Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Литературное чтение
Урок 83.
Тема раздела: «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…»
Тема: Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации,
ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Ход урока
1 2
Проверка домашнего задания.
Работа с текстом до чтения.
– Дома вы начали читать рассказ В. Драгунского. Какую работу с текстом вы
провели до начала чтения? Расскажите.
– Вы нашли ответ на вопрос, почему такое немного странное название у этого
рассказа? Кстати, а чем оно странное? (Существительное «горбушка» женского
рода, а прилагательное «независимый» почемуто стоит в форме мужского рода
– это грамматическая ошибка.)
– «Независимый» – это какой? Подберите синонимы. (Самостоятельный,
свободный.) А Петька Горбушкин действительно такой?
Формирование УУД,
ТОУУ
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы
в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
© ООО «Баласс», 2014
1II. Развитие
умений.
2 4 2 3 2 1 4
Работа с произведением.
Работа с текстом во время чтения.
1. Перечитывание частей 1 и 2.
После чтения части 1:
– Вам понравился такой вариант встречи? А вы бы как встретили любимого
писателя?
После чтения части 2:
– А для чего берут автографы у известных, знаменитых людей?
2. Первичное чтение частей 3, 4 (комбинированное чтение).
Текст рассказа не требует специальных комментариев, важно, чтобы
ребята прочувствовали его, эмоционально «прожили». Окончание рассказа
(c. 161) лучше прочесть учителю.
3. Беседа.
– Что особенно привело в восторг ребят, когда выступал писатель?
(Он интересно, великолепно читал, был очень обаятельный, ребята впервые
слушали настоящего «живого» писателя.)
– Почему писатель захотел закончить своё выступление?
– Что особенно тронуло писателя? Как ребята об этом догадались?
– А отчего волновался Горбушкин?
– Почему писатель рассердился на мальчика?
– Кто объяснил всё Ивану Владиславовичу? Почему Дениска решил это
сделать?
– Прочитайте строчки, которые объясняют заглавие рассказа.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий
на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
© ООО «Баласс», 2014
2– С каким чувством ушёл писатель?
– Как вы думаете, что он узнал о своих читателях? (Это весёлый, озорной,
добрый народ. Они любят и ценят хорошие книжки, чуткие люди…)
4. Перечитывание понравившихся фрагментов рассказа.
– Какой след оставила эта встреча в душе Дениски, других ребят? А в вашей?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
ΙΙΙ
. Итог.
– Как вы думаете, почему этот рассказ включён в раздел «Наполним музыкой
сердца…», ведь в нём ничего не говорится о музыке? (Авторы более широко
понимают смысл этого названия: не только музыка, но и вообще искусство
обладает удивительной способностью «наполнять сердца», влиять на людей – на
их души и ум, на их чувства и мысли. Этой же силой влияния обладает и
искусство слова – литература.)
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Ι
V. Домашнее
задание.
Письменная творческая работа по выбору: написать письмо своему любимому
писателю или сочинение «Что я представляю, слушая музыку».
© ООО «Баласс», 2014
3© ООО «Баласс», 2014
4