Изучение романа Л.Н. Толстого "Война и мир"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изучение романа Л.Н. Толстого "Война и мир" в 10-м классе. "Нравственные пути искания князя Андрея Болконского" Цели урока: - раскрытие нравственного пути искания главного героя, проблемы становления и совершенствования человека – участника исторических событий и жизни народа; - формирование навыков исследовательской работы; - развитие творческого воображения и мышления; - формирование представления о нравственных ценностях; - воспитание любви к художественной литературе. Программное обеспечение: мультимедийная презентация учителя (на базе учебного электронного пособия «Литература 5-11 классы»), мультимедийный проектор и экран, компьютеры. (Слайды 1-3), портрет Л.Н.Толстого. Техническая помощь: лаборант.
Иконка файла материала Нравственные пути искания князя Андрея Болконского.doc
Изучение романа Л.Н. Толстого "Война и мир" в 10-м классе. "Нравственные пути искания князя Андрея Болконского" Цели урока: ­ раскрытие нравственного пути искания главного героя, проблемы становления и совершенствования человека  – участника исторических событий и жизни народа; ­ формирование навыков исследовательской работы; ­ развитие творческого воображения и мышления; ­ формирование представления о нравственных ценностях; ­ воспитание любви к художественной литературе. Программное обеспечение: мультимедийная презентация учителя (на базе учебного электронного пособия  «Литература 5­11 классы»), мультимедийный проектор и экран, компьютеры. (Слайды 1­3), портрет  Л.Н.Толстого. Техническая помощь: лаборант. 1. Вступительное слово учителя. Ход урока Жизнь, в понимании Толстого, истинная, честная и живая человеческая жизнь, всегда означала вечный поиск,  ошибки, падения и рядом с ними, неотделимо от них – добрые открытия и озарения, обогащенные души. Такой  жизнью жили любимые герои Толстого. Такой была его собственная жизнь. Толстой всегда стремился  проникнуть в самую суть явлений. Так он показал нам чувства человека и его мысли. Истории народа, по Толстому, та действительная, внутренняя история, которую он стремился воссоздать в  романе «Война и мир» ­ это и быт народа, частная семейная и личная жизнь, и отношения, которые  складываются между людьми. Но история – это и искания общественной мысли, это жизнь, движения человеческого сознания. Андрей Болконский и Пьер Безухов – герои высокого интеллектуального плана – выражают в романе, прежде  всего, именно эту очень важную, духовную сторону исторической жизни. Как писал Толстой позднее «… духовная деятельность есть величайшая, могущественная сила. Она двигает миром…» Андрей и Пьер не только в историческом смысле, но и в нравственном, психологическом, наиболее близкие  Толстому герои. Они близки ему более всего тем, что находятся в постоянном движении, в сомнениях и поисках,  в непрерывном внутреннем развитии. Подобно тому, как это было у самого Толстого: их жизнь – это путь. Путь  открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Путь особенный, неповторимо личный –  и вместе с тем исполненный глубокого исторического значения. Задание 1 для исследования: (по адресу в Интернете www.levtolstoy.org.ru) найти и исследовать размышления  Толстого о смысле жизни.  (комментирование и обсуждение полученных результатов). Учитель: Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: (Слайд 4) Что стало итогом нравственного пути князя Андрея Болконского? Обратимся к образу князя Андрея Болконского. 2. Беседа по вопросам (план беседы на слайде) (Слайд 5) Вопрос 1: При каких обстоятельствах мы впервые знакомимся с князем Андреем? (Слайд 6) (ответы учащихся с комментированием текста) Учитель: Свое повествование Толстой начинает с 1805 года. Полный честолюбивых устремлений Андрей идет  на войну. Вопрос 2: Зачем князь Андрей пошел на войну, и как проявил себя войне?