Изучение вступления в поэму А.С. Пушкина «Медный всадник» в 7-м классе

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тропа к Пушкину Постичь художественный мир поэмы “Медный всадник”, одного из самых загадочных произведений А.С. Пушкина, непросто. Особенно неискушённому читателю – семикласснику. Ведь в этой поэме слились воедино философские, социальные, исторические и лирические мотивы, воплотившие представления поэта о мире и человеке. Поэтому изучению знаменитой “Петербургской повести” предшествовали пушкинские уроки, вводящие учащихся в мир поэта. Учащиеся уже знали кое-что о личности Петра Первого в восприятии Пушкина (и по родословной поэта, и по истории ненапечатанного при жизни “Медного всадника”, и из серии удивительных фактов, хотя бы таких: роковым образом совпало – Пушкин и Пётр I умирали в муках в одни и те же январские дни; правда, эти даты разделяло 113 лет). Погружение в мир пушкинских строк Новый урок начинается погружением в текст вступления в поэму прослушиванием его по аудиохрестоматии. Слуховые образы сопровождают зрительные – иллюстрация гравюры на дереве художника Ф. Д. Константинова
Иконка файла материала Изучение вступления в поэму А.С. Пушкина.doc
Изучение вступления в поэму А.С. Пушкина «Медный всадник» в 7-м классе Тропа к Пушкину Постичь художественный мир поэмы “Медный всадник”, одного из самых загадочных произведений А.С.  Пушкина, непросто. Особенно неискушённому читателю – семикласснику. Ведь в этой поэме слились воедино  философские, социальные, исторические и лирические мотивы, воплотившие представления поэта о мире и  человеке. Поэтому изучению знаменитой “Петербургской повести” предшествовали пушкинские уроки, вводящие учащихся  в мир поэта. Учащиеся уже знали кое­что о личности Петра Первого в восприятии Пушкина (и по родословной  поэта, и по истории ненапечатанного при жизни “Медного всадника”, и из серии удивительных фактов, хотя бы  таких: роковым образом совпало – Пушкин и Пётр I умирали в муках в одни и те же январские дни; правда, эти  даты разделяло 113 лет). Погружение в мир пушкинских строк Новый урок начинается погружением в текст вступления в поэму прослушиванием его по аудиохрестоматии.  Слуховые образы сопровождают зрительные – иллюстрация гравюры на дереве художника Ф. Д.  Константинова. Мотив таинственности, загадочности поэмы интригует семиклассников, пробуждаются любопытство, интерес,  стремление увидеть и понять, в чём же таинственность пушкинского творения. Актёрское исполнение  вступления поэмы, экспрессивные графические образы представляют поэтическое произведение на высокой  эмоционально­эстетической ноте, настраивают учащихся на серьёзное, проникновенное собственное прочтение. Ещё один важный момент – работа над выразительным чтением. Учащимся предлагается упражнение,  демонстрирующее, как каждая “мелочь” ­ тон и высота голоса, пауза, логическое ударение – может в корне  изменить смысловое восприятие текста. Произнесём одну и ту же строчку с разным ударным словом: Здесь будет город заложён. Здесь будет город заложён. Здесь будет город заложён. Здесь будет город заложён. Учащиеся сами комментируют прозвучавшие варианты и убеждаются в том, что возможна различная  интерпретация поэтического текста. Значит, для подготовки выразительного чтения необходимы  предварительное изучение текста, выявление его глубинного смысла, проникновение в его художественную  структуру. Зрительные образы Обратимся к вступительным строкам “Медного всадника”. Попросим семиклассников описать своими словами,  что они “увидели”, какие зрительные образы запечатлелись в их памяти во время и после прочтения. Устные миниатюры­зарисовки, предлагаемые учащимися, ­ разные по качеству. Они зависят от цепкости памяти,  от внимания, словарного запаса школьников, от их умения логически выстроить свой монолог.Но хорошо, что  первое, запомнившееся в с е м отвечающим,­ человек. Это стоит подчеркнуть и учителю: объектом внимания  классики всегда остаётся человек. И у Пушкина есть замечательный афоризм на этот счёт: Вращается весь мир вкруг человека! Цветовая палитра Следующее задание: выписать из первых “пейзажных” строк поэмы эпитеты. Семиклассники выделяют  слова: пустынные, бедный, одиноко, мшистый, убогий, топкий. Обобщение не представляет сложности. Пейзаж  унылый. Преобладают тёмные тона. Дикая, необжитая природа. Обрисована она мрачными красками, не  вызывает радости. В ней нет света, а есть туман “спрятанного солнца”. Сравним своё видение и видение художника. Рассмотрим иллюстрацию к “Медному всаднику” исторического  живописца Евгения Евгеньевича Лансере “На берегу пустынных волн”.