Урок 32
Какие слова называются однокоренными?
Цель деятель- |
Создать условия для актуализации знаний учащихся о
признаках однокоренных слов, об одинаковом написании корня в однокоренных
словах; способствовать развитию умений распознавать однокоренные слова в
тексте |
Тип урока |
Постановка и решение учебных задач |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и
уровень владения компетенциями):
получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к
правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся:
писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки
знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных
текстов, проверять написанное, ориентироваться Метапредметные (критерии
сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать
учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные
представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои
достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения |
Фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная |
Образовательные |
1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Толковый словарь. 3. Интернет-ресурсы: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm |
Оборудование |
Доска, интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Окончание табл.
Наглядно- |
Запись элементов букв, выполненных заданий домашней работы, самостоятельной работы |
Основные понятия и термины |
Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов. Графическое обозначение корня. Слова с непроверяемыми написаниями |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и
раз-вивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Формируемые |
Проме- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Проверка домашнего задания |
Работа над упражнением с целью выявления умения |
– Что было задано на дом? Какие затруднения возникли
при выполнении домашнего задания? Проверим, как вы выполнили домашнее Проверка выполнения упражнения 72 (рабочая тетрадь). По поднебесью, братцы, медведь летит, Медведь летит, хвостом вертит, Ушками, лапками помахивает. Во когтях несет он коровушку, Черно-пеструю да белохвостую… |
Осуществляют проверку выполненных |
Фрон-тальная. Парная. Индиви-дуальная |
П
– владеют логическими действи-ями, навыками смыслового чтения текстов
различных стилей |
Правильно выполненные Запись |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Словарная работа: |
Проверка выполнения упражнения 73. Праздник, орех, альбом, понедельник, заря, погода, трактор, черный, пшеница, сорока, рисунок. «Лишнее» слово – черный (имя прилагательное). Проверка выполнения упражнения 77. Главная мысль стихотворных строк поэта «Кашу заварил» – говорили про человека, «Самому расхлебывать» – самому отвечать Проверка выполнения упражнения 106. Понедельник – первый день недели. Вторник – второй день недели. Среда – середина недели. – Прочитайте слово, записанное слева на с. 60
прописными буквами, про себя. Чем произно- – Это орфограммы «Безударная гласная в корне слова», «Парная согласная в корне слова». – Слово «вторник» – словарное. Необходимо |
Отвечают Внимательно слушают.
Выполняют |
|
вание
в соответ-ствии с задачами коммуникации Р
– владеют уме-ниями контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии К
– слушают сверстников Л
– проявляют |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
Произнесите слово орфографически. – Запишите это слово в тетради. Проверьте Аналогично проводится работа над словом – Дома заучите написание слова наизусть |
|
|
ницы своего знания и «незнания» |
|
II. Постановка |
Формулирование учебных задач |
– Откройте учебник на с. 61. Мы продолжаем – Сегодня на уроке повторим и систематизируем знания о признаках однокоренных слов, будем упражняться в распознавании однокоренных слов в тексте |
Внимательно слушают |
Фрон-тальная |
П
– извлекают Р
– осознают |
|
III. Минутка чисто-писания |
Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков,
овладение начертаниями букв, |
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. |
– Заглавной
|
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – владеют логическими действи-ями анализа, син-теза, сравнения. Р
– осознают |
Написание элементов букв с со-блюдением правил каллиграфии |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Расположите тетрадь правильно. Возьмите – Посмотрите и отметьте элементы, которые |
Выполняют |
|
|
|
IV. Повторение 1. Работа |
Работа над упражнением с целью актуализации знаний об однокоренных словах.
|
– Какие слова называются однокоренными?
– Найдите в учебнике на с. 61 упр. 107. Прочитайте стихотворные строки слева. Прочитайте слова в правом столбике. Что обозначает каждое слово? • Береза – лиственное дерево с белой
корой • Березняк – березовый лес. • Подберезовик – гриб, растущий под березой. – Что общего в лексическом значении этих слов?
– Как называется общая часть однокоренных слов, которая «хранит» это общее значение? – Как называются слова, записанные в правом столбике? – В прочитанном предложении найдите слова,
однокоренные словам из правого столбика. |
Ответы уча-щихся.
– Относятся – Корень.
– Однокоренные. – Береза, березонька. Слова имеют одина-ковый корень |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, используют
знаково-символи-ческие средства представления информации, Р
– осознают |
Признаки одноко- Графи- Списывание с печатного образца |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Чтение |
– Выполните письменное задание упражнения.
– Прочитайте определение. Скажите, какие слова называются однокоренными. – Обратите внимание, что корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково: |
и одно и то же значение. Выполняют
Внимательно слушают |
|
и контролируют учебные действия. К
– слушают сверстников Л – осознают границы своего знания и «незнания» |
|
2. Работа |
Составление одно- |
– Откройте рабочую тетрадь на с. 35. Найдите упр. 81. Соберите из данных частей однокоренные слова.
– Выполните письменное задание упражнения.
