Как научить ребенка учиться?

  • Педсоветы
  • docx
  • 08.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Один из самых частых родительских запросов — «Ребёнок не хочет учиться, что делать?». Не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно: пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3 уже более или менее начинает включаться ответственность за себя), он ещё не очень собран, организован, попросту «вменяем». Поэтому он нуждается в контроле со стороны, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается. Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности, например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарованности учителем (больше встречается у девочек), сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребёнка учиться в значительной степени лежит на взрослых!
Иконка файла материала КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ.docx
ГБОУ «Специальная школа­интернат с.Ериловка» Статья  «Как научить ребенка учиться?» Подготовила учитель Соломенцева Е.Н.2019 год Один из самых частых родительских запросов — «Ребёнок не хочет учиться, что делать?».  Не стоит   ожидать,   что   ребенок   сможет   сделать   это   самостоятельно: пока   маленький   человек   учится   в 1­2   классе   (в 3   уже   более   или   менее начинает   включаться   ответственность   за себя),   он ещё   не очень   собран, организован,   попросту   «вменяем».   Поэтому   он нуждается   в контроле со стороны, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается. Конечно,   есть   дети,   которые   в силу   повышенной   тревожности, например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарованности учителем (больше встречается у девочек), сами обеспокоены выполнением   домашнего   задания.   Но это   скорее   исключение   из общего правила.   Итак,   ответственность   за умение   ребёнка   учиться   в значительной степени лежит на взрослых! Сейчас много экспертных оценок, которые сводятся к тезису — интерес ребенка превыше всего. Согласна, что инициативу ребенка давить преступно. Но, к сожалению, возбуждение от новизны падает даже у взрослого, а умение вернуть   себя   к сосредоточенности,   будь   то решение   задачи   или   просто усвоение новой информации, думаю, останется актуальным. Хотя бы до тех пор,   пока   нас   не будут   «чипировать»   уже   встроенными   программами по аналогии   с гаджетами.   Но пока   у нас   с вами   дети,   а не роботы.   И через определенное   время   ваш   ребёнок   из начальной   школы   перейдет   в старшие классы, где учиться будет уже труднее. Помимо   этого   в старшей   школе   смещается   мотивационный   приоритет — ребёнок   «слетает»   с важности   обучения   на важность   установления социальных связей (друзья превыше всего!) Но если   всё­таки   ребёнок   умеет   брать   себя   в руки   и делать,   доделывать, учиться,   то он уже   не провалится   в безысходность   или   отчаяние —   «всё бесполезно,   уже   так   всё   запущено,   такой   дикий   объём,   мне   с ним   уже не справиться,  нет   смысла   даже   начинать!».  Таких   проблем   не будет,  если у ребёнка   уже   будет   осознанный   опыт   «включения»   в уроки.   Как же удерживать внимание ребёнка во время выполнения уроков? 1. Придавайте новые смыслы скучным заданиям Например, ребёнку нужно научиться писать буквы красиво. Варианты: «Ок, а как   мы будем   писать   послание   Деду   Морозу?   Он же   ничего   не разберёт в твоих   каракулях,   будет   обидно,   если   ты не получишь   то,   что   просишь на Новый год»… Или: «Давай напишем письмо бабушке? Только надо писать так, чтобы она смогла прочитать, она ведь не очень хорошо видит!». Или: «А вдруг   ты окажешься   на необитаемом   острове?   Тогда   тебе   понадобитсянаписать послание людям и отправить его в бутылке. Давай научимся писать разборчиво!». 2. Стимулируйте внутреннюю мотивацию Можно спросить у ребёнка и побудить его самого поразмыслить о том, что ему даст тот или иной навык — умение читать, писать, считать, запоминать. Это   может   стать   основой   его   собственной   внутренней   мотивацией — сильнейшего   и ярчайшего   стимула.   Увы,   он горит   ярко,   но не очень   долго. Нужно будет периодически напоминать ребёнку о пользе того, до чего он уже сам однажды додумался и к чему пришёл сам. 3. Меняйте роли — вместо ученика «учитель» Все лекторы знают: если хочешь лучше знать предмет — прочитай по нему лекцию. Превращаем ребёнка в учителя, сажаем перед ним всех его зайчиков, машинки, мишек, кукол и играем в школу. Вы, кстати, тоже можете подыграть в роли самого непослушного и самого «бездарного» ученика — «Ой, как же трудно   писать   эти   цифры!   Никак   у меня   не получается!».   Или   специально делайте массу ошибок. Обычно дети очень радуются, видя себя со стороны. Этот приём снимает напряжение, позволяет в безопасном режиме проговорить и осознать   трудность   обучения.   А это,   как   вы помните,   улучшает самоконтроль и повышает «вменяемость», то есть ребёнок видит препятствие (лень, невнимательность, неспособность заставить себя доделать), с которым ему надо справиться. Плюс   это   снижает   страх   перед   возможностью   ошибки.   Это   очень   важный момент,   потому   что   дети   в школе   постоянно   находятся   в зоне   тревоги и некомпетентности —   ежедневно   они   сталкиваются   с новым   материалом, новыми   задачками   и новыми   требованиями   к их интеллектуальным способностям.   Способность   спокойно   переносить   неудачи   и ошибки — важное   качество,   позволяющее   идти   вперёд,   а не сваливаться   в яму   «я — никчёмный неумеха». 4. Научите его самостоятельно делать уроки Через какое­то время, когда вы видите, что ребёнок освоил навык «делания уроков», постепенно начинаем оставлять его одного. Но нужно сделать так, чтобы ребёнок понимал, что невыполнение домашнего задания и плохая учёба в целом   имеют   для   него   негативные   эмоциональные   последствия.   То есть нужно   создавать   вокруг   него   поле   ожиданий,   в котором   присутствуют обязательно две темы. Первая —   надо   дать   ему   понять,   что   вы цените   его   старания.   Вы можете говорить:   «Мы рады,   когда   у тебя   все   хорошо   получается»   или «Мы расстраиваемся, когда у тебя плохие результаты». Так ребенок усвоит, что вы уважаете его труд, его усилия над собой, его способность проявлять волю,   его   растущую   и крепнущую   самостоятельность.   Это же   позволяет сформировать такое важное качество характера, как способность достигать целей и уважать самого себя за достигнутый результат.Ребёнок   научится   мотивировать   себя   этим   опытом   и ощущением   радости и подъема,   которое   будет   следовать   за каждой   самопобедой.   Важный нюанс —   старайтесь   делать   свои   комментарии   для   ребенка   четкими и конкретными. Не просто «Ты молодец!» или «Отлично!», а «Как я рада, что ты всё сумел доделать!». 5. Делитесь успехами Можно   за семейным   ужином   или   на прогулке   обсудить   с ребенком   то,   что теперь он стал более взрослым, тем более что он и сам к этому стремится, ожидая похода в первый класс. А у взрослых людей всегда есть такие дела, которые   не хочется   делать,   но надо!   Потому   как   это   приводит   к таким­то и таким­то   «крутым»   результатам.   Обязательно   подчеркнуть   очень   важные и позитивные последствия этих дел с пометкой «надо». Хорошо, чтобы все члены семьи рассказали ребенку, какие лично у них есть эти «надо» и почему важно их выполнять, чего от них хорошего. В конце дня можно делиться друг с другом, как нелегко давались каждому свои «надо», но мы — ура! — с ними справились! 6. Работайте с материалом Последнее общее правило. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить или хорошо знать изучаемый материал — это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие­то задания.