Изучение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки. Обобщающий смысл сказок

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: ознакомить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя. Вызвать интерес к творчеству, развивать навыки конспектирования лекции, углубить и расширить представления о сатире; познакомить учащихся с особенностями сказок: показать, как переплетаются “образы человеческие и звериные”. Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к сказкам, произведения Салтыкова-Щедрина, мультфильм “Премудрый пескарь”, музыка Тома Барабаса. Безжалостный сатирик, наводивший такой ужас своим убийственным пером, имел и при жизни репутацию человека, чья могучая личность так же интересна, как и деятельность, а жизнь – одна из благороднейших. Степняк- Кравчинский
Иконка файла материала Изучение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина..doc
Изучение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки. Обобщающий смысл сказок Цель: ознакомить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя. Вызвать интерес к творчеству,  развивать навыки конспектирования лекции, углубить и расширить представления о сатире; познакомить  учащихся с особенностями сказок: показать, как переплетаются “образы человеческие и звериные”. Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к сказкам, произведения Салтыкова­Щедрина, мультфильм  “Премудрый пескарь”, музыка Тома Барабаса. Безжалостный сатирик, наводивший такой ужас  своим убийственным пером, имел и при жизни  репутацию человека, чья могучая личность так  же интересна, как и деятельность, а жизнь – одна  из благороднейших. Степняк­ Кравчинский I. Сообщение темы, целей урока. 1. Слово учителя. Ход урока Имя М. Е. Салтыкова­Щедрина вам уже знакомо. Сегодня вы узнаете о нём много нового. Узнаете, почему его  любимым писательским жанром были сказки. Вам предлагается составить компакт­биографию М. Е. Салтыкова­Щедрина. 2. Продолжение слова учителя. Не секрет, что сегодня Салтыкова­Щедрина читают куда меньше, чем других классиков – его великих собратьев  по перу. Порою Салтыкова­Щедрина принимают за писателя трудного, “запутанного”. Понять и почувствовать  Салтыкова­Щедрина может только тот, кто всерьез, не наспех попробует его читать. Личная жизнь Салтыкова­Щедрина не богата занимательными сюжетами. Почти все его сознательные годы  были отданы писательству, сатирическому искусству. Щедрин – это псевдоним. Подумайте, почему Щедрин? II. Изучение нового материала. 1. Сообщение о биографии Салтыкова­Щедрина в процессе которого составляется компакт­биография. Нельзя  постичь до конца творческую природу  Салтыкова­Щедрина, не узнав его истоков. “Леса горели, гнили на корню  и загромождались валежником и буреломом; …дороги не просыхали в самые сильные жары; деревни ютились  около самых помещичьих усадеб…” – так писал Салтыков в последнем своём, во многом автобиографическом  романе “Пошехонская старина”. “Мужицкая спина, ­ горько добавлял он, ­ с избытком вознаграждала за  отсутствие ценных угодий”. В этом краю, в селе Спас­Угол, в семье быстро богатевших помещиков Евграфа Васильевича и Ольги  Михайловны Салтыковых 15 января 1826 года родился сын Михаил. Ольга Михайловна разделила своих детей  на “любимчиков” и ”постылых”, Михаила не причисляла ни к тем, ни к другим. Старшие братья учились в казенных московских заведениях, Михаила решено было образовывать “домашними средствами”. ­ Скажите, какие языки сначала заставили выучить Михаила? К шести годам Михаил бойко говорил на немецком, французском, а только спустя год или два мог уже читать и  писать по­русски. Едва узнав грамоту, мальчик пристрастился к чтению. ­ Как вы думаете, какая книга могла стать любимой? (Букварь, евангелие, сказки). Однажды он накинулся на евангелие, затерявшееся где­то в связках старых учебников и календарей. Его  поразили новые мысли, новые слова, какие прежде не приходилось слышать. Тревожные ощущения вызывало  евангелие.1836 год – Ольга Михайловна сама привезла Михаила в Москву и определила в Дворянский институт, где был  привит вкус к российской словесности. 