Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 8 классе по программе В. . Алеева .Т. Науменко на тему
Как мы понимаем современность
Содержание:
Трактовка понятия в музыке.
Новые темы в искусстве начала XX века.
Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231».
Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова «Песнь о железе»).в материале представлены - вопросы и задания по теме
музыка.doc
Дополнительный материал для проведения уроков музыки для 8 класса
По программе В. . Алеева .Т. Науменко
На тему Как мы понимаем современность
Содержание:
Трактовка понятия в музыке.
Новые темы в искусстве начала XX века.
Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера
«Пасифик 231».
Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения
М. Герасимова «Песнь о железе»).
Художественный материал:
Поэзия:
М. Герасимов. «Песнь о железе». Фрагменты.
Музыка:
А. Онеггер. «Пасифик 231». Фрагмент (слушание);
М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Попутная песня» (пение).
Живопись:
П. Боннар. «Пейзаж с поездом».
К. Юон. «Утро индустриальной Москвы».
Ю. Пименов. «Даёшь тяжёлую индустрию».
Характеристика видов деятельности:
Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения
единства содержания и средств выражения.
Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века (с
учётом критериев, представленных в учебнике). Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и
живописные произведения к изучаемой теме.
Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска
художественных произведений.
Что же такое «современность» в музыке?
Прежде чем ответить на этот вопрос, задумаемся: а в чём вообще состоит
понятие современности? Ведь лицо любой эпохи определяют люди, а это
значит, что мы, ныне живущее поколение, и являемся представителями нашей
современности. Это мы являемся свидетелями новых открытий, подаривших
миру видеотехнику и компьютеры, информационные технологии, средства
связи и передвижения.
Все произошедшие изменения конечно же очень важны, но как ни
удивительным может показаться такое утверждение, каждая эпоха, каждый
век точно так же посвоему совершенствовали технические средства и среду
обитания. Когдато этот процесс происходил очень интенсивно, когдато –
замедлялся. Тем не менее прогресс, который теперь мы называем научно
техническим, происходил в жизни всегда. Ведь если бы это было не так, то
следовало бы признать, что все современные достижения прогресса взялись
ниоткуда, из пустоты.
Таким образом, следует признать, что современность – это звено в цепи
никогда не прекращающейся традиции; современность вытекает из прошлого
и предопределяет будущее, и в этом её вечный смысл.
Однако, признавая всё это, можно задать вопрос: разве современность только
следование старым традициям, разве нет у неё своего собственного лица,
своего неповторимого характера?
Отчасти, конечно, этот характер заключается в культе техники, какого не знал
ни один предшествующий век. Не случайно технические достижения, притом
взятые в самом своём прямом смысле, вошли и в искусство, может быть
впервые в истории став одной из его тем.
Так, французский композитор А. Онеггер создал в 1923 году одно из
известных своих сочинений – «Пасифик 231».
Артур Онеггер выдающийся прогрессивный французский композитор ХХ
века, художник высокой принципиальности и честности, крупный общественный деятель, талантливый публицист и критик, отстаивавший
передовые тенденции современного искусства. Убеждённый антифашист, он
был одним из руководителей Народной музыкальной федерации в 30е годы,
участвовал в деятельности музыкантовпатриотов в годы Сопротивления.
Онеггер художникмыслитель, которого∙ волновали проблемы войны и мира,
будущее цивилизации, перспективы развития современного искусства,
трагическое положение музыканта в капиталистическом обществе.
Творческий путь Онеггера был полон непрестанных поисков, свойственных
большому мастеру. Художник импульсивный, противоречивый, эмоционально
открытый, он запечатлел сложный мир современности с его конфликтами и
проблемами, создал свой неповторимо оригинальный стиль, живо
соприкасающийся с открытиями ХХ века в области средств выразительности
и в то же время доступный массовой аудитории.
«Пасифик 231» марка паровозов, которые с огромной скоростью возили за
собой тяжеловесные составы. Именно шум паровоза и воссоздаётся в этой
музыке, в которой можно уловить и скрежет деталей, и лязг тормозов, и
ускоряющееся движение.
«Я не стремился подражать шумам локомотива, говорил Онеггер, но хотел
передать зрительное впечатление и физическое наслаждение движением в
чисто музыкальном построении... Оно исходит из объективного восприятия:
неторопливое дыхание машины в состоянии покоя, толчок начала движения и
прогрессивное его ускорение». Композитор писал также: «...я преследовал в
«Пасифике» чисто абстрактную, в чёмто идеальную цель создать
впечатление математически точного равномерного ускорения ритма, в то
время как темп, по сути, замедляется... С музыкальной точки зрения я
сочинил нечто вроде протяжённых хоральных вариаций, пронизанных
контрапунктами в духе И. С. Баха».
Несмотря на то что сам Онеггер писал об отсутствии чёткого программного
замысла в своём сочинении, но всё же данное им самим название, а также
характер музыкального звучания позволяют говорить о своеобразном
преломлении в музыке идей промышленного пейзажа.
Примечательно, что музыкальные критики, оценивая это сочинение, старались
привнести в его трактовку какиенибудь поэтические детали, отсутствующие
в партитуре. Некоторые описывали движение поезда по безграничным
просторам степей (вероятно, желая дополнить промышленный пейзаж дыханием живой природы), некоторые даже пытались вызвать у читателей
ассоциации с особыми запахами, которыми веет от широких просторов...
Может быть, эти домыслы были и не вполне серьёзными, но они указывали на
«присущее человеку стремление одухотворить мёртвую техническую идею,
вдохнуть в неё обаяние природы, запах полей, ощущение простора».
