«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)
Оценка 4.6

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
Детсад
10.10.2019
«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)
Социометрия: изучение межличностный и межгрупповых отношений. Измеряет степень сплоченности-разобщенности в группе, по признакам симпатии и антипатии. Детям задаются вопросы которые являются критерием выбора. Ответы фиксируются, заносятся фамилии тех кому отдается предпочтение в таблицу. на основании полученных данных составляется матрица. Далее можно вычислить социометрический статус каждого ребенка.
Социометрия.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 комбинированного вида» ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ «Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии) КПК: «Психолого­педагогические условия реализации предметно­ пространственной среды дошкольной организации» Выполнил:      Евстифеева Елена Геннадьевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №3»  комбинированного вида» Социометрический анализ группы Дата проведения исследования: апрель 2016 г. 1 2 3 4 5 6 8 1 9 1 7 2 1 2 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2 3 3 1 2 1 2 2 2 3 3 3 3 3 2 1 3 3 2 1 3 3 1 1 Фамилия имя Андрюшина А. Андреева К. Безуглов А. Васильева Д. Викторов н. Грудкина А. Дмитриева К. Курковаира. Островский Е. Савельева С. Савченко А. Сорокина В. Столярова В. Плаум С. Поливиков Д. № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 1 2 3 1 3 2 1 1 2 2 2 3 Трубицин Р. 16 Шандалов И. 17 Шин А. Чернова О. 18 19 3 1 1 3 Число  положительных  выборов (сумма) Число   взаимных выборов (сумма) 2 1 2 5 1 6 1 1 0 3 1 0 2 3 2 2 1 1 3 5 2 4 1 4 1 3 2 4 2 1 4 2 0 0 2 2 2 1 5 2 2 0 2 0 3 2 «Статус ребенка в коллективе» Статус ребенка в коллективе Фамилия ребенка: «Звезды» «Принятые» Безуглов   Артем,   Дмитриева   Катя, Викторов Никита,   Столярова Виолетта. Андрюшина   Алина,   Андрюшина   Кира, Куркова   Ира,   Островский   Егор,   Плаум Соня, Савельева Соня, Савченко Артем, Сорокина   Варя,   Шандалов   Илья,   Шин Алиса,   Грудкина Ангелина   Чернова   Олеся, «Непринятые» «Изолированные» Васильева Даша,  Поливиков Даня. Трубицин Рома Результаты социометрии 5% 16% 1 2 21% 3 4 58% Уровень «УБВ» ­ высокий «Индекс изолированности» ­ 5% «Коэффициент взаимности» ­41%  Статус ребенка «Звезды» «Принятые» «Непринятые» «Изолированные» Вывод: % от общего числа детей в группе 21% 58% 16% 5% Дошкольный возраст является периодом первоначального становления личности  ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные  взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Именно  в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной  ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в  конфликте Детский коллектив­ это сложная форма человеческих отношений. И сложность  заключается в том, что общение в группе для большинства детей является первым  опытом установления контакта. Детям необходимо адаптироваться в коллективе, научиться искать друзей, справляться с индивидуальными особенностями сверстников.  Некоторые становятся лидерами, легко вливаются в коллектив. Другим это сделать  сложнее. Но даже среди друзей не редки ссоры, обиды, агрессия. В   нашей   группе   детей   объединяют   прочные   межличностные   связи,   преобладает дружеская атмосфера, дети организовываются в игровые объединения самостоятельно, без   видимого   руководства   со   стороны   воспитателей.   Формированию   этого   типа климата   способствует демократический   стильвзаимодействия   воспитателя   с   детьми, учет их мнения детей при решении тех или иных вопросов.  Анализ высказываний детей показал следующее: в обследуемой группе 5, 0% детей имеют статус «отверженных» и «изолированных». Характеристика непопулярных детей раскрывалась сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр.  В обследуемой группе дошкольников преобладали дети с социометрическим статусом  «предпочитаемые». 58, 0% дошкольников, которые по наблюдениям проявляли  активность, могли играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой  сверстников. Среди популярных детей в исследуемой группе выявлено 21, 0% дошкольников.  Сверстники характеризовали его следующим образом: «добрый», «мой друг», «самый  умный», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает» и т. д. Ребенок,  вошедший в данную группу, привлекает окружающих детей к своим действиям, с  удовольствием откликается на инициативу сверстников, дружелюбно относится ко  всем. Наблюдение за игровой деятельностью детей показало, что дошкольники предпочитали  играть в сюжетно­ролевые и подвижные игры. Именно в процессе игр у детей возникало наиболее активное межличностное взаимодействие. Дети предпочитали играть  небольшими группами. Игру, как правило, организовывал популярный член группы, он  же определял сюжет игры и подбирал состав участников. На этом этапе у детей  наблюдались первые конфликтные ситуации, когда не всех желающих принимают в  игру. Мотивировалось это по­разному, например: «Мы тебя не примем в игру, ты всё  ломаешь», «Ты с нами играть не будешь, ты не делишься игрушками». Что касается остроты конфликтов, то наблюдение показало, что конфликты детей не  являлись острыми и длительными, как правило, они быстро разрешались путем  вмешательства педагога. В обследуемой группе большинство конфликтов возникало в игре по следующим  причинам: разрушение игры, по поводу выбора общей темы игры, по поводу состава  участников игры, по поводу выбора роли, по поводу дележа игрушек, по поводу сюжета игры, по поводу нарушения правил игры. Дети, статус которых в группе был выше, активно вмешивались в распределение ролей.  