1838 год – Михаила и его товарища Ивана Павлова за “Отличнейшее поведение и по успехам в науках”  отправили на обучение в Царское село. ­ Какие представления о Лицее неразлучны с именем Пушкина? В 1838 году всё очень изменилось. Лицей находился под присмотром военных чинов. Цель: “подготовить  чиновников”: был установлен жесткий режим. Читать что­то внепрограммное – выговор; за литературное  сочинительство – карцер. Свидание с карцером запечатлелись у Салтыкова на всю жизнь. Михаил серьёзно увлёкся сочинительством, писал стихи, в основном, пародировал. На каждом курсе лицея  объявлялся очередной продолжатель Пушкина. На своём курсе таковым был Михаил Салтыков. Первым  стихотворением, которое будет опубликовано, будет “Лира”. Спустя время Салтыков­Щедрин назовёт его  глупым. В 1844 году – окончил Лицей. Его ждала обычная служба чиновника. “Служил и писал, писал и служил вплоть до 1848 года в канцелярии военного министерства”, посещал “пятницы  на квартире Петрашевского”. 1847 год – напечатана повесть “Противоречия”. 1848 год – повесть “Запутанное дело” в журнале “Отечественные записки”. Апрель 1848 года – арест и ссылка в Вятку. Позднее Салтыков найдёт много остроумных обозначений для  подобной ссылки: акклиматизация, жизнь в краях, куда Макар телят не гонял, или, наконец, вынужденная  поездка в места не столь отдалённые. Ссылка длилась почти 8 лет. Во время “Вятского плена” создаёт теорию: “Можно находиться в самом центре известного дела и в то же время  не только отрицать, но даже практически подрывать его”. (22 года службы придерживался этой теории). 1856 год – неожиданное освобождение (генерал­адъютант П. П. Ланской , женатый на вдове Пушкина, Наталье  Николаевне, принял участие в судьбе Салтыкова, помог получить разрешение: “проживать и служить, где  пожелает”). Летом 1856 года Михаил женится на дочери вице­губернатора Вятки Лизе Болтиной, переезжает в Петербург. 1857 год – в журнале “Современник” печатаются “Губернские очерки” под псевдонимом Н, Щедрин, которые  быстро стали известны всей России. ­ Как вы думаете, почему всё­таки Щедрин? (Учащиеся высказывают свои точки зрения). (­ Щедринка – впадинка на лице после оспы. Много “щедринок“ видел писатель на теле России, которые хотел  искоренить.) После возвращения из Вятки, Салтыков­Щедрин служит в Министерстве внутренних дел. 1858 год – его назначают вице­губернатором в Рязань. 1860 год по 1862 – вице­губернатор Твери. (О нём идёт слава, как о чудаке, да ещё опасном и вредном, потому  что Салтыков­Щедрин защищает интересы крестьян). Кто­то, желая съязвить, называет его “вице­Робеспьером”  и “домашним Герценом”. 14 июня 1868 года в чине действительного статского советника ушёл в отставку. С сентября 1868 года становится членом редакции журнала “Современник”. Именно в эти годы определилась эзоповская манера письма. ­ Кто такой Эзоп? Сам Салтыков­Щедрин называл “эзоповский язык” ­ “рабьей манерой писать”. Дикий произвол начальства именуется “цивилизацией”, а “пощечина”, которая доставалась мужику от помещика  – “аплодисменты”.1869 – 1870 годах в “Отечественных записках” появляется роман “История одного города”. Город Глупов быстро  стал одним из самых известных на Руси городов. 1863 – 1874 годы – “Помпадуры и помпадурши”. 1884 год – Закрыты “Отечественные записки”, написан роман “Пошехонская старина”. “Закрытие “Отечественных записок”произвело во всём моём существе нестерпимую боль… В будущее ещё не  заглядываю. Вижу, что связь моя с читателем порвана, а я, признаться, только и любил, что эту  полуотвлечённую персону, которая называется читателем”, ­ так писал Салтыков­Щедрин в мае 1884 года. Гибель любимого детища произвела на писателя гнетущее впечатление, вызвала обострение болезни. 1882 – 1886 гг. Салтыков­Щедрин работает над сказками. Осенью 1887 года Салтыков­Щедрин сказал о себе: “В 1868 году совсем оставил службу и исключительно  отдался литературе. Написал 22 названия книг. В настоящее время, одержимый жестоким недугом, ожидаю  смерти”. В конце жизни Салтыков­Щедрин обдумывал тему “забытых слов”: “Были, знаете, слова: ну, совесть, отечество,  человечество… другие там ещё. А теперь потрудитесь­ка их поискать! Надо же напомнить…”. Но не успел. 28 апреля (10 мая)1889 года Салтыкова­Щедрина не стало. Через 2 недели после смерти поэт А. М.  