Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе компонента государственного стандарта основного общего образования, ориентирована на учащихся 9 коррекционных классов VII вида, и реализуется на основе следующих документов:
В специальных коррекционных классах VII вида обучаются дети с отклонениями в развитии, для определения которых используют термин задержка психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.
К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по физике, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования.
Как уже было отмечено, до настоящего времени не разработаны государственные программы по физике для специальных коррекционных классов VII вида. Нормативной основной организации обучения является обязательный минимум содержания основного общего образования по физике и разработанная на его основе Примерная программа основного общего образования.
С учетом особенностей учащихся классов спецкоррекции и существующих рекомендаций для коррекционных классов, планами предусмотрены вводные уроки, резервные часы для повторения слабо усвоенных тем и решения задач, в курсе изучения физики в 9 классе включены уроки повторения наиболее важных тем 7-8 классов.
На изучение тем Основы кинематики, Основы динамики, Законы сохранения, Механические колебания и волны отводится соответственно 24, 24, 6, 8 ч.
Увеличивается время на решение задач по темам Равноускоренное движение, Свободное падение, что способствует более прочному усвоению основных формул; решение задач по первому и второму законам Ньютона (+2 ч); проведение лабораторной работы «Определение жесткости пружины> требует предварительной подготовки из-за ее сложности и объемности; на изучение вопроса Закон сохранения импульса (+1 ч) и на решение соответствующих задач (до 2 ч для детального разбора каждого случая); на изучение темы Закон сохранения полной механической энергии (2 ч).
В ознакомительном плане изучаются такие темы (вопросы), как Положение тела в пространстве, Система отсчета и Перемещение — по курсу математики к этому времени еще недостаточно отработано понятие «вектор»; Графическое представление движения — из-за затруднений в чтении графиков; Относительность движения — с учетом недостаточности пространственных представлений у учащихся; Сила всемирного тяготения, Постоянная всемирного тяготения — знание формулы Р=γ m1 m2 / v2 обязательно для всех учащихся, сильные ученики должны уметь ее объяснить; Вес тела, движущегося с ускорением вверх, вниз; Ра-бота, совершаемая силами, приложенными к телу, и изменение его скорости; Работа силы трения и механическая энергия; Свободные и затухающие колебания — учащиеся испытывают затруднения в восприятии этого материала, в чтении соответствующих графиков; Период в колебательном движении — лабораторная работа проводится со всем классом.
Изучать обзорно предлагается следующие вопросы: Перемещение при равноускоренном движении — в целом этот материал объемен и труден для понимания учащихся с ЗПР, особенные сложности связаны с выведением формулы, но ее знание необходимо; Криволинейное движение — школьников затрудняет работа с векторами, они плохо усваивают понятия «период», «частота», однако знакомство с этой темой важно в плане осуществления межпредметных связей с трудовым обучением; Вес тела, Невесомость; Работа силы упругости, Потенциальная энергия упругодеформированного тела — решение задач по данной теме предлагается только сильным ученикам.
Исключены из изучения такие вопросы, как Проекции векторов и действия над ними; Движение тела под действием нескольких сил (здесь сложны и построение, и переход от векторной формы математической записи уравнения движения к скалярной); в теме Энергия тела в колебательном движении исключается весь математический аппарат: формула энергии не рассматривается.
В IX классе по лабораторному практикуму планируется 5 двухчасовых работ.
Цели и задачи курса.
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
ñ освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
ñ овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
ñ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
ñ воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
ñ применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Важными коррекционными задачами курса физики в классах коррекционно-развивающего обучения являются:
ñ развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
ñ нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
ñ формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
ñ развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
ñ развитие общеучебных умений и навыков.
Содержание курса.
Предлагаемое тематическое планирование разработано применительно к примерной программе основного общего образования по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений и на основе регионального базисного учебного плана основного общего образования по физике для учителей, использующих в работе учебники линии А.В. Перышкин, Е.М. Гутник из расчета 2 часа в неделю (68 часов в год)
Законы взаимодействия и движения тел (25 часов)
1. Основы кинематики (9 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
1. Равномерное прямолинейное движение
2. Равноускоренное движение
Лабораторные работы.
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
2. Основы динамики ( 12 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
1. Относительность движения
2. Явление инерции
3. Второй закон Ньютона
4. Третий закон Ньютона
5. Свободное падение тел в трубке Ньютона
6. Направление скорости при равномерном движении по окружности
3.Законы сохранения в механике ( 4 часа)
Обязательный демонстрационный эксперимент
1. Закон сохранения импульса
2. Реактивное движение
Механические колебания и волны. Звук
(8 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
1. Механические колебания
2. Зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза
3. Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити
4. Превращение энергии при механических колебаниях
5. Механические волны
6. Звуковые колебания
7. Условия распространения звука
Лабораторная работа.
