Тропа к Пушкину
Постичь художественный мир поэмы “Медный всадник”, одного из самых загадочных произведений А.С. Пушкина, непросто. Особенно неискушённому читателю – семикласснику. Ведь в этой поэме слились воедино философские, социальные, исторические и лирические мотивы, воплотившие представления поэта о мире и человеке.
Поэтому изучению знаменитой “Петербургской повести” предшествовали пушкинские уроки, вводящие учащихся в мир поэта. Учащиеся уже знали кое-что о личности Петра Первого в восприятии Пушкина (и по родословной поэта, и по истории ненапечатанного при жизни “Медного всадника”, и из серии удивительных фактов, хотя бы таких: роковым образом совпало – Пушкин и Пётр I умирали в муках в одни и те же январские дни; правда, эти даты разделяло 113 лет).
Погружение в мир пушкинских строк
Новый урок начинается погружением в текст вступления в поэму прослушиванием его по аудиохрестоматии. Слуховые образы сопровождают зрительные – иллюстрация гравюры на дереве художника Ф. Д. Константинова
Изучение вступления в поэму А.С. Пушкина «Медный
всадник» в 7-м классе
Тропа к Пушкину
Постичь художественный мир поэмы “Медный всадник”, одного из самых загадочных произведений А.С.
Пушкина, непросто. Особенно неискушённому читателю – семикласснику. Ведь в этой поэме слились воедино
философские, социальные, исторические и лирические мотивы, воплотившие представления поэта о мире и
человеке.
Поэтому изучению знаменитой “Петербургской повести” предшествовали пушкинские уроки, вводящие учащихся
в мир поэта. Учащиеся уже знали коечто о личности Петра Первого в восприятии Пушкина (и по родословной
поэта, и по истории ненапечатанного при жизни “Медного всадника”, и из серии удивительных фактов, хотя бы
таких: роковым образом совпало – Пушкин и Пётр I умирали в муках в одни и те же январские дни; правда, эти
даты разделяло 113 лет).
Погружение в мир пушкинских строк
Новый урок начинается погружением в текст вступления в поэму прослушиванием его по аудиохрестоматии.
Слуховые образы сопровождают зрительные – иллюстрация гравюры на дереве художника Ф. Д.
Константинова.
Мотив таинственности, загадочности поэмы интригует семиклассников, пробуждаются любопытство, интерес,
стремление увидеть и понять, в чём же таинственность пушкинского творения. Актёрское исполнение
вступления поэмы, экспрессивные графические образы представляют поэтическое произведение на высокой
эмоциональноэстетической ноте, настраивают учащихся на серьёзное, проникновенное собственное прочтение.
Ещё один важный момент – работа над выразительным чтением. Учащимся предлагается упражнение,
демонстрирующее, как каждая “мелочь” тон и высота голоса, пауза, логическое ударение – может в корне
изменить смысловое восприятие текста. Произнесём одну и ту же строчку с разным ударным словом:
Здесь будет город заложён.
Здесь будет город заложён.
Здесь будет город заложён.
Здесь будет город заложён.
Учащиеся сами комментируют прозвучавшие варианты и убеждаются в том, что возможна различная
интерпретация поэтического текста. Значит, для подготовки выразительного чтения необходимы
предварительное изучение текста, выявление его глубинного смысла, проникновение в его художественную
структуру.
Зрительные образы
Обратимся к вступительным строкам “Медного всадника”. Попросим семиклассников описать своими словами,
что они “увидели”, какие зрительные образы запечатлелись в их памяти во время и после прочтения.
Устные миниатюрызарисовки, предлагаемые учащимися, разные по качеству. Они зависят от цепкости памяти,
от внимания, словарного запаса школьников, от их умения логически выстроить свой монолог.Но хорошо, что
первое, запомнившееся в с е м отвечающим, человек. Это стоит подчеркнуть и учителю: объектом внимания
классики всегда остаётся человек. И у Пушкина есть замечательный афоризм на этот счёт:
Вращается весь мир вкруг человека!
Цветовая палитра
Следующее задание: выписать из первых “пейзажных” строк поэмы эпитеты. Семиклассники выделяют
слова: пустынные, бедный, одиноко, мшистый, убогий, топкий. Обобщение не представляет сложности. Пейзаж
унылый. Преобладают тёмные тона. Дикая, необжитая природа. Обрисована она мрачными красками, не
вызывает радости. В ней нет света, а есть туман “спрятанного солнца”.