Что совпало с вашим описанием? Крупная фигура человека. Ядовито­зелёные, тёмно­синие, с примесью чёрного  и болотного, цвета. Обглоданный, чахлый пейзаж. Словесные образы По сравнению с живописными средствами слово имеет свои изобразительные возможности. Конечно, если его  чувствовать. Проверим. ­ Есть ли в этом пушкинском отрывке движение?­ спрашиваю у ребят. Чаще в ответ звучит скоропалительное “нет”: “человек стоит в задумчивости”. ­ Так, значит, нет движения? А если внимательно проанализировать текст, найти и выписать из текста первой  строфы глаголы? Этого толчка оказывается достаточно. ­ Неслась... ­ Стремился... ­ Виднелись (Взгляд скользит тут и там)... И вот уже ученики не просто ощущают буйство стихии, но и становятся способными говорить о глубинной  динамике. Звучат самые чуткие наблюдения: топкий берег – значит “подвижный”, “засасывающий”.  (Замечательное предчувствие внутренней коллизии поэмы в целом!) Почти библейские вывода: “В начале было Слово” Особенно радует, что ученики подмечают такую важную деталь: сам человек стоит, но взгляд  его перемещается с одного предмета на другой. Углубляем смысл подмеченного учениками: движется мысль  человека, а она облекается в слова. ­ Это духовное движение. Из противодействия природному запустению, от рождения и воплощения человеческих замыслов начинается  одно из величайших дел россиян. Какое? ­ Строительство города­порта,­ смело говорят ученики. Обращаем внимание на то, что Пушкин не даёт в романе описания трудов строительства, зато слагает гимн  результатам труда: ...юный град... Вознёсся пышно, горделиво... Вознёсся... Какой простор для поэтических фантазий оставляет это слово! Устремился прочь от неуютной  земли? Воспрянул над ней? Вознёсся к небесам, к Богу?.. Загадка слова “ОН” Итак, на берегу пустынных волн стоит Человек. Кто он? ­ Естественно, Пётр Первый. ­ Великолепно! Вот так – сразу, не сомневаясь! И абсолютно точно! А как вы узнали? Где впервые в тексте  поэмы прозвучало это имя? Поисковое перечитывание вступления. Отмечаем, что собственным именем своего героя Пушкин прямо нигде не  назвал. Это имя звучит только в приложении к городу: Петра творенье, град Петров. Оформляем в более чёткие  рамки таящую глубокий воспитательный заряд мысль о том, как это замечательно, когда личность человека  узнаваема по его делам, которыми он прочно вошёл в память потомков и узнаваем моментально. Даём дополнительную информацию к размышлению. Пушкинист С. М. Бонди, исследовавший черновой автограф поэта, пронаблюдал, как долго искал Пушкин слова и строки первой строфы “Медного всадника”, прежде чем  нашёл удовлетворявшие его: Стоял глубокой думы полн.Зачёркивает. Стоял, задумавшись глубоко. Пушкин продолжает искать: Великий муж Великий Пётр Великий царь Однажды царь... Всё не то. Наконец! ­ Стоял ОН(!) Слово найдено. Поэт предпочёл местоимение он. Почему? Предоставим ученикам возможность высказаться на этот счёт. Первое предположение семиклассников таково: ­ Пушкин хочет заинтересовать читателей, чтобы они продолжили чтение поэмы и сами нашли в ней ответ. ­ Что же! Такая версия имеет право на существование. Однако задумаемся: автор поэмы – известнейший поэт, к  каждому слову которого прислушиваются и друзья, и враги. Так стоит ли ему интриговать читателей, чтобы  привлечь к своему творению? ­ Тогда,­ говорят ученики,­ возможно, поэт хотел подчеркнуть неординарность личности Петра I, показать, что  он узнаваем сразу... ­ Или, ­ добавляют другие ребята,­ Пушкин не хочет, чтобы это великое имя произносилось всеми, особенно  недостойными людьми... Последняя версия интересна тем, что выводит нас к понятию “табу”, запрете, как было, например, в  первозданных религиях: о значимом и святом не должно поминать всуе, т. е. зря, понапрасну. Коллективное обсуждение предположений о том, почему Пушкин не называет имени героя во вступительной  части своей поэмы и заменяет его местоимением он, подводит нас к необходимости продолжить анализ текста,  поискать в нём какие­то другие, тоже важные детали. Почти символические обобщения Обратим внимание на то, что Пушкин не именует и берег, на котором стоит его герой. Уже упомянутый С. М. Бонди отмечал, что у поэта было два черновых варианта: Однажды близ Балт[йских] волн и На берегу Варяжских волн... Поэт отверг оба этих