1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины
Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны
(16 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
1. Электромагнитная индукция
2. Правило Ленца
3. Самоиндукция
4. Электромагнитные колебания
5. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле
6. Устройство генератора переменного тока
7. Устройство трансформатора
8. Передача электрической энергии
9. Свойства электромагнитных волн
10. Принципы радиосвязи
11. Дисперсия белого света
Лабораторные работы.
1. Изучение явления электромагнитной индукции
Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления
( 16 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
1. Модель опыта Резерфорда
2. Наблюдение линейчатых спектров излучения
3. Наблюдение треков в камере Вильсона
4. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц
Лабораторные работы.
1. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
(2ч. в неделю,всего 68 часов,)
№ |
Тема урока |
Кол. час. |
Работа в классе |
Домашнее задание |
Дата план. |
Дата факт. |
||||
I.Законы взаимодействия и движения тел (22 часов)
|
||||||||||
1 |
Материальная точка. Система отсчета. Инструктаж по ТБ |
1 |
§1 упр.1 |
Воп.§1 |
|
|
||||
2 |
Перемещение, путь, траектория. |
1 |
§2 упр.2 |
Воп.§2 |
|
|
||||
3 |
Определение координаты движущегося тела. Прямолинейное равномерное движение. |
1 |
§3 упр.3 |
Воп.§3
|
|
|
||||
4 |
Перемещение при прямолинейном равномерном движении. |
1 |
§4 упр.4 |
Воп.§4 |
|
|
||||
5 |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. |
1 |
§5 упр.5 |
Воп.§5
|
|
|
||||
6 |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. |
1 |
§6 упр.6 |
Воп.§6
|
|
|
||||
7 |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. |
1 |
§7 упр.7 |
Воп.§7 |
|
|
||||
8 |
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. |
1 |
§8 упр.8 |
Воп.§8 |
|
|
||||
9 |
Контрольная работа №1 на тему «Законы взаимодействия и движения тел». |
1 |
|
|
|
|
||||
10 |
Относительность движения. |
1 |
§9 упр.9 |
Воп.§9 |
|
|
||||
11 |
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. |
1 |
§10 упр.10 |
Воп.§10 |
|
|
||||
12 |
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. |
1 |
§11,12 упр.11,12 |
Воп.§11,12 |
|
|
||||
13 |
Свободное падение тел. |
1 |
§13 упр.13 |
Воп.§13 |
|
|
||||
14 |
Решение задач. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. |
1 |
§14 упр.14 |
Воп.§14 |
|
|
||||
15 |
Инструктаж по ТБ .Лабораторная работа №1 по теме «Измерение ускорения свободного падения». |
1 |
|
|
|
|
||||
16 |
Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. |
1 |
§15,16 упр.15,16 |
Воп.§15,16 |
|
|
||||
17 |
Прямолинейное и криволинейное движение. |
1 |
§18 упр.17 |
Воп.§18 |
|
|
||||
18 |
Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью |
1 |
§19 упр.18 |
Воп.§19 |
|
|
||||
19 |
Решение задач «Криволинейное движение» |
1 |
|
|
|
|
||||
20 |
Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. |
1 |
§20,21 упр.19,20 |
Воп.§20,21 |
|
|
||||
21 |
Реактивное движение. Ракеты. Вывод закона сохранения механической энергии. |
1 |
§22,23 упр.21,22 |
Воп.§22,23 |
|
|
||||
22 |
Контрольная работа №2 на тему «Динамика». |
1 |
|
|
|
|
||||
II. Механические колебания и волны (14 часов) |
||||||||||
23 |
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник |
1 |
§24,25 упр.23 |
Воп.§24,25 |
|
|
||||
24 |
Величины, характеризующие колебательное движение. |
1 |
§26 упр.24 |
Воп.§26 |
|
|
||||
25 |
Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №2 по теме «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины». |
1 |
|
|
|
|
||||
26 |
Гармоническое колебания. |
1 |
§27 |
Воп.§27 |
|
|
||||
27 |
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. |
1 |
§28,29 упр.25,26 |
Воп.§28,29 |
|
|
||||
28 |
Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны. |
1 |
§30,31 упр.27 |
Воп.§30,31 |
|
|
||||
29 |
Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. |
1 |
§32,33 упр.28 |
Воп.§32,33 |
|
|
||||
30 |
Решение задач «Длина волны» |
1 |
|
|
|
|
||||
31 |
Источники звука. Звуковые колебания. |
1 |
§34 упр.29 |
Воп.§34 |
|
|
||||
32 |
Высота и тембр звука. |
1 |
§35 упр.30 |
Воп.§35 |
|
|
||||
33 |
Громкость звука. Распространение звука. |
