Какие они – настоящие изыскатели? (С. Голицын «Сорок изыскателей», глава 4)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Иконка файла материала konsp_lit_3kl_ur8.doc
Литературное чтение Урок 8. Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ Тема: Какие они – настоящие изыскатели? (С. Голицын «Сорок изыскателей», глава 4) Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;  • развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;   •  развитие умений  высказывать  и  аргументировать  своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2   Проверка домашнего задания. 1. Рассказы детей о делах пионеров. 2. Перечитывание фрагмента рассказа доктора о портрете (с. 32,  последний абзац, и на с. 33 до слов: «Я даже не могу подписаться»). При  чтении надо с помощью интонации показать важность, значимость  изыскательского задания.   © ООО «Баласс», 2013 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 1II. Развитие  умений. 2  4  1  1  2  3  Работа с текстом главы 4. 1. Работа с текстом до чтения.  Можно в начале урока послушать песню «Люди идут по свету» (сл. И.  Сидорова, муз. Р. Ченборисова): Люди идут по свету. Им вроде не много надо: Была бы прочна палатка Да был бы нескучен путь… – Мы прослушали одну из любимых песен путешественников, туристов,  которых манят дороги, которые бродят по свету в поисках открытий. – Всегда ли путешествие, поход – только приятное, увлекательное занятие?  (Нет, очень часто оно опасное, на пути встречаются преграды, нужно  преодолевать трудности.) – Тогда какие качества человека особенно ценятся в походе? (Знания,  смелость, трудолюбие, взаимовыручка, смекалка и т.д.) – Вы дочитывали дома главу 4. Какие же первые трудности и неприятности  поджидали наших героев? (Доктор расстроен: ему придётся рассказывать о  своих «путешествиях»; надо самим готовить обед; Соня и Галя забыли ложки;  гроза ночью в лесу.) 2. Работа с текстом во время чтения. © ООО «Баласс», 2013 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли  в устной и письменной  форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать  своё предположение на  основе работы с  22.1. Выборочное перечитывание главы 4. Цель работы: понаблюдать за  героями, за тем, как они себя ведут в разных ситуациях, и решить, кого из  них можно назвать настоящими изыскателями. 2.2. Комментарии ко 2­й части. 1­й абзац – Как видим, мальчики, невзирая на все «не», уже что­то задумали. Что же?  Читаем дальше. 2­й абзац – Что такое тактика? (Средства и приёмы достижения цели.) – Почему бы им просто не говорить обо всём этом на ходу? (Нет, в этом вся  прелесть, весь секрет – вести мужские разговоры обстоятельно, важно, без  девчонок и взрослых.) Но с дымом сливается песня, Ребята отводят взгляды. И шепчет во сне бродяга Кому­то: «Не позабудь!» – Обратите внимание: ребята обсуждают книги об изыскателях. Далее по ходу чтения обращаем внимание на характеры ребят. 2.3. Чтение учителем 3­й части. Короткая 3­я часть главы позволит учителю показать образец  выразительного чтения, чтобы дети смогли острее почувствовать  создавшуюся ситуацию: растерянность доктора, снисходительность  Магдалины Харитоновны… 2.4. Чтение 4­й части. Мотивация к чтению: иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. © ООО «Баласс», 2013 3– Вот и первая остановка на отдых. Вы помните, как ребята распределяли  обязанности между собой? Теперь настало время проявить свои способности и показать свои знания. Важной особенностью приключенческого жанра  является познавательность, любое дело – даже кашу сварить – нужно делать с  умом. Поэтому я попрошу вас быть внимательными при чтении.  Понаблюдаем за изыскателями и попробуем найти практические советы тем,  кто отправляется в поход. – Прочитайте текст про себя, не забывайте при этом следить за героями, за их  поведением, отношением друг к другу, за их речью. 3. Работа с текстом после чтения. 3.1. Беседа. – Какие же секреты походной жизни вы обнаружили? (Располагаться нужно  только возле источника воды. Для костра необходимы сухие ветки. Чтобы  приготовить еду, нужно забить две рогатки и подвесить вёдра на перекинутой  палке. Кашу можно варить аргентинским способом. Чайную заварку можно  приготовить из ежевичных и малиновых листьев. Червей лучше запасти ещё  дома…) – А как вы думаете, откуда у наших героев такие познания? (Вычитывают в  книгах, как Витя Большой, общаются со взрослыми, смотрят передачи и т.д.) – О ком из ребят вам хочется сказать, что в них вас порадовало или огорчило?  (Появилась Люся – она, наверное, вожатая отряда, потому что всегда  командует. Но её уважают, хотя Витю она обидела. Могла бы по­другому  объяснить. Близнецы просто молодцы, настоящие специалисты и умеют  дружить. А Витя Большой – настоящий Знайка! Вот только обиделся зря: в  походе лучше не экспериментировать… Огорчил Индюшонок, он снова без  © ООО «Баласс», 2013 4дела, гуляет руки в брюки, всем недоволен, критикует. Критиковать –  осуждать, указывать на недостатки.) 3.2. Работа по вариантам (1­й вариант перечитывает части 5–6, 2­й – 6–7). Задание: проследить за поведением и характерами героев и найти советы  туристам. 3.3. Герои повести, портреты и характеры. – На протяжении всей работы с текстом мы вели вместе с доктором  наблюдения за ребятами, присматривались к ним, давали оценку поступкам. Проведём небольшую игру «Узнай героя». Я буду называть некоторые детали  портрета героя или черты его характера, а вы назовёте его имя. Игра «Узнай героя» а) У неё голубые глаза, крошечный, чуть вздёрнутый носик, учится на  четвёрки, любит покушать. Когда сидит за уроками, от усердия высовывает  язык. Она одна была одета не по­походному. Она общительна и весела. Умеет  хранить секреты и хочет стать настоящим изыскателем. Напрасно кое­кто  записывал её в тюфяки. (Соня.) б) Этот любопытный высокий мальчик воодушевил ребят на поиски портрета,  он серьёзный и важный, любит читать, его каша по­аргентински наверняка была бы вкусной, но девчонки всему помехой, потому­то он их недолюбливает.  (Витя Большой.) в) Её сравнивают с гордой красавицей. Она хрупкая, с огромными  задумчивыми глазами и большим белым капроновым бантом на затылке.  (Галя.) г) Это юркий, с облупившимся носом, костлявый, самый маленький турист. Он очень любит задавать невероятные вопросы, но, к счастью, не требует на них  © ООО «Баласс», 2013 5ответа. Ему разрешили понести настоящий геологический рюкзак, но даже это  не мешало ему мчаться за бабочкой или лезть в болото. (Перец.) д) Об этих парнях нельзя говорить отдельно, они самые ловкие, самые  быстроногие, черноволосые и черноглазые. Они легко могут разжечь костёр и  покажут себя настоящими рыцарями. А что до ссоры – то это ненадолго.  (Женя и Гена – близнецы.) 3.4. Обобщающая беседа. а) Кого из ребят и взрослых, героев повести, вы бы назвали настоящими  изыскателями? Почему? б) Может ли быть изыскателем человек, если профессия у него самая обычная  (например, детский врач)? в) Как вы думаете, для чего С. Голицын написал свою повесть? Только ли она  для детей? Какие главные мысли вы можете выделить? (Каждый, если постараться, может стать изыскателем. Взрослые должны  дружить с детьми, доверять им, уважать. Люди должны помогать друг другу.  Призывает детей сохранять прекрасное, учит жизни, самостоятельности.  Показывает, как много можно взять из книг...) 3.5. Рассказ учителя о С. Голицыне. Книга «Сорок изыскателей» – первая повесть писателя, но далеко не  последняя. В интереснейший поход по Владимирской области отправляется С. Голицын с ребятами из интерната – за берестяными рукописями. И появилась  повесть «За берёзовыми книгами». А увлекательную жизнь в летнем лагере он  описывает в повестях «Полотняный городок» и «Городок сорванцов». Он сам  был прекрасным воспитателем, работал в летнем лагере и установил там  четыре замечательных правила: «Всем всё можно». © ООО «Баласс», 2013 6«Ребята делают всё сами». «Опаздывать не более чем на 20 минут». «Взрослые никогда не ругают детей». А любители истории с интересом прочитают его повести «Сказание о белых  камнях» и «Сказание о земле Московской». (Учитель может найти  дополнительный материал о биографии С. Голицына в справочнике «Очерки о  детских писателях», выпуск 2. – М.: Баласс, 2002.) Сергей Михайлович Голицын принадлежит к потомкам старинного  московского дворянского рода, которые много сделали для обустройства  России. Ещё в детстве Серёжа Голицын мечтал стать писателем. Откуда в нём  такая тяга к литературе? Этому способствовала семейная обстановка: отец,  Михаил Владимирович Голицын, много сил отдавал организации земских  школ, приютов, больниц. Мать, Анна Сергеевна, очень талантливая женщина с  редким певческим даром, придумала домашние «чтения» по субботам. На  встречу с новой книгой собирались в просторной столовой, приходили соседи,  приезжали знакомые. Читали произведения классиков, и звучал красивый  голос отца. «Читал он прекрасно, – вспоминает будущий писатель об отце. – Тогда, когда  мне случалось перечитывать классиков, на иных страницах я вспоминаю даже  интонацию его, даже помню, как он произносил отдельные фразы». Серёжа Голицын вырос в атмосфере любви и уважения к литературному слову, сам с ранних лет стал пробовать писать и, наконец, окончил Высшие  литературные курсы. Впереди его ожидало