Изучение русской народной сказки на уроках литературы по программе Т.Ф. Курдюмовой

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Система уроков литературы направленных на изучение русской народной сказки 1. Сказка – хранительница народной мудрости (урок изучение нового материала: вводное занятие). 1 час. 2. Своеобразие волшебной сказки (комбинированный урок: закрепление теоретического материала на основе анализа художественного текста и изучение своеобразия волшебной сказки). 1 или 2 часа (зависит от подготовленности класса). 3. Виды русских народных сказок (урок внеклассного чтения: обобщения и систематизации знаний). 1 час. 4. Особенности построения сказки (урок развития речи: комплексного применения знаний). 1 час. Сказка – хранительница народной мудрости (урок изучения нового материала) Цели: 1. Способствовать осознанию и осмыслению жанра сказки как способу выражения народной философии, систематизировать и обобщить знания учащихся о жанре сказки. 2. Способствовать развитию умения анализировать художественный текст. 3. Воспитать учащихся в духе народных традиций, способствовать формированию русского самосознания. Сформировать позитивное отношение и интерес к истории и культуре своей страны.
Иконка файла материала Изучение русской народной сказки.doc
Изучение русской народной сказки на уроках литературы по программе Т.Ф. Курдюмовой Система уроков литературы направленных на изучение русской народной сказки 1. Сказка – хранительница народной мудрости (урок изучение нового материала: вводное занятие). 1 час. 2. Своеобразие волшебной сказки (комбинированный урок: закрепление теоретического материала на  основе анализа художественного текста и изучение своеобразия волшебной сказки). 1 или 2 часа  (зависит от подготовленности класса). 3. Виды русских народных сказок (урок внеклассного чтения: обобщения и систематизации знаний). 1 час. 4. Особенности построения сказки (урок развития речи: комплексного применения знаний). 1 час. Сказка – хранительница народной мудрости (урок изучения нового материала) Цели: 1. Способствовать осознанию и осмыслению жанра сказки как способу выражения народной философии,  систематизировать и обобщить знания учащихся о жанре сказки. 2. Способствовать развитию умения анализировать художественный текст. 3. Воспитать учащихся в духе народных традиций, способствовать формированию русского самосознания.  Сформировать позитивное отношение и интерес к истории и культуре своей страны. Организационный момент. Обоснование темы и постановка цели урока. Учитель обращает внимание  учащихся на доску, где написана тема урока и эпиграф к нему. Возможно использование компьютерной  презентации. Презентация в Power Point Слайд 1. Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы, вовлекая их в беседу, если дети затрудняются ответить на  вопрос, то учитель подводит их к ответу. Вопросы: – Что хотел сказать А. С. Пушкин этими словами? – Чему нас может нас научить сказка? – Какие общие черты сближают сказку с мифом? Презентация в Power Point (Приложений 1). Слайд 2. Повторение учебного материала. Проверка Д/З. Дома учащиеся должны были прочитать главу учебника  "Русские народные сказки" на стр. 31–33 учебника под ред. Курдюмовой Т. Ф. и выписать из главы значения  слов: сказка, зачин, присказка, концовка. На данном этапе урока учитель проверяет не только то, как работали ученики дома, но и их умение  самостоятельно работать с текстом и находить в нем главное. Вопросы для беседы: – Что такое сказка? Как определяет автор учебника этот жанр? – Какие виды народных сказок вы знаете? Приведите примеры. – Какие приемы построения сказки помогают быстрее и легче пересказывать её содержание? – Что такое зачин? Приведите примеры. – Что такое присказка? Приведите примеры. – Что такое концовка? Приведите примеры. Презентация в Power Point (Приложений 1). Слайд 3.Первичное усвоение учебного материала. Учитель излагает новый учебный материал. Содержание рассказа  определяется подготовленностью учащихся. Материал к уроку.  