– Какой корень выделили в однокоренных |
– Рыбак, рыба, рыбка, рыбный, рыбонька, ры́бина, ры́бища. Выполняют – Корень |
Индиви-дуальная |
П
– владеют Р
– осознают Л – осознают границы своего знания и «незнания» |
Составление однокоренных слов. Графи- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3. Работа |
Упражнение в распознавании одно-коренных слов,
определении |
– Найдите в учебнике упр. 108. Прочитайте.
– Какой частью речи является каждое из них?
– Обратите внимание, что корень в однокоренных словах написан одинаково. – Выполните письменное задание упражнения |
– Грибы, грибной. У них – Грибы – Внимательно слушают. Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями,
используют Р
– осознают К
– слушают сверстников |
Распознавание однокоренных слов, определение частей речи |
4. Самостоятельная |
Подбор однокоренных слов, графическое обозначение |
1-й вариант:
Найдите в рабочей тетради 2-й вариант: Подберите и запишите к словам третьего и четвертого столбика однокоренные слова, выделите корень. |
Выполняют
|
Индиви-дуальная. Коллективная |
П – ориентируются на страницах учебного пособия, владеют логическими действиями, используют знаково-символические |
Подбор однокоренных слов. Графи- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
с. 35) |
Упражнения физкульт- |
– Проверим выполненные задания: 1-й вариант лес цвет лесной цветной лесник цветастый перелесок цветник лесок цветет 2-й вариант корм свет кормушка световой кормовой просвет кормит рассвет кормилица светит Физкультминутка |
Осуществляют проверку.
Выполняют движения физкультминутки |
|
средства. Р – осознают Л – осознают границы своего знания и «незнания» |
Выполнение упражнений |
5. Работа |
Работа над упражнением с целью определения одно- |
– Откройте в учебнике с. 62, найдите упр. 109. Прочитайте. – В какие группы можно объединить слова?
|
Выполняют – Солить, соль, соленый; сад, садовник, садовый; |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– ориентируются на страницах учебника, осуществляют логические действия, Р
– осознают |
Признаки однокоренных слов. Признаки частей Графи- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Являются ли слова каждой группы однокоренными? Почему?
– Какими частями речи являются слова первой группы?
– Выполните письменное задание упражнения |
синяк, синий, – Да. Одинаковый корень – Солить – глаг., соль – сущ., соле- Выполняют |
|
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. К
– слушают сверстников Л – осознают границы своего знания и «незнания» |
Списывание с печатного образца |
6. Работа с. 35, |
Работа над упражнением с целью определения одно- |
– В рабочей тетради на с. 35 найдите упр. 83. Прочитайте.
– Назовите «лишнее» слово в каждой группе слов. Объясните свой выбор.
– Назовите корень в первой группе слов. – Во второй группе слов. – В третьей группе слов. – В четвертой группе слов |
Выполняют – Часть, циркуль, репейник, масса. – Корень час-. – Корень цирк-. – Корень реп-. – Корень масл- |
Индиви-дуальная. Фрон-тальная |
П – осуществляют логические дей-ствия. Р – принимают учебную задачу. К
– излагают |
Признаки одноко-ренных слов |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7. Работа |
Работа над упражнением с целью определения сино-нимов, однокоренных слов |
– В учебнике на с. 62 найдите упр. 110. Прочитайте. Определите тип текста. – Найдите в тексте синонимы.
– Найдите в тексте однокоренные слова.
– Что называют словом «картошка»? – Слова «картошка» и «картофель» – это одно- – Какое из этих слов чаще употребляется в разговорной речи? – Выполните письменное задание упражнения |
– Повество- – Путь, – Картошка, картошечка. – Картофель. – Синонимы.
– Картошка.
Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – осуществляют логические дей-ствия. Р
– осознают К
– излагают Л – осознают границы своего знания и «незнания» |
Определение синонимов, однокоренных слов |
8. Словарная работа |
Работа над словом |
– Прочитайте слово, записанное на с. 60 про-писными буквами, про себя. Объясните значение слова «картофель». Картофель – 1. Огородное растение, овощ. – Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма «Безударная гласная в корне слова». – Слово «картофель» – словарное. Необходимо запомнить написание букв а и е в корне слова. Произнесите слово орфографически. |
Ответы уча-щихся.
Внимательно слушают. Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими операциями. Р
– принимают |
Запись |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Запишите это слово в тетради. Проверьте – Подберите однокоренные слова к слову
– Дома заучите написание слова наизусть. – Найдите в тексте упр. 110 другие слова |
– Картофельный, карто-
– Дорожку, |
|
К
– слушают |
|
V. Итог урока. Рефлексия деятельности |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная |
– Над какой темой работали на уроке? – Что такое однокоренные слова? – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: работа со словарем: выписать из словаря однокоренных слов в учебнике любую группу слов и указать, какой частью речи является каждое из однокоренных слов; учебник, с. 62, упр. 111 |
Отвечают |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р
– оценивают собственную Л
– проявляют интерес к предмету, стремятся |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.