Сравним своё видение и видение художника. Рассмотрим иллюстрацию к “Медному всаднику” исторического
живописца Евгения Евгеньевича Лансере “На берегу пустынных волн”.Что совпало с вашим описанием? Крупная фигура человека. Ядовитозелёные, тёмносиние, с примесью чёрного
и болотного, цвета. Обглоданный, чахлый пейзаж.
Словесные образы
По сравнению с живописными средствами слово имеет свои изобразительные возможности. Конечно, если его
чувствовать. Проверим.
Есть ли в этом пушкинском отрывке движение? спрашиваю у ребят.
Чаще в ответ звучит скоропалительное “нет”: “человек стоит в задумчивости”.
Так, значит, нет движения? А если внимательно проанализировать текст, найти и выписать из текста первой
строфы глаголы?
Этого толчка оказывается достаточно.
Неслась...
Стремился...
Виднелись (Взгляд скользит тут и там)...
И вот уже ученики не просто ощущают буйство стихии, но и становятся способными говорить о глубинной
динамике. Звучат самые чуткие наблюдения: топкий берег – значит “подвижный”, “засасывающий”.
(Замечательное предчувствие внутренней коллизии поэмы в целом!)
Почти библейские вывода: “В начале было Слово”
Особенно радует, что ученики подмечают такую важную деталь: сам человек стоит, но взгляд
его перемещается с одного предмета на другой. Углубляем смысл подмеченного учениками: движется мысль
человека, а она облекается в слова.
Это духовное движение.
Из противодействия природному запустению, от рождения и воплощения человеческих замыслов начинается
одно из величайших дел россиян. Какое?
Строительство городапорта, смело говорят ученики.
Обращаем внимание на то, что Пушкин не даёт в романе описания трудов строительства, зато слагает гимн
результатам труда:
...юный град...
Вознёсся пышно, горделиво...
Вознёсся... Какой простор для поэтических фантазий оставляет это слово! Устремился прочь от неуютной
земли? Воспрянул над ней? Вознёсся к небесам, к Богу?..
Загадка слова “ОН”
Итак, на берегу пустынных волн стоит Человек. Кто он?
Естественно, Пётр Первый.
Великолепно! Вот так – сразу, не сомневаясь! И абсолютно точно! А как вы узнали? Где впервые в тексте
поэмы прозвучало это имя?
Поисковое перечитывание вступления. Отмечаем, что собственным именем своего героя Пушкин прямо нигде не
назвал. Это имя звучит только в приложении к городу: Петра творенье, град Петров. Оформляем в более чёткие
рамки таящую глубокий воспитательный заряд мысль о том, как это замечательно, когда личность человека
узнаваема по его делам, которыми он прочно вошёл в память потомков и узнаваем моментально.
Даём дополнительную информацию к размышлению. Пушкинист С. М. Бонди, исследовавший черновой автограф
поэта, пронаблюдал, как долго искал Пушкин слова и строки первой строфы “Медного всадника”, прежде чем
нашёл удовлетворявшие его:
Стоял глубокой думы полн.Зачёркивает.
Стоял, задумавшись глубоко.
Пушкин продолжает искать:
Великий муж
Великий Пётр
Великий царь
Однажды царь...
Всё не то. Наконец!
Стоял ОН(!)
Слово найдено. Поэт предпочёл местоимение он. Почему?
Предоставим ученикам возможность высказаться на этот счёт. Первое предположение семиклассников таково:
Пушкин хочет заинтересовать читателей, чтобы они продолжили чтение поэмы и сами нашли в ней ответ.
Что же! Такая версия имеет право на существование. Однако задумаемся: автор поэмы – известнейший поэт, к
каждому слову которого прислушиваются и друзья, и враги. Так стоит ли ему интриговать читателей, чтобы
привлечь к своему творению?
Тогда, говорят ученики, возможно, поэт хотел подчеркнуть неординарность личности Петра I, показать, что
он узнаваем сразу...
Или, добавляют другие ребята, Пушкин не хочет, чтобы это великое имя произносилось всеми, особенно
недостойными людьми...
Последняя версия интересна тем, что выводит нас к понятию “табу”, запрете, как было, например, в
первозданных религиях: о значимом и святом не должно поминать всуе, т. е. зря, понапрасну.
Коллективное обсуждение предположений о том, почему Пушкин не называет имени героя во вступительной
части своей поэмы и заменяет его местоимением он, подводит нас к необходимости продолжить анализ текста,
поискать в нём какието другие, тоже важные детали.
Почти символические обобщения
Обратим внимание на то, что Пушкин не именует и берег, на котором стоит его герой.
Уже упомянутый С. М. Бонди отмечал, что у поэта было два черновых варианта:
Однажды близ Балт[йских] волн
и
На берегу Варяжских волн...