Такое стремление порой обнаруживает себя и в произведениях, авторы
которых сознательно ставили задачу воспевания какихлибо сугубо
технических достижений прогресса. В первой трети ХХ века подобные темы
были исключительно популярны; создавались многочисленные поэмы, оды и
даже крупные музыкальные композиции, посвящённые производственной теме
(даже великий Шостакович посвятил им свой балет «Болт», созданный в 1931
году).
Однако нередко в подобных произведениях, казалось бы, отрицающих всякую
свою связь с сентиментальными чувствами прошлого, возникали странные
уподобления именно этим чувствам, как будто новые объекты воспевания
нуждались именно в такой, возвышенноромантической трактовке.
Примером может послужить стихотворение пролетарского поэта Михаила
Герасимова «Песнь о железе», написанное в 1917 году. Вот несколько
фрагментов из этого стихотворения:
В железе есть нежность,
Игривая снежность,
В шлифованном светит любовь;
Закатная алость,
Порыв и усталость,
В изломе, заржавленном кровь.
В железе есть осень,
Холодная просинь
В заржавленных ветках сосны,
Есть знойное лето,
Миражем одето,
Горячим цветеньем весны.
Читая стихотворение «Песнь о железе», мы видим, как этот сугубо
«технический» автор (в другом своём стихотворении он пренебрежительно
противопоставлял «разнеженной» живой природе мужественное дымное небо на заводе и «железные цветы» производства) строка за строкой воспевает
нежность, любовь, алые закаты и другие «несовременные» чувства и картины.
Разве они не милы его сердцу, если именно эти образы становятся для него
высшим аргументом в пользу высокой красоты железа?..
Вопросы и задания:
Как вы сами считаете, чем отличается наша современность от
предшествующих времён? В чём её объективные преимущества и недостатки?
(При ответе на вопрос привлекайте знания из области истории, литературы,
искусства).
Что повашему, в большей степени определяет характер пьесы А. Онеггера
«Пасифик 231» индустриальная идея или идея художественная?
Аргументируйте свой ответ.
Рассмотрите нотный пример 27 на стр. 121. Подумайте, какой момент
движения поезда в нём отражён – начало, полный ход, окончание?
Аргументируйте свой ответ.
Как вы воспринимаете метафоры и сравнения, представленные в
стихотворении М. Герасимова «Песнь о железе», органично и естественно;
как дань времени; как надуманное преувеличение? Почему?
Какие ещё произведения литературы и искусства могли бы дополнить
содержание данного параграфа? (При подготовке ответа на вопрос
используйте возможности сети Интернет). Описание картины К. Юона «Утро индустриальной Москвы»
В 1949 году Константин Юон написал картину «Утро индустриальной
Москвы» маслом на холсте. Сейчас она находится в Государственной
Третьяковской Галерее в Москве.
На этой картине изображено обычное будничное раннее утро. На улице зима,
люди идут на работу, некоторые останавливаются и общаются друг с другом.
Они выглядят очень маленькими, по сравнению с заснеженными деревьями,
которые над ними возвышаются.
За деревьями виднеются крыши деревянных домов, в некоторых из них топят
печи, чтобы стало теплее. Видно, что в Москве вовсю работают предприятия,
из их труб идёт дым, а это значит, что рабочие вовсю трудятся во время своей
рабочей смены. Как будто вся столица задымлена изза этих заводов.
Вверху картины нарисовано небо в голубоватых, жёлтых и зелёных тонах.
Сквозь небо пытается пробиться яркое солнце и озарить город своими
солнечными лучами, чтобы людям не было так холодно идти на работу в этот
морозный день.
Описание картины П. Боннара «Пейзаж с поездом»
В картине запечатлены окрестности Вернуйе, маленького городка на Сене.
Боннара привлекли не архитектурные достопримечательности, но дали,
открывавшиеся сразу за пределами городка. «Картина должна быть
самостоятельным миром» говорил художник. Не стремясь к иллюзорной
достоверности, художник создал образ, в котором нет конкретики
перечисления. Всё написано словно немного не в фокусе. Опираясь на
достижения импрессионистов, Боннар, однако, свету предпочитает цвет.
Описание картины Ю. Пименова «Даёшь тяжёлую индустрию!» Картиналозунг, картина призыв. Это живописное полотно Юрия Пименова
ктото оценивает, как нагромождённое, а ктото говорит о гениальной
структуре композиции. Картина была написана художником Юрием
Пименовым по заказу Совнархоза, а за великолепное исполнение получила
престижную премию Советского Союза на Выставке Государственных
Заказов.
Простые рабочие сталелитейного завода находятся в центре внимания на
данном полотне. Выстроившись в ряд пятеро рабочих тянут стальную
арматуру, их действия изображены в динамике, крепкие тела величаво
трудящихся фигур пылают не только от обжигающего жара машин, но и от
той великой идеи, взращённой Советским Союзом, ради которой они и
трудятся. Высветленные фигуры двух работников на втором плане, навались
всем своим телом, толкают чугунную телегу вперёд, по строительным лесам.
Мысленно можно представить себе механизированные движения рабочих,
однако не заметить, что главный «винтик» в огромной машине
индустриализации, конечно же, живой человек – кровь и плоть.
Измазанные в золе, их тела ярко выделяются на фоне машинного зарева,
находясь у огромной печи они контрастно выделяются художником. Каждая
из внутренних композиций картины могут служить самостоятельными
полотнами, но сочетание человеческого труда и заводских построек, дыма,
локомотивов, точно передают атмосферу невероятного темпа наработки,
заданного той эпохой.
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/kakmyponimaem
sovremennost
Как мы понимаем современность
Как мы понимаем современность
Как мы понимаем современность
Как мы понимаем современность
Как мы понимаем современность
Как мы понимаем современность
Как мы понимаем современность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.