ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном ( русском языке)» для 4 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по литературному чтению (Примерные программы начального общего образования. М.: Просвещение.) и авторской программы (Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. М.: Просвещение. 2011 г.), а также планируемых результатов начального общего образования. Планируемое количество часов за год -34 (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета
Истоки литературного творчества.
Загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки. Былина «Вольга Святославович», Из «Повести временных лет» Повесть о Никите Кожемяке, русская народная сказка «Подземные царства», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
О Родине, о подвигах, о славе
Вениамин Каверин «Кнопка», Сергей Алексеев «Шуба», Митяев Анатолий Васильевич «Мешок овсянки», Константин Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»,
Жить по совести, любя друг друга.
Михаил Зощенко «Бабушкин подарок», Виктор Юзефович. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй». «Хитрый способ».
Литературная сказка.
Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев», Сергей Аксаков «Аленький цветочек."
Великие русские писатели.
Сергей Есенин «Песнь о собаке», Афанасий Фет «Колокольчик», «Дождливое лето», Самуил Маршак «Кошкин дом» (Пьеса)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).
Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).
Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 4 класса у обучающегося будут сформированы:
Обучающиеся 4 класса получат возможность научиться:
Метапредметные результаты
Универсальные УУД
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
Круг детского чтения
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
Уровни освоения программ начального общего образования.
Базовый уровень (обучающийся научится):
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· самостоятельно выбирать и читать книги;
· высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
· определять содержание книги по заглавию, аннотации;
· находить в словаре значение неизвестного слова.
Возможный уровень (обучающийся получит возможность научиться):
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения работать с тематическим каталогом;
• работать с детской периодикой;
создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
Тематическое планирование
№ |
Тематические разделы |
Количество часов |
1. |
Истоки литературного творчества |
10ч |
2. |
О Родине, о подвигах, о славе |
5ч |
3. |
Жить по совести, любя друг друга |
4ч |
4. |
Литературная сказка |
7ч |
5. |
Великие русские писатели |
8ч |
|
Всего |
34часа |
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском языке)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Вид и формы контроля |
Основные виды деятельности обучающихся |
Планируемые результаты |
Дата проведения |
||||
Метапредметные |
Предметные |
план |
факт |
|||||||
|
||||||||||
Истоки литературного творчества (10ч) |
|
|||||||||
1. |
Загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки |
1 |
Урок рефлексии |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и и поговорки по темам. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч. Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине. Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Распределять роли. Инсценировать произведение. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвовать в работе группы. Находить необходимый материал для подготовки сценария. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
|
Участвуют в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному. |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Объяснять смысл пословиц. |
|
|
|
|
2. |
Былина «Вольга Святославович» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; |
Сравнение, сборник. Подписать фотографии, используя фразы из «Народных примет»
|
|
|
|
||
3. |
Былина «Вольга Святославович» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
|
|
|
||||
4. |
Из «Повести временных лет» «Повесть о Никите Кожемяке» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
|
|
|
||||
5. |
Из «Повести временных лет» «Повесть о Никите Кожемяке» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
|
Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине. Былина Работа в паре: составление сочинения по картине. |
|
|
|
||
6. |
Русская народная сказка «Подземные царства» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
Коллективно обсуждают прочитанное;
|
Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. |
|
|
|
||
7. |
Русская народная сказка «Подземные царства» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
|
|
|
||||
8. |
Русская народная сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
|
|
|
||||
9. |
Русская народная сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
|
|
|
||||
10. |
Обобщение по разделу |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
Определение основной и второстепенной информации; |
Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. |
|
|
|
||
О Родине, о подвигах, о славе (5ч) |
|
|||||||||
11 |
Вениамин Каверин «Кнопка» |
1 |
Урок рефлексии |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
Построение речевых высказываний в устной и письменной форме; |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг. Объяснять смысл пословиц. |
|
|
|
|
12 |
Сергей Алексеев «Шуба» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
Построение речевых высказываний в устной и письменной форме; . |
Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. |
|
|
|
||
13
|
Митяев Анатолий Васильевич «Мешок овсянки» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; |
Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. |
|
|
|
||
14 |
Константин Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
|
|
|
||||
15
|
Обобщение по разделу |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения..
