Вы любите смотреть мультфильмы?
– А какой мультфильм у вас любимый? Почему?
– А кто знает, как создаются мультфильмы?
Мультфильмы – это прекрасный, удивительный мир фантазии сценариста, художника, который оживает на экране.
Рисованные и кукольные персонажи ведут себя, совсем как живые, – они радуются, грустят, с ними происходят невероятные чудеса.
Как же рождается это чудо на экране?
Совершают чудо художники-мультипликаторы по сценариям писателей. Под их руками оживают рисованные персонажи будущего мультфильма. Оживить персонаж непросто. Художник создаст героя из множества рисунков. Чтобы персонаж просто шевельнулся или моргнул, надо изготовить несколько десятков рисунков. Для 10-минутного фильма их надо нарисовать около 15 тысяч!
Литературное чтение
Урок 96.
Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Как создаются мультфильмы? (Сказкасценарий А. Курляндского «Ну, погоди!»)
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
1 Рассказ учителя о создании мультфильмов.
– Вы любите смотреть мультфильмы?
– А какой мультфильм у вас любимый? Почему?
– А кто знает, как создаются мультфильмы?
Мультфильмы – это прекрасный, удивительный мир фантазии сценариста,
художника, который оживает на экране.
Рисованные и кукольные персонажи ведут себя, совсем как живые, – они
радуются, грустят, с ними происходят невероятные чудеса.
Как же рождается это чудо на экране?
Совершают чудо художникимультипликаторы по сценариям писателей.
Под их руками оживают рисованные персонажи будущего мультфильма.
Оживить персонаж непросто. Художник создаст героя из множества
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
© ООО «Баласс», 2012
1рисунков. Чтобы персонаж просто шевельнулся или моргнул, надо
изготовить несколько десятков рисунков. Для 10минутного фильма их
надо нарисовать около 15 тысяч!
Но мультфильмы интересны и речью героев, которых озвучивают актёры; и
музыкой, которую пишут композиторы.
Начинается любой мультфильм с создания сценария – такого текста, в
котором написано, какие события и в каком порядке должны происходить,
что должны произносить герои и как; в котором описан внешний вид героев
и всё то, что помогает создать образ.
Мы с вами читали сказкусценарий А. Курляндского «Ну, погоди!».
– Чем сценарий отличается от обычной сказки?
2 1 3 2 1
1. Сравнение текстов обычной сказки и сценария сказки.
1. Наблюдения над началом сказок.
– Как обычно начинается народная сказка? (Жилибыли...)
– А как начинается сценарий?
2. Наблюдения над концовками сказок.
– Вспомните, как обычно заканчивается народная сказка.
– Зачитайте, чем заканчивается сценарий сказки.
3. Наблюдения над языком сказок:
1) сказочные устойчивые выражения;
– Встретились ли вам в сценарии сказочные устойчивые выражения типа
«ни в сказке сказать...», «скоро сказка сказывается...» и др.? (Нет.)
2) смысловая нагрузка на слова и предложения;
– Можно ли менять слова, предложения при рассказывании обычной
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
II. Развитие
умений.
© ООО «Баласс», 2012
2сказки? (Да, так рождаются варианты сказки.)
– А в сценарии? Прочитайте подряд несколько предложений (можно с
начала сценария). Нарисуйте то, что вы представили.
– Попробуйте заменить какието слова, пропустить предложения.
– Что произойдёт? К каким выводам вы пришли? (Вывод о ёмкости в
сценарии каждого слова и предложения. Ничего лишнего, ничего нельзя
менять.)
3) построение предложений и текста;
– Как строятся предложения в сценарии? (Как правило, начинаются с
глагола.) Почему? (Это помогает указать на действие героя.)
– Как оформлены предложения в тексте? (Почти каждое пишется с новой
строки.) Почему? (Это тоже способ фиксации действия героев.)
4) звуковое оформление текстов.
– Какие звуки наполняют сценарий? (Это звуки булькающей воды, хохота,
щёлканья выключателя, песни, крик, звук пилы, стук зубов...)
– Перечитайте сценарий сказки и подчеркните слова, обозначающие звуки.
Затем ребята зачитывают их вслух.
2. Создание диафильма. (Проверка домашнего задания.)
Выбираются лучшие работы, склеиваются в одну ленту.
Затем дети просматривают получившийся диафильм и читают
титры.
3. Рассказ учителя об истории создания мультфильма «Ну, погоди!».
– Этому мультфильму более 25 лет, но, несмотря на столь солидный
возраст, весёлые, поучительные выпуски мультфильма очень любят и дети,
и взрослые. Создан он на киностудии «Союзмультфильм» в Москве
режиссёром В. Котёночкиным, а главные роли озвучивают известные
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
© ООО «Баласс», 2012
3актёры Анатолий Папанов (Волк) и Клара Румянова (Заяц).
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Интересно ли было создавать диафильм?
– Что интереснее: смотреть готовый мультфильм или его создавать?
Почему?
– Если бы у вас был выбор, какую работу по созданию мультфильма вы бы
выбрали: сценариста, художника, актёра (озвучивание речи героев),
музыкального оформителя?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Пересказать сюжет любого выпуска мультфильма «Ну, погоди!».
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
© ООО «Баласс», 2012
4– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
и тон речи.
– Пересказывать текст по заданному плану.
© ООО «Баласс», 2012
5