Цели урока: обучение монологическому высказыванию; аналитическому чтению характеристики героя.
Оборудование: доска, портрет писателя, эпиграфы к уроку, иллюстрации, карточки - задания, карточки – информаторы; вопросы к характеристике героя записаны на доске.
Эпиграфы к уроку:
“Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу”.
“Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь. Конечно, страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх.”
Ф. М. Достоевский
Изучение повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи"
Цели урока: обучение монологическому высказыванию; аналитическому чтению характеристики героя.
Оборудование:
информаторы; вопросы к характеристике героя записаны на доске.
доска, портрет писателя, эпиграфы к уроку, иллюстрации, карточки задания, карточки –
Эпиграфы к уроку:
“Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу”.
“Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь. Конечно,
страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть
уравновешено с внутренним. Иначе с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх.”
Ф. М. ДостоевскийВступительное слово учителя
С Ф. М. Достоевским мы встречаемся уже второй раз. Первой была встреча с “Мальчиком у Христа на елке”.
Достоевский – автор нелегких для чтения произведений. В каждом его романе мы встречаем детей.
Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел
разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой, благополучной жизнью
всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления. Первая
его повесть так и называлась – “Бедные люди”. Это было целостное произведение в жанре романа, в котором
был заострен вопрос о сословном неравенстве, в показе поистине “парий общества” – людей обреченных,
придавленных гнетом зависимости и унижений, не сложных, полных внутренний душевной деликатности,
преисполненных чувства собственного достоинства.
Сообщение учащегося о повести Ф. М. Достоевского “Бедные люди”.
Сопоставлением Макара Девушкина с Самсоном Выриным из “Станционного смотрителя” А. С. Пушкина и
Акакием Акакиевичем Башмачкиным из “Шинели” Н. В. Гоголя.
Тезисы выступления учащегося, заранее подготовленного учителем
В Вырине Девушкин узнает себя, переживания смотрителя близки и понятны ему, даже финал повести Пушкина
он принимает без протеста против несправедливости судьбы.
Судьба Вырина в чем то повторяется в судьбах других персонажей романа: Покровского – отца, чиновника
Горшкова, Емели. Все они в глазах Девушкина обладают той или иной добродетелью, как и пушкинский герой.
Башмачкин вызывает чувство возмущения. В “Шинели” перед героем предстает тоже правда его жизни, правда,
которую он не хочет признать, но которая проникает в самое его сердце и разрушает его представление о себе
и своем месте в жизни. Состояние это пробуждает в Девушкине желание непременно высказаться, обостряет
его самосознание.
Наряду с традиционными представлениями о мире и своем месте в нем, присущими и Вырину и Башмачкину, у
Девушкина возникает понимание жизненных ценностей, пробужденное прежде всего любовью к Вареньке
Доброселовой.
Слово учителя
Как видите, проблема соотношения “среды” и “личности” заявлена Достоевским уже в ранних произведениях, и в
них же по новому зазвучала тема любви как высшего проявления человеческой сущности. Известно выражение
Достоевского, что “красота спасет мир”; он хотел заглянуть в область “предведений и предчувствий” того, чего
нет, но что должно быть действительностью.
“Зачем мы все не так, как бы братья с братьями?” такой риторический вопрос задает героиня “Белых ночей”
своему нечаянному знакомому.Работа со вступительной статьей учебника.
Работа с иллюстрациями.
Слово учителя
Всмотритесь в иллюстрацию Г. Горнецова “Набережная Невы. Ночь” мы не будем анализировать ее; мы
постараемся проникнуться настроением, заданным Достоевский в самом начале повести: “Была чудная ночь,
такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое
звездное, токае светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут
жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?”.
Портрет молодого человека на фоне города Петербурга, отражающегося, как в зеркале, в спокойных водах
канала, так и называется “Мечтатель. Ф. Достоевский. “Белые ночи”. Автор этого портрета Илья Глазунов.
На третьей мы видим идущих по ночным, безлюдным улицам города девушку и юношу, в которых несомненно
узнаем героев повести Настеньку и Мечтателя.
