Изучение повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: обучение монологическому высказыванию; аналитическому чтению характеристики героя. Оборудование: доска, портрет писателя, эпиграфы к уроку, иллюстрации, карточки - задания, карточки – информаторы; вопросы к характеристике героя записаны на доске. Эпиграфы к уроку: “Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу”. “Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь. Конечно, страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх.” Ф. М. Достоевский
Иконка файла материала Изучение повести Ф.М. Достоевского.doc
Изучение повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" Цели урока: обучение монологическому высказыванию; аналитическому чтению характеристики героя. Оборудование:   информаторы; вопросы к характеристике героя записаны на доске.   доска, портрет писателя, эпиграфы к уроку, иллюстрации, карточки ­ задания, карточки –  Эпиграфы к уроку: “Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу”. “Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь. Конечно, страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх.” Ф. М. ДостоевскийВступительное слово учителя С Ф. М. Достоевским мы встречаемся уже второй раз. Первой была встреча с “Мальчиком у Христа на елке”.  Достоевский – автор нелегких для чтения произведений. В каждом его романе мы встречаем детей.  Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел  разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой, благополучной жизнью  всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления. Первая его повесть так и называлась – “Бедные люди”. Это было целостное произведение в жанре романа, в котором  был заострен вопрос о сословном неравенстве, в показе поистине “парий общества” – людей обреченных,  придавленных гнетом зависимости и унижений, не сложных, полных внутренний душевной деликатности,  преисполненных чувства собственного достоинства. Сообщение учащегося о повести Ф. М. Достоевского “Бедные люди”. Сопоставлением Макара Девушкина с Самсоном Выриным из “Станционного смотрителя” А. С. Пушкина и  Акакием Акакиевичем Башмачкиным из “Шинели” Н. В. Гоголя. Тезисы выступления учащегося, заранее подготовленного учителем В Вырине Девушкин узнает себя, переживания смотрителя близки и понятны ему, даже финал повести Пушкина  он принимает без протеста против несправедливости судьбы. Судьба Вырина в чем ­ то повторяется в судьбах других персонажей романа: Покровского – отца, чиновника  Горшкова, Емели. Все они в глазах Девушкина обладают той или иной добродетелью, как и пушкинский герой.  Башмачкин вызывает чувство возмущения. В “Шинели” перед героем предстает тоже правда его жизни, правда,  которую он не хочет признать, но которая проникает в самое его сердце и разрушает его представление о себе  и своем месте в жизни. Состояние это пробуждает в Девушкине желание непременно высказаться, обостряет  его самосознание.  Наряду с традиционными представлениями о мире и своем месте в нем, присущими и Вырину и Башмачкину, у  Девушкина возникает понимание жизненных ценностей, пробужденное прежде всего любовью к Вареньке  Доброселовой. Слово учителя Как видите, проблема соотношения “среды” и “личности” заявлена Достоевским уже в ранних произведениях, и в них же по новому зазвучала тема любви как высшего проявления человеческой сущности. Известно выражение  Достоевского, что “красота спасет мир”; он хотел заглянуть в область “предведений и предчувствий” того, чего  нет, но что должно быть действительностью.  “Зачем мы все не так, как бы братья с братьями?” ­ такой риторический вопрос задает героиня “Белых ночей”  своему нечаянному знакомому.Работа со вступительной статьей учебника. Работа с иллюстрациями. Слово учителя Всмотритесь в иллюстрацию Г. Горнецова “Набережная Невы. Ночь” мы не будем анализировать ее; мы  постараемся проникнуться настроением, заданным Достоевский в самом начале повести: “Была чудная ночь,  такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое  звездное, токае светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут  жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?”. Портрет молодого человека на фоне города Петербурга, отражающегося, как в зеркале, в спокойных водах  канала, так и называется “Мечтатель. Ф. Достоевский. “Белые ночи”. Автор этого портрета Илья Глазунов.  На третьей мы видим идущих по ночным, безлюдным улицам города девушку и юношу, в которых несомненно  узнаем героев повести Настеньку и Мечтателя. Беседа (вопросы заранее написаны на доске) Постарайтесь, опираясь на текст повести, дать характеристику ее главному герою: Кто он? Чем занимается? Каков род его деятельности, отношение к ней?     