писательское будущее. А какова же главная тема его книг? Для кого писать и о чём? Об этом можно догадаться по названиям его произведений. © ООО «Баласс», 2013 7– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали  своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Мы прочитали начало повести. Хочется ли читать дальше? Почему? – Можно ли предположить, как закончится повесть? Учитель может в заключение прочитать отрывок из последней главы  повести (см. ниже приложение). Он очень яркий и поэтичный. После  чтения можно предложить детям найти книгу С. Голицына и прочитать  её самостоятельно, чтобы узнать, как же удалось героям повести  отыскать портрет и раскрыть его тайну. Можно провести урок  внеклассного чтения по другим главам повести. – Как бы вы оценили свою работу? Ι V. Домашнее  задание. Задание 3 (с. 4) в «Тетради по литературному чтению» (письменно). Приложение к уроку 8 © ООО «Баласс», 2013 Из главы ХХI 8«Где же совсем горячо?» Я   вспомнил   детскую   игру:   «Холодно,   холодно!»,   «Теплее,   теплее!»   «Горячо,   горячо!».   Мы   прошли   через   сени   по коридору, мимо чулана с заветными сундуками, мимо другого чулана, через зал… Батюшки! «Совсем горячо» оказалось в моей и Сониной комнате! – Клещи! – кинул хозяин жене. Громадное зеркало­трюмо стояло против моей кровати. Мне оно ужасно надоело. Соня вечно вертелась перед ним. – Сюда подвинуть! Повернуть, – между тем командовал хозяин. В десять рук схватились мальчики за зеркало и повернули его задней стороной к нам. Мы увидели пыльное полотнище брезента, прибитое к обратной стороне трюмо. Штук двадцать гвоздиков с бумажными квадратиками намертво держали края брезента. Хозяин стал вытаскивать гвоздики один за другим, вытаскивал невыносимо медленно, клещи срывались. Левой рукой он придерживал брезент, чтобы полотнище не откинулось и мы не увидели бы раньше времени то, что было спрятано за брезентом. – Давайте я вам помогу! – выскочил Витя Большой. – Уйди! – огрызнулся хозяин. Наконец последний гвоздик упал. Хозяин быстрым движением руки сорвал брезент и отошёл. Мы увидели написанный на холсте большой портрет стройной, тоненькой девушки в сиреневом платье. И надпись различалась в правом нижнем углу: «Я не могу даже подписаться». Это был портрет Ирины Загвоздецкой. Она   присела   на   край   широкого   кресла,   обитого   темно­зелёным   с  золотом   атласом.  Её  обнажённые   смуглые   руки   с тонкими, розовыми у ногтей пальцами опёрлись на резные подлокотники кресла. Длинное светло­сиреневое шёлковое платье, обрамлённое у открытой шеи и на рукавах старинными желтоватыми кружевами, было туго стянуто у пояса и спускалось широкими складками на ковёр. Кончики крохотных туфелек чуть выглядывали из­под платья… Я внимательно и медленно разглядывал портрет. Тёмные волосы Ирины были заплетены в косы, свёрнутые кренделёчками, точно так, как порой их свёртывают нынешние девочки­школьницы старших классов. По­восточному смуглое лицо, высокий лоб, чёрные дуги бровей, тонкий, чуть неправильный   нос,   тонкие   полуоткрытые   губы,   точёный   подбородок…   Всё   это   создавало   неповторимую   гармонию. Просто невозможно было оторваться от портрета. – Прелесть как хороша! – прошептала за моей спиной Люся. © ООО «Баласс», 2013 9А глаза! Создатель портрета называл их полумесяцами. В Третьяковской галерее есть несколько особенных портретов – Брюллова, Иванова, Крамского, Репина… Каждый раз, когда я бываю, то подолгу стою перед этими произведениями, всматриваюсь в глаза тех женщин и тех девушек и всегда нахожу в них нечто новое. Про каждый протрет можно написать целую поэму – как любила, как страдала или радовалась та женщина или та девушка. Именно   такой   особенный   портрет   видел   я   сейчас,   портрет,   написанный,   несомненно,   выдающимся,   замечательным художником. Первое впечатление от него было: ох и плутовка, верно, эта юная худенькая девушка, почти девочка!! Набедокурила где­ то, что­то разбила или пролила и, спасаясь от строгой наставницы, убежала в эту комнату, присела на краешек кресла… Но, взглянув повнимательнее в её глаза, я увидел в них глубоко скрытую тайную печаль. А вглядевшись ещё раз, я уже ничего не замечал – ни её блистательного платья, ни её тонкого, изящного стана, а видел только бесконечно скорбные карие глаза­полумесяцы. – Почему она такая грустная? – шепнула Соня. – А какая она была несчастная и как рано умерла! – напомнила Галя. На девочек зашикали. Да, на такой портрет надо смотреть очень долго и молча, чтобы никто­никто не мешал. И все – взрослые и дети – стояли, смотрели, не проронив ни слова… © ООО «Баласс», 2013 1

Посмотрите также