они называются количественными числительными. Фундамент этого дома сделан из одного «кирпича». Это значит, что в предложении количественные числительные являются подлежащими. Например: «Шесть делится на два». Домик таков:

 

 

Делаем вывод: слова один, два, три, четыре, пять, шесть и т. д. отвечают на вопрос сколько?

       После ознакомления детей с количественными числительными знакомлю детей с порядковыми числительными. Для игры использую рисунок большой  лодки с порядковыми числительными.

 

 

 

 

 

 

 

 


     

 

 В третьем классе  изучается раздел «Предложение»,  и идет ознакомление с главными членами предложения – подлежащим и сказуемым. Дети учатся находить грамматическую основу предложения. Младший школьник, даже слабоуспевающий,  прочно усвоивший части речи, без затруднения может правильно выделить главные и второстепенные члены предложения. Вначале в ходе беседы, работая по учебнику,  знакомлю детей со схемой главных членов предложения.

Например, возьмем предложение: «У садовой ограды краснела малина». Сначала в предложении обязательно находим слово, которое «работает», производит действие. Детям легко удается находить глаголы. Здесь это – слово краснела. Оно «живет» в доме с двойным фундаментом, часть речи - глагол, это слово «пришло»в грамматическую основу из дома с двойным фундаментом, значит, подчеркиваем двумя чертами. Объясняю ученикам:

- Фундамент  дома слова краснела похож на схему сказуемого? Чем?

(Похож. В основе -две линии).

  Значит, слово краснела в  предложении является сказуемым, подчеркиваем двумя чертами. Теперь узнаю, кто? или что?  выполняет эту работу, действие.  (Кто «хозяин» этого действия?) Это – слово малина, отвечает на вопрос что? Часть речи – имя существительное.  У этого слова дом с фундаментом, представленным одной линией. Задаем детям вопрос:

- Фундамент дома «Имя существительное» похож на схему подлежащего?  Чем?

( Похож. Он сделан из одной линии).

   Делаем вывод: слово малина является в предложении подлежащим, подчеркиваем одной линией.  Итак,  грамматическая основа предложения –   [малина краснела].

 


Остальные слова в предложении – второстепенные члены. Чтобы определить, какими частями речи являются другие члены предложения, «ищем»,  в каких домах они «живут».

К концу окончания начальной школы в моем классе не оказалось ни одного ученика, кто не умел бы определять части речи и находить главные члены предложения, хотя в классе было немало слабоуспевающих учеников.

 

Таким образом, у учеников  появляется  у детей интерес к предмету, развиваются фантазия, логическое мышление и речь, зрительная память, повышается активность на уроке;  исчезает страх перед учебным предметом, который кажется ему самым трудным.

 

                                                                                    Смирнова Валентина Владимировна,

                                                                      МБОУ  «Моргаушская СОШ» Моргаушского р-на

                                                                       Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моргауши-2017


 

Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе

Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе

Вместе с детьми «отправляем» слова в свои домики

Вместе с детьми «отправляем» слова в свои домики

По мере работы задание усложняется

По мере работы задание усложняется

Так составляются словосочетания

Так составляются словосочетания

Делаем вывод : в речи часто используем слова, которые называют действия

Делаем вывод : в речи часто используем слова, которые называют действия

Не только дети младшего школьного возраста, но и среднего звена допускают ошибки в правописании таких наречий

Не только дети младшего школьного возраста, но и среднего звена допускают ошибки в правописании таких наречий

Младший школьник, даже слабоуспевающий, прочно усвоивший части речи, без затруднения может правильно выделить главные и второстепенные члены предложения

Младший школьник, даже слабоуспевающий, прочно усвоивший части речи, без затруднения может правильно выделить главные и второстепенные члены предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018