|
|
|
|
||
Жить по совести, любя друг друга (4ч). |
|
|||||||||
16 |
Михаил Зощенко «Бабушкин подарок» |
1 |
Урок рефлексии |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение.
|
Выбирают нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста; Коллективно обсуждают прочитанное, высказывают своё суждение в группе или паре |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. |
|
|
|
|
17 |
Виктор Юзифович Драгунский «Третье место в стиле батерфляй» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы |
Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным |
|
|
|
||
18 |
Виктор Юзифович Драгунский «Хитрый способ» |
1 |
Урок рефлексии |
Учатся видеть средства художественной выразительности. Учатся сочинять загадки. |
Сравнение стихотворений. Знакомство с произведениями о зиме поэтов. |
|
|
|
||
19 |
Обобщение по разделу |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Рассуждать о том, какие качества, прежде всего, ценятся в людях. |
|
|
|
||
Литературная сказка (7ч) |
|
|||||||||
20 |
Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение Составлять каталог на определённую тему. Составлять аннотацию к книге. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом)
|
Осмысливают понятия литературная сказка. Сравнивают сказки: героев, события. |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку.
|
|
|
|
|
21 |
Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев» |
|
Урок «открытия» новых знаний |
|
|
|
||||
22 |
Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев» инсценировка |
|
Урок «открытия» новых знаний |
|
|
|
||||
23 |
Сергей Аксаков «Аленький цветочек» |
|
Урок «открытия» новых знаний |
|
|
|
||||
24 |
Сергей Аксаков «Аленький цветочек» |
1 |
Урок рефлексии |
Находят слова, которые помогают представить картины, изображённые автором;
|
Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. . |
|
|
|
||
25 |
Сергей Аксаков «Аленький цветочек» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
|
|
|
||||
26 |
Обобщение по разделу |
1 |
Урок рефлексии |
|
|
|
||||
Великие русские писатели (8ч) |
|
|||||||||
27 |
Стихотворения и сказки.
Сергей Есенин «Песнь о собаке» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение Называть изученные произведения А.с. Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки.. Сравнивать литературные сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Выбирать стихи для выразительного чтения. Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Читать вслух и про себя. Сравнивать произведения живописи и литературы. Составлять рассказ по картине Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов. Сравнивать произведения живописи и литературы. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Пересказывать тексты подробно и кратко. Распределять роли. Инсценировать произведение. Готовить экскурсию по материалам содержания раздела.
|
Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения. |
Чтение стихотворений. Отвечают на вопросы и задания из учебника. Средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. |
|
|
|
|
28 |
Афанасий Фет «Колокольчик» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Называть изученные произведения Читать наизусть понравившиеся произведения. Читать вслух и про себя. Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.
|
|
|
|
||
29 |
Афанасий Фет «Дождливое лето» |
1 |
Урок «открытия» новых знаний |
|
|
|
||||
30 |
Самуил Маршак «Кошкин дом» (пьеса) |
1 |
Урок рефлексии |
|
|
|
||||
31 |
Самуил Маршак «Кошкин дом» (пьеса) |
1 |
Урок рефлексии |
|
|
|
||||
32 |
Самуил Маршак «Кошкин дом» (пьеса) |
1 |
Урок рефлексии |
|
|
|
||||
33 |
Самуил Маршак «Кошкин дом» (пьеса) |
1 |
Урок рефлексии |
|
|
|
||||
34 |
Обобщение по разделу |
1 |
Урок рефлексии |
Выясняют авторское отношение к изображаемому. Дополняют содержание текста. Оценивают поступки героев. |
Чтение литературных произведений. Сочувствие, сопереживание |
|
|
|
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.