При объяснении нового материала на определенном этапе, в зависимости от подготовленности учащихся,  возможно включить детей в беседу. Вопросы: – Какие мудрые советы можно почерпнуть из сказок? – Чему учит сказка "Репка"? – Чему учит сказка "Морозко?" Презентация в Power Point (Приложений 1). Слайд 4. Осознание и осмысление новой учебной информации. Учитель предлагает учащимся зарисовать Мировое  древо. Учащиеся создают рисунок­образ Мирового древа, осмыслив услышанное от учителя. Закрепление учебной информации. Учитель предлагает учащимся познакомится с текстами сказок. Работа с текстами сказок. Работа с текстами может быть коллективной и групповой в зависимости от  подготовленности учащихся. Возможна работа с эпизодами сказок, но для создания общей картины желательно  прочитать сказку целиком. Варианты сказок: "Крошечка­Хаврошечка" "Петух и жерновцы", "Лиса­исповедница" (на своем уроке обращаюсь к сказке "Крошечка­Хаврошечка"). Вопросы для анализа: – К какому из трех видов (волшебной, бытовой или о животных) относится сказка? – О чем сказка? Чему она учит? – Где зачин сказки? – Какие в ней есть присказки? Приведите примеры. – Какая концовка у сказки? – Какую роль играет дерево в сказке? – Как соотносится это дерево с представлениями славян об окружающем мире? Презентация в Power Point (Приложений 1). Слайд 5. Рефлексия. Учитель подводит своеобразный итог урока. Объявляет оценки за урок и проводит беседу для  определения уровня усвоения материала на уроке. Домашнее задание. Прочитать сказку "Царевна­лягушка" стр. 34–41 учебник под ред. Курдюмовой Т. Ф. и  найти в тексте сказки зачин, присказки, концовки. Своеобразие волшебной сказки (комбинированный урок: закрепление теоретического материала на основе анализа художественного текста и изучение своеобразия волшебной сказки) Цели:  Продолжить осознание и осмысление жанра сказки как способ выражения народной философии,  показать, в чем своеобразие волшебной сказки.  Продолжить формировать умение анализировать художественный текст.  Воспитать учащихся в духе народных традиций, способствовать формированию русского самосознания.  Сформировать позитивное отношение и интерес к истории и культуре своей страны. Организационный момент. Обоснование темы и постановка цели урока. Учитель обращает внимание  учащихся на доску, где написана тема урока и предлагает самостоятельно попытаться сформулировать цель,  ответив на вопросы. Презентация в Power Point Слайд 1.Вопросы: – Какие виды сказок существуют? – Чем они отличаются друг от друга? – О каких сказках мы будем говорить сегодня? – Какова наша цель? Презентация в Power Point (Приложений 5). Слайд 2. Повторение учебного материала. Проверка домашнего задания. Дома учащиеся должны были прочитать  сказку "Царевна­лягушка" стр. 34–41 учебник под ред. Курдюмовой Т. Ф. и найти в тексте сказки зачин,  присказки, концовки. На данном этапе урока учитель проверяет не только то, как работали ученики дома, но и их умение  самостоятельно работать с текстом и находить в нем главное. Вопросы для беседы: – О чем сказка? Чему она учит? – Где зачин сказки? – Какие в ней есть присказки? Приведите примеры. – Какая концовка у сказки? Первичное усвоение учебного материала. Учитель излагает новый учебный материал. Содержание рассказа  определяется подготовленностью учащихся. Рассказ учителя. Материал к уроку.  Презентация в Power Point (Приложений 5). Слайд 3, 4. Осознание и осмысление новой учебной информации. Работа с текстом (коллективная). Учитель предлагает найти изобразительно­выразительные средства языка, использованные в сказке "Царевна­ лягушка", как используется прием троекратного повторения. Для учащихся 5­го класса данный вид работы вызывает затруднения, поэтому, на сколько возможно,  желательно сузить рамки поиска (назвать эпизод, страницу или зачитать эпизод). Задания:  Найдите в тексте гиперболы.  Найдите в тексте тавтологии.  Найдите в тексте сросшиеся синонимы.  Найдите в тексте постоянные эпитеты.  Найдите в тексте прием троекратного повторения. Презентация в Power Point (Приложений 5). Слайд 5. Затем учитель предлагает найти особенности, характерные только для волшебной сказки, использованные в  "Царевне­лягушке". Задания:  Назовите волшебные события.  Назовите волшебных героев и их помощников.  