Цель урока: показать единство человека и природы, раскрыть мастерство М. М. Пришвина как писателя.
Задачи:
1) Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем. Приблизить учащихся
к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.
2) Формировать чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части.
3) Уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их; уметь выразительно читать наизусть
прозаический текст
Инвентарь
1. Корзинка с вопросами
2. Презентация
3. Аудио: звуки леса
4. Листочки с текстом
5. рисунки к произведению
Эпиграф
«Охранять природу – значит охранять Родину».
М.Пришвин
1.Слово учителя
М.М. Пришвин признавался: «Я, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
Как вы понимаете слова писателя? ( В этом высказывании звучит мысль о единстве человека и природы).
Мысль о нераздельности человека и природы звучит в сказкебыли «Кладовая солнца». И мы это с вами попытаемся
увидеть.
А для этого отправимся вместе с Настей и Митрашей к Палестинке на Блудовом болоте, где растет сладкая
клюква.
Справка. «Палестинкой называют в народе какоенибудь отменно приятное местечко в лесу», М.Пришвин.
«Лес – великий храм природы, и чем богаче внутренний мир человека, тем ему больше дано видеть в мире
природы», писал М.М. Пришвин. Он называл это «родственным вниманием». Давайте проверим, обладаете ли вы
родственным вниманием?
ЗВУКИ ЛЕСА
Путь Насти и Митраши лежал через Звонкую Борину. В народе боринами называют пригорки, песчаные холмы.
(Справка. « Борина 1. Небольшая возвышенность в лесу.2. Участок, поросший небольшим сосновым лесом».
(Новгородский областной словарь).
Почему это место получило такое название? ( Звонкая борина наполнена звуками: радостным пением птиц,
приветствующих восход солнца, криками зверей, шумом деревьев).
Войдем в лес вместе с братом и сестрой. Каких лесных обитателей они встретили на своем пути? Попробуйте
узнать их по описанию.
2.Викторина «Знатоки леса»
(дети вытягивают вопросы из корзинки)
1. « Небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким
барашком...» (Бекас).
2. « Над всеми звуками вырвался, вылетел и всё покрыл особый, торжествующий крик, похожий как если бы все
люди радостно в стройном согласии могли закричать: «Победа, победа!» (Журавли).
3. « На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из
синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост». (Тетеревкосач).
4. « Когда ветер замутил утро и завыли деревья возле Лежачего камня, он не выдержал и вылез из своего логова. Он
стал над завалом, поднял голову, подобрал и так тощий живот, поставил единственное ухо на ветер...» (Волк). 5. « Внезапный порыв ветра с воем деревьев испугал его, и он, прыгнув с Лежачего камня, побежал, бросая задние
ножки вперёд...» (Заяц).
6. « Смотришь и думаешь: а может быть, и нет ничего – ни быка, ни коня, а так складывается чтото большое, серое,
в частом, сером осиннике». (Лось).
Да, лес густо населён. Здесь и волки, и зайцы, лось, гадюка, глухарь, тетерев, чибис, ворон, сороки, журавли. И все со
своими повадками, голосами. Во всем ходе повествования чувствуется стремление автора осмыслить и одушевить
природу, сделать ее понятной, близкой и родной людям.
3.Работа в группах(РАБОТА С ТЕКСТОМ)
«Юные литературоведы». Укажите тропы, которые встречаются в рассказе
Какую роль в тексте играют худ.приёмы? (Все описания природы у М. Пришвина пронизаны восхищением ее
красотой, богатством, разнообразием. Для того чтобы передать эти чувства, он использует самые разнообразные
художественные средства и приемы.
Как ведут себя дети в лесу? (Могучая природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами
превратились в деревья или камни) « Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были
тихи…»
« Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут
первые лучи солнца».
«Неподвижные сидели на камне».
Ну, а сейчас посмотри, что же произошло дальше? ( Дети поссорились)
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:
Остановимся на эпизоде : «Ссора брата и сестры»
Митраша –
Настя –
Митраша: Нам надо по этой тропе на север идти.