Они старались взять на себя главные роли, остальные дети вынуждены были брать на  себя второстепенные роли или не принимать участие в игре. Так же дети очень  болезненно реагировали на нарушение правил игры.  В большинстве случаев для  разрешения конфликта дети прибегали к вмешательству взрослого: «Мы сейчас  позовем воспитательницу, она тебя накажет». Некоторые дети применяли уход от  ситуации: «Я лучше не буду с вами играть, я буду играть один»; старались сгладить  конфликт в игре, пытаясь найти решение, приемлемое для всех, например: «Давайте  сначала послушаем, во что другие дети хотят играть и будем играть». Наблюдение показало, что конфликтные ситуации в процессе игры возникали довольно  часто, но конфликты не являлись острыми и длительными. Результаты наблюдений  свидетельствуют о том, что низкостатусные дошкольники («изолированные» и  «отверженные») конфликтные ситуации предпочитали разрешать путём агрессивных  действий или жалоб взрослым. На основании полученных результатов дети старшего дошкольного возраста,  принимавшие участие в исследовании, отнесены к одному из уровней конфликтного  поведения: Низкий уровень конфликтности поведения характерен для 58, 0% дошкольников. Это  дети, которые имеют социометрический статус предпочитаемых, являются не  конфликтными, спокойными, они стараются со всеми поддерживать нормальные  отношения, легко идут на контакт. Если возникает конфликт, они стараются решить  его продуктивно, либо вербально. К среднему уровню отнесены 16, 0% дошкольников. Дети данной группы имеют статус  предпочитаемых или изолированных. В процессе общения со сверстниками они не  провоцируют конфликты, легко идут на контакт, активно и продуктивно  взаимодействуют. Однако в процессе игры у них возникают конфликты по поводу  выбора роли или нарушения правил игры. Эти дети не проявляют физической агрессии,  они стараются разрешить конфликт, либо избегать его, либо обращаться за помощью к  взрослому. Так же они используют вербальные способы поведения в конфликтной  ситуации. Группа с высоким уровнем конфликтного поведения представлена 5, 0% старших  дошкольников. Эти дети имеют в группе сверстников статус отверженных и  предпочитаемых. В процессе взаимодействия со сверстниками дети данной группы  часто сами провоцируют конфликты, особенно в игре, применяют физическую  агрессию, разрушают игру или намеренно нарушают правила игры. Таким образом, анализ результатов исследования указывает на необходимость  организации работы с детьми, направленной на предупреждение конфликтного  поведения у детей дошкольного возраста. Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от  успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если  обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся значительной  популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции и стать  эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их  самооценку, уверенность в себе. Таким образом, применяя методы диагностики межличностных взаимоотношений на  практике, мы своевременно обнаруживаем проблемные, конфликтные формы в  отношении каждого ребенка с другими детьми. Использование данных методик на  практике позволило нам выявить достаточно полную картину не только особенностей  поведения ребёнка, но также вскрыть психологические основания того или иного  поведения, направленного на сверстника. Эмоциональное и практически­действенное  отношение выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно  для диагностики межличностных отношений. В работе с агрессивными детьми необходимо учитывать степень выраженности их  агрессивности, возраст ребенка, его социальный статус в группе детского сада и его  эмоциональное состояние в семье. В связи с этим коррекционная работа будет  строиться по­разному. План совместной работы педагога с детьми, имеющими повышенную агрессивность в поведении. № Тема Содержание 1. Знакомство  Сплотить детский коллектив.  Помочь детям  К­ во час. 1 Деятельность ребенка  Этюды на выражение  различных эмоций лучше понять  себя и других.  Сформировать у  детей желание  общаться.  Расширять  кругозор детей об окружающем  мире.  Учить детей  регулировать свое поведение.  Помочь детям  почувствовать  поддержку  других.  Формировать у  ребенка  установки в  отношении других людей.  Сформировать  положительное  отношение к  самому себе.  Помочь ребенку  перевести  “агрессию” в  другое русло.  Устранять  причины  агрессивности. 3 2  П/и “Лиса в курятнике”  Игра “Кто летает?”