Изучение рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" на уроках литературы.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изучение рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" на уроках литературы. Противопоставление Жилина и Костылина Цели и задачи урока: 1. Формирование умений вдумываться в поступки и поведение героев с целью выяснения их характеров; 2. Развитие навыков сравнения на примере противопоставления Жилина и Костылина; 3. Развитие речи учащихся и привитие навыка анализа текста. Ход урока I. Оргмомент. II. Слово учителя: тема и цель урока. III. Основная часть. На доске записаны три пункта, по которым будет идти работа на уроке: 1. Поведение героев в критических ситуациях. 2. Отношение Жилина и Костылина к окружающим. 3. Отношение окружающих к героям.
Иконка файла материала Изучение рассказа Л.Н. Толстого Кавказский пленник.doc
Изучение рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" на уроках литературы. Противопоставление Жилина и Костылина Цели и задачи урока: 1. Формирование умений вдумываться в поступки и поведение героев с целью выяснения их  характеров; 2. Развитие навыков сравнения на примере противопоставления Жилина и Костылина; 3. Развитие речи учащихся и привитие навыка анализа текста. Ход урока I. Оргмомент. II. Слово учителя: тема и цель урока. III. Основная часть. На доске записаны три пункта, по которым будет идти работа на уроке: 1. Поведение героев в критических ситуациях. 2. Отношение Жилина и Костылина к окружающим. 3. Отношение окружающих к героям. 1. Поведение героев в критических ситуациях. Беседа по вопросам. 1) Какие критические ситуации в рассказе самые главные?  Жилин и Костылин попадают в плен;  Татары требуют выкупа;  Жизнь Жилина и Костылина в плену;  Первый побег из плена;  Второй побег. 2) Вспомните, как брали в плен Жилина и Костылина. Расскажите об этом так, чтобы мы  увидели рассказанное как бы на экране. Нарисуйте словесную картину. Жилин видит опасность – шестеро татар несутся наперерез, отступление невозможно. Тогда он с шашкой  поскакал на красного татарина и наверняка срубил бы его, если бы пуля не попала в лошадь. Конь не  просто упал, а “придавил хозяина”. Сначала двое татар бросились на Жилина, но он сумел скинуть их,  тогда еще трое соскочили с коней и начали бить прикладами по голове. И только пятеро смогли скрутить Жилина, уже бывшего в беспамятстве. Костылин (он рассказывает об этом Жилину уже в плену): увидевший татар Костылин “ожаривает  лошадей”, бьет изо всех сил, но лошадь выбилась из сил, стала. Ружье у Костылина осеклось. Его  нагоняет Абдул и увозит с собой. Отношение к лошадям: Костылин нещадно “ожаривает” лошадь, Жилин – любовно относился, просит:  “Матушка, вынеси…” 3) Прочитайте выразительно сцену требования выкупа. Чтобы взять верный тон в чтении, надо сначала уяснить суть поведения пленников.­ Каково же поведение Жилина и Костылина в сцене требования выкупа? Жилин – отказывается платить большой выкуп. Костылин – соглашается на выкуп в 5 тысяч, не торгуется. Жилин – письмо пошлёт с неверным адресом, а всё равно торгуется, он гордый, смелый, не боится татар  и их угроз. Костылин – трусит, безвольный. Татары это видят и прижимают его. ­ Как ведут себя Жилин и Костылин в плену? Костылин – надеется на судьбу. Спит. Жилину – всё интересно: обычаи народа, как сакля убрана, как татары одеваются, как едят, как ведут  себя, когда у них горе, когда радость. Везде ходит, всё смотрит. Татарские дети полюбились ему, он стал  им делать куклы. Активный, любознательный. В плену ­ мастерит, чинит. Цель – убежать из плена, место  обследовать, собаку подкормить, чтоб не лаяла на беглецов, еду запасти. 4) Сцена первого побега из плена. Жилин – трудно “копать от камней”. Заботливо разрыл яму пошире, чтобы его грузный товарищ мог  пролезть. Костылин – трусливый наблюдатель. Всего боится. Не помогает. Даже в дыру бесшумно пролезть не  может. Во время побега ноет: то в сапогах ноги стер, то без сапог ноги обрезал. Не смог далеко унести – взяли их татары, из­за Костылина побег сорвался. 5) Второй побег. ­ Зачем Жилин мастерит кукол детям, чинит ружьё? Чтобы расположить татар. ­ Зачем Жилин пошёл смотреть, как живет старик­татарин? Осмотрительный Жилин почувствовал в старике­татарине опасного врага и, готовясь к побегу, хотел  предвидеть все возможные препятствия. Жилин – храбрый, Костылин – трусливый. Жилин, пока жив, будет бороться за свободу, а Костылин – сломленный и покорный, он даже слушать не  хочет ни о каком побеге. 2. Отношение Жилина и Костылина к окружающим. Как Жилин и Костылин относятся к людям? Доброе отношение Жилина к Костылину. Жилин доверяет ему, считает, что тот, как и всякий  порядочный офицер, должен держать слово. А уговор был, когда поехали без обоза, не разъезжаться. Встретились офицеры в плену, и ни слова упрека не услышал Костылин, хотя он один был виноват в  плачевном положении их обоих. Жилин заботится о Костылине: и за себя, и за Костылина высказывает требования татарам: колодки  снять, кормить хорошо, дать одежду. Жилин помнит и выполняет одну из заповедей Ветхого Завета: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы  тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле”. Он и в плену заботится о матери (“Где она деньги  возьмет? Она тем жила, что я посылал ей”), о Дине. Дружески относится к беднякам – татарам. Костылин – спит, считает дни, когда деньги дойдут. Равнодушен ко всем.