Как ум и хитрость силу побеждают (русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Волк в русской мифологии – это оборотень, существо, способное менять звериный облик на человеческий. Белый волк был особенно подозрителен. В сказке он говорит: «Фу-фу, нерусским духом пахнет». Помните, что в сказках эти слова чаще всего произносит Баба-яга, ведьма. Это тёмные силы. Наличие волков-оборотней в сказке говорит о её древности. Сформулируйте совет, который даёт сказка читателям. – Вспомните, в какой сказке герой победил огромных великанов не силой, а умом, хитростью. (В киргизской сказке «Дыйканбай и дэв».) – Что объединяет героев двух сказок: кота из русской сказки и Дыйканбая из киргизской? (Самообладание в минуту опасности, находчивость и остроумие. Хитрость и смелость.) – В какой момент особенно ценны эти качества? (Когда есть угроза жизни.)
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur87.doc
Литературное чтение Урок 87. Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Как ум и хитрость силу побеждают (русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»). Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения  аргументировать свою точку зрения; – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний.   1 Проверка домашнего задания. Чтение потешек (тетрадь, с. 40). Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  подробно пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в © ООО «Баласс», 2012 1II. Развитие  умений. 2  1  4  2  3  2  3    1. Наблюдения над языком сказки. 1. Беседа и выборочное чтение. – Какое настроение вызвала у вас прочитанная сказка? – Какие рифмованные выражения запомнились?  Зачитываются те, которые не назвали. –  Как   вы   думаете,   почему   такие   выражения   есть   в   сказке?   (Их   легко запомнить, они короткие, но очень точные. Сказка с ними интереснее.) 2. Игра на внимание. – Найти и прочитать эпизод из сказки, который соответствует следующим поговоркам и пословицам: «Пригласить на тёщины блины». «Смотреть, как баран на новые ворота». 3. отметить обращения и эпитеты, относящиеся: I вариант                                                       II вариант к коту                                                             к медведю к барану                                                         к козлу, к волку –  Как вы думаете, почему больше всего разных обращений к коту? (Он герой сказки, он сообразителен, хитёр, находчив, ловок, душа компании.) – А почему белый волк над волками князь? 4. Рассказ учителя об образе волка в русской мифологии. – Волк в русской мифологии – это оборотень, существо, способное менять звериный облик на человеческий. Белый волк был особенно подозрителен. В сказке он говорит: «Фу­фу, нерусским духом пахнет». Помните, что в сказках эти слова чаще всего произносит Баба­яга, ведьма.  Перечитывание   сказки   самостоятельно   про   себя.   Задание: тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать последова­ тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  © ООО «Баласс», 2012 2Это   тёмные   силы.   Наличие   волков­оборотней   в   сказке   говорит   о   её древности.  Учитель может зачитать отрывки из баллады А.К. Толстого «Волки». 2. Составление плана сказки (можно самостоятельно) (тетрадь, с. 40, задание). 3. Выразительное чтение сказки. (Можно ролевое чтение.) –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. ΙΙΙ . Итог. – Сформулируйте совет, который даёт сказка читателям. – Вспомните, в какой сказке герой победил огромных великанов не силой, а умом, хитростью. (В киргизской сказке «Дыйканбай и дэв».) – Что объединяет героев двух сказок: кота из русской сказки и Дыйканбая из   киргизской?   (Самообладание   в   минуту   опасности,   находчивость   и остроумие. Хитрость и смелость.) – В какой момент особенно ценны эти качества? (Когда есть угроза жизни.) – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Духовно­нравственное  развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного  чувства, этического сознания и  готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые. 2. Гражданско­патриотическое  воспитание. 3. Воспитание трудолюбия,  способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа  жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. © ООО «Баласс», 2012 3Ι V. Домашнее  задание. Пересказать сказку по составленному плану (тетрадь, с. 40, задания 2 и 3). Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп  и тон речи.   – Объяснять выбор автором заглавия произведения. © ООО «Баласс», 2012 4

Посмотрите также