Волк в русской мифологии – это оборотень, существо, способное менять звериный облик на человеческий. Белый волк был особенно подозрителен. В сказке он говорит: «Фу-фу, нерусским духом пахнет». Помните, что в сказках эти слова чаще всего произносит Баба-яга, ведьма.
Это тёмные силы. Наличие волков-оборотней в сказке говорит о её древности.
Сформулируйте совет, который даёт сказка читателям.
– Вспомните, в какой сказке герой победил огромных великанов не силой, а умом, хитростью. (В киргизской сказке «Дыйканбай и дэв».)
– Что объединяет героев двух сказок: кота из русской сказки и Дыйканбая из киргизской? (Самообладание в минуту опасности, находчивость и остроумие. Хитрость и смелость.)
– В какой момент особенно ценны эти качества? (Когда есть угроза жизни.)
Литературное чтение
Урок 87.
Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Как ум и хитрость силу побеждают (русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1
Проверка домашнего задания.
Чтение потешек (тетрадь, с. 40).
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
2 1 4 2 3 2 3
1. Наблюдения над языком сказки.
1. Беседа и выборочное чтение.
– Какое настроение вызвала у вас прочитанная сказка?
– Какие рифмованные выражения запомнились?
Зачитываются те, которые не назвали.
– Как вы думаете, почему такие выражения есть в сказке? (Их легко
запомнить, они короткие, но очень точные. Сказка с ними интереснее.)
2. Игра на внимание.
– Найти и прочитать эпизод из сказки, который соответствует следующим
поговоркам и пословицам:
«Пригласить на тёщины блины». «Смотреть, как баран на новые ворота».
3.
отметить обращения и эпитеты, относящиеся:
I вариант II вариант
к коту к медведю
к барану к козлу, к волку
– Как вы думаете, почему больше всего разных обращений к коту? (Он
герой сказки, он сообразителен, хитёр, находчив, ловок, душа компании.)
– А почему белый волк над волками князь?
4. Рассказ учителя об образе волка в русской мифологии.
– Волк в русской мифологии – это оборотень, существо, способное менять
звериный облик на человеческий. Белый волк был особенно подозрителен.
В сказке он говорит: «Фуфу, нерусским духом пахнет». Помните, что в
сказках эти слова чаще всего произносит Бабаяга, ведьма.
Перечитывание сказки самостоятельно про себя. Задание:
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
© ООО «Баласс», 2012
2Это тёмные силы. Наличие волковоборотней в сказке говорит о её
древности.
Учитель может зачитать отрывки из баллады А.К. Толстого «Волки».
2. Составление плана сказки (можно самостоятельно) (тетрадь, с. 40,
задание).
3. Выразительное чтение сказки. (Можно ролевое чтение.)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
ΙΙΙ
. Итог.
– Сформулируйте совет, который даёт сказка читателям.
– Вспомните, в какой сказке герой победил огромных великанов не силой, а
умом, хитростью. (В киргизской сказке «Дыйканбай и дэв».)
– Что объединяет героев двух сказок: кота из русской сказки и Дыйканбая
из киргизской? (Самообладание в минуту опасности, находчивость и
остроумие. Хитрость и смелость.)
– В какой момент особенно ценны эти качества? (Когда есть угроза жизни.)
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
© ООО «Баласс», 2012
3Ι
V. Домашнее
задание.
Пересказать сказку по составленному плану (тетрадь, с. 40, задания 2 и 3).
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
и тон речи.
– Объяснять выбор автором заглавия произведения.
© ООО «Баласс», 2012
4