Как слава пришла к А. Гайдару (Рассказ Б. Емельянова «Игра»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • развитие умений делить текст на части, составлять простой план.
Иконка файла материала konsp_lit_3kl_ur13_+.doc
Литературное чтение Урок 13 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ Тема: Как слава пришла к А. Гайдару (Рассказ Б. Емельянова «Игра») Цели:  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;  • развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;   •  развитие умений  высказывать  и  аргументировать  своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);  • развитие умений делить текст на части, составлять простой план. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний. 2  1. Введение в тему урока. Чтение текста на с. 68 учебника.   © ООО «Баласс», 2013 (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  1II. Развитие  умений. 2 4 1 2 1 2 3  I. Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. –  Кто автор? Знакомо ли вам это имя? Что узнали о Борисе Емельянове из авторского текста? – Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались? – Можно ли предположить, кто будет главным героем? (Писатель А. Гайдар – ведь так называется книга, из которой взят рассказ.) –  Мы   будем   читать   рассказ/быль   (то   есть   о   том,   что   было   на   самом   деле). Можно ли по иллюстрации догадаться, о какой игре пойдёт речь? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (вслух, комбинированное). По ходу чтения 1­й части ведём диалог с автором. Борис Емельянов ИГРА (из книги «Рассказы о Гайдаре») 1 Слава приходит к человеку по­разному. (Что это значит – «приходит слава»? То есть известным, знаменитым человек может стать по­разному.) Много книг   написал   Аркадий   Гайдар,   но   и   сам   он   не   знал   –   хорошей   или   плохой получилась   книга   о   Тимуре.  Когда   повесть   стала   печататься   в «Пионерской правде», Гайдар уехал из Москвы. (Как вы думаете почему?) Он устал. (Вот ответ на наш вопрос.)  Ему хотелось отдыхать: лежать, гулять, ни о чём не думать. В Клину, дома, он обошёл комнаты, взял со стола чернильницу, ручки, перья и вышел во двор. Чернила он вылил под забор, ручки и перья закопал во вопросы в тексте,  иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать  своё предположение на  основе работы с  иллюстрацией учебника. © ООО «Баласс», 2013 24. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию  к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. дворе и повесил на воротах объявление: «Здесь живут охотники и рыбаки, а писатели здесь не живут». Гайдар   не   искал   славы.  (То   есть   он   не   стремился   стать   известным, знаменитым.) Он у себя в огороде собирал огурцы к обеду, когда слава сама постучалась к нему в ворота. (Интересно, как это? Какая она – слава?) – Входите! – крикнул Гайдар, и в калитку протиснулась маленькая сморщенная старушка. – Входи, бабушка, – повторил Гайдар. – Тебе кого надо? – Тебя и надо, – сказала старушка и стала спокойно и внимательно разглядывать Гайдара. Она обошла его с левой стороны, оглядела орден и потрогала рукав гимнастёрки. (Почему старушка так себя ведёт?) –  Ты и есть, – сказала старушка. – Как тебя объяснили добрые люди, такой и есть. (Это ответ на наш вопрос: старушка хотела удостовериться, что перед ней именно писатель Гайдар.)  Ну, стало быть, спасибо тебе! – И старушка, поклонившись в пояс, подала Гайдару узелок и корчажку. – Это что же такое? – спросил Гайдар растерянно. – Яички, – сказала старушка. – Свеженькие. А это творог, в корчажке. Ты бери, не   бойся,   я   бабка   своя,   красноармейская.  (Как   это   понять   –   «своя, красноармейская»? Очевидно, кто­то из её семьи служит в Красной армии.) – Какая? – спросил Гайдар. – Красноармейская, – повторила старушка. – У меня два внука в Красной армии служат верой и правдой. Я и пенсию за них получаю. (Вот и ответ: у старушки два внука служат в Красной армии.)  А тебе приношение делаю за добро, за указку.  (Что   значит   –   «за   указку»?   Подберём   однокоренные   слова:  указ, указание, сказать, приказ  и т.д. Похоже, старушка благодарит Гайдара за то, что он что­то кому­то сказал (указал). Догадались за что?) – Ничего не понимаю! – сказал Гайдар. – За какую указку? –  Понимать   нечего,   –   заволновалась   старушка.   –   Какой   народ   пошёл © ООО «Баласс», 2013 3непонятливый!   Четвёртый   день   у   меня   во   дворе   идёт   баталия.  (Что   это значит? Баталия (устар.) – сражение, бой. Что же происходит у старушки во дворе четвёртый день? Кто догадался?) Дрова наколоты, вода натаскана. Ты не смотри, что я старая, я до всего дозналась. Как ты книжки писал, как мальчишкам читал и какое им от тебя приказание вышло. Я их сегодня с утра стерегла   и  дозналась!  –  гордо   добавила   старушка.  (А   вот   и   ответ   на   наш вопрос.) – А то они ведь тоже меня подстерегали. Я за козой – они во двор... – Стало быть, у тебя, бабка, и коза есть? – спросил Гайдар. – Есть коза, – сказала старушка. – Уж такая шустрая попалась коза! За ней, за козушкой, нагоняешься. Вчера отвязалась – еле поймали. Гайдар охнул и сел на завалинку у дома. –  Бабка! –  сказал он плачущим  голосом. –  Ведь это  же всё в моей книжке написано.  (Вы   поняли,   что   произошло?   Гайдар   придумал   эту   историю, рассказал   о   ней   в   повести   «Тимур   и   его   команда»,   а   оказалось,   что   все существуют на самом деле: и «красноармейская» старушка, и её шустрая коза, и т.д.) Бабка, милая, откуда же ты взялась? Ведь я тебя, бабка, выдумал. Ведь тебя, бабка, на свете никогда не было... – Ты уж ври, ври, да не завирайся! – грозно сказала обиженная старушка. – Это как же так понимать? Я, милый человек, на свете долго жила. У меня дети были, когда ты под стол пешком бегал. Гайдар вскочил с завалинки и обнял старушку за плечи. – Не сердись, бабушка! – сказал он. – Ты­то сама мою книжку читала? – Я, сынок, неграмотная, – грустно сказала старушка. – Мне люди рассказывали. – А мальчишки эти где? Откуда они? – допытывался Гайдар. – Какие они? – Обыкновенные мальчишки, здешние, – сказала старушка. – Найдёновы братья, Тихонов внук, девчонка с ними Наташка. От тебя как выйдешь, найдёновский сад будет наискосок, дворами­то здесь близко. © ООО «Баласс», 2013 4Вопросы после чтения 1­й части: – Как вы думаете, как будут дальше развиваться события? – Вы уже можете ответить на вопрос: как слава пришла к Гайдару? (Можно открыть на доске тему урока.) Читаем дальше. Часть 2 – читаем вслух по цепочке, учитель делает необходимые комментарии: уточняем, что ребята читают вслух книгу Гайдара «Тимур и его команда» – сцену, когда Женя впервые попадает на чердак и знакомится с тимуровцами. На с. 72 после слов «…и вдруг остановился, поражённый» уместен вопрос: – Как вы думаете, что увидел Гайдар? В конце 2­го абзаца (с. 72)  «…и всё сразу понял»  – Что же понял писатель? («Игра становилась жизнью».) Что это значит? Как вы поняли? Часть 3 – чтение вслух. После чтения 1­го абзаца: – Как вы думаете, что сейчас произойдёт? Читаем 2­й абзац, обращаем внимание, что он написан практически теми же словами, как в книге «Тимур и его команда». 2. Выявление первичного восприятия. – Что вас удивило в этом рассказе? – Что показалось самым интересным? 3. Повторное выборочное чтение, составление цитатного плана рассказа. Задание:  найти   и   прочитать   в   каждой   части   рассказа   эпизоды,   которые совпадают с текстом книги «Тимур и его команда». По ходу чтения составляем цитатный план (тетрадь, задание 1, с. 8). Возможные варианты: 1) «А тебе приношение делаю за добро, за указку». 2) «Игра начиналась всерьёз, игра становилась жизнью». © ООО «Баласс», 2013 53) «Мы тимуровцы. Мы делаем своё дело». 4. Обобщающая беседа. а) Перечитайте 2­е предложение рассказа. Так плохой или хорошей получилась книга о Тимуре? б)  Почему   свой   рассказ   Б.   Емельянов   назвал   «Игра»?   Ответ   содержится   в тексте.  («Игра   начиналась   всерьёз,   игра   становилась   жизнью».   Писатель придумал для ребят игру «в хороших людей», которая на самом деле была настоящим делом – нужным, полезным…) в)  «Слава приходит к человеку по­разному». Как же она пришла к писателю А.Гайдару?  (В   виде   благодарности   от   людей,   которым   помогали тимуровцы.) г) Как вы думаете, а сейчас в нашей жизни возможно тимуровское движение? д) Почему рассказ «Игра» включён именно в этот раздел учебника? 3. Работа с текстом после чтения. 1.  – Какой эпизод рассказа проиллюстрировал художник? (С. 69.) А при чём здесь коза? 2. – Каким человеком вам представляется автор рассказа? 3. О Борисе Емельянове. Есть  точная и умная  русская  пословица:  «Скажи  мне, кто  твой друг, –  и  я скажу, кто ты!» Автор этой книги Б. Емельянов был одним из лучших друзей Аркадия Гайдара, а Гайдар мог поверять свои творческие замыслы, делиться своими думами и шагать рука об руку только с человеком добрым, благородным, мужественным. Таков   и   есть   Борис   Александрович   Емельянов.   Вот   как   писал   о   нём С.Михалков: «...Емельянов подарил и вам, дорогие ребята, и всем нам чудесные рассказы,   проникнутые   глубочайшим   уважением   к   литературному   и © ООО «Баласс», 2013 6гражданскому, к творческому и фронтовому подвигу Гайдара». 4. Задание № 3 в тетради (с. 8). Называем   и   записываем   признаки   рассказа   как   жанра  (описано  3  эпизода   из жизни   героев;   небольшой   объём   –   4   страницы;   несколько   героев:   Гайдар, старушка, два брата Найдёновы, Тихонов внук и Наташка). –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Что интересного узнали из сегодняшнего рассказа? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Ι V. Домашнее  задание. Подробный пересказ текста по плану (тетрадь, задание 2, с. 8). © ООО «Баласс», 2013 7

Посмотрите также