1 |
§36,37 упр.31 |
Воп.§36,37 |
|
|
||||
34 |
Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. |
1 |
§38,39 упр.32 |
Воп.§38,39 |
|
|
||||
35 |
Контрольная работа №3 на тему «Механические колебания и волны.Звук». |
1 |
|
|
|
|
||||
36 |
Звуковой резонанс. Интерференция звука. |
1 |
§40,41 |
Воп.§40,41 |
|
|
||||
III.Электромагнитное поле (19 часов) |
||||||||||
37 |
Магнитное поле и его графическое изображение. |
1 |
§42 упр.33 |
Воп.§42 |
|
|
||||
38 |
Неоднородное и однородное магнитное поле. |
1 |
§43 упр.34 |
Воп.§43 |
|
|
||||
39 |
Направление тока и направление линий его магнитного поля. |
1 |
§44 упр.35 |
Воп.§44 |
|
|
||||
40 |
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. |
1 |
§45 упр.36 |
Воп.§45 |
|
|
||||
41 |
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. |
1 |
§46,47 упр.37,38 |
Воп.§46,47 |
|
|
||||
42 |
Явление электромагнитной индукции. |
1 |
§48 упр.39 |
Воп.§48 |
|
|
||||
43 |
Лабораторная работа №3 по теме «Изучение явления электромагнитной индукции». |
1 |
|
|
|
|
||||
44 |
Направление индукционного тока. Правило Ленца. |
1 |
§49 упр.40 |
Воп.§49 |
|
|
||||
45 |
Явление самоиндукции. |
1 |
§50 упр.41 |
Воп.§50 |
|
|
||||
46 |
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. |
1 |
§51 упр.42 |
Воп.§51 |
|
|
||||
47 |
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. |
1 |
§52,53 упр.43,44 |
Воп.§52,53 |
|
|
||||
48 |
Контрольная работа №4 на тему «Электромагнитное поле». |
1 |
|
|
|
|
||||
49 |
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. |
1 |
§54,55 упр.45,46 |
Воп.§54,55 |
|
|
||||
50 |
Принципы радиосвязи и телевидения. |
1 |
§56 упр.47 |
Воп.§56 |
|
|
||||
51 |
Интерференция света. Электромагнитная природа света. |
1 |
§57,58 |
Воп.§57,58 |
|
|
||||
52 |
Преломление света. Физический смысл показателя преломления. |
1 |
§59 упр.48 |
Воп.§59 |
|
|
||||
52 |
Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. |
1 |
§60,61 упр.49,50 |
Воп.§60,61 |
|
|
||||
54 |
Типы оптических спектров. Спектральный анализ. |
1 |
§62,63 |
Воп.§62,63 |
|
|
||||
55 |
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. |
1 |
§64 |
Воп.§64 |
|
|
||||
IV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (11 часов) |
||||||||||
56 |
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда. |
1 |
§65,66 |
Воп.§65,66 |
|
|
||||
57 |
Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. |
1 |
§67,68 упр.51 |
Воп.§67,68 |
|
|
||||
58 |
Открытие протона. Открытие нейтрона. Инструктаж по ТБ . Лабораторная работа №4 « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» |
1 |
§69,70 упр.52 |
Воп.§69,70 |
|
|
||||
59 |
Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. |
1 |
§71 упр.53 |
Воп.§71 |
|
|
||||
60 |
Контрольная работа №5 на тему «Строение атома и атомного ядра» |
1 |
|
|
|
|
||||
61 |
Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. |
1 |
§72,73 упр54 |
Воп.§72,73 |
|
|
||||
62 |
Деление ядер урана. Цепная реакция. |
1 |
§74,75 |
Воп.§74,75 |
|
|
||||
63 |
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. |
1 |
§76 |
Воп.§76 |
|
|
||||
64 |
Атомная энергетика. |
1 |
§77 |
Воп.§77 |
|
|
||||
65 |
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. |
1 |
§78 |
Воп.§78 |
|
|
||||
66 |
Термоядерная реакция. |
1 |
§79 |
Воп.§79 |
|
|
||||
Повторение ( 2 часа) |
||||||||||
67 |
Повторение. Законы взаимодействия и движения тел. |
1 |
|
|
|
|
||||
68 |
Повторение. Механические колебания и волны. Звук. |
1 |
|
|
|
|
||||
Требования к уровню подготовки выпускников,
обучающихся по данной программе.
знать и понимать:
ñ смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.
ñ смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.
ñ смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.
Уметь:
ñ описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,
ñ использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.
ñ представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.
ñ выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ.
ñ приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений.
ñ решать задачи на применение изученных законов.
ñ использовать знания и умения в практической и повседневной жизни.
ñ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.