Поэт отверг оба этих варианта, заменив их образной строкой:
На берегу пустынных волн...
И здесь, как мы видим, Пушкин отказался конкретизировать изображаемое, именовать его. Почему? С какой
целью?
Учащиеся поначалу не могут ответить на этот вопрос. Но они почувствовали его значимость, задумались над
ним. А это значит, что ответ, пусть в чёмто подсказанный учителем, будет воспринят ими осознанно и глубоко.
Суть в том, что Пушкин ставит проблему шире, масштабнее. Исключение частностей делает заявку на
глобальный характер противостояния: ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. Проблема концентрируется до символических
обобщений.
Великий замысел
Посмотрим, в каком контексте употреблено в поэме слово природа.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Фразаутверждение? А может быть, скрытый парадокс?
Произнесём эти строки с вопросительной интонацией. Задумаемся: действительно ли природа благоприятствует
человеку в достижении намеченной цели? Найдём ответ в тексте. Нет, природа здесь неблагосклонна к человеку. Ногою твёрдой стать на топком, мшистом, болотистомберегу
трудно, быстро соображают ученики.
Последуем дальше. Пушкин называет думы Петра великими. Обратим внимание на значимость именно этого
слова для автора
поэмы. Его он тоже долго искал. Были варианты:
Стоял, задумавшись глубоко
Стоял, глубокой думы полн,
но найдено: “дум великих”!
Что же это за великие думы?
Мысль “грозить шведу”, говорят ученики и тут же задумываются: великие думы както не очень сочетаются со
словом грозить. Размышляя, вместе с учителем, приходят к выводу: “агрессивный” настрой в этих думах – скорее
вынужденная необходимость самоутвердиться молодой стране, которая долгое время была как бы отторгнута от
сообщества передовых европейских государств.
“Назло соседу” тоже как будто неблаговидная цель, подмечают семиклассники.
Но ведь это соперничество, вынужденное притеснениями соседних государств, комментирует учитель.
Наконец главный ответ найден:
Построить город – вот какая великая дума.
Конечно же, в созидательной деятельности Петра I, по Пушкину, главное его величие.
В Европу прорубить окно! тоже великая цель, продолжают размышлять ученики. Ведь это даст возможность
России вести торговлю со многими странами, расширять свои культурные связи.
Верно, подтверждает учитель. Расширение торговых и культурных связей – прогрессивная задача, решённая
Петром I. А какова итоговая цель его замыслов?
Отвечая на последний вопрос, ученики называют многое, в том числе и повторяя уже сказанное: потеснить
шведов, захвативших было издревле славянские земли; построить городпорт; цивилизовать суровую природу...
Но при этом ребята упускают очень важную деталь:
И запируем на просторе.
А пируют когда? – вопросподсказка учителя.
Когда нет войны...
Когда мир и согласие...
Когда кончены труды...
Когда рядом соратники...
Подводим итог: главная цель, суть замыслов Петра I – гуманная и человечная: достижение всеобщего
благополучия страны.
На кого же государь возлагает планы осуществления своих великих дум? – спрашивает учитель. Если в ответе
учеников не звучит слово народ, то подводим их к этому, обратив внимание на то, что нигде в монологах царя не
употреблено местоимение я, а везде – мы, нам, за которыми стоит собирательный образ народа, россиян.
Предложим учащимся подыскать смысловой синоним словосочетанию великие думы.
Патриотизм, говорят ученики и поясняют. Это думы о стране, о её движении вперёд, самоутверждении,
благоустройстве. Пётр Великий верит в Россию, в её народ.
В дополнение неожиданно в классе звучат строки из оды Ломоносова:
Может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Так одна из учениц открыла для себя перекличку двух великих россиянпатриотов.
Гимн человекуподвижникуМы, собственно, уже даём характеристику Петра I. Ученики, аргументируя свои ответы ссылками на текст
пушкинской поэмы, отмечают петровскую смелость, дерзость, гордость, решительность, уверенность. Например,
один из ученических аргументов: все думы Петра I облечены в утвердительную (!), а не в сомнительную форму.
Он словно всё видит наперёд.
Поощряя углубление учащихся в текст поэмы, продолжим работу над ключевой лексикой: поговорим о
семантической ёмкости одного пушкинского слова:
И вдаль глядел...
В какую даль? Как в поэме обозначен круг видения государя – пространством или временем?
Он глядел в необъятную даль пустующего берега, свободного для дел пространства, отвечают ученики. Но
здесь есть и другой смысл, более важный и глубокий. Он глядел на сто лет вперёд, видел этот город,
поднявшийся “из топи блат”.