Толстой умалчивает об отношении Костылина к людям – тоже средство его характеристики. Жилин не насмехается над татарскими обрядами, уважительно и серьезно наблюдая чужие обычаи. Костылин – равнодушный, трусливый, ленивый. ­ Каким образом еще до писания пленения автор создает доброе расположение читателей к  Жилину? Жилин едет навестить старую мать, он тепло распростился с солдатами и по всему видно, что это  хороший человек. ­ В каком положении мы видим Жилина и Костылина в татарском ауле и воспринимают ли они всех жителей аула как своих врагов? Суровые условия: рваная одежда, еда – вода и хлеб, иногда и просто тесто непеченое. Жилин – в колодках, ему все интересно. Мирные татарские жители ему вовсе не враги, он им помогает,  чинит все – кому часы, кому пистолет. Костылин – жил, как раб. Ни с кем не знался – все ему враги. Не помогал готовить побег для них обоих. ­ Что можно сказать об отношении Жилина и Костылина к людям из эпизодов первого и второго  побегов? Костылин ноет – “дороги не знает”, “не дойдем в ночь”, “сапоги ноги стерли”. Жилин – терпит нытье Костылина. Тащит его, в сердцах думает: “И черт меня дернул колоду эту с собой  брать. Один я бы давно ушел”. Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему  бежать, по­братски прощается с ним. Дина – верный друг Жилина. Он заботится о ее безопасности. Передавая шест, говорит: “Снеси на место,  Дина, а то хватятся­ прибьют тебя”. 3. Отношение окружающих к героям. Костылина жители аула не видят. Он сидит в сарае или спит. Жилин: хороший, добрый человек, умелец. Люди просят полечить их. Хозяин выказывает расположение к Жилину, приносит ему снасть, щипчики, буравчики, подпилочек. Дина – настоящий друг Жилина. Она молока принесет, лепешек, баранины кусок. Дина радовалась  поделкам, сделанным для нее Жилиным: кукле, глиняным зверюшкам. Она помогает выбраться из ямы,  проявляя настоящий героизм: притащила длинный шест, догнала Жилина, всунула лепешки, стала  разбивать колодку, горько заплакала, увидев, что не сможет ее осилить. Вывод: человек ответственен за зло и несправедливость, каждый должен, даже в трудных условиях, быть  активным, сеять не вражду и злобу, а мир и доброе расположение людей друг к другу. Люди разных  национальностей могут и должны жить в мире и дружбе. ­ Почему татары решили убить только Жилина? ­ Зачем привели Костылина, когда требовали выкуп с Жилина? Татары считают Костылина неопасным, трусливым и пытаются добиться его согласия на все условия,  “поставить в пример” непокорному Жилину. ­ Жилин добр только по отношению к Дине? Нет, он проявляет доброе отношение к матери, к солдатам, к Костылину, к татарам, к татарским детям. ­ Приносит ли пользу людям доброта Жилина?Да, он все время делает что­то доброе людям, он заботлив, внимателен, участлив. Не сводит счеты с  предавшим его Костылиным. Учащиеся подбирают эпитеты, характеризующие героев рассказа. Жилин: добрый, честный, смелый, любознательный, активный, трудолюбивый, деятельный, гордый,  благородный, высоконравственный, великодушный. Костылин: трусливый, пассивный, бездеятельный, безвольный, сломленный, покорный. IV. Работа с иллюстрациями. Автор М.С. Родионов. ­ Кто изображен на всех 3­х иллюстрациях Жилин, герой рассказа Л. Н. Толстого, в различных ситуациях. Писатель не дает описания внешности Жилина. О нем лишь сказано: “А Жилин хоть не велик ростом, а  удал был”. ­ Как представляете вы внешний облик героя? ­ Совпали ваши мнения с образом, данным художником. ­ Почему? В чём? ­ Найдите слова, которые можно употребить в качестве подписи каждой иллюстрации. 1 картина: “Ударилась лошадь оземь со всего маху – навалилась Жилину на ногу”. 2 картина: “Сел Жилин, стал место разглядывать; стал смотреть в русскую сторону; туда, промеж этих  двух гор, и бежать надо”. 3 картина: Дина стремилась помочь Жилину, освободить его от колодки. V. Проверка домашнего задания. На предыдущем уроке учащиеся получили задание: подобрать пословицы и поговорки, характеризующие  главных героев. Жилин: 1. Правда светлее солнца. 2. Смелость города берет. 3. Храброму смерть не страшна. 4. Не место красит человека, а человек место. 5. Великому кораблю велико и плаванье. Костылин: 1. От волка бежал, да на медведя попал. 2. В тихом омуте черти водятся. 3. Не смейся, горох, не лучше бобов. 4. Пустили козла в огород. 5. Шило в мешке не утаить. Второе задание состояло в рисовании понравившихся эпизодов рассказа. (“Создай свою иллюстрацию”). ­ Почему вы нарисовали этот эпизод? VI. Выразительное чтение понравившихся отрывков. ­ Почему данные отрывки понравились?VII. Выводы. Выставление оценок за работу на уроке. Домашнее задание – письменная работа “Жилин и Костылин”. Ребята, я думаю, “Кавказский пленник” никого не оставил равнодушным. Л.Н. Толстой в этом рассказе  обращается к вам, детям, он учит вас отличать добро от зла, прекрасное от безобразного. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям, любить маму, считаться с другими, не бояться  брать ответственность на себя. Спасибо за урок, добра вам и справедливости.

Посмотрите также