Цель: ознакомить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя. Вызвать интерес к творчеству, развивать навыки конспектирования лекции, углубить и расширить представления о сатире; познакомить учащихся с особенностями сказок: показать, как переплетаются “образы человеческие и звериные”.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к сказкам, произведения Салтыкова-Щедрина, мультфильм “Премудрый пескарь”, музыка Тома Барабаса.
Безжалостный сатирик, наводивший такой ужас
своим убийственным пером, имел и при жизни
репутацию человека, чья могучая личность так
же интересна, как и деятельность, а жизнь – одна
из благороднейших.
Степняк- Кравчинский
Изучение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Сказки. Обобщающий смысл сказок
Цель: ознакомить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя. Вызвать интерес к творчеству,
развивать навыки конспектирования лекции, углубить и расширить представления о сатире; познакомить
учащихся с особенностями сказок: показать, как переплетаются “образы человеческие и звериные”.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к сказкам, произведения СалтыковаЩедрина, мультфильм
“Премудрый пескарь”, музыка Тома Барабаса.
Безжалостный сатирик, наводивший такой ужас
своим убийственным пером, имел и при жизни
репутацию человека, чья могучая личность так
же интересна, как и деятельность, а жизнь – одна
из благороднейших.
Степняк Кравчинский
I. Сообщение темы, целей урока.
1. Слово учителя.
Ход урока
Имя М. Е. СалтыковаЩедрина вам уже знакомо. Сегодня вы узнаете о нём много нового. Узнаете, почему его
любимым писательским жанром были сказки.
Вам предлагается составить компактбиографию М. Е. СалтыковаЩедрина.
2. Продолжение слова учителя.
Не секрет, что сегодня СалтыковаЩедрина читают куда меньше, чем других классиков – его великих собратьев
по перу. Порою СалтыковаЩедрина принимают за писателя трудного, “запутанного”. Понять и почувствовать
СалтыковаЩедрина может только тот, кто всерьез, не наспех попробует его читать.
Личная жизнь СалтыковаЩедрина не богата занимательными сюжетами. Почти все его сознательные годы
были отданы писательству, сатирическому искусству.
Щедрин – это псевдоним. Подумайте, почему Щедрин?
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение о биографии СалтыковаЩедрина в процессе которого составляется компактбиография. Нельзя
постичь до конца творческую природу СалтыковаЩедрина, не узнав его истоков. “Леса горели, гнили на корню
и загромождались валежником и буреломом; …дороги не просыхали в самые сильные жары; деревни ютились
около самых помещичьих усадеб…” – так писал Салтыков в последнем своём, во многом автобиографическом
романе “Пошехонская старина”. “Мужицкая спина, горько добавлял он, с избытком вознаграждала за
отсутствие ценных угодий”.
В этом краю, в селе СпасУгол, в семье быстро богатевших помещиков Евграфа Васильевича и Ольги
Михайловны Салтыковых 15 января 1826 года родился сын Михаил. Ольга Михайловна разделила своих детей
на “любимчиков” и ”постылых”, Михаила не причисляла ни к тем, ни к другим. Старшие братья учились в казенных
московских заведениях, Михаила решено было образовывать “домашними средствами”.
Скажите, какие языки сначала заставили выучить Михаила?
К шести годам Михаил бойко говорил на немецком, французском, а только спустя год или два мог уже читать и
писать порусски. Едва узнав грамоту, мальчик пристрастился к чтению.
Как вы думаете, какая книга могла стать любимой? (Букварь, евангелие, сказки).
Однажды он накинулся на евангелие, затерявшееся гдето в связках старых учебников и календарей. Его
поразили новые мысли, новые слова, какие прежде не приходилось слышать. Тревожные ощущения вызывало
евангелие.1836 год – Ольга Михайловна сама привезла Михаила в Москву и определила в Дворянский институт, где был
привит вкус к российской словесности.
1838 год – Михаила и его товарища Ивана Павлова за “Отличнейшее поведение и по успехам в науках”
отправили на обучение в Царское село.
Какие представления о Лицее неразлучны с именем Пушкина?
В 1838 году всё очень изменилось. Лицей находился под присмотром военных чинов. Цель: “подготовить
чиновников”: был установлен жесткий режим. Читать чтото внепрограммное – выговор; за литературное
сочинительство – карцер. Свидание с карцером запечатлелись у Салтыкова на всю жизнь.