Назовите волшебную обстановку.  Назовите волшебные предметы. Презентация в Power Point (Приложений 5). Слайд 6.Закрепление учебной информации. Учитель организует беседу по новому учебному материалу (сопоставление волшебных сказок "Царевна­лягушка" и "Крошечка­Хаврошечка"). Вопросы для беседы: – Назовите черты, которые присущи только волшебным сказкам? – Являются ли эти черты общими для сказок "Царевна­лягушка" и "Крошечка­Хаврошечка". Применение учебной информации. Самостоятельная работа с текстом (по группам). Класс делится на пять групп (примерно по 4–5 человек) и работает с тестом. Задания для каждой группы  напечатаны на карточках. Каждая группа выполняет одно задание, предназначенное только для неё. Учитель в спорных и затруднительных ситуациях помогает ученикам советом. Задания. Презентация в Power Point (Приложений 5). Слайд 7: 1 группа (герои сказки):   олицетворяющие добро; 2 – отрицательные герои, олицетворяющие зло; 3 помощники героев; 4 – все  остальные). Докажите своё мнение.   Назовите всех героев сказки, разделив их на группы (1 – положительные герои,  2 группа (животные):   отрицательную, они играют. Докажите свою точку зрения.   Назовите всех животных, которые упоминаются в сказке, какую роль, положительную или  3 группа (волшебные действия и события):   происходят в сказке. Докажите, что такое не возможно в реальной жизни.   Назовите все необычные события или действия героев, которые  4 группа (поступки героев):   на положительные и отрицательные. Докажите свою точку зрения.   Назовите все существенные, важные для хода сказки поступки героев, разделив их  5 группа (волшебные предметы):   их назначение.   Назовите все волшебные предметы, которые присутствуют в сказке, объясните  6 группа (народная философия):     Чему учит сказка? Какие полезные советы и выводы она содержит? Проверка уровня усвоения учебного материала. Выступления групп. На данном этапе учитель играет роль арбитра, если необходимо поправляет ответы учащихся, наблюдает, кто и  как работает. Ученики представляют по одному выступающему от каждой группы, который должен рассказать о результатах  работы с текстом. Рефлексия. Учитель подводит своеобразный итог урока. Объявляет оценки за урок и проводит беседу для  определения уровня усвоения материала на уроке. Вопросы для беседы: Д/З. Прочитать сказку "Зимовье зверей" и найти в тексте сказки зачин, присказки, концовки. Виды русских народных сказок (урок внеклассного чтения: обобщение и систематизации знаний) Цели: 1. Систематизировать и обобщить знания о русских народных сказках, их видах и особенностях, применить  их в знакомой и новой учебных ситуациях, проверить уровень усвоения учебной информации и уровень  познавательной самостоятельности (воспроизведение, конструирование). 2. Способствовать развитию умения работать с текстом, сравнивать, анализировать, выделять главное. 3. Воспитать учащихся в духе народных традиций, способствовать формированию русского самосознания.  Сформировать позитивное отношение и интерес к истории и культуре своей страны. Организационный момент. Обоснование темы и постановка цели урока. Учитель обращает внимание  учащихся на доску, где написана тема урока и предлагает самостоятельно попытаться сформулировать цель,  ответив на вопросы. Презентация в Power Point (Приложений 7). Слайд 1. Вопросы:– Какую сказку вы читали дома? – Определите, к какому виду она относится? – Какова наша цель? Презентация в Power Point Слайд 2. Повторение учебного материала. Проверка Д/З. Дома учащиеся должны были прочитать сказку "Зимовье зверей" и найти в тексте сказки зачин, присказки, концовки. Учитель проводит письменную проверочную работу по прочитанной сказке. Варианты вопросов для проверочной работы:  Перечислите героев сказки.  Назовите зачин и концовку сказки.   Чему учит эта сказка? Какой эпизод изображен на иллюстрации?  