Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Иконка файла материала konsp_lit_3kl_ur46_+.doc
Литературное чтение Урок 46. Тема раздела: «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…» Тема: Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита Кожемяка» и «Как мужик гусей делил») Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;   •  развитие   умений  самостоятельно  прогнозировать  содержание   текста   по   заглавию,  фамилии   автора,  иллюстрации, ключевым словам;  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).   Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний. 2  2  Проверка домашнего задания. © ООО «Баласс», 2013 (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  1II. Развитие  умений. 2  4  2  2  3  3  Чтение текста сказки «Никита Кожемяка». 1. Работа с текстом  до чтения. –  Расскажите,   как   вы   работали   со   сказкой   дома.   (Ученики   говорят   о последовательности.) Вспомните свои рассуждения и повторите их. – Прочитайте ключевые слова. Ученики   говорят   о   своих   предположениях   о   содержании   сказки   по иллюстрации. – Удивило ли вас название сказки? Было ли понятно слово Кожемяка? Нашли ли его объяснение на иллюстрации? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Повторное чтение вслух по абзацам (читают дети). Словарная работа проводится по ходу чтения. Ученики объясняют значения слов, выражений. (Подготовительная работа проводилась дома.) 1­й абзац. Словарная работа: Красная девка – прекрасная, красивая девушка; поборы – сборы; промыслы – охота. – Как понимаете выражение «красавица собой была, так за жену себе взял»? Вопросы после чтения: – Почему никто не сражался со змеем, а все отдавали ему девушек на съедение? – Кто мог спасти царевну? Что мы узнали о Никите Кожемяке? Царевне? 2­й абзац. Словарная работа по ходу чтения.  Подбор синонимов к словам:  сыскал  – нашёл, от лютого – злого, авось – может быть. работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  © ООО «Баласс», 2013 2– «Пуд пеньки» – что это и сколько? (16 кг грубых нитей из конопли.) Вопросы после чтения: –  Каким   представляете   Никиту?  (Сильным,   но   трусливым,   жалостливым, хитрым.) – Найдите предложение­ответ, почему Никиту звали Кожемяка. – Для чего мнут кожи? – Прочитайте последнее предложение 2­го абзаца. Как вам кажется, это спасёт Никиту? 3­й абзац. Словарная работа по ходу чтения: берлогу размечу (разнесу), беда неминучая (неизбежная), межа (граница). Вопросы после чтения: – Чем закончилась битва со змеем? – Какие картины вы представили? – Расскажите, как изменилось поведение змея. 4­й абзац. Словарная работа по ходу чтения: Соха в триста пуд (соха весом в 4800 кг). Вопросы после чтения: – Как Никита и змей делили землю и воду? – Что осталось от змея? (Борозда высокая.) – Каким теперь мы видим Никиту? (Мужественным, уверенным в своей правоте, хитрым, скромным, защитником.) – Можно ли Никиту Кожемяку назвать богатырём? Почему? 2. Обобщающая беседа (вопросы 1–3 учебника, с. 200). действий на уроке. 3. Учиться высказывать  своё предположение на  основе работы с  иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. 3. Работа с текстом после чтения. 1. Повторное обращение к иллюстрации. © ООО «Баласс», 2013 3–  Какой момент сказки проиллюстрировал художник? Согласны ли вы с этим выбором? –  Значение   какого   слова   в   названии   вызвало   затруднение?   Может   быть, иллюстрацией его надо было пояснить? Как бы вы это сделали? 2. Анализ ключевых слов. –  Вы   зачитывали   ключевые  слова  перед  чтением  сказки.  Оставим  теперь  те, которые необходимы для понимания её содержания. (Ученики подчёркивают эти   слова   в   тетради:  змей,   царевна,   за   жену   взял,   Никита   Кожемяка, утопил, пошёл кожи мять.) Чтение сказки «Как мужик гусей делил». 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте название сказки. Что оно подсказывает? (Тему сказки.) – Рассмотрите иллюстрацию. Назовите героев сказки. – Зачем нужно делить гусей? (Предположения детей.) 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение. Часть 1 дети читают вслух (комментированное чтение). Возможные комментарии: После 1­го абзаца: – Посмотрите на иллюстрацию. Что можно предположить? «…попросил у барина острый ножик»  (Как бы вы разделили гуся на шесть частей   и   чтобы   никто   не   обиделся?  (Варианты   детей.)  Интересно,   как   же разделил мужик?) «…оставшая   туша   будет   моя»  (Интересно   разделил:   большую   часть   себе оставил! Рассердится помещик, как вы думаете?) «…и  пополнил   все   недостатки   бедного   крестьянина»  (То   есть?  (Дал © ООО «Баласс», 2013 4достаточно денег.) А почему, за что, по­вашему?) Вопросы после чтения: – Оправдались ли наши предположения? – Кто герой сказки? Кто такой помещик? (Богатый человек, владеющий землёй.) Крестьянин? (Сельский житель, который работает на земле, выращивает скот.) – Нашли ли вы ответ, как мужик гусей делил? (Да, но пока узнали, как одного разделил.) Части 2 и 3 тоже читаем вслух (комментированное чтение). «…отправляет свою жену…» (А почему сам не пошёл?) «…были очень завидливые» (То есть… завистливые. Почему? Они же богатые, что же бедному завидовать?) «…и унести гостинец барину» (Как вы думаете, как будут дальше развиваться события? Предположения детей – короткие реплики.) «Поделишь   ли   ты   нам  этих   пять   гусей?»  (Попробуйте   предположить,  что сделает Степан.) 2. Обобщающая беседа. а)  –  Перед   нами   два   крестьянина   –   Степан   и   Евдоким,   бедный   и   богатый. Сравните их. (Предлагается план на доске; запись ведём в виде таблицы.) План Степан Евдоким 1. Зачем принёс гостинец 2. Гостинец 3. Умение разделить 4. Итог 5. Черты характера Поправить своё положение Последний гусь Нашёл мудрое решение Достиг цели Мудрый, находчивый Разбогатеть ещё больше Пять ненужных гусей Не смог Опозорился Завистливый, любопытный, © ООО «Баласс», 2013 5жадный, нетерпеливый, глуповатый, несообразительный б)  –  Какие   мудрые   мысли   есть   в   этой   сказке?  Попробуйте   применить  их   к современной   жизни.  (Успешным   становится   человек   умный,   мыслящий оригинально, сообразительный. Богатство не всегда помогает в жизни…) 3. Чтение сказки по ролям (если позволяет время). 4.  Чтение письма авторов учебника к третьеклассникам на с. 205 (читает учитель). –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Ι V. Домашнее  задание. 1. Самостоятельно прочитать сказку «Синдбад­мореход». 2. Озаглавить части (задание 1 в тетради на с. 31). © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также