Жемчужников посвятил его памяти строки, вдохновлённые ”забытыми словами” Преемника тебе не видим мы пока. Чей смех так зол? И чья душа так человечна? О, пусть твоей души нам память будет вечна, земля ж могильная костям твоим легка! Ты, правдой прослужив весь век своей отчизне, Уж смерти обречён, дыша уже едва, Нам вспомнить завещал: средь пошлой нашей жизни, Забытые слова. Чтение компакт биографий, составленных учащимися. III. Работа над сказками. Сказки Салтыкова­Щедрина. 1. Слово учителя. Мастерство Щедрина­сатирика проверено самым строгим и беспристрастным критиком – временем. Его образы  вошли, как бы, в самый состав русского языка. (премудрые пескари, глуповцы, помпадуры и т. д. ). Нескончаемое  множество других щедринских образов превратились в нарицательные образы­символы. Сказки – это  возможность писателя говорить на запретные темы. Язык сказок точен, ярок, образен, что позволяет понятно и ёмко донести до читателя “главные” мысли автора. 2. Словарная работа Ирония – осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а  противоположное. Сарказм – едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества. Гротеск – предельно резкое преувеличение сочетания реального и фантастического, нарушение границ  правдоподобия. Гипербола – чрезмерное преувеличение. 3. Беседа ­ Давайте вспомним русские народные сказки и определим, что общего в сказках Салтыкова­Щедрина и  народных сказках?­ Каковы особенности сказок Салтыкова­Щедрина? Анализ сказки “Премудрый пескарь” (Демонстрация  фрагментов из мультфильма “Премудрый пескарь”). ­ Как вы понимаете название сказки? ­ Каково значение слова “премудрый”? ­ Как жил пескарь? ­ Какие советы даёт своему сыну отец­пескарь? (“гляди в оба…”). ­ Какая жизненная позиция пескаря? ­ Каков итог жизни пескаря? ­ Что за мысли “посещают” его перед смертью? ­ Почему писатель прибегает к иносказанию в этой сказке? (Записать выводы в тетради). ­ О чём предупреждает писатель читателей? ­ Есть ли смысл в такой жизни? Беседа по содержанию сказки “Пропала совесть”. В сказке “Пропала совесть” действуют не животные, а люди. ­ Что происходит с людьми, когда пропала совесть? ­ Почему все, к кому попадала совесть, стремились избавиться от неё? (Зачитать отрывки из текста). ­ С какой просьбой обращается совесть к последнему своему содержателю? ­ Зачитайте последний абзац сказки. На что надеется автор? Выводы. Сам Салтыков­Щедрин подчас скромно оценивал свою роль в литературе. “Писания мои, ­ размышлял он, ­ до  такой степени проникнуты современностью, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую­нибудь  ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности”. Сатирические типы писателя пережили свою эпоху. Знакомство с личностью Салтыкова­Щедрина мы закончим чтением отрывков рассказа А. И. Куприна “Исполины” (на фоне музыки Тома Барабаса). Учитель гимназии Костыка, возвратившись в рождественский вечер домой, решил устроить экзамен классикам  литературы (“… Портреты великих русских писателей, приобретённые им когда­то давным­давно…”). И ему вдруг показалось, что по лицам этих исполинов, от глаз к глазам, быстро пробегают, точно летучие  молнии, страшные искры насмешки и презрения. Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами,­­  глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку.  Сползший плед покрывал его плечи. – Ваше превосходительство... – залепетал Костыка и весь холодно и мокро задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: – Раб, предатель и... И затем пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное, скверное слово, которое великий человек если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему  глаза, озвездило его зрачки молниями... Использованная литература1. М. Е. Салтыков­Щедрин в воспоминаниях современников. В 2­х томах. Т. 1. Воспоминания собрал,  подготовил к печати С. А. Макашин. М. “Худож. Лит.” 1975. С. 408. Серия литературных мемуаров. 2. М. Е. Салтыков­Щедрин “Господа Головлёвы”: Роман; Сказки. М. “Худож. Лит.”, 1985 463с. 3. Акусаев Е. И, Прозоров В. В. “Михаил Евграфович Салтыков­Щедрин. Биография писателя. Пособие для  учащихся”. Л. “Просвещение”, 1977г. 4. Раевская Н. С, Михайленко Т. Н. Литература 10 класс. Планы­конспекты уроков. Издательство “Ранок”.  Харьков, 2003 г., 304 с. 5. Куприн А. И. Собрание сочинений в 9­ти томах. Том 4. М. Худ. Лит, 1971г, с. 393­ 397.

Посмотрите также