варианта, заменив их образной строкой: На берегу пустынных волн... И здесь, как мы видим, Пушкин отказался конкретизировать изображаемое, именовать его. Почему? С какой  целью? Учащиеся поначалу не могут ответить на этот вопрос. Но они почувствовали его значимость, задумались над  ним. А это значит, что ответ, пусть в чём­то подсказанный учителем, будет воспринят ими осознанно и глубоко. Суть в том, что Пушкин ставит проблему шире, масштабнее. Исключение частностей делает заявку на  глобальный характер противостояния: ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. Проблема концентрируется до символических  обобщений. Великий замысел Посмотрим, в каком контексте употреблено в поэме слово природа. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно. Фраза­утверждение? А может быть, скрытый парадокс? Произнесём эти строки с вопросительной интонацией. Задумаемся: действительно ли природа благоприятствует человеку в достижении намеченной цели? Найдём ответ в тексте.­ Нет, природа здесь неблагосклонна к человеку. Ногою твёрдой стать на топком, мшистом, болотистомберегу  трудно,­ быстро соображают ученики. Последуем дальше. Пушкин называет думы Петра великими. Обратим внимание на значимость именно этого  слова для автора   поэмы. Его он тоже долго искал. Были варианты:   Стоял, задумавшись глубоко Стоял, глубокой думы полн, но найдено: “дум великих”! Что же это за великие думы? ­ Мысль “грозить шведу”,­ говорят ученики и тут же задумываются: великие думы как­то не очень сочетаются со  словом грозить. Размышляя, вместе с учителем, приходят к выводу: “агрессивный” настрой в этих думах – скорее  вынужденная необходимость самоутвердиться молодой стране, которая долгое время была как бы отторгнута от сообщества передовых европейских государств. ­ “Назло соседу”­ тоже как будто неблаговидная цель,­ подмечают семиклассники. ­ Но ведь это соперничество, вынужденное притеснениями соседних государств, ­ комментирует учитель. Наконец главный ответ найден: ­ Построить город – вот какая великая дума. Конечно же, в созидательной деятельности Петра I, по Пушкину, ­ главное его величие. ­ В Европу прорубить окно!­ тоже великая цель,­ продолжают размышлять ученики.­ Ведь это даст возможность  России вести торговлю со многими странами, расширять свои культурные связи. ­ Верно, ­ подтверждает учитель.­ Расширение торговых и культурных связей – прогрессивная задача, решённая Петром I. А какова итоговая цель его замыслов? Отвечая на последний вопрос, ученики называют многое, в том числе и повторяя уже сказанное: потеснить  шведов, захвативших было издревле славянские земли; построить город­порт; цивилизовать суровую природу...  Но при этом ребята упускают очень важную деталь: И запируем на просторе. ­ А пируют когда? – вопрос­подсказка учителя. ­ Когда нет войны... ­ Когда мир и согласие... ­ Когда кончены труды... ­ Когда рядом соратники... Подводим итог: главная цель, суть замыслов Петра I – гуманная и человечная: достижение всеобщего  благополучия страны. На кого же государь возлагает планы осуществления своих великих дум? – спрашивает учитель. Если в ответе  учеников не звучит слово народ, то подводим их к этому, обратив внимание на то, что нигде в монологах царя не  употреблено местоимение я, а везде – мы, нам, за которыми стоит собирательный образ народа, россиян. Предложим учащимся подыскать смысловой синоним словосочетанию великие думы. ­ Патриотизм,­ говорят ученики и поясняют.­ Это думы о стране, о её движении вперёд, самоутверждении,  благоустройстве. Пётр Великий верит в Россию, в её народ. В дополнение неожиданно в классе звучат строки из оды Ломоносова: Может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Так одна из учениц открыла для себя перекличку двух великих россиян­патриотов. Гимн человеку­подвижникуМы, собственно, уже даём характеристику Петра I. Ученики, аргументируя свои ответы ссылками на текст  пушкинской поэмы, отмечают петровскую смелость, дерзость, гордость, решительность, уверенность. Например, один из ученических аргументов: все думы Петра I облечены в утвердительную (!), а не в сомнительную форму.  Он словно всё видит наперёд. Поощряя углубление учащихся в текст поэмы, продолжим работу над ключевой лексикой: поговорим о  семантической ёмкости одного пушкинского слова: И вдаль глядел... ­ В какую даль? Как в поэме обозначен круг видения государя – пространством или временем? ­ Он глядел в необъятную даль пустующего берега, свободного для дел пространства, ­ отвечают ученики.