К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"
Оценка 4.9

К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
04.12.2018
К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"
Публикация является частью публикации:
УРОК.doc
Цель урока: показать единство человека и природы, раскрыть мастерство М. М. Пришвина как писателя.         Задачи:        1) Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное     представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой. 2)    Формировать чувства Родины и воспитания любви к природе как ее  части. 3)     Уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их; уметь выразительно читать наизусть прозаический текст Инвентарь 1. Корзинка с вопросами 2. Презентация 3. Аудио: звуки леса 4. Листочки с текстом 5. рисунки к произведению Эпиграф  «Охранять природу – значит охранять Родину».                                                         М.Пришвин 1.Слово учителя  М.М. Пришвин признавался: «Я, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». ­ Как вы понимаете слова писателя?  ( В этом высказывании звучит мысль о единстве человека и природы).  Мысль о нераздельности человека и природы звучит в сказке­были «Кладовая солнца». И мы это с вами попытаемся увидеть. ­ А для этого отправимся вместе с Настей и Митрашей   к Палестинке на Блудовом болоте, где растет сладкая клюква.  Справка. «Палестинкой называют в народе какое­нибудь отменно приятное местечко в лесу», ­ М.Пришвин. «Лес   –   великий   храм   природы,   и   чем   богаче   внутренний   мир   человека,   тем   ему   больше   дано   видеть   в   мире природы», ­ писал М.М. Пришвин. Он называл это «родственным вниманием». Давайте проверим, обладаете ли вы родственным вниманием? ЗВУКИ ЛЕСА    ­  Путь Насти и Митраши лежал через Звонкую Борину. В народе боринами называют пригорки, песчаные холмы. (Справка.   «   Борина   ­   1.   Небольшая   возвышенность   в   лесу.2.   Участок,   поросший   небольшим   сосновым   лесом». (Новгородский областной словарь). ­ Почему  это место  получило  такое название? ( Звонкая  борина наполнена звуками:    радостным пением птиц, приветствующих восход солнца, криками зверей, шумом деревьев). ­ Войдем в лес вместе с братом и сестрой. Каких лесных обитателей они встретили на своем пути? Попробуйте узнать их по описанию.        2.Викторина  «Знатоки леса»  (дети вытягивают вопросы из корзинки)     1.   «   Небольшая   серая   птичка   с   носом   длинным,   как   сплющенная   шпилька,   раскатывается   в   воздухе   диким барашком...» (Бекас).                               2. « Над всеми звуками вырвался, вылетел и всё покрыл особый, торжествующий крик, похожий как если бы все люди радостно в стройном согласии могли закричать: «Победа, победа!» (Журавли).                                3. « На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост». (Тетерев­косач).                                4. « Когда ветер замутил утро и завыли деревья возле Лежачего камня, он не выдержал и вылез из своего логова. Он стал над завалом, поднял голову, подобрал и так тощий живот, поставил единственное ухо на ветер...» (Волк). 5. « Внезапный порыв ветра с воем деревьев испугал его, и он, прыгнув с Лежачего камня, побежал, бросая задние ножки вперёд...» (Заяц).                                6. « Смотришь и думаешь: а может быть, и нет ничего – ни быка, ни коня, а так складывается что­то большое, серое, в частом, сером осиннике». (Лось).   Да, лес густо населён. Здесь и волки, и зайцы, лось, гадюка, глухарь, тетерев, чибис, ворон, сороки, журавли.  И все со  своими повадками, голосами. Во всем ходе повествования чувствуется стремление автора осмыслить и одушевить  природу, сделать ее понятной, близкой и родной людям. 3.Работа в группах(РАБОТА С ТЕКСТОМ)  «Юные литературоведы». Укажите тропы, которые встречаются в рассказе  ­ Какую роль в тексте играют худ.приёмы? (Все описания природы у М. Пришвина  пронизаны восхищением ее красотой,   богатством,   разнообразием.   Для   того   чтобы   передать   эти   чувства,   он   использует   самые   разнообразные художественные средства и приемы. ­ Как ведут себя дети в лесу? (Могучая  природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами  превратились в деревья или камни) « Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были  тихи…» « Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут  первые лучи солнца». «Неподвижные сидели на камне». ­ Ну, а сейчас посмотри, что же произошло дальше? ( Дети поссорились) ИНСЦЕНИРОВАНИЕ: Остановимся на эпизоде :  «Ссора брата и сестры»    Митраша –  Настя –  Митраша: Нам надо по этой тропе на север идти. Настя: Это не тропа! Митраша: Вот еще! Люди шли, ­ значит, тропа. Нам надо идти на север. Идем, и не разговаривай больше. Настя: Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех? Митраша: Пусть ходят все люди! Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке. Настя: Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверное, на севере вовсе нет никакой палестинки. Очень будет даже глупо нам по стрелке идти: как раз не  на  палестинку, а в самую Слепую елань угодим. Митраша:   Ну, ладно. Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север. ­Чем заканчивается этот спор? ­Как ведет себя природа? «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла                           ……………..    деревья  застонали. завыли, застонали».                 ­Мы продолжаем свой путь и вслед за Настей и Митрашей подходим к Блудову болоту. Справка  «   Блуд   –   нечистый   дух,   живущий   в   лесу   (   по   поверьям).   Блудить   –   впутывать,   ввергать   во   что­то». (Новгородский областной словарь). Болото богато разными ягодами.  Узнайте их по описанию: Викторина  «Наблюдения  натуралиста»: 1«…  Стебелечек   тоненький   тянется   вверх,   по  стебельку,   как   крылышки,   в  разные   стороны  зеленые   маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком … черные ягодки с черным пушком». (Черника). 2«…Кроваво­красная ягода, листики темно­ зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью налито». (Брусника). 3«…Красно­рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе». (Костяника). 4«…Ягода … прячется в болотной кочке и почти невидима сверху….Наклонишься взять одну, попробовать – и тянешь  вместе  с одной ягодинкой зеленую ниточку  со многими… Захочешь – и можешь  вытянуть из кочки целое ожерелье крупных кровяно­красных ягод». (Клюква). - Как ведет себя Настя, оставшись наедине с природой? Беседа. Работа с текстом ­Мы приблизились к очень опасному месту – Слепой Елани.  Справка. «Елань – топкое место в болоте, все равно что прорубь во льду»,­ М. Пришвин. ­И вот мы подошли к Слепой Елани. Давайте послушаем, как автор описывает Блудово  болото.  ВЫРАЗИТ.ЧТЕНИЕ ФРАГМЕНТА ­ Что же это такое  «кладовая солнца»? ­ Это торф, который достается человеку в наследие. ­ Только ли торфом и клюквой богаты эти места? Назовите эти богатства. Природа: клюква, деревья, травы, животные и птицы ­ Как сама природа предупреждала Митрашу об опасности?  (Трава белоус вырастает по краям человеческой тропы. Когда человек проходит, оставляя след, вода собирается в ямку от следа, а на осушенной бровке вырастает трава). Справка.   «Трава белоус – растение с коротким корневищем, листья жесткие, соцветия – тонкий односторонний колос. Белоус назван так за белую окраску отцветших стеблей». (Большой энциклопедический словарь). ­Какой ценный урок преподнесло Блудово болото Насте и Митраше? А вам? ( Для Насти и Митраши поход за клюквой на   Блудово   болото   стал   проверкой   характера,   испытанием   стойкости,   а   общение   с  природой   научило   пониманию, взаимовыручке, щедрости, заставляет и нас задуматься о своем отношении друг к другу и миру вокруг нас) ­ Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?  Пришвин учит видеть, знать и понимать природу, беречь её и любить.  ­ Можем ли мы теперь, ребята, объяснить, какой смысл  вкладывает писатель в название рассказа "Кладовая солнца"?  Значит самая главная кладовая солнца ­ это понимание того, что человек и природа ­ это единое целое.  «Кладовая солнца» ­ вся природа с ее деревьями, цветами, птицами, зверьем, и главное – с человеком.   ВЫВОД Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. Недаром Пришвин говорил: «Охранять природу – значит охранять Родину». (Запись эпиграфа) НАИЗУСТЬ Смотрю на глобус – шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги». В тревоге рощи и леса. Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги». Грустит глубокая река, Свои теряя берега. И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги». Остановил олень свой бег: «Будь Человеком, человек. В тебя мы верим – не солги, Ты береги нас, береги». Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной, И шепчут губы: «Не солгу, Я сберегу вас, сберегу…» ­ Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?  (Её охватывает жадность) ­ Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана­лося и говорит, что ему,  такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.  «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» ­  с упрёком спрашивает Пришвин. Подведение итогов. Рефлексия. Достигли ли вы своей цели? Какие вопросы остались для вас нераскрытыми? Выставление  оценок в группах. Домашнее задание  Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?  Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»? (Тему миниатюры ребята выбирают по желанию). СИНКВЕЙН: ­ Чем закончился этот спор? ­ Каким хотел видеть человека М. Пришвин? ().

К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"

К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"

К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"

К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"

К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"

К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"

К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"

К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"

К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"

К открытому уроку по рассказу М.Пришвина "Кладовая Солнца"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2018