Изучение рассказов А.П. Чехова в 6-м классе КРО (VII вида)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели. образовательная: • показать социальную структуру общества в данный период; • борьба писателя против угодничества, чинопочитания, низкопоклонства; • выявить авторскую позицию. развивающая: • продолжить развитие ЗУН по анализу литературных произведений; • развитие монологической речи учащихся; • развитие логического мышления через сравнение героев. воспитательная: • способствовать воспитанию у детей отрицательного отношения к низкопоклонству, угодничества, чинопочитания; • сформировать у учащихся навыки взаимодействия и сотрудничества через групповые формы работы; • способствовать воспитанию у детей чувства собственного достоинства. Тип урока: анализ литературного произведения. Формы работы: фронтальная, групповая. Методы работы: частично-поисковый, репродуктивный, иллюстративный.
Иконка файла материала Изучение рассказов А.П. Чехова в 6-м классе.doc
Изучение рассказов А.П. Чехова в 6-м классе КРО (VII вида) Цели. образовательная:    показать социальную структуру общества в данный период; борьба писателя против угодничества, чинопочитания, низкопоклонства; выявить авторскую позицию. развивающая:    продолжить развитие ЗУН по анализу литературных произведений; развитие монологической речи учащихся; развитие логического мышления через сравнение героев. воспитательная:    способствовать воспитанию у детей отрицательного отношения к низкопоклонству, угодничества,  чинопочитания; сформировать у учащихся навыки взаимодействия и сотрудничества через групповые формы работы; способствовать воспитанию у детей чувства собственного достоинства. Тип урока: анализ литературного произведения. Формы работы: фронтальная, групповая. Методы работы: частично­поисковый, репродуктивный, иллюстративный. Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, рисунки обучающихся. Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Мотивация. 3. Постановка целей. 4. Фронтальная работа. 5. Работа в группах. 6. Обобщение изученного материала. 7. Подведение итогов. 8. Рефлексия. 9. Домашнее задание. 10. Организационный момент. На доске: Я всю жизнь выдавливал из себя по каплям раба. А.П.Чехов ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Приветствие. Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас в гостях великий русский писатель А.П.Чехов. Но он пришел не один, а  с рассказом “Толстый и Тонкий”. Поэтому мы на уроке будем говорить о его героях, об их поступках, действиях.  Постараемся выявить авторскую позицию. Сегодня нам будет помогать жюри (два­три старшеклассника), которое будет оценивать ответы ребят. ­ Скажите, почему мы изучаем рассказы А.П.Чехова? Для чего это нам нужно? (Ответы учащихся)2. Работа с эпиграфом. Ребята, давайте обратимся к эпиграфу. О чем идет речь? Как вы понимаете  выражение: “…выдавливал из себя по каплям раба”. (Ответы учащихся) Наша задача: показать, как автор борется против унижения личности. Жюри оценивает ответы учащихся. 3. Конкурс красноречия. Тема: “Чехов и его рассказы”. (Выступления обучающихся, ребята высказывают свою точку зрения). Жюри оценивает ответы учащихся. 4. Определение темы и целей урока. (Цели формулируют учащиеся) ­ Ребята, скажите, кто прочитал рассказ “Толстый и Тонкий”? (Ответы учеников) ­ Что смешного вы увидели в рассказе? (Ответы учащихся) ­ Над чем и над кем мы смеемся? Учитель. Смех бывает разный: добрый и злой. Когда мы смеемся по­доброму? А когда зло смеемся? (Ответы  учащихся) На доске: (словарная работа). Чинопочитание: почитание старших младшими по службе, чину, званию. Угодничество: Льстивое, угодливое поведение, стремление расположить в свою пользу таким поведением. Низкопоклонник: льстивый, угодливый человек. ­ Ребята, давайте прочитаем слова, написанные на доске. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся) ­ За что можно уважать человека? (Ответы учащихся) ­ К какому выводу мы пришли? (Ответы учащихся) Жюри оценивает работу обучающихся. 5. Работа с учебником. ­ Где встретились наши герои? (Работа учащихся по тексту) ­ Как проходила встреча? (Работа учащихся по тексту) ­ Кто первым бросается к другу? (Ответы учащихся) ­ Как Тонкий называет Толстого? (Ответы учащихся) ­ Что вспоминает Тонкий? (Как дразнил Толстого Геростратом, ответы учащихся) ­ А как дразнили Тонкого? За что? (Эфиальтом, потому что любил ябедничать) ­ Что мы узнаем о материальном положении Тонкого? (Ответы учащихся) ­ А как обстоят дела у Толстого? (Ответы учащихся) ­ Какие изменения происходят с Тонким? Как он теперь выглядит? Как заговорил? (Ответы учащихся) ­ А как изменилось лицо жены, сына? (Ответы учеников) ­ Чем занимался Тонкий? (Ответы учеников) ­ Почему имя Толстого не вызывает улыбку, а имя Тонкого и его сына вызывает? (Имя Тонкого Порфирий, а имя  сына Нафанаил) ­ Как распрощались два друга? (Ответы учеников, Тонкий пожал своему другу три пальца, а не руку, как это  было вначале встречи) Учитель. Обратим внимание на последнюю фразу: “Все трое были приятно ошеломлены”. Но эту фразу мы уже  читали. Что изменилось в поведении Тонкого? (Ответы учащихся)­ Почему стало противно? И кому? Какое слово находит Толстый, чтобы остановить Тонкого? (Ответы учащихся) ­ А какое слово найдете вы? (Ответы учащихся) Жюри оценивает работу. 6. Работа в группах. 1 группа: “Докажите, что автор показывает две встречи”. 2 группа: “Социальное положение героев”. 3 группа: “Характеристика Тонкого”. 4 группа: “Чем отличается Тонкий от Толстого?”. На партах “Табель о рангах”, получивший государственный статус при Петре I и им подписанном. Учитель  объясняет ребятам о чиновничьей лестнице, которая состояла из 14­ти классов. 14­й класс самый низкий. Каждая группа готовит ответ на вопрос, высказывают свою точку зрения, доказывают ее правоту. Вывод: Толстый богат, Тонкий беден, в основе их взаимоотношений лежит противопоставление, контраст  (обратим внимание на название рассказа). Жюри оценивает работу. 7. Следствие ведут “Знатоки”. Учитель. Итак, дорогие ребята, мы с вами отметили, что Толстого и Тонкого отличают разные манеры  поведения, у них разная речь, от них по­разному пахло: Толстый выходил из ресторана, его губы лоснились от  хорошего обеда, Тонкий выходил из вагона, от него пахло кофейной гущей. ­ Почему рассказ называется “Толстый и Тонкий”? Только ли внешний вид героев характеризуют эти слова?  (Ответы учащихся) ­ Над чем и над кем смеется А.П.Чехов? (Ответы учащихся) ­ Как это он делает? (Зло) ­ Как вы поняли эпиграф? (Ответы учащихся) ­ Для чего нужна сатира? (Оответы учащихся) Жюри оценивает работу. 8. Рефлексия. ­ С каким произведением А.П.Чехова мы работали сегодня? ­ О ком и о чем мы говорили сегодня? ­ О чем вы расскажете родителям? 9. Домашнее задание. Попытайтесь Толстого превратить в Тонкого, а Тонкого в Толстого. Что у вас получится? (Подготовьте  выступление в виде рассказа или инсценировки) 10. Организационный момент. ­ Жюри подводит итоги. ­ Учитель оценивает работу и благодарит учащихся за урок.

Посмотрите также