Михаил серьёзно увлёкся сочинительством, писал стихи, в основном, пародировал. На каждом курсе лицея
объявлялся очередной продолжатель Пушкина. На своём курсе таковым был Михаил Салтыков. Первым
стихотворением, которое будет опубликовано, будет “Лира”. Спустя время СалтыковЩедрин назовёт его
глупым.
В 1844 году – окончил Лицей. Его ждала обычная служба чиновника.
“Служил и писал, писал и служил вплоть до 1848 года в канцелярии военного министерства”, посещал “пятницы
на квартире Петрашевского”.
1847 год – напечатана повесть “Противоречия”.
1848 год – повесть “Запутанное дело” в журнале “Отечественные записки”.
Апрель 1848 года – арест и ссылка в Вятку. Позднее Салтыков найдёт много остроумных обозначений для
подобной ссылки: акклиматизация, жизнь в краях, куда Макар телят не гонял, или, наконец, вынужденная
поездка в места не столь отдалённые. Ссылка длилась почти 8 лет.
Во время “Вятского плена” создаёт теорию: “Можно находиться в самом центре известного дела и в то же время
не только отрицать, но даже практически подрывать его”. (22 года службы придерживался этой теории).
1856 год – неожиданное освобождение (генераладъютант П. П. Ланской , женатый на вдове Пушкина, Наталье
Николаевне, принял участие в судьбе Салтыкова, помог получить разрешение: “проживать и служить, где
пожелает”).
Летом 1856 года Михаил женится на дочери вицегубернатора Вятки Лизе Болтиной, переезжает в Петербург.
1857 год – в журнале “Современник” печатаются “Губернские очерки” под псевдонимом Н, Щедрин, которые
быстро стали известны всей России.
Как вы думаете, почему всётаки Щедрин?
(Учащиеся высказывают свои точки зрения).
( Щедринка – впадинка на лице после оспы. Много “щедринок“ видел писатель на теле России, которые хотел
искоренить.)
После возвращения из Вятки, СалтыковЩедрин служит в Министерстве внутренних дел.
1858 год – его назначают вицегубернатором в Рязань.
1860 год по 1862 – вицегубернатор Твери. (О нём идёт слава, как о чудаке, да ещё опасном и вредном, потому
что СалтыковЩедрин защищает интересы крестьян). Ктото, желая съязвить, называет его “вицеРобеспьером”
и “домашним Герценом”.
14 июня 1868 года в чине действительного статского советника ушёл в отставку.
С сентября 1868 года становится членом редакции журнала “Современник”.
Именно в эти годы определилась эзоповская манера письма.
Кто такой Эзоп?
Сам СалтыковЩедрин называл “эзоповский язык” “рабьей манерой писать”.
Дикий произвол начальства именуется “цивилизацией”, а “пощечина”, которая доставалась мужику от помещика
– “аплодисменты”.1869 – 1870 годах в “Отечественных записках” появляется роман “История одного города”. Город Глупов быстро
стал одним из самых известных на Руси городов.
1863 – 1874 годы – “Помпадуры и помпадурши”.
1884 год – Закрыты “Отечественные записки”, написан роман “Пошехонская старина”.
“Закрытие “Отечественных записок”произвело во всём моём существе нестерпимую боль… В будущее ещё не
заглядываю. Вижу, что связь моя с читателем порвана, а я, признаться, только и любил, что эту
полуотвлечённую персону, которая называется читателем”, так писал СалтыковЩедрин в мае 1884 года.
Гибель любимого детища произвела на писателя гнетущее впечатление, вызвала обострение болезни.
1882 – 1886 гг. СалтыковЩедрин работает над сказками.
Осенью 1887 года СалтыковЩедрин сказал о себе: “В 1868 году совсем оставил службу и исключительно
отдался литературе. Написал 22 названия книг. В настоящее время, одержимый жестоким недугом, ожидаю
смерти”.
В конце жизни СалтыковЩедрин обдумывал тему “забытых слов”: “Были, знаете, слова: ну, совесть, отечество,
человечество… другие там ещё. А теперь потрудитеська их поискать! Надо же напомнить…”.
Но не успел.
28 апреля (10 мая)1889 года СалтыковаЩедрина не стало. Через 2 недели после смерти поэт А. М.
Жемчужников посвятил его памяти строки, вдохновлённые ”забытыми словами”
Преемника тебе не видим мы пока.
Чей смех так зол? И чья душа так человечна?