Исследование глав текста т.1 чт.2 гл 11­19, чт.3 гл 11­13, 17­19. (комментирование и обсуждение полученных результатов) Учитель: С Андреем вместе мы понимаем, что есть истинное, великое и важное для человека и истории. После  плена, выздоровев после ранения, возвращается домой в Лысые Горы, Вопрос 3: Какие испытания обрушились на Андрея по возвращении домой? Исследование глав текста т.2 чт.1 гл.7­9, чт.2 гл.7­9, гл.10­14. (ответы учащихся с комментированием текста) Учитель: Путь Болконского не был и не мог быть сколько – нибудь прямолинейным и равномерным. Жизнь  Андрея состоит из ряда этапов, каждый из которых заканчивается кризисом, разочарованием, иногда видимой  остановкой в пути, затем пробуждение к новой жизни, новый поиск. Сильный внутренний перелом ознаменовал  для Андрея Аустерлиц и смерть жены. В горе происходит переоценка ценностей. Вопрос 4: Чем решил занять Андрей, ради чего жить? Исследование эпизода «Андрей в Богучарове» т.2 чт.2 гл.9­14. (ответы учащихся с комментированием текста) Учитель: Князь Андрей не может так долго жить. По существу, это более всего и делает его героем  исторического смысла и значения. История, по Толстому, есть движение людей: движение видимое, внешнее и  еще более того внутреннее, скрытое. И чем больше человек в движении, в пути; чем больше он изменяется и  ищет; чем больше он живой, трем больше он причастен к истории и выражает ее. Вопрос 5: Кто пробудил Андрея к активной жизни? (Слайд 7) Исследование эпизода «Разговор на пароме» т.2 чт.2 гл 12 (ответы учащихся с комментированием текста) Учитель: Пьер подействовал на Андрея не примером своих дел, а своим энтузиазмом, жизненной энергией.  Потом то, что начал Пьер, довершила встреча с Наташей Ростовой. Вопрос 6: Какое впечатление произвела на Андрея эта встреча в Отрадном? Как в дальнейшем  складывались их отношения? Исследование глав текста т.2 ч.3 гл.1­3. (ответы учащихся с комментированием текста) Учитель: К Андрею пришло новое желание деятельности и славы – он уезжает в Петербург, завел знакомство  со Сперанским. Задание 2: Найти в тексте (т.2 чт.3 ) главы, отображающие отношения Андрея к работе у Сперанского. (ответы учащихся с комментированием текста) Учитель: Затем пришла любовь к Наташе, и она была для Андрея как высокая правда, как небо Аустерлица, и  заставила опять все переосмыслить и переоценить. И в свете этой любви – правды фальшивым показался ему  Сперанский со своими «белыми изнеженными ручками», на которые «невольно смотрел князь Андрей, как  смотрят обыкновенно на руки тех людей, имеющих власть». Теперь ему казался фальшивым и «тонкий звук  голоса» Сперанского, и его неумолкавший неестественный смех, и показная нежность к дочери, а главное – все  то, чем занимался Сперанский, и что на некоторое время увлекло и самого Андрея. Задание 3: Выберите из текста главы, соотносящиеся с темой «Любовь в жизни князя Андрея  Болконского» (Слайд 8) (ответы учащихся с комментированием текста) Учитель: До некоторой степени с Андреем происходит то, что уже когда – то с ним было. Его жизнь, его путь  идет кругами и спиралями. И война 1812 года застает Андрея во внутреннем смятении, с тяжелыми мыслями о  себе и нанесенной ему обиде, в поисках возможности отомстить за себя. Но война 1812 года – это общее дело,  трагедия не только князя Андрея, а всенародная. В ней личное естественно сливается с историческим инародным, личное и личность точно растворяется в народе. В этом для Андрея заключена возможность еще  новой жизни и нового последнего возрождения. Вопрос 7: Каким показан Андрей Болконский в войне 1812 года? (Слайд 9) Исследование глав текста т.3 ч.2. гл 15­16, 24­25, 36­37 (ответы учащихся с комментированием текста) Учитель: На этой последней высоте забывается эгоизм, происходит переоценка ценностей, расширяется душа,  способная теперь в своем величии пожалеть и простить своего недавнего врага. Способный простить и  пожалеть, Андрей ощущает себя частицей общего. Вопрос 8: К каким мыслям приходит князь Андрей? (ответы учащихся с комментированием текста) Учитель: И вот последняя встреча князя Андрея с Наташей Ростовой. Смог ли простить Андрей Наташу за  измену? Исследование глав текста т.4 ч.1 гл.15­16. . (ответы учащихся с комментированием текста) 3. Обобщение и выводы. ( Слайд 10) В: Что стало итогом нравственного пути князя Андрея Болконского? (Комментирование и обсуждение проделанной работы) В: Что есть нравственный путь человека? В: Возможно ли существование таких людей, как Андрей Болконский сегодня? 4. Домашнее задание. (Слайд 11) Прочитать главы, относящиеся к образу Пьера Безухова: т.1 ч.1 гл.4­6, т.2 ч.2 гл.2,3,10­12, ч.3 гл.7, ч.5 гл.1, т.3  ч.1 гл.23, ч.2 гл.20,21,32, ч.3 гл.9, 27,33,34, т.4 ч.1 гл.10­13, ч.4 12­14, Эпилог ч.1 гл14. Задания по группам. 1группа: Составить вопросы для беседы по прочитанным главам. 2 группа: Составить хронологическую таблицу жизни Пьера Безухова.

Посмотрите также