Классификация расчетных задач по химии
I) Расчёты по формулам:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества.
Вычисление отношения масс атомов элементов в сложном веществе.
Вычисление массовой доли элемента в веществе (в %).
Вычисление массы определённого количества вещества.
Вычисление масс и объёмов газов (при н.у.).
Вычисление относительной плотности газов.
Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества на
основании его плотности и массовых долей входящих в него
элементов (в %).
Расчёты по определению массовой доли растворённого вещества в
(%) в растворе и массы растворённого вещества по известной
массовой доле его в растворе.
II) Расчёты по уравнениям:
Вычисление масс веществ или объёмов газов по известному
количеству вещества одного из вступивших в реакцию или
образующихся в результате её веществ.
Вычисление объёмных отношений газов по химическим уравнениям.
Расчёт по термохимическим уравнениям количества теплоты по
известному количеству и массе одного из участвующих в реакции
веществ.
Расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих
веществ в избытке.
Определение массовой доли выхода продукта от теоретически
возможного.
Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного
вещества, содержащего определённую массовую долю примесей.
Обучение учащихся решению расчётных химических задач следует
начинать постепенно. Сначала научить подсчитывать относительнуюмолекулярную массу Мr, постепенно переходить к молярной массе М
(г/моль), затем к решению задач по химической формуле веществ к расчётам
по химическим уравнениям. При этом вначале расчёты не следует усложнять.
Начинают их производить обязательно в молях, подбирая условия так, чтобы
не требовалось перевода в граммы или литры. Впоследствии такой перевод
будет казаться вполне естественным. Конечно, содержание задач обязательно
должно быть согласованно с изучаемой темой. Нельзя, например, требовать
расчёта объёма газа, если ещё неизвестен закон Авогадро и молярный объём.
И только после всего этого допустимы всевозможные усложнения задач
и их комбинирование, широко используемые для составления олимпиадных и
конкурсных задач.
Нередко при решении задач приходится видеть скучающие глаза
учеников, которые считают, что химические расчёты вовсе не нужны. Тогда
учитель привлекает для обоснования их необходимости по возможности
жизненные примеры. Можно задавать на дом выполнение какогонибудь
домашнего опыта, связав его с расчётом.