Чтобы избежать суицида, нужно вовремя заметить тревожные сигналы»
Говорите с ребёнком на серьёзные темы: что такое жизнь? В чём смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Делитесь собственным опытом, собственными размышлениями.
Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
Дайте понять ребёнку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности.
Поддерживайте у ребёнка позитивный образ себя.
Формируйте образ счастливого будущего для подростка.
Чаще вызывайте ребёнка на разговор любой тематики.
Опасные ситуации:
• острый конфликт с взрослыми;
• несчастная любовь;
• отвержение сверстниками, травля (в том числе в социальных сетях);
• тяжёлая жизненная ситуация
(потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжёлое заболевание);
• личная неудача на фоне высокой значимости социального успеха;
• нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия);
• резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
Знайте, что в большинстве своём молодые люди, которые пытаются покончить с собой или кончают с собой, умирать вовсе не хотят.
Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу.
Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надёжным средством эту боль остановить.
ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистёнок»
г. Мичуринск
Служба по устройству детей в замещающую семью и сопровождению замещающих семей
КАК УБЕРЕЧЬ
РЕБЁНКА
ОТ РОКОВОГО ШАГА?
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Суицид — (лат. Sui-себя, caedo – убивать) умышленное лишение себя жизни. Что в поведении подростка должно насторожить:
Ø резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учёбе и оценкам;
Ø подавленное настроение, раздражительность(длительное время);
Ø резкое изменение поведения(стал неряшливым, избегает друзей, близких, потерял интерес к тому, что любил раньше);
Ø раздаривание дорогих ему вещей;
Ø проявления беспомощности;
Ø предшествующие попытки самоубийства;
Ø разговоры о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь;
Ø рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
Опасные ситуации
Ø тяжёлая жизненная ситуация
(неблагополучная семья, отвержение сверстниками, острый конфликт со взрослыми, несчастная любовь, смерть близких и др.);
Ø резкое изменение социального окружения;
Ø нестабильная семейная ситуация (развод, конфликты, насилие).
Приёмы предупреждения суицидов Что делать?
- Установите заботливые взаимоотношения.
- Анализируйте вместе каждую трудную ситуацию.
- Будьте внимательным слушателем. У человека на «краю» особая потребность в обсуждении своей боли и ему больше требуется говорить самому, чем беседовать с вами.
- Задавайте вопросы.
«Питательной средой» суицида является секретность. Когда беспокоящиеся мысли выходят на поверхность, беды кажутся более разрешимыми.
- Не спорьте. Споры, обвинения, ироничные замечания вызывают ещё большую подавленность.
- Не предлагайте неоправданных утешений. Отнеситесь с уважением к его чувствам и переживаниям.
- Предложите поразмыслить о том, как найти разные выходы из сложившейся ситуации.
- Не оставляйте подростка одного в ситуации высокого суицидального риска.
- Обратитесь за помощью к специалистам.
- Обсудите с ребёнком работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряжённой с риском для жизни.
Не следует говорить ребёнку:
• «Подумай о тех, кому ещё хуже»
• «Сам виноват, не жалуйся» «Где уж мне тебя понять!»
• «Ничего, у всех такие же проблемы»
• «Подумай о маме (о нас...)!»
• «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?»
• «Нет, ты на самом деле не думаешь!»
• «Не говори глупостей!»
• «И что ты теперь хочешь?»
• «Ты много значишь для меня, для нас».
Помогающие фразы:
«Меня беспокоит твоё настроение. Поговорим об этом».
• «Когда ты почувствовал себя хуже?»
• «Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти проблемы?»
• «Как ты думаешь, кто мог бы тебе помочь?» (Можно попросить подростка составить рейтинг тех, на кого он может опереться).
• «Как ты думаешь, как можно решить эту проблему?»
• «Чем бы хотел заниматься?» «Я вижу, что тебе очень плохо».
• «Я чувствую, что ты всё-таки взволнован. Поделись со мной, я постараюсь понять тебя».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.