Любимое занятие в свободное время?   Можно ли мечтателя отнести к типу “маленьких” людей. Что можно сказать о его увлечениях, кругозоре? Работа в группах Карточки – задания Первая группа Ночь первая Вторая группа Ночь первая Третья группа Ночь третья    Как чувствует себя герой в Петербурге?  Какая обстановка его окружала?  Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни  города.  При каких обстоятельствах произошла встреча мечтателя с Настенькой?  Как повел себя герой и почему?  Почему герой так легко увлекся Настенькой?  Что переживает герой во время встречи с ней? Четвертая группа Ночь четвертая  Прочему герой решает связать свою судьбу с Настенькой?  Насколько искренен его порыв? Пятая группа Утро  Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему?  Можно ли считать такое завершение несчастливым? Группа шестая Ночь третья. Письмо Настеньки.  Как воспринимает мир Настенька?  О чем она мечтает? Как образ Настеньки помогает понять замысел автора, его идею?   Тебе случалось – в роще темной, В траве весенней, молодой Найти цветок простой и скромный? (Ты был один в стране чужой.) Он ждал тебя ­ в траве росистой,  Он одиноко расцветал… И для тебя свой запах чистый,  Свой первый запах сберегал. И ты срываешь стебель зыбкий,  В петлицу бережной рукой  Вдеваешь с медленной улыбкой Цветок, погубленный тобой. И вот идешь дорогой пыльной, Кругом все поле сожжено, Струиться с неба жар обильный, А твой цветок завял давно. Он вырастал в тени спокойной,  Питался утренним дождем И был заеден пылью знойной,  Спален полуденным лучом. Так что ж? Напрасно сожаленье! Знать он был создан для того,  Чтобы побыть одно мгновенье В соседстве сердца твоего. Группа  седьмая  Прочитать выразительно стихотворение.  Почему именно из него Достоевский взял несколько строк для эпиграфа?  Почему слегка поправил взятые для эпиграфа три последние строки  стихотворения?  В чем изменился их смысл?  Как он соотносится с общим тоном и событиями “Белых ночей”? Итог работы в группах. Почему так печальна судьба человека с добрым “слабым сердцем”. Как вы понимаете слова бескорыстие?  альтруизм? (Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Альтруизм – бескорыстная забота  о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами, противоп. эгоизм.) КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР Романтизм ­  Направление в литературе и искусстве первой четверти XIX века, выступавшее против канонов  классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному  своеобразию; к изображению идеальных героев и чувств. Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких  образах высокое назначение человека.  Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательности. Роман ­  Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.  Любовное отношение между мужчиной и женщиной. Сентиментальный ­  Основанный на принципах сентиментализма.  Излишне слащавый.  Способный легко растрогать, расчувствоваться. Сентиментализм ­  Литературное направление, отмечавшееся излишней чувственностью и идеализированным  изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы На основе словарных статей определите жанровое своеобразие произведения Ф. М. Достоевского “Белые  ночи” и запишите его в тетрадь. Запишите также ваше понимание смысла названия повести. Домашнее задание Напишите небольшое сочинение: интересно ли вам, современному читателю, мысли и чувства Достоевского? Список литературы 1. Белов С. В. Федор Михайлович Достоевский: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с. 2. В мире литературы. 9 кл.: учеб. – хрестомания для общеобразоват. учеб. завед / Авт. – сост А. Г. Кутузов,  А. К. Киселев, Е. С, Романичева и др.; Под ред. А. Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2002. – 560 с. 3. Золотарева И. В., Беломестных О. Б., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе 9 класс. – М.:  “ВАКО”, 2002, 400 с. 4. Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Очерк – М.: Дет. лит., 1984. – 208 с. 5. Методические советы к учебнику – практикуму для 9 кл. Литература. Русская классика (избранные  страницы) / Под. Ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 1998. – 192 с. 6. Кутузов А. Г., Киселев А. К., Романичева Е. С. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие / Под ред. А. Г. Кутузова ­ М.: Дрофа, 2001 . – 144 с.

Посмотрите также