Презентация в Power Point (Приложений 7). Слайд 3. Закрепление учебной информации. Работа с текстом (коллективная). Обсуждение особенностей сказки о животных на примере “Зимовье зверей”. Учитель предлагает ученикам, используя знания текста сказки о животных “Зимовье зверей”, заполнить таблицу “Виды русских народных сказок”, желательно подготовить листы с таблицей заранее и раздать ученикам. Презентация в Power Point (Приложений 7). Слайд 4. Вопросы для обсуждения: – О чем рассказывает сказка (сюжет, события)? – Кто герои сказки? – Чему учит сказка? – В чем своеобразие сказки о животных? Презентация в Power Point (Приложений 7). Слайд 5. Применение учебной информации. Работа с текстом (коллективная). Чтение и обсуждение бытовой сказки. Учитель сам выбирает, с какой сказкой познакомить учащихся в  зависимости от подготовленности класса, времени для чтения и обсуждения. Хорошо читается сказка “Как  старик домовничал”, “Мудрая дева”, “Загадки”. После прочтения сказки учитель организует обсуждение сказки. Проверка уровня усвоения учебного материала. После прочтения сказки учитель организует обсуждение и  заполнение следующей колонки “Бытовые сказки”, используя прочитанный текст. (Приложение 8). Презентация в Power Point (Приложений 7). Слайд 6. Рефлексия. Учитель подводит своеобразный итог урока. Объявляет оценки за урок и проводит беседу для  определения уровня усвоения материала на уроке. Д/З. Закончить заполнение таблицы “Виды русских народных сказок” (3 колонка – волшебные сказки), повторить изобразительно­выразительные средства языка, использованные в сказке. Особенности построения сказки (урок развития речи: комплексное применение знаний) Цели:1. Применить знания о русских народных сказках, их видах и особенностях, применить их в знакомой и  новой учебных ситуациях, проверить уровень усвоения учебной информации и уровень познавательной  самостоятельности (творчество). 2. Сформировать умение работать с текстом, самостоятельно создавать текст по предложенным образцам. 3. Воспитать учащихся в духе народных традиций, способствовать формированию русского самосознания.  Сформировать позитивное отношение и интерес к истории и культуре своей страны. Организационный момент. Обоснование темы и постановка цели урока. Учитель обращает внимание  учащихся на доску, где написана тема урока и предлагает самостоятельно попытаться сформулировать цель,  ответив на вопросы. Презентация в Power Point Слайд 1. Вопросы: – Какие виды сказок мы знаем? Какие особенности мы можем выделить? – Как мы можем использовать наши знания о сказках? – Какова наша цель? Презентация в Power Point (Приложений 9). Слайд 2. Повторение учебного материала. Проверка Д/З. Дома ученики должны были закончить заполнение таблицы (3 колонка – волшебные сказки), повторить изобразительно­выразительные средства языка, использованные в  сказке. Учитель устно спрашивает как ученики заполнили таблицу “Виды русских народных сказок”, а затем  предлагает свой вариант. Презентация в Power Point (Приложений 9). Слайд 3. Не закрывая таблицу, учитель предлагает вспомнить, какие виды сказок существуют и чем эти виды отличаются  друг от друга. Применение учебной информации. Затем ученикам предлагаются 3 иллюстрации к сказкам. По этим рисункам  ученики должны определить вид сказки, которую они иллюстрируют. Презентация в Power Point(Приложений 9). Слайд 4,5. Далее учитель предлагает придумать сюжет сказки к данным иллюстрациям. Бытовая сказка.  Сказка о животных.  Волшебная сказка.  Ученики предлагают различные версии. Вопросы для беседы: – Что необходимо знать о видах сказки, чтобы правильно создать сюжет произведения? – Достаточно ли для создания сказки этого сюжета? – Что нужно знать об особенностях построения сказки? Презентация в Power Point (Приложений 9). Слайд 6. – Какие элементы вы используете в своей скаке? – Какие изобразительно­выразительные средства языка используются в сказке? Презентация в Power Point (Приложений 9). Слайд 7. – Придумайте изобразительно­выразительные средства языка для своей сказки (гиперболы, тавтологии,  сросшиеся синонимы, постоянные эпитеты, прием троекратного повторения) Рефлексия. Учитель подводит своеобразный итог урока. Объявляет оценки за урок и проводит беседу для  определения уровня усвоения материала на уроке. Д/З. Сочинить сказку (по вариантам 1 – бытовую, 2 – о животных, 3 – волшебную), используя материал урока.

Посмотрите также