О, пусть твоей души нам память будет вечна,
земля ж могильная костям твоим легка!
Ты, правдой прослужив весь век своей отчизне,
Уж смерти обречён, дыша уже едва,
Нам вспомнить завещал: средь пошлой нашей жизни,
Забытые слова.
Чтение компакт биографий, составленных учащимися.
III. Работа над сказками.
Сказки СалтыковаЩедрина.
1. Слово учителя.
Мастерство Щедринасатирика проверено самым строгим и беспристрастным критиком – временем. Его образы
вошли, как бы, в самый состав русского языка. (премудрые пескари, глуповцы, помпадуры и т. д. ). Нескончаемое
множество других щедринских образов превратились в нарицательные образысимволы. Сказки – это
возможность писателя говорить на запретные темы.
Язык сказок точен, ярок, образен, что позволяет понятно и ёмко донести до читателя “главные” мысли автора.
2. Словарная работа
Ирония – осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а
противоположное.
Сарказм – едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества.
Гротеск – предельно резкое преувеличение сочетания реального и фантастического, нарушение границ
правдоподобия.
Гипербола – чрезмерное преувеличение.
3. Беседа
Давайте вспомним русские народные сказки и определим, что общего в сказках СалтыковаЩедрина и
народных сказках? Каковы особенности сказок СалтыковаЩедрина? Анализ сказки “Премудрый пескарь” (Демонстрация
фрагментов из мультфильма “Премудрый пескарь”).
Как вы понимаете название сказки?
Каково значение слова “премудрый”?
Как жил пескарь?
Какие советы даёт своему сыну отецпескарь? (“гляди в оба…”).
Какая жизненная позиция пескаря?
Каков итог жизни пескаря?
Что за мысли “посещают” его перед смертью?
Почему писатель прибегает к иносказанию в этой сказке?
(Записать выводы в тетради).
О чём предупреждает писатель читателей?
Есть ли смысл в такой жизни?
Беседа по содержанию сказки “Пропала совесть”.
В сказке “Пропала совесть” действуют не животные, а люди.
Что происходит с людьми, когда пропала совесть?
Почему все, к кому попадала совесть, стремились избавиться от неё? (Зачитать отрывки из текста).
С какой просьбой обращается совесть к последнему своему содержателю?
Зачитайте последний абзац сказки. На что надеется автор?
Выводы.
Сам СалтыковЩедрин подчас скромно оценивал свою роль в литературе. “Писания мои, размышлял он, до
такой степени проникнуты современностью, что ежели и можно думать, что они будут иметь какуюнибудь
ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности”.
Сатирические типы писателя пережили свою эпоху.
Знакомство с личностью СалтыковаЩедрина мы закончим чтением отрывков рассказа А. И. Куприна “Исполины”
(на фоне музыки Тома Барабаса).
Учитель гимназии Костыка, возвратившись в рождественский вечер домой, решил устроить экзамен классикам
литературы (“… Портреты великих русских писателей, приобретённые им когдато давнымдавно…”).
И ему вдруг показалось, что по лицам этих исполинов, от глаз к глазам, быстро пробегают, точно летучие
молнии, страшные искры насмешки и презрения.
Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами,
глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку.
Сползший плед покрывал его плечи.
– Ваше превосходительство... – залепетал Костыка и весь холодно и мокро задрожал.
И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо:
– Раб, предатель и...
И затем пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное, скверное слово, которое великий человек если
и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему
глаза, озвездило его зрачки молниями...
Использованная литература1. М. Е. СалтыковЩедрин в воспоминаниях современников. В 2х томах. Т. 1. Воспоминания собрал,
подготовил к печати С. А. Макашин. М. “Худож. Лит.” 1975. С. 408. Серия литературных мемуаров.
2. М. Е. СалтыковЩедрин “Господа Головлёвы”: Роман; Сказки. М. “Худож. Лит.”, 1985 463с.
3. Акусаев Е. И, Прозоров В. В. “Михаил Евграфович СалтыковЩедрин. Биография писателя. Пособие для
учащихся”. Л. “Просвещение”, 1977г.
4. Раевская Н. С, Михайленко Т. Н. Литература 10 класс. Планыконспекты уроков. Издательство “Ранок”.
Харьков, 2003 г., 304 с.
5. Куприн А. И. Собрание сочинений в 9ти томах. Том 4. М. Худ. Лит, 1971г, с. 393 397.