Настя: Это не тропа!
Митраша: Вот еще! Люди шли, значит, тропа. Нам надо идти на север. Идем, и не разговаривай больше.
Настя: Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех?
Митраша: Пусть ходят все люди! Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.
Настя: Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверное, на севере вовсе нет никакой палестинки.
Очень будет даже глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.
Митраша: Ну, ладно. Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за
клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
Чем заканчивается этот спор?
Как ведет себя природа? «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла
…………….. деревья застонали. завыли, застонали».
Мы продолжаем свой путь и вслед за Настей и Митрашей подходим к Блудову болоту. Справка « Блуд – нечистый дух, живущий в лесу ( по поверьям). Блудить – впутывать, ввергать во чтото».
(Новгородский областной словарь). Болото богато разными ягодами.
Узнайте их по описанию:
Викторина «Наблюдения натуралиста»:
1«… Стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие
листики, и у листиков сидят мелким горошком … черные ягодки с черным пушком». (Черника).
2«…Кровавокрасная ягода, листики темно зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает
ягоды, что место кажется кровью налито». (Брусника).
3«…Краснорубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе». (Костяника).
4«…Ягода … прячется в болотной кочке и почти невидима сверху….Наклонишься взять одну, попробовать – и
тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими… Захочешь – и можешь вытянуть из кочки целое
ожерелье крупных кровянокрасных ягод». (Клюква).
- Как ведет себя Настя, оставшись наедине с природой?
Беседа. Работа с текстом
Мы приблизились к очень опасному месту – Слепой Елани.
Справка. «Елань – топкое место в болоте, все равно что прорубь во льду», М. Пришвин.
И вот мы подошли к Слепой Елани. Давайте послушаем, как автор описывает Блудово болото.
ВЫРАЗИТ.ЧТЕНИЕ ФРАГМЕНТА
Что же это такое «кладовая солнца»?
Это торф, который достается человеку в наследие.
Только ли торфом и клюквой богаты эти места? Назовите эти богатства.
Природа: клюква, деревья, травы, животные и птицы
Как сама природа предупреждала Митрашу об опасности? (Трава белоус вырастает по краям человеческой тропы.
Когда человек проходит, оставляя след, вода собирается в ямку от следа, а на осушенной бровке вырастает трава).
Справка. «Трава белоус – растение с коротким корневищем, листья жесткие, соцветия – тонкий односторонний
колос. Белоус назван так за белую окраску отцветших стеблей». (Большой энциклопедический словарь).
Какой ценный урок преподнесло Блудово болото Насте и Митраше? А вам? ( Для Насти и Митраши поход за клюквой
на Блудово болото стал проверкой характера, испытанием стойкости, а общение с природой научило пониманию,
взаимовыручке, щедрости, заставляет и нас задуматься о своем отношении друг к другу и миру вокруг нас)
Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?
Пришвин учит видеть, знать и понимать природу, беречь её и любить.
Можем ли мы теперь, ребята, объяснить, какой смысл вкладывает писатель в название рассказа "Кладовая
солнца"? Значит самая главная кладовая солнца это понимание того, что человек и природа это единое
целое. «Кладовая солнца» вся природа с ее деревьями, цветами, птицами, зверьем, и главное – с человеком.
ВЫВОД Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек
должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и
охранять.
Недаром Пришвин говорил: «Охранять природу – значит охранять Родину». (Запись эпиграфа)
НАИЗУСТЬ
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги».
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги».
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу…»
Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?
(Её охватывает жадность)
Такая жадность не нравится писателю, он показывает великаналося и говорит, что ему,
такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.
«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?»
с упрёком спрашивает Пришвин.
Подведение итогов. Рефлексия.
Достигли ли вы своей цели? Какие вопросы остались для вас нераскрытыми? Выставление
оценок в группах.
Домашнее задание
Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?
Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»?
(Тему миниатюры ребята выбирают по желанию).
СИНКВЕЙН:
Чем закончился этот спор? Каким хотел видеть человека М. Пришвин? ().
К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"
К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"
К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"
К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"
К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.