Йозеф Гайдн. Соната № 7

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программное содержание. Познакомить детей с сонатным циклом. Ход занятия: П е д а г о г. Вам знакомо слово соната. Сначала оно означало «произведение для музыкального инструмента», в отличие от вокального произведения, которое называлось кантата. Позже сонатой стали называть крупные музыкальные произведения, состоящие из нескольких завершённых частей (трёх или четырёх). Каждая из частей имеет свой характер, круг настроений. В первой части сталкиваются разные образы, контрастные мелодии - темы, которые, словно персонажи в сказках, мирно разговаривают или ссорятся, скрашивают друг друга о чём-то. Вторая часть медленная, часто задумчивая, печальная, сосредоточенная. Третья бывает шутливой, игривой, живой, блестящей. Сегодня вы услышите одну из сонат Йозефа Гайдна – известного австрийского композитора. Он жил примерно в то же время, что и В. А. Моцарт, дружил с ним. Музыка Гайдна тесно связана с народным искусством Австрии. Она жизнерадостна, добродушна, остроумна, в ней много света, юмора. Соната № 7 ре мажор состоит из трёх частей. Какой характер музыки в каждой части? (Звучит соната.) Д е т и. Первая часть весёлая, радостная, вторая - печальная, грустная, третья - шутливая, озорная.
Иконка файла материала 15.docx
МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ,  ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ Йозеф Гайдн. Соната № 7 ре мажор 1­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с сонатным циклом. Ход занятия: П е д а г о г. Вам знакомо слово соната. Сначала оно  означало «произведение для музыкального инструмента», в  отличие от вокального произведения, которое называлось  кантата. Позже сонатой стали называть крупные  музыкальные произведения, состоящие из нескольких  завершённых частей (трёх или четырёх). Каждая из частей имеет свой характер, круг настроений.В первой части сталкиваются разные образы, контрастные  мелодии ­ темы, которые, словно персонажи в сказках,  мирно разговаривают или ссорятся, скрашивают друг друга  о чём­то. Вторая часть медленная, часто задумчивая,  печальная, сосредоточенная. Третья бывает шутливой,  игривой, живой, блестящей. Сегодня вы услышите одну из сонат Йозефа Гайдна –  известного австрийского композитора. Он жил примерно в  то же время, что и В. А. Моцарт, дружил с ним. Музыка Гайдна тесно связана с народным искусством  Австрии. Она жизнерадостна, добродушна, остроумна, в  ней много света, юмора. Соната № 7 ре мажор состоит из  трёх частей. Какой характер музыки в каждой части?  (Звучит соната.)Д е т и. Первая часть весёлая, радостная, вторая ­  печальная, грустная, третья ­ шутливая, озорная. 2­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с сонатной  формой, первой частью сонатного цикла. Ход занятия: П е д а г о г. Вы ознакомились с сонатой ре мажор Й.  Гайдна, слушали все три части. Сегодня мы послушаем  первую часть и поговорим о ней подробнее. Первая часть  сонаты состоит из трёх разделов. В первом разделе  композитор показывает нам основные темы ­ мелодии,  каждая из них имеет свой характер. Этот раздел называется экспозиция, что означает ­ показ.  Вы, наверное, слышали выражение: «экспозиция картин на  выставке», то есть показ картин. В экспозиции сонаты всеосновные темы (а их, как правило, четыре) предстают перед нами. Второй раздел называется разработка. В нём темы  развиваются, варьируются, разрабатываются, сталкиваясь  друг с другом. Последний, третий раздел ­ реприза повторяет первый  (экспозицию), с некоторыми изменениями. Основные темы  экспозиции называются так: главная партия, связующая,  побочная и заключительная. Главная и побочная партии  контрастны между собой, между ними ­ связующая.  Заключительная партия часто перекликается по характеру  с главной. Она завершает экспозицию. Давайте послушаем сначала одну экспозицию первой части  сонаты и постараемся различить характер основных  тем. (Звучит экспозиция. Педагог по ходу звучанияговорит детям о появлении той или иной темы, затем  сам играет каждую тему отдельно, дети определяют  характер музыки: главная партия (1­8­й такты)  жизнерадостная, искристая, праздничная, звонкая;  связующая партия (9­16­й такты) торжественная,  решительная, уверенная, напористая; побочная партия  (17­21­й такты) робкая, нежная, лёгкая, лучистая;  заключительная партия (22­41­й такты) энергичная,  блестящая, бодрая, волевая. После этого экспозиция  звучит повторно.) П е д а г о г. В разработке главная партия звучит совсем по­ другому. Она теряет свою уверенность и блеск, звучит в  более низком регистре, неуверенно, сумрачно, таинственно, прерывается вопросительными, мягкими интонациями.  Потом музыка становится решительнее, настойчивее,  беспокойнее, появляется заключительная партия. В концеразработки снова возвращается главная партия,  неуверенная, затаённая, но с наступлением репризы словно  прорывается яркий свет, который снимает все тревоги и  беспокойства, главная партия звучит жизнерадостно,  сверкая. За ней снова проходят все темы экспозиции,  утверждается радостное, праздничное настроение. 3­е занятие Программное содержание. Познакомить детей со второй  и третьей частями сонатного цикла. Ход занятия: П е д а г о г. Сегодня вы послушаете вторую и третью части сонаты Й. Гайдна. Скажите, какие они по  характеру? (Исполняются 2­я и 3­я части.)Д е т и. Вторая часть медленная, грустная, задумчивая,  мрачная. Третья ­ очень весёлая, шутливая, порхающая,  забавная. П е д а г о г. Вы уже знакомы с формой рондо. Слушали  «Турецкое рондо» В. А. Моцарта. Третья часть сонаты Й.  Гайдна тоже написана в форме рондо. Основная мелодия ­  рефрен, беспечная, живая, игривая, стремительная  несколько раз повторяется, ей на смену приходят  контрастные эпизоды. Рефрен начинается легко,  изящно (исполняет 1­8­й такты), потом в серединке  появляется мимолётная грусть (исполняет 9­12­й  такты), и снова музыка искрится весельем (исполняет 13­ 20­й такты). Рефрен появляется три раза: в начале, в середине и в конце  части. Между его появлениями звучат два эпизода. Один  строится на перекличке решительных, властных аккордов инежной, воздушной мелодии (исполняет 21­40­й  такты). Второй эпизод светлый, радостный, безмятежный,  в конце его музыка как будто заблудилась, потерялась:  один и тот же звук повторяется неуверенно, затаённо, но  вот снова стремительно врывается рефрен, весело, с  шуткой, жизнерадостно, с блеском заканчивая сонату. Когда слушаешь эту прекрасную музыку, вспоминаются  строки, посвящённые русскому композитору, пианисту­ виртуозу, педагогу, дирижёру Антону Григорьевичу  Рубинштейну. Игры упоительной звуки текли. Мы в нежном восторге внимали. Все радости неба, все горе земли Те звуки в себе отражали. Пленять нас и трогать им было дано: Пред ними стихали сомненья,И было так много обид прощено И пролито слёз умиленья! О, пусть нас уносит волшебной игрой Туда, в те надзвёздные дали, Где нет ни вражды, ни тревоги земной, Ни зла, ни борьбы, ни печали! Это стихотворение написал великий князь Константин  Константинович Романов, принадлежавший к  царствующему дому, замечательный русский поэт и  музыкант. Свои стихи он подписывал инициалами К. Р.