2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитив-ные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Литературное чтение
Урок 80.
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: Как придумать загадку? Литературные загадки.
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
4
Проверка домашнего задания.
Чтение загадок в тетради. Обсуждение того, как они построены.
II. Развитие
умений.
2 1 2 2 3 4
Работа с загадками.
1. Работа с загадками до чтения.
1. Беседа.
– Что такое загадка?
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
© ООО «Баласс», 2012
1– Как строится загадка?
– Зачем люди придумывают загадки?
– Что можно узнать о наших предках, читая и отгадывая загадки?
– На какие две группы (по авторству) можно разделить загадки? (Народные
и литературные.)
– Знаете ли вы литературные загадки? Кто из поэтов является автором
загадок?
2. Чтение имён и фамилий авторов загадок в учебнике.
2. Работа с загадками во время чтения.
1. Чтение загадок вслух учащимися и отгадывание их.
– Какие «подсказки» вы нашли в тексте загадок?
– В форме чего они написаны? (В форме стихотворений.)
– Назовите рифмы.
– Какая загадка, по вашему мнению, самая трудная? самая интересная,
необычная?
2. Выразительное чтение загадок.
– Обратите внимание на интонацию и логическое ударение в загадках С.Я.
Маршака, на звукопись в загадке А. Прокофьева про жука (Какой звук
чаще других использован в стихотворениизагадке? Почему? Подсчитайте,
сколько раз. Подчеркните букву, обозначающую этот звук. Звук [ж]
помогает отгадать загадку.), на ритм в загадке Прокофьева про капусту.
3. Заучивание загадки по желанию наизусть.
3. Работа с загадками после чтения.
Игра «Догадливый фотограф».
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по пред
ложенному учителем плану.
© ООО «Баласс», 2012
2Учитель читает авторские загадки. Ученики рисуют отгадку и
показывают, поднимая рисунок вверх. Кто же будет самым
догадливым фотографом?
М. Пожарова А. Шибаев
Есть у меня работники, День за днём идёт кино
Во всём помочь охотники. На экране этом.
Живут не за горой – Солнца, зелени полно
День и ночь со мной: На экране летом.
Целый десяток А зимой – синеет лёд,
Верных ребяток! Снег летит, играя.
(Пальцы) Фильм идёт, идёт, идёт
Без конца и края...
(Окно)
Л. Сандлер
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.
(Светофор)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать позитив
ные поступки, в том числе
речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
© ООО «Баласс», 2012
34. Составление загадок.
1. Чтение авторского текста вслух и комментирование.
– Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку? (Саша перечислил
не самые главные признаки загаданного предмета. Такие же признаки
есть и у других предметов.)
Вопросы после чтения:
– Как правильно придумать загадку?
– Какие признаки сахара перечислены в загадке Бориса Заходера?
– С чем сравнивает он первый снег? Какое отличие у мух и снега?
2. Обсуждение схемы придумывания загадки:
1) Выбери загадываемый предмет.
2) Запиши все его признаки.
3) Запиши, с каким другим (другими) предметом (предметами) можно
сравнить загаданный предмет.
4) Подчеркни общие для предметов признаки.
5) Выбери форму загадки.
Загадываемый
предмет
+
+
+
Признаки
перечисляются
есть один
главный
_
сам называет
_
_
+
_
+
Сравнимый
предмет
Тип загадки
детская
детская
биографич.
сравнение
© ООО «Баласс», 2012
43. Упражнение в придумывании загадок.
Вывешиваются изображения петуха и колокольчика. Одну загадку дети
составляют коллективно. Можно использовать рифмы: поёт – клюёт,
несёт – встаёт – поёт – зовёт. Загадку про колокольчик дети
придумывают самостоятельно. Определяется загадкапобедитель.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Кого из авторов загадок запомнили?
– Чем интересно и полезно занятие по составлению загадок?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Сочинить свою загадку. Нарисовать отгадку.
Деятельность учащихся:
© ООО «Баласс», 2012
5– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Сочинять сказку, загадку, считалку.
© ООО «Баласс», 2012
6