Цели урока.
1. Провести целостный анализ стихотворения.
2. Формировать навык многоуровневого анализа стихотворения.
3. Воспитывать любовь к поэзии, учить ее понимать.
Оборудование урока.
1. Портрет М. Ю. Лермонтова.
2. Запись романса А. Е. Варламова “Белеет парус одинокий”.
3. Репродукции картин Айвазовского о море: “Парус”, “Буря у мыса Айа”, “Кораблекрушение”, “Радуга”.
4. Текст стихотворения, написанный в 2 цветах:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус". 6-й
класс
Цели урока.
1. Провести целостный анализ стихотворения.
2. Формировать навык многоуровневого анализа стихотворения.
3. Воспитывать любовь к поэзии, учить ее понимать.
Оборудование урока.
1. Портрет М. Ю. Лермонтова.
2. Запись романса А. Е. Варламова “Белеет парус одинокий”.
3. Репродукции картин Айвазовского о море: “Парус”, “Буря у мыса Айа”, “Кораблекрушение”, “Радуга”.
4. Текст стихотворения, написанный в 2 цветах:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1. Чтение текста. (В записи, учителем или подготовленным учеником).
Ход урока
2. Прослушивание романса Варламова.
3. Сообщение 1 ученика.
М.Ю. Лермонтов младший современник А.С. Пушкина. Он очень его любил, восхищался его поэтическим даром,
был потрясен его гибелью, унаследовал вольнолюбие Пушкина.
Стихотворение “Парус” было написано в 1832 году, когда Пушкин был еще жив. В стране царила
последекабристская реакция. Лермонтов оставил университет, Москву, переехал в Петербург, поступил в школу
гвардейских прапорщиков. Свобода и независимость студенческой жизни остались в прошлом, впереди поэта
ждал режим военной казармы. Неясность будущего, смутная тревога перед ним, тоска по счастью, одиночество,
непонятость, стремление гордо встретить все жизненные бури вот сложный комплекс пере живаний,
волнующий юношу.
Глядя на неяркий морской пейзаж Финского залива он сочиняет “Парус”, в котором отразились его характер,
размышления, чувства.
4. Работа с картинами. 2 ученик.
Посмотрите на картины. Каковы ваши впечатления? (Высказывания учеников).
Оставляет ли море когонибудь равнодушным? (Естественно, нет.)
О море писали Пушкин, Жуковский, Фет, Тютчев. И у каждого море свое. Какое же море у Лермонтова?! (Он
тоже определенно не относится к нему равнодушно.)
5. Беседа учителя с учениками. Прочитайте только строки о море.
Это пейзаж моря? (Да. Это прекрасное описание картины моря).
Как показано великолепие моря?(С помощью эпитетов: голубой туман ,струя светлей лазури, золотой луч,
белый парус. Мы видим яркий, сверкающий, манящий мир.)
Слышим ли мы море? (Да, поэт применяет звукопись: “ветер свищет”, “мачта гнется, скрипит”).
Сколько состояний моря показано? (Три: спокойное ,бурное, снова спокойное.)
Это три разных пейзажа? (И да, и нет. И три разных пейзажа, и одновременно изображение одного
предмета в разных состояниях, предмета непостоянного, изменчивого , не могущего быть статичным,
спокойным, застывшим. Это целостная динамичная картина вольного, свободного, беспредельного, вечно
волнующегося моря.)
Какое чувство должно невольно возникать при взгляде на эту картину? (Чувство радости, гордость за
море, ощущение его силы.)
Возникает ли оно? Что нас настораживает?(1 строка “белеет парус одинокий”).
Учитель.Это лирический зачин, ключ, эмоционально перенастраивающий читателя. Поэт переключает внимание
на парус, заставляет задуматься о слове “одинокий”.
Читаем строки о парусе.
Это описание? Пейзаж? (Это размышления лирического героя о Парусе).
В чем их особенность? (Слово “парус” больше не повторяется. Оно заменено местоимениями : он ищет, “он
кинул”, “ он счастия не ищет”, “он просит бури”).
Говорят ли так о неодушевленном предмете? (Нет. Это метафоры, парусу сообщаются признаки живого
существа, мы начинаем воспринимать его как живого).
На какого человека он похож? (Очень смелого, не боящегося бури, в борьбе с бурей ищущего смысл
жизни. Он активен, непокорен, напрягает все свои жизненные силы.).
Учитель. Здесь заявлена тема стихотворения: романтический порыв сильной личности к идеалу.
Как определяет лирический герой состояние Паруса? (Мятежный)
Какие синонимы можно подобрать? (Тревожный, мятущийся, неспокойный, бурный).
Учитель. Состояние Паруса полностью связано с картиной моря:
море спокойно Парус в нем одинокий, от этого грусть, тревога;
море бурное – “увы!”, на возникшие вопросы нет ответа, счастье невозможно;
море спокойно – Парус мятежный, ощущается сочувствие Парусу и гордость за его силу и мужество.
В этом и заключена идея стихотворения сочувствие Парусу в его одиночестве и гордость за его мятежность.
Как вы понимаете последнюю строку “как будто в бурях есть покой”? (В ней заключен глубокий
философский смысл. Это точный ответ на поставленный вопрос “что ищет он”. Парус ищет такую свободу,
как у моря, безграничную свободу быть таким, каким хочет. Обретя такую свободу, Парус обретет и покой,
и счастье как божественную гармонию природы).
Что такое гармония, дисгармония? (Гармония стройность в сочетании чего нибудь , согласованность.
Дисгармония разлад , отсутствие согласованности).
Учитель. В этом стихотворении прослеживается двуплановость. В художественном мире Лермонтова море
соотнесено с бушующим житейским морем, жизнью как таковой, а Парус с человеком, одиноким в этом море. В
этом плане стихотворение является размышлением о жизни человека в житейском море и утверждением, что
счастье это вечная неуспокоенность, вечный поиск человека , что это и есть гармония его существования. Без
неуспокоенности невозможно найти истину.
Движение к гармонии вечное состояние человека, ведущее к обретению истины.
Обычный ли это образ – образ Паруса? Как называется такой образ? (Это образ символ, предмет,
условно выражающий суть какогонибудь явления. Парус символ человека, воплощение мятежности
человеческого духа , человеческой неудовлетворенности, конфликта со всеми законами бытия ради
обретения гармонии).
Какой образ еще является символом в стихотворении? (Образ моря).
Каково его значение в стихотворении? (Он помогает понять и прочувствовать одиночество и мятежность
паруса, которые просто невозможно было бы понять и почувствовать без образа изменчивого и
беспредельного моря.)
6. Итоги урока.
Учитель. Простым и непонятным кажется это стихотворение только при беглом и поверхностном чтении. На
самом же деле в нем заключены чрезвычайно сложные чувства: грусть и мятежность, ликование и тревога,
пылкость и безнадежность. В нем заключены также и глубокие размышления об одиночестве и страстном
стремлении к счастью, желании активного вмешательства в жизнь и отказе от покорности судьбе.
Нам только надо научиться читать. А великий поэт может нас возвысить в наших поисках истины
7. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть; научиться рассказывать, подчеркивая различные чувства лирического героя.
Сравнить стихотворение Лермонтова и романс Варламова. Что больше понравилось и почему.