Как сказки сказываются.
Оценка 4.9

Как сказки сказываются.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
2 кл
04.03.2018
Как сказки сказываются.
Сказка – это жанр устного народного творчества. Раньше сказки сказывали, рассказывали, это было не так уж давно. Лет двести назад их начали записывать, и теперь мы сказки читаем в книжке. А коли сказки сказывали, кто при этом особую роль играл? Предположения детей. – Действительно, сказку надо уметь не только сочинить, но и рассказать. Хороший сказитель, сказочник, как актёр, должен сыграть сказку. – В старые времена сказки умели рассказывать многие. Были и мастера-сказочники, которые немало знали народных сказок и умели передавать их интересно, талантливо, художественно. Имена таких сказителей славились. – Нужно какое-то особое умение, чтобы сказки сказывать? Предположения детей. – Верно, прежде всего, сказочник должен иметь хорошую память, ведь ему надо было много сказок помнить. Важно ещё уметь их интересно рассказать. Что это значит – «интересно рассказать»? (С выражением, голосом, интонацией передать настроение, чтобы слушатели лучше могли представить героев сказки.)
konsp_lit_2kl_ur6.doc
Литературное чтение Урок 6. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках…» Тема: Как сказки сказываются. Цели: – формируем умение пересказывать текст; – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение находить в сказке сказочные приметы. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний. 1   2   3   3 1. Вступительная беседа. – Сказка – это жанр устного народного творчества. Раньше сказки  сказывали, рассказывали, это было не так уж давно. Лет двести назад их  начали записывать, и теперь мы сказки читаем в книжке. А коли сказки  сказывали, кто при этом особую роль играл?  Предположения детей. (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД: 1) преобразовывать  информацию из одной формы  в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты; 2) делать выводы в результате  © Баласс, 2012 1 совместной работы класса и  учителя; 3) ориентироваться на  развороте учебника; 4) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать речь других; 2) выразительно читать и  пересказывать текст; 3) оформлять свои мысли в  устной и письменной форме; 4) умение работать в паре и в  группах. – Действительно, сказку надо уметь не только сочинить, но и рассказать.  Хороший сказитель, сказочник, как актёр, должен сыграть сказку. – В старые времена сказки умели рассказывать многие. Были и мастера­ сказочники, которые немало знали народных сказок и умели передавать их  интересно, талантливо, художественно. Имена таких сказителей славились. – Нужно какое­то особое умение, чтобы сказки сказывать?  Предположения детей. – Верно, прежде всего, сказочник должен иметь хорошую память, ведь ему  надо было много сказок помнить. Важно ещё уметь их интересно  рассказать. Что это значит – «интересно рассказать»? (С выражением,  голосом, интонацией передать настроение, чтобы слушатели лучше могли  представить героев сказки.) 2. Проверка домашнего задания. – Давайте проверим, умеем ли мы сказки сказывать. Выберите какой­ нибудь эпизод из нашей сказки и попытайтесь нам его выразительно  рассказать. Далее дети пытаются «сказывать» эпизод (часть) сказки, другие  оценивают работу «сказителей». Учитель подводит детей к выводу, что сказку сказывать – дело  непростое. Прежде всего, в ней «особый» язык, особые слова, разные  герои и разные у них характеры. Кроме того, сказочник не запоминает  всё наизусть, от слова до слова, но он «чувствует» сказку, понимает,  как она строится, знает особые сказочные слова и приёмы, и это  помогает ему сказки сказывать. Передаваясь из уст в уста, сказка  менялась, возникли разные варианты, но все они сочинялись по  правилам, поэтому, чтобы научиться сказывать сказки и самим их  © Баласс, 2012 2 II. Развитие  умений. сочинять, надо «открыть» секреты сказки. 4   3   1   3   3 Открытие секретов сказки. – Вспомните, какие приметы сказок вы уже знаете. Верно, в сказках есть  особые словосочетания, которыми может начинаться сказка, – зачин. Они  повторялись из сказки в сказку, так что сказителю легко было сказывать:  он знал несколько таких предложений и с них мог начать любую сказку. И  эти сочетания слов, которые мы все знаем, как бы «застыли», стали  «формулами». Те «формулы», которыми начинается сказка, называются  «сказочные зачины». Какие зачины вы помните? А с какого зачина  начинается наша сказка? – У зачинов, кроме облегчения работы сказителя, есть ещё одно  назначение. Вдумайтесь: «В некотором царстве, в некотором  государстве...» Это где же? (Где­то в волшебном царстве. То есть в особом  месте.) – А вот зачин попроще: «Жили­были...» А он что необычное подчёркивает?  (Не место, а время: это было когда­то давно.) – Сказителю надо было перенести слушателей в мир сказки, и такие особые «формулы» зачина помогали и сказителю, и слушателям: дело­то  происходило где­то, когда­то, в особом месте, короче в сказке. И  слушатель, прекрасно зная зачины, уже настраивался на сказку. – Вспомните: всякие повторяющиеся из сказки в сказку «формулы»  встречаются не только в самом начале текста, они рассыпаны по всей  сказке. Например, рассказывает сказочник сказку, рассказывает, а потом  вдруг и говорит: «Скоро сказка...» или ещё, иначе: «Долго ли...». Давайте  вместе поищем в нашей сказке выражения, которые обозначают в сказке  Регулятивные УУД: 1) определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя; 2) проговаривать  последовательность действий  на уроке; 3) учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией учебника; 4) учиться работать по  предложенному учителем  плану. Личностные результаты: 1) развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать эмоции; 2) оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией; 3) формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  © Баласс, 2012 3 познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного  чувства, этического сознания  и готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые; 2) гражданско­ патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия,  способности к познанию; 4) воспитание здорового  образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. «время» и «место», подчёркивают огромные расстояния, трудности,  которые приходится преодолевать герою в его испытаниях. – Молодцы. Пора открыть третий секрет волшебной сказки. Найдите в  сказке постоянные особые слова и выражения, которые повторяются из  сказки в сказку. Как описывается меч? Какой он? (Булатный.) А чудо­юдо? (Поганое.) – Известно много слов, которые постоянны в сказках. Давайте поиграем: я  вам буду называть слово из сказки, а вы мне – сказочное определение:  молодец – добрый; девица – красная, лес – тёмный, дремучий; пески –  жёлтые, зыбучие; море – синее, чудище – поганое; Кощей – Бессмертный;  лук – тугой; Змей – Горыныч; Елена – Прекрасная, Премудрая; двор –  широкий; терем – высокий, крыльцо – резное, тесовое; ворон – чёрный;  лебедь – белая... – Ещё в сказке очень важен разговор героев. Есть ли в разговоре Ивана,  братьев Ивана и чуда­юда какие­то повторяющиеся «формулы»?  Прочитайте. – Как проявляются в таком разговоре характеры героев? – А в конце сказки есть слова, переходящие из сказки в сказку? Прочитайте концовку сказки. Подготовка к пересказу и пересказ сказки. 1. Подготовка к пересказу. – Итак, мы подготовились к сказыванию сказки. Осталось открыть  последний секрет волшебной сказки. Действие в сказке развивается так,  что герой отправляется на битву, бьётся с чудом­юдом три раза и выходит  победителем. (Учитель записывает: «братья отправляются в путь – 1­й  бой Ивана – 2­й бой Ивана – 3­й бой и победа».) © Баласс, 2012 4 – Давайте найдём, где в нашей сказке герои отправляются в путь (1­я  часть), где говорится о 1­м бое (2­я часть), где мы читаем о 2­м бое (3­я  часть), где в сказке речь идёт о 3­м бое и победе (4­я часть). – С какой интонацией, по­вашему, нужно пересказывать каждую часть  сказки? (1­ю часть – спокойно, неторопливо; 2­ю часть – взволнованно;  3­ю часть – с переживанием, тревогой; 4­ю часть – так же, а в конце  радостно.) 2. Работа с планом. – Откройте с. 2 «Тетради по литературному чтению», задание 3.  Прочитайте план. – Вспомните, о чём говорится в каждой части. 3. Пересказ сказки по плану. – Кто хочет побыть сказителем?  Можно девочке надеть платок. Ученик садится перед классом и  начинает пересказ одной части. Затем другой ученик пересказывает 2­ю часть и т.д. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,  выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Кого было интересно слушать? Кого можно назвать настоящим  сказителем? – Какие секреты волшебных сказок помогли вам сказывать сказку?   4 © Баласс, 2012 5 Ι V. Домашнее  задание. Попробовать себя в роли сочинителя сказки. Изменить 4­ю часть сказки.  (Кто другой мог бы прийти на помощь Ивану? Как тогда закончилась бы  сказка?) Деятельность учащихся: – подробно и выборочно пересказывать текст; – читать про себя текст, осознавать его, отвечать на вопросы; – находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы. © Баласс, 2012 6

Как сказки сказываются.

Как сказки сказываются.

Как сказки сказываются.

Как сказки сказываются.

Как сказки сказываются.

Как сказки сказываются.

Как сказки сказываются.

Как сказки сказываются.

Как сказки сказываются.

Как сказки сказываются.

Как сказки сказываются.

Как сказки сказываются.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018