­ Но  здесь есть и другой смысл, более важный и глубокий. Он глядел на сто лет вперёд, видел этот город,  поднявшийся “из топи блат”. Попробуем здесь сместить акцент восприятия образа Петра I, чтобы проложить “мостик” к пониманию  следующих частей поэмы – “петербургских”. О них мы будем говорить подробнее в старших классах. Итак, демонстрируется одна из лучших работ А. Н. Бенуа – иллюстрация “За ним повсюду всадник медный...”  Подумаем над вопросами: почему же величественный образ государя претерпевает в “петербургской” части  поэмы столь разительные перемены, превращается в бездушного преследователя простого человека,  становится “злым роком” для тех, во имя кого, вроде бы, и претворялись в жизнь его великие замыслы? Всё ли  берётся Петром I в расчёт? Кто более гуманен и прозорлив: поэт или царь Пётр? В результате коллективного обсуждения направляемые учителем учащиеся приходят к выводу: государём не  берутся в расчёт судьбы “маленьких людей”, строителей и обитателей города. Их протест карается и  пресекается грозно. Беды “маленького человека”, такого как Евгений, не примечаются. А вот у автора поэмы –  иное отношение к “маленькому человеку”. Автор жалеет его, сочувствует и сострадает ему: Но бедный, бедный мой Евгений... Теперь, в “петербургской” части поэмы, поэт вместе со своим героем Евгением называет Петра I кумиром на  бронзовом коне, истуканом, строителем чудотворным (со злой иронией), в котором уже трудно увидеть  собственно человеческое, подлинно человечное. Хотя вначале, как мы говорили, замыслы были великими, так  как несли в себе гуманную идею ­ благоденствие страны, российского народа... Противоречие? Ещё одна  загадка? Её предстоит раскрыть при нашем новом обращении к поэме в старшей школе. А пока, вернувшись вновь ко вступлению “Медного всадника”, ещё раз подчеркнём – перед нами Пётр I – царь  России, царь природы. И это здесь истина, а не преувеличение. Поэтическая ода городу на Неве Перечитаем строфу “Прошло сто лет...”. Попросим учеников выписать эпитеты с определяемыми словами и  проследить, как изменяется цветовая гамма по сравнению с первой строфой поэмы. Здесь краски насыщенные,  свежие. Обратим внимание на словоупотребление: церковнославянизмы, старорусская форма слов. Высокий слог.  Торжественные сравнения – например, порфироносная вдова. Внимание объектам государственно значимым. К  какому жанру отнесём эту художественную зарисовку? ­ Это одический слог,­ догадываются семиклассники. ­ Верно!­ подтверждает учитель.­ Это высокая поэтическая ода городу, который вызывает восхищение у автора. Лейтмотив пушкинского мирочувствования Обратимся к третьей строфе вступления. Что изменилось теперь в способе отображения действительности?  Стоит помочь ученикам определиться с ответом. Если предыдущая зарисовка была очень “материальная”, зримая, реалистичная, то здесь поэт уходит в мир  собственных чувств, эмоций, переживаний виденного. Здесь всё очень личное, начиная от первого слова –  люблю. Чувство любви – лейтмотив пушкинского мировосприятия. Словарь языка Пушкина зафиксировал  употребление этого слова 630 раз! И в третьей строфе “Медного всадника” пушкинской любовью, восторгом  обласкано всё увиденное. Берёт верх уже зазвучавшее вначале чувство Красоты. Красоты подмеченной и  возвеличенной.Ребята подхватывают: поэт видит эту красоту даже в узоре чугунных оград. В его “подаче” течение реки  становится державным течением. Подчёркиваем, что эта красота “тяжеловесная”, сооружённая на века: чугун,  гранит. Но рядом и “задумчивые ночи”, “блеск безлунный”, “прозрачный сумрак”. Душевное, субъективное  состояние автора – доминанта. А это и есть явление лирики. Нераскрытые тайны Мы едва прикоснулись к тайнам самой загадочной поэмы Пушкина. В основном – только её первой, “петровской”  части. А сколько этих тайн таится во второй, “петербургской”! За именем Евгения... За грозным зрелищем  ожившего Медного Всадника (прообраз – статуя работы Фальконе с “дарственной” надписью от Екатерины)...  За прижатой к больному сердцу рукой бунтаря... За его безумиями­прозрениями... За шёпотом угрозы... Эти  тайны учащимся ещё предстоит разгадывать – на будущих уроках и, возможно, позднее, в их взрослой  читательской жизни. Литература 1..Архангельский А. Н. Стихотворная повесть А. С. Пушкина “Медный всадник”. М.: Высшая школа, 1990 – 95 с. 2.Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М.: Худ. лит., 1983 ­ 476 с.

Посмотрите также