Беседа (вопросы заранее написаны на доске)
Постарайтесь, опираясь на текст повести, дать характеристику ее главному герою:
Кто он?
Чем занимается?
Каков род его деятельности, отношение к ней?
Любимое занятие в свободное время?
Можно ли мечтателя отнести к типу “маленьких” людей.
Что можно сказать о его увлечениях, кругозоре?
Работа в группах
Карточки – задания
Первая группа
Ночь первая
Вторая группа
Ночь первая
Третья группа
Ночь третья
Как чувствует себя герой в Петербурге?
Какая обстановка его окружала?
Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни
города.
При каких обстоятельствах произошла встреча мечтателя с Настенькой?
Как повел себя герой и почему?
Почему герой так легко увлекся Настенькой?
Что переживает герой во время встречи с ней?
Четвертая группа
Ночь четвертая
Прочему герой решает связать свою судьбу с Настенькой?
Насколько искренен его порыв?
Пятая группа
Утро
Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему?
Можно ли считать такое завершение несчастливым?
Группа шестая
Ночь третья.
Письмо Настеньки.
Как воспринимает мир Настенька?
О чем она мечтает? Как образ Настеньки помогает понять замысел автора, его идею?
Тебе случалось – в роще темной,
В траве весенней, молодой
Найти цветок простой и скромный?
(Ты был один в стране чужой.)
Он ждал тебя в траве росистой,
Он одиноко расцветал…
И для тебя свой запах чистый,
Свой первый запах сберегал.
И ты срываешь стебель зыбкий,
В петлицу бережной рукой
Вдеваешь с медленной улыбкой
Цветок, погубленный тобой.
И вот идешь дорогой пыльной,
Кругом все поле сожжено,
Струиться с неба жар обильный,
А твой цветок завял давно.
Он вырастал в тени спокойной,
Питался утренним дождем
И был заеден пылью знойной,
Спален полуденным лучом.
Так что ж? Напрасно сожаленье!
Знать он был создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.
Группа
седьмая
Прочитать выразительно стихотворение.
Почему именно из него Достоевский взял несколько строк для эпиграфа?
Почему слегка поправил взятые для эпиграфа три последние строки
стихотворения?
В чем изменился их смысл?
Как он соотносится с общим тоном и событиями “Белых ночей”?
Итог работы в группах.
Почему так печальна судьба человека с добрым “слабым сердцем”. Как вы понимаете слова бескорыстие?
альтруизм? (Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Альтруизм – бескорыстная забота
о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами, противоп. эгоизм.)
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР
Романтизм
Направление в литературе и искусстве первой четверти XIX века, выступавшее против канонов
классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному
своеобразию; к изображению идеальных героев и чувств. Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких
образах высокое назначение человека.
Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательности.
Роман
Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.
Любовное отношение между мужчиной и женщиной.
Сентиментальный
Основанный на принципах сентиментализма.
Излишне слащавый.
Способный легко растрогать, расчувствоваться.
Сентиментализм
Литературное направление, отмечавшееся излишней чувственностью и идеализированным
изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы
На основе словарных статей определите жанровое своеобразие произведения Ф. М. Достоевского “Белые
ночи” и запишите его в тетрадь.
Запишите также ваше понимание смысла названия повести.
Домашнее задание
Напишите небольшое сочинение: интересно ли вам, современному читателю, мысли и чувства Достоевского?
Список литературы
1. Белов С. В. Федор Михайлович Достоевский: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
2. В мире литературы. 9 кл.: учеб. – хрестомания для общеобразоват. учеб. завед / Авт. – сост А. Г. Кутузов,
А. К. Киселев, Е. С, Романичева и др.; Под ред. А. Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2002. – 560 с.
3. Золотарева И. В., Беломестных О. Б., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе 9 класс. – М.:
“ВАКО”, 2002, 400 с.
4. Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Очерк – М.: Дет. лит., 1984. – 208 с.
5. Методические советы к учебнику – практикуму для 9 кл. Литература. Русская классика (избранные
страницы) / Под. Ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 1998. – 192 с.
6. Кутузов А. Г., Киселев А. К., Романичева Е. С. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие /
Под ред. А. Г. Кутузова М.: Дрофа, 2001 . – 144 с.