.  Корригирующая  гимнастика “Деревья в  лесу”  Игра “Соломинка на  ветру”  Игра “Ау!”  Упражнение “Солнечный  мостик Игра  “Неваляшка”  Прослушивание  аудиокассеты “Пение  птиц” (расслабление).  Корригирующая  гимнастика “На птичьем  дворе”  Игра “Два петуха”,  “Детский футбол” Игра  “Енотов круг”  Прослушивание музыки  “Пение птиц”  2. Прогулка в  лесу. 3. На птичьем  дворе.  Формировать у  ребенка  недостающие  умения, навыки.  Развивать  активность,  находчивость,  чувство юмора,  общительность.  Учить ребенка  адекватно  оценивать свои  успехи и неудачи. 3  Учить детей  снимать  мышечное  напряжение и  эмоциональное  возбуждение. (расслабление)  Тренинг мышечного  расслабления  Ходьба и бег с  препятствиями  (дремучий лес).  Кукла “Бобо” П/и  “Жмурки”  Этюды “Изобрази  характер сказочных  героев”, Игра  “Подушечный бой”  Упражнение “Уходи  злость”,Упражнение  “Брыкание” Эстафета со  сказочными героями.  Тренинг на расслабление  мышц рук, ног и корпус 4. В гостях у  Бабы Яги. Дошкольники   получают   огромное   количество   информации   посредством   различных видов   деятельности,   в   которую   они   вовлекаются   в   этом   возрасте.   Воспитатели детского   сада   должны   применять   разнообразные   методы,   стимулирующие   детей вовлекаться   в   активное   обучение.   Когда   образовательная   деятельность   возбуждает детский   интерес,   дошкольники   успешно   развивают   навыки   общения,   познания, выражения эмоций и движения, которые открывают путь в успешное будущее. Ниже   представлены   наиболее   интересные   детям   дошкольного   возраста   задания   и упражнения, которые можно включить в план работы воспитателя ДОУ. 1. Включите в план работы воспитателя ДОУ задания с заполнением таблиц   Дошкольники   любят   заполнять   таблицы.   Многофункциональность   нарисованных таблиц позволяет воспитателям использовать их в различных целях. Детям нравится вносить в наглядные таблицы и графики черты характера, сведения о цвете глаз, волос, одежды, размере обуви, домашних животных и любимых фруктах. Воспитатель может подготовить мешочки с конфетами разных размеров, чтобы дети вписывали в таблицу цвет или размер конфет в каждом мешочке.   2. Включите в план работы воспитателя ДОУ задания с отпечатками рук   В оформлении любого праздника можно использовать разноцветные отпечатки рук. С помощью   отпечатков   рук   на   боку   цветочного   горшка   можно   создать   прекрасный подарок   на   день   матери.   Детям   также   нравится   делать   фигурки   индейки   и рождественские гирлянды из отпечатков рук. Отпечатки рук легко превращаются в рога северного оленя или индейские перья. Такие тактильные занятия помогут детям развить мелкую моторику и изучить текстуру краски. А родители будут с любовью хранить результаты этой деятельности долгие годы.   3. Включите в план работы воспитателя ДОУ задания на знание цифр и счёта   Дошкольники любят считать предметы. Воспитатель может положить повторяющиеся предметы   в   коробку.   Детям   нравится   считать   повторяющиеся   предметы,   исследуя содержимое коробки. Дайте им задание найти 4 одинаковых ластика, 2 одинаковые игрушки, 6 одинаковых кубиков или 2 парных носка – и дети несколько минут будут весело   заниматься   подсчётами,   сравнениями   и   ощупыванием.   Дошкольники   учатся различать цифры и слова, обозначающие цифры, сравнивая количество предметов с цифрой или словом.   4.   Включите   в   план   работы   воспитателя   ДОУ   задания   с   использованием различных фигур   Дошкольники   обожают   животных.   Создание   фигурок   животных   из   простых   форм развивает   навык   распознавания   различных   геометрических   фигур.   Например,   дети могут создать утку с помощью простых форм. Большой овал станет телом утки. 2 формы   в   виде   сердечек   образуют   крылья.   Маленькие   кружки   служат   глазами. Треугольником обозначается клюв, а ходит утка на 2 оранжевых лапах в форме звезды. Развивается   воображение   и   формируется   навык   принятия   решений,   когда   детям необходимо   определиться,   какие   формы   они   будут   использовать   для   создания любимого животного. 5.   Включите   в   план   работы   воспитателя   ДОУ   музыкальные   и   двигательные упражнения   Дошкольники   развивают   крупную   моторику   с   помощью   музыки   и   движений.   Дети любят двигаться под любимые песни. Воспитатели могут стимулировать вовлечение дошкольников   в   обучение   посредством   создания   стихов,   которые   учат   некоторым понятиям, и наложения их на знакомые детям мелодии. Как только раздаётся музыка, дети начинают петь, а их руки и ноги – хлопать, качаться, скакать, прыгать и танцевать. Посредством   движения   под   музыку   дошкольники   изучают   разнообразные   понятия, совершенствуют   двигательные   функции,   развивают   навыки   общения   и   просто веселятся.

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)

«Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (метод игровой социометрии)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2019