Попробуем здесь сместить акцент восприятия образа Петра I, чтобы проложить “мостик” к пониманию
следующих частей поэмы – “петербургских”. О них мы будем говорить подробнее в старших классах.
Итак, демонстрируется одна из лучших работ А. Н. Бенуа – иллюстрация “За ним повсюду всадник медный...”
Подумаем над вопросами: почему же величественный образ государя претерпевает в “петербургской” части
поэмы столь разительные перемены, превращается в бездушного преследователя простого человека,
становится “злым роком” для тех, во имя кого, вроде бы, и претворялись в жизнь его великие замыслы? Всё ли
берётся Петром I в расчёт? Кто более гуманен и прозорлив: поэт или царь Пётр?
В результате коллективного обсуждения направляемые учителем учащиеся приходят к выводу: государём не
берутся в расчёт судьбы “маленьких людей”, строителей и обитателей города. Их протест карается и
пресекается грозно. Беды “маленького человека”, такого как Евгений, не примечаются. А вот у автора поэмы –
иное отношение к “маленькому человеку”. Автор жалеет его, сочувствует и сострадает ему:
Но бедный, бедный мой Евгений...
Теперь, в “петербургской” части поэмы, поэт вместе со своим героем Евгением называет Петра I кумиром на
бронзовом коне, истуканом, строителем чудотворным (со злой иронией), в котором уже трудно увидеть
собственно человеческое, подлинно человечное. Хотя вначале, как мы говорили, замыслы были великими, так
как несли в себе гуманную идею благоденствие страны, российского народа... Противоречие? Ещё одна
загадка? Её предстоит раскрыть при нашем новом обращении к поэме в старшей школе.
А пока, вернувшись вновь ко вступлению “Медного всадника”, ещё раз подчеркнём – перед нами Пётр I – царь
России, царь природы. И это здесь истина, а не преувеличение.
Поэтическая ода городу на Неве
Перечитаем строфу “Прошло сто лет...”. Попросим учеников выписать эпитеты с определяемыми словами и
проследить, как изменяется цветовая гамма по сравнению с первой строфой поэмы. Здесь краски насыщенные,
свежие.
Обратим внимание на словоупотребление: церковнославянизмы, старорусская форма слов. Высокий слог.
Торжественные сравнения – например, порфироносная вдова. Внимание объектам государственно значимым. К
какому жанру отнесём эту художественную зарисовку?
Это одический слог, догадываются семиклассники.
Верно! подтверждает учитель. Это высокая поэтическая ода городу, который вызывает восхищение у автора.
Лейтмотив пушкинского мирочувствования
Обратимся к третьей строфе вступления. Что изменилось теперь в способе отображения действительности?
Стоит помочь ученикам определиться с ответом.
Если предыдущая зарисовка была очень “материальная”, зримая, реалистичная, то здесь поэт уходит в мир
собственных чувств, эмоций, переживаний виденного. Здесь всё очень личное, начиная от первого слова –
люблю. Чувство любви – лейтмотив пушкинского мировосприятия. Словарь языка Пушкина зафиксировал
употребление этого слова 630 раз! И в третьей строфе “Медного всадника” пушкинской любовью, восторгом
обласкано всё увиденное. Берёт верх уже зазвучавшее вначале чувство Красоты. Красоты подмеченной и
возвеличенной.Ребята подхватывают: поэт видит эту красоту даже в узоре чугунных оград. В его “подаче” течение реки
становится державным течением. Подчёркиваем, что эта красота “тяжеловесная”, сооружённая на века: чугун,
гранит. Но рядом и “задумчивые ночи”, “блеск безлунный”, “прозрачный сумрак”. Душевное, субъективное
состояние автора – доминанта. А это и есть явление лирики.
Нераскрытые тайны
Мы едва прикоснулись к тайнам самой загадочной поэмы Пушкина. В основном – только её первой, “петровской”
части. А сколько этих тайн таится во второй, “петербургской”! За именем Евгения... За грозным зрелищем
ожившего Медного Всадника (прообраз – статуя работы Фальконе с “дарственной” надписью от Екатерины)...
За прижатой к больному сердцу рукой бунтаря... За его безумиямипрозрениями... За шёпотом угрозы... Эти
тайны учащимся ещё предстоит разгадывать – на будущих уроках и, возможно, позднее, в их взрослой
читательской жизни.
Литература
1..Архангельский А. Н. Стихотворная повесть А. С. Пушкина “Медный всадник”. М.: Высшая школа, 1990 – 95 с.
2.